Чем отличаются свечи зажигания для двухтактных двигателей от четырехтактных
Свечи для калильных двигателей
#1 KeepSmile
Активный участник форума

- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург
Сидел сегодня утро на работе но без работы. Изучал бездну интернета по свечам для калилок.
Накопились вопросы, на которые бездна не ответила:
1. Когда я запускал весной свою первую двухтактную калилку, ув.п. Redbaronoff вытащил из кармана «горячую» свечу и посоветовал вкрутить ее и никогда больше не вынимать.
Бездна говорит, что:
Для нефорсированных двигателей нужны более горячие свечи,
Чем холоднее погода, тем нужны более горячие свечи, вплоть до подогрева двигателя феном перед запуском.
Означает ли это, что мне как неспортсмену, никогда не понадобятся «холодные» свечи, или реальность все-таки сложнее?
Как можно определить, что при данной погоде свечу надо менять и в какую сторону?
2. Чем отличаются свечи для двухтактных и четырехтактных двигателей? По картинкам кажется, что у «четырехтактных» корпус длиннее, значит наверное, длиннее сама спираль и больше полость, в которой она стоит. Одинаковая ли у них посадочная резьба?
3. Делятся ли четырехтактные свечи на холодные-горячие? А то на Башне у каждой фирмы по одной четырехтактной свече.
4. Что будет, если свечи перепутать?
- Наверх
#2 Goscha
Активный участник форума

- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург
1. «Redbaronoff» правильно посоветовал
«Бездна» много чего говорит, но существует взаимосвязь между степенью сжатия, типом свечи и содержанием нитрометана в топливе.
Процесс разогрева двигателя в холодную погоду не имеет отношения к свече. Необходимым условием запуска двигателя является наличие паров топлива.
Смотрим совет от «Redbaronoff»
2. В Вашем вопросе есть ответ — поддержание накала спирали производится теплом, выделяющимся при горении топлива в цилиндре, следовательно чем реже процесс горения, тем большей теплоёмкостью должна обладать спираль.
С четырехтактными дела не имел.
- Наверх
#3 Yury

- Город: СПБ
Добавлю по 2 пункту.
Не только теплом, но ещё и каталитическим процессом, возможно даже в большей степени.
- Наверх
#4 redbaronoffff

- Пол: Мужчина
- Город: Гатчина
- Наверх
#5 Goscha
Активный участник форума

- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург
Добавлю по 2 пункту.
Не только теплом, но ещё и каталитическим процессом, возможно даже в большей степени.
Юра, всё правильно, идёт реакция окисления (горение в нашем случае), в присутствии катализатора с содержанием Pt . Этим ведает наука физическая химия или просто физмимия.
- Наверх
#6 KeepSmile
Активный участник форума

- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург
«Чем холоднее погода, тем нужны более горячие свечи» — полная чушь.К погоде ни какого отношения не имеет.
Не буду искать заново эту ссылку, поверь на слово, что я это не сам придумал.
Собственно, почему я полез в субботу изучать теорию. В пятницу обкатывал двигатель OS LA 15 для вондера (красивая, кстати, самолетка получается, хорошо, что его у меня не купили).
Двигатель пришел со свечой OS A5. По твоим заветам я сразу вкрутил свечу Turnigy #3 — горячую. Двигатель обкатал, все ОК. А потом начал баловаться — вкрутил «родную» OS A5, потом OS #8.
И не почувствовал никакой разницы.
Собственно, остались вопросы простые: Одинаковая ли резьба на двух и четырехтактных свечах и можно ли их перепутать? Если резьба разная — больше вопросов нет.
Что будет, если их перепутать? Помнится, ты наотрез отказался использовать 2Т свечку на 4Т двигателе.
- Наверх
#7 redbaronoffff

- Пол: Мужчина
- Город: Гатчина
- Наверх
#8 monitor

- Пол: Мужчина
- Город: Гатчина
Если не спортивный мотор и не автомодельный вкручивай кс-2 и будет счастье и нетрухи 15%
- Наверх









Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей
Зазор и другие параметры свечи
Основные параметры, которые нужно знать покупателю:
- диаметр резьбы, которая вкручивается в цилиндр;
- длина этой резьбы (в просторечие юбки или рубашки);
- зазор между центральным токонесущим сердечником и боковым электродом (массой), между которыми образуется искра.
Точный зазор для каждой модели бензопилы указан в Инструкции по эксплуатации. У разных моделей он колеблется в примерных пределах 0,45 — 0,55 мм.
Есть и другие параметры. Например, шаг резьбы. Но он стандартизирован для всех свечей такого типа (М10х1) и при покупке над ним не задумываются.
Есть параметры напряжения на свече. Они огромны, от 10 до 20 тысяч Вольт и выше. Их учитывают производители для расчета изоляторов и т.д. Пользователю точное напряжение знать не обязательно.
Важно помнить, что при касании свечного контакта или электрода свечи при рывке стартера можно получить очень ощутимый удар электротока. Убить он не может, потому что при высоком напряжении у тока зажигания маленькая сила, которая измеряется в микроамперах. Однако бьёт весьма ощутимо.
Свечи зажигания для ПЛМ (2т)
- Авторизуйтесь для ответа в теме
#1 gera.ag
Дата регистрации: 01-Июль 14

- Город: Барнаул. п.Южный
У меня такой вопрос. У меня есть две иридиевых свечки от авто. Можно их поставить на мотор сделав зазор 1.5мм Мотор Меркури 15. За раннее спасибо.
- Наверх
#2 Лохматый
Дата регистрации: 20-Март 16

- Город: Барнаул
У меня такой вопрос. У меня есть две иридиевых свечки от авто. Можно их поставить на мотор сделав зазор 1.5мм Мотор Меркури 15. За раннее спасибо.
Я так понимаю, двигатель 2T? У такого двигателя должны быть свечи NGK BP8HS-15. Или аналоги по кроссам. Не рекомендую ставить свечи с неопределенными характеристиками. При неблагоприятном варианте возможно прогорание поршня, разрушение перегородок поршневых колец, двухтактные двигатели чувствительны к калильному числу и другим характеристикам свечей. Как и к октановому числу топлива.
- gera.ag это нравится
- Наверх
#3 gera.ag
Дата регистрации: 01-Июль 14

- Город: Барнаул. п.Южный
Я так понимаю, двигатель 2T? У такого двигателя должны быть свечи NGK BP8HS-15. Или аналоги по кроссам. Не рекомендую ставить свечи с неопределенными характеристиками. При неблагоприятном варианте возможно прогорание поршня, разрушение перегородок поршневых колец, двухтактные двигатели чувствительны к калильному числу и другим характеристикам свечей. Как и к октановому числу топлива.
Здравствуйте! Еще один небольшой вопросик. Как-то в Трофее моих свечей NGK BP8HS-15 не было, дали свечи NGK BP8HS-10, сказали то-же самое, разница в зазоре электродов. Так-ли это ?
- Наверх
#4 Лохматый
Дата регистрации: 20-Март 16

- Город: Барнаул
Здравствуйте! Еще один небольшой вопросик. Как-то в Трофее моих свечей NGK BP8HS-15 не было, дали свечи NGK BP8HS-10, сказали то-же самое, разница в зазоре электродов. Так-ли это ?
Необходимо вручную выставить зазор между электродами в 1.5 мм, правда расстояние до загиба бокового электрода будет все-равно меньше. Лучше все-таки найти свечи NGK BP8HS-15.
- Наверх
#5 Chaynic
Дата регистрации: 23-Июнь 14

- Город: Барнаул
правда расстояние до загиба бокового электрода будет все-равно меньше
- Наверх
#6 Лохматый
Дата регистрации: 20-Март 16

- Город: Барнаул
Какое расстояние меньше А или Б?
Еще вопросы есть?
Прикрепленные изображения
- Сан Саныч, Паха и Fill это нравится
- Наверх
#7 Chaynic
Дата регистрации: 23-Июнь 14

- Город: Барнаул
- Дим. и gera.ag это нравится
- Наверх
#8 Лохматый
Дата регистрации: 20-Март 16

- Город: Барнаул
Это не вызов, свою позицию я уже определил выше: В данной теме смысл не в том, чтобы раскрутить чей-то магазин или сервис. А в том, чтобы помочь людям, у которых есть проблемы с моторами или вопросы по технической части. Советы могут давать и другие люди, разбирающиеся в технике, никто этого не запрещал вроде.
По поводу зазоров сейчас накидаю несколько эскизов. Разница будет, конечно минимальная, в зазорах, но мое утверждение чисто математически подтвердит. Уйдет некоторое время на выкладывание эскизов.
- ФокС, Вовчик и Santila это нравится
- Наверх
#9 Chaynic
Дата регистрации: 23-Июнь 14

