Avtonova37.ru

Авто мастер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем проверить давление в системе охлаждения двигателя

Как проверить герметичность системы охлаждения в Toyota Corolla

Практическая работа №4.

Тема: Текущий ремонт системы охлаждения

Изучить технологический процесс диагностирования системы охлаждения в целом по внешним признакам, на герметичность, технологический процесс проверки термостата, а также технологический процесс технического обслуживания и ремонта системы охлаждения.

Получить навыки в ТО и ТР системы охлаждения.

Проверка работоспособности термостата и промывка радиатора от накипи.

Опустить термостат в сосуд с водой. Нагревая воду, следят за клапаном термостата и температурой. Клапан должен начать открываться при to=70 оС и полностью открыться при to 83-90оС. При осмотре термостата необходимо обратить внимание на отсутствие накипи и чистоту отверстия в клапане, предназначенном для пропуска охлаждающей жидкости.

Накипь удаляют промывкой приборов системы охлаждения раздельно, т.к. растворы, применяемые для промывки радиатора, нельзя использовать для промывки полости охлаждения блока цилиндров и головки блока цилиндров, изготовленных из алюминиевого сплава. Перед промывкой радиатор снимают с автомобиля и заполняют его 10 % раствором едкого натра (каустическая сода), нагретого до 90оС. Этот раствор выдерживают в радиаторе в течение 30 минут, а затем сливают и к патрубку нижнего бачка присоединяют смеситель, к которому подводят горячую воду и сжатый воздух. Для контроля за давлением сжатого воздуха к патрубку, идущему от нижнего бачка радиатора к радиатору отопителя кабины, присоединяют манометр.

Промывку радиатора выполняют так, чтобы вода вытекала через патрубок верхнего бачка и давление в нижнем бачке не превышало 0,1 МПа. С раствором едкого натра следует обращаться очень осторожно во избежание ожогов кожи и разъедания ткани одежды.

Проверка натяжения приводных ремней.

— Осмотреть ремни. Они должны быть чистыми, без расслоения и трещин.

— Проверить натяжение ремней привода вентилятора, генератора,


Проверить натяжение ремней привода вентилятора, генератора, компрессора, для чего поочередно нажать прибором на ремень в центре ветви между шкивами с усилием 30-40 Н.

Проверка натяжения ремня привода вентилятора: 1 – ремень; 2 – планка; 3 – генератор; 4 – крепление генератора;5 – линейка; 6 – вспомогательная линейка.

Замерить прогиб. Допустимая величина прогиба: для ремня вентилятора и генератора 15-20 мм; для ремня компрессора 10-12 мм.

Проверка системы охлаждения на герметичность.

— Снять пробку с радиатора и проверить ее состояние; клапаны должны перемещаться без заедания, не допускается наличие вмятин на крышке.

Схема прибора для проверки герметичности системы охлаждения: 1 – редуктор; 2 – ресивер; 3 — кран; 4 – манометр; 5 – стакан; 6 – рамка; 7 – зажим; 8 и 13 – двухходовой кран; 9 – регулировочный винт; 10 – индикатор; 11 – паровой клапан пробки радиатора; 12 – воздушный клапан пробки радиатора; 14 – кран.

Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе при необходимости долить.

— Установить прибор на горловину радиатора вместо снятой пробки.

— Насосом прибора создать избыточное давление 0,06 — 0,07 МПа., при этом не должно быть подтеканий жидкости из системы.

— запустить двигатель и установить частоту вращения коленчатого вала 450 — 500 об/мин. При работающем двигателе не должно быть колебаний стрелки манометра, т.е. давление в системе охлаждения должно быть постоянным.

В отчете запишите:

1. Тему и цели занятия

2. Как осуществляется проверка системы охлаждения на герметичность.

3. Как осуществляется проверка натяжения приводных ремней.

Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

Самостоятельно, без помощи специалистов и техников проверим систему охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

Поводом к проверке может послужить постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке, либо перегрев или не прогрев двигателя и т.п.

Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

1. Проверяем уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке

Он должен находиться на 25-30 мм выше метки MIN, нанесенной на его боковине. Двигатель при проверке должен быть холодный. Если уровень ниже чем требуется, доливаем немного жидкости аналогичной той, что залита в систему охлаждения (тосол, антифриз).

Метки MIN и MAX на расширительном бачке системы охлаждения

В случае постоянного падения уровня в расширительном бачке устанавливаем причину неисправности. В большинстве случаев можно в ходе визуального осмотра установить место утечки (см. параграфы ниже). Например, не затянутый хомут на шланге.

Читать еще:  Высокие обороты при запуске двигателя ваз 2112 16 клапанов
2. Проверяем систему охлаждения на наличие утечки ОЖ

Проверку наличия потеков ОЖ нужно провести как на холодном двигателе, так и после запуска, во время прогревания, так как протечка может носить периодический, зависящий от температуры характер.