- Город: Барнаул
В данной теме смысл не в том, чтобы раскрутить чей-то магазин или сервис.
Это явная паранойя, я сейчас спорю только за себя лично, и мне пофиг все сервисы и магазины. А что бы зря не рисовать схем, надо один (а лучше не один) раз взглянуть откуда до куда пробивает искра, там сразу станет понятно что расстояние Б, там вообще не при делах.
- Наверх
#10 Лохматый
Дата регистрации: 20-Март 16

- Город: Барнаул
Искра бьет по наикротчайшему расстоянию. Нам необходим зазор равный расстоянию от точки А до Б. Проводим линию по радиусу с данным зазором.
Прикрепленные изображения
- Наверх
#11 Лохматый
Дата регистрации: 20-Март 16

- Город: Барнаул
Необходимый зазор между точками X и Y образуется загибом бокового электрода под прямым углом в точках A, B, C и D.
Прикрепленные изображения
- Наверх
#12 Лохматый
Дата регистрации: 20-Март 16

- Город: Барнаул
Если пытаться увеличить зазор, разгибая боковой электрод, на практике получается следующая картина.
Т.е. боковой электрод пересекает линию радиуса необходимого зазора.
Рисунки конечно грубые, от руки. Только чтобы принцип понятен был.
Прикрепленные изображения
- Mitrich и Morozzz это нравится
- Наверх
#13 Дим.
Дата регистрации: 28-Июнь 14

- Город: Барнаул
Если пытаться увеличить зазор, разгибая боковой электрод, на практике получается следующая картина.
Т.е. боковой электрод пересекает линию радиуса необходимого зазора.
Рисунки конечно грубые, от руки. Только чтобы принцип понятен был.
Схемы грубые, пропорции не соблюдены. Свечи абсолютно одинаковые по характеристикам, и отличаются только зазором между электродами. Серёга(Chaynic) прав, отгиб бокового электрода на пол миллиметра, на правильность работы свечи ни как не повлияет.
Сообщение отредактировал Дим. 01 Апрель 2016 — 09:07
- нордик300, gera.ag и Нед это нравится
- Наверх
#14 нордик300
Дата регистрации: 27-Июнь 14

- Город: Из степных краев , однако .
Если пытаться увеличить зазор, разгибая боковой электрод, на практике получается следующая картина.
Т.е. боковой электрод пересекает линию радиуса необходимого зазора.
Рисунки конечно грубые, от руки. Только чтобы принцип понятен был.
В точных науках , если помните , есть такое выражение : — Эти значения ничтожны , ими можно просто пренебречь .. И Сергей (Chaynic) и Дим абсолютно правы .. ИМХО , конечно .
- Наверх
#15 Джексон 79
Дата регистрации: 28-Октябрь 14

- Город: Барнаул
- ФокС, Vovan, kroHA22 и 4 другим это нравится
- Наверх
#16 Лохматый
Дата регистрации: 20-Март 16

- Город: Барнаул
Схемы грубые, пропорции не соблюдены. Свечи абсолютно одинаковые по характеристикам, и отличаются только зазором между электродами. Серёга(Chaynic) прав, отгиб бокового электрода на пол миллиметра, на правильность работы свечи ни как не повлияет.
Свечи зажигания необходимы для воспламенения смеси из воздуха и топлива в различных тепловых двигателях. Процесс поджога данной смеси прост: при помощи электрического заряда (обычно его напряжение равно несколько десятков тысяч вольт), который возникает между электродами расположенными на свече, при каждом цикле (в конкретный промежуток работы двигателя) происходит срабатывание свечи и соответственно поджог горючего. А зазор в свечах зажигания – это расстояние между электродами (боковым и центральным).
Расстояние между зазором на свечах зажигания.
Большой зазор положительно влияет на процесс воспламенения топлива. Это происходит из-за того, что очень много воздушно-топливной смеси попадает между контактами свечи, тем самым увеличивая вероятность поджога. Но, к сожалению, есть и минус, который выражается в большей вероятности обрыва искры (при этом двигатель троит, слышны хлопки в выхлопной системе). Это происходит из-за нехватки энергии катушки, которой необходимо пробить большее расстояние при большой частоте работы свечи.
В случае маленького зазора искра окажется очень короткой и очень мощной. Это может быть проблемой, так как доступ к горючей смеси окажется мал и свечи банально начнет заливать. Вследствие этого начнет троить двигатель, а при больших оборотах искра не будет успевать разорваться, из-за чего возникнет непрерывный поток плазмы, что приведет к поджогу дуги на свече. Это очень опасно, так как получается короткое замыкание на долгий промежуток времени, что приведет, как правило, к сгоранию самой катушки зажигания (нестабильности работы двигателя на больших оборотах: двигатель может клинить или глохнуть)
Лучшие производители свечей для бензопилы
Свечу зажигания нельзя отнести к категории высокотехнологичных товаров. Поэтому существует много подделок этого расходника, отличающихся очень низким качеством. Таким образом, выбирать такие изделия владельцы любых инструментов или устройств с двухтактным мотором должны исключительно в специализированных магазинах, ориентируясь не только на цену, но и на бренд.
Какие же компании достойны доверия покупателей? Во-первых, это производители бензопил Husqvarna, Champion, Stihl, Patriot, которые параллельно с выпуском основной продукции занимаются расходными материалами. Во-вторых, известные фирмы, (например, Brisk или Bosch), специализирующиеся на производстве такой продукции.
В заключение хотелось бы отметить, что лучшим вариантом для любой бензопилы будет работа в паре с оригинальной свечой. При этом эксперты не советуют владельцам этого инструмента верить рекламным лозунгам про уникальные свойства этих элементов зажигания с титановым и другими оригинальными покрытиями сердечника, а также прочими конструктивными особенностями. Ведь положительное влияние этих расходников на работу бензопилы на практике в лучшем случае оказывается минимальным, а в худшем – приводит к негативным последствиям.
Свеча зажигания A7TC для 4-х тактных двигателей, 139QMB, 139FMB, ATV (50-150СС), M10, шестигранник 16 мм
Общие характеристики
Оплата
Правила, способы оплаты заказа
Доставка
Сроки отправки, доставки заказа
Помощь 24/7
Круглосуточная поддержка покупателей
- Описание
- Характеристики
- Отзывы (0)
- Вопрос — ответ (0)
- О магазине
- Способы оплаты
- Информация о доставке
- Гарантии и возврат
- Пользовательское соглашение
- Политика конфиденциальности
- Связаться с нами
- Карта сайта
- Товары со скидкой
- Бонусы и подарки
- Бонусная программа
- Способы оформления заказа
- Нашли лучшее предложение?
- Гарантированный подарок за покупку!
- Статусы заказа
- Не нашли нужный товар на сайте?
- Приглашаем к сотрудничеству!
- Личный кабинет
- История заказов
- Мои закладки
- Рассылка новостей
- Возврат товара
- Подарочные сертификаты
- г. Москва, Дербеневская набережная 7
- info@auto-moto-store.com
- sales@auto-moto-store.com
Автомобильные аксессуары давно стали неотъемлемой частью рынка автотоваров. Ведущие автопроизводители ежегодно удивляют водителей моделями с новыми дизайнами и аксессуарами, без чего уже невозможно представить автомобильный рынок.
В нашем магазине AUTO-MOTO|Store собраны лишь те товары, которые могут заинтересовать своими характеристиками максимальное количество потенциальных клиентов. Для чего «раздувать» каталоги, когда можно эффективно работать с лучшими производителями, гарантирующими надежность своей продукции? Поэтому интернет-магазин автоаксессуаров «AUTO-MOTO|Store» изначально сделал ставку на то, чтобы все предложения были идеально сбалансированы по цене и качеству.
Не так важно, кто совершает покупку – крупная компания или обычный водитель, решивший внести изменения. Нам по силам обеспечить всех аксессуарами для авто – интернет магазин серьезного уровня обязан справляться с любыми запросами клиентов.
Свечи для лодочных моторов
Свеча зажигания для лодочного мотора – это неотъемлемый элемент для запуска двигателя, который отвечает за воспламенения топливно-воздушной смеси. Исправная свеча, подобранная в соответствии с типом лодочного двигателя служит гарантией надежной и продолжительной работы силового агрегата. Поэтому производители лодочных моторов так стараются донести до покупателя важность своевременной замены свечи зажигания для ПЛМ и даже указывают модель и конкретное название свечи, которая рекомендуется для лодочного двигателя.
Компания Лодки Поволжья имеет огромный опыт в сфере водомоторики, поэтому рекомендует своим покупателям лодочных моторов обращать внимание на такие нюансы, чтобы купленный двигатель работал как можно дольше и приносил своему владельцу только положительные эмоции. Мы расскажем, как правильно подобрать свечу зажигания для подвесного лодочного мотора (ПЛМ) и поможем купить свечу зажигания в соответствии с техническими характеристиками мотора.
Что такое свечи зажигания?
Свечи зажигания используются в бензиновых и газовых двигателях для воспламенения топливно-воздушной смеси. На кончике свечи под действием высокого напряжения возникает разряд. Этот разряд и является искрой, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь внутри цилиндра двигателя.
Принцип возникновения заряда на кончике свечи можно объяснить на примере обычной батарейки. Если соединить полюса батарейки между собой, то между ними возникает небольшая искра. Взяв проводником обычную металлическую булавку, можно лично убедиться в этой несложной физике.
На свечи зажигания процессы, конечно, происходят немного по-другому, но по схожему принципу. На кончике свечи предусмотрено небольшое расстояние между электродами.
Конструкция свечи состоит из двух электродов. Имеется центральный электрод, который проходит вертикально через всю свечу, обладающий положительным зарядом. А также имеется боковой электрод, образующий часть корпуса свечи, обладает отрицательным зарядом. Центральный электрод связан с системой зажигания.
Маркировка свечей зажигания
Маркировка свечи лодочного мотора указана в техническом паспорте ПЛМ. Не рекомендовано устанавливать вместо заводской свечи зажигания для лодочного мотора свечи от снегохода или автомобиля.
Маркировку свечей зажигания производитель указывает не просто так. На это рассчитан сам двигатель и его электрика. Этот нюанс необходимо помнить и отойти от экспериментов с установкой/заменой свечи, дабы не поплатиться личным бюджетом.
Ниже будут представлены таблицы свечей NGK и аналоги (взаимозаменяемость) свечей зажигания. Это шпаргалка понадобится, если технического паспорта нет под рукой. Рекомендуется не отходить от заданных маркировок, но с оригинальной свечой мотор работает, как правило, стабильней.
ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ
ГИДРОЦИКЛЫ
Принцип работы свечи зажигания
Принцип работы свечи зажигания основан на том, что катушка зажигания создает напряжение в основании свечи (разность потенциалов), измеряемая в несколько десятков тысяч вольт. Это и создает разряд между электродами, который называется искрой.
Конструкция свечи предусматривает наличие изолятора. Он защищает центральный положительный электрод от прямого контакта с отрицательным зарядом, оставляя путь для движения напряжение только в основании свечи.
Свеча зажигания устанавливается в цилиндр двигателя, вкручиваясь в сам корпус, оставляя наружной частью изолятор, куда подключается высоковольтный провод. Нижней частью свеча находится непосредственно в цилиндре двигателя.
Калильное число зажигания
Работа свечи зажигания протекает в диапазоне от 500-900 градусов С. Если температура превышает этот показатель, то возникает калильное зажигание. Раскалившийся корпус свечи сам по себе начинает воспламенять топливно-воздушную смесь. Необходимость искры для зажигания в этом случае отпадает.
При калильном зажигании происходит преждевременное зажигание топливно-воздушной смеси. Это может привести к износу двигателя. Но падение температуры рабочей свечи зажигания ниже 500 градусов Цельсия может привести к образованию на электродах производственного нагара. Это приведет к закоксовыванию свечи, что тоже неблагоприятно для работы двигателя.
Чтобы свеча зажигания работала в пределах оптимальной температуры, производители предусмотрели особый показатель, который именуется калильным числом свечи.
Калильное число является важным показателем для свечей зажигания. Оно зависит от мощности двигателя, от давления камеры сгорания, типа топлива и прочих параметров.
По калильному числу свечу зажигания условно подразделяют на три категории:
Холодные свечи предназначены для установки на форсированных двигателях большой мощности. Работа таких двигателей протекает под большими нагрузками, в них достигается верхний предел температуры около 900 градусов Цельсия. Холодные свечи произведены таким образом, чтобы максимально отводить тепло. Такая свеча имеет высокий (длинный) корпус и уводит тепло от свечи к двигателю.
Горячие свечи зажигания предусмотрены для работы с двигателями малой мощности, работа которых протекает в более низких температурах. Их структура разработана с учетом того, чтобы свечи не могли охлаждать себя сами. Теплопередача от свечи к корпусу двигателя в этом случае, наоборот, снижена.
Средняя категория свечей находится по своей конструкции в диапазоне между холодными и горячими свечами.
Правильно подобрать свечу зажигания к лодочному мотору поможет консультация наших менеджеров интернет магазина Лодки Поволжья.
Классификация свечей зажигания
Свечи зажигания разделяются по количеству электродов. Выделяют:
Конструкция классической двухэлектродной свечи включает центральный и боковой электрод.
Классические двухэлектродные свечи зажигания являются оптимальным вариантом для двигателя. Не важно, сколько боковых электродов расположено на свече зажигания, поскольку ток движется по наименьшему пути сопротивления, и срабатывание электродов происходит поочередно, то есть: от одного электрода последовательно к другому.
Важным параметром считается материал центрального электрода. Единственный момент преимущества многоэлектродных свечей зажигания – это срок эксплуатации, который проявляется в изнашивании боковых электродов и взаимозаменяемости их по отношению друг к другу. При этом необходимо учитывать, что к многоэлектродной конструкции свечи предусмотрен также только один центральный электрод, который тоже подвержен износу.
Свечи зажигания классифицируются по материалу центрального электрода. Используемыми материалами для изготовления центрального электрода свечи служит:
Помимо основных материалов производители свечей используют комбинации данных материалов или медные составы.
Классификация свечей зажигания существует также по форме самих электродов.
Сколько прослужит свеча зажигания?
Самая надежная защита от неисправностей мотора – это строгое соблюдение графика профилактического ухода. Многие владельцы ПЛМ придерживаются ежегодного ухода за мотором. Раз в год они меняют свечи и масло в редукторе, и раз в два года — крыльчатку помпы охлаждения.
При этом многие владельцы ПЛМ совершенно игнорируют интенсивность использования лодочного мотора. Получается так, что для одних год работы двигателя может составлять где-то от 100 до 500 часов работы. Рыбак из побережья Черного моря или Тихого океана, четыре дня подряд выходящий на воду, проведет за год в 10 раз больше времени, чем любитель воскресного отдыха на Волге.
Так что часы, а не годы работы, должны приниматься во внимание для составления графика обслуживания подвесного мотора. Для регистрации отработанных часов двигателя рекомендовано купить тахометр (счетчик моточасов).
Когда владелец мотора наберет 50 часов, а большинство лодочников почему-то думают, что это обязательно случается в середине лета, — то наступает время ухаживать за подвесным мотором.
Первостепенной необходимость ухода за лодочным мотором является замена свечей зажигания. На двухтактном моторе рекомендуется менять свечи каждые 50 часов работы.
На четырехтактном моторе рекомендуется осматривать свечи раз в 50 часов, а менять — после 100 часов работы мотора.
Дополнительные агрегаты, требующиеся для ДВС
Недостатком двигателя внутреннего сгорания является то, что он развивает наивысшую мощность только в узком диапазоне оборотов. Поэтому неотъемлемым атрибутом двигателя внутреннего сгорания является трансмиссия. Лишь в отдельных случаях (например, в самолётах) можно обойтись без сложной трансмиссии. Постепенно завоёвывает мир идея гибридного автомобиля, в котором мотор всегда работает в оптимальном режиме.
Кроме того, двигателю внутреннего сгорания необходимы система питания (для подачи топлива и воздуха — приготовления топливо-воздушной смеси), выхлопная система (для отвода выхлопных газов), также не обойтись без системы смазки (предназначена для уменьшения сил трения в механизмах двигателя, защиты деталей двигателя от коррозии, а также совместно с системой охлаждения для поддержания оптимального теплового режима), системы охлаждения (для поддержания оптимального теплового режима двигателя), система запуска (применяются способы запуска: электростартерный, с помощью вспомогательного пускового двигателя, пневматический, с помощью мускульной силы человека), система зажигания (для воспламенения топливо-воздушной смеси, применяется у двигателей с принудительным воспламенением).