Проверяем сливные отверстия системы в радиаторе и блоке цилиндров

Осматриваем их на наличие потеков охлаждающей жидкости. При необходимости подтягиваем из пробки (на радиаторе рукой, на блоке ключом на «13»).

Проверяем герметичность датчика температуры ОЖ и датчика включения вентилятора

Осматриваем места их установки (под трамблером и в левом бачке радиатора), при необходимости подтягиваем.

Проверяем шланги и трубки системы охлаждения двигателя

Необходимо осмотреть места их посадки на патрубки и штуцера элементов системы, плотность затяжки хомутов. Помимо этого путем осмотра и ощупывания рукой проверяется целостность шлангов.

Слабо затянутые хомуты можно подтянуть отверткой или ключом (но без особого рвения, так как можно хомутом прорезать шланг). Желательно все ненадежные хомуты заменить на проверенные, хорошего качества.

Проверяем радиатор системы охлаждения двигателя

Проводим визуальный осмотр его бачков (они установлены на резиновых прокладках, которые со временем начинают пропускать ОЖ) и патрубков на которые надеты шланги. Помимо этого обращаем внимание на загрязнение радиатора. Сильно загрязненный придется мыть, так как возможен перегрев двигателя.

Проверяем расширительный бачок

В нем не должно быть трещин, шланги, идущие к нему должны быть надежно закреплены и герметичны. См. «Расширительный бачок ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Проверяем помпу (насос охлаждающей жидкости)

Неисправность насоса охлаждающей жидкости на ранних стадиях практически незаметна. Ее признаками могут являться отсыревание корпуса помпы и передней части поддона. Возможно не герметична прокладка под корпус помпы или сальник на оси (при выходе сальника из строя ОЖ начинает сочиться через дренажное отверстие в нижней части помпы). Так же слышен повышенный шум со стороны передней части двигателя при его работе. Можно покачать рукой ось помпы за ее шкив (проверить подшипник). Сильный люфт выдает износ ее деталей.

Проверяем радиатор отопителя («печки»)

Чаще всего признаками не герметичности радиатора отопителя или его крана служит появление сырости в ногах переднего пассажира и сладковатый запах тосола в салоне.

Проверяем трубу подводящую ОЖ к помпе

Металлическая труба установлена позади двигателя и крепится к блоку. Осматриваем ее на предмет потери герметичности.

Помимо перечисленного охлаждающая жидкость может уходить через «пробитую» прокладку головки блока или трещину в ней или в блоке. Визуально определить такую утечку невозможно. Тут имеются только косвенные признаки. Например, постоянное бурление ОЖ в бачке, мокрые свечи зажигания, белый налет на крышке маслозаливной горловины и щупе, тосол в моторном масле.

3. Проверяем термостат

Запускаем двигатель и наблюдаем за тем как прогревается термостат. Если он исправен, то вначале прогреется его верхняя часть (работает малый круг системы охлаждения), потом резко прогреется нижняя часть термостата (заработал большой круг и жидкость пошла через радиатор). Все это можно понять потрогав термостат рукой. Если реальная картина происходящего не соответствует описанной — в термостате заклинил клапан, либо в открытом, либо в закрытом положении.

Верхняя часть термостата начинает греться сразу после пуска двигателя, нижняя только после начала открытия его термоклапана.

4. Проверяем работу вентилятора на радиаторе

Продолжаем начавшийся в предыдущем параграфе прогрев двигателя на холостых. Минут через 10-15 должен автоматически включиться вентилятор на радиаторе. Если этого не произошло проверяем его датчик и электродвигатель. Там имеются особенности проверки для автомобилей разных годов выпуска.

5. Проверяем систему охлаждения двигателя на загрязнение

Антифриз или тосол нужно менять раз в пять лет или 75 тыс км пробега. Если этого не делать, как минимум снизится эффективность охлаждения двигателя старой, потерявшей свои свойства жидкостью.

Поэтому, если в расширительном бачке какая-то мутная жидкость с плавающим мусором, а двигатель почему-то постоянно перегревается, нужно заменить ОЖ и ездить дальше.

Но, следует учесть, что мутная, ржавая жидкость в расширительном бачке может быть признаком перегрева двигателя.

6. Проверяем крышку расширительного бачка

Признаки ее неисправности — постоянный перегрев двигателя и выдавливание избыточным давлением ОЖ через уплотнения.

7. Проверяем систему охлаждения на завоздушенность

Воздушные пробки в системе охлаждения могут появиться после ремонта сопровождающегося заменой антифриза или неисправности крышки расширительного бачка (заклинил в открытом положении впускной клапан). См. «Признаки появления воздушной пробки в системе охлаждения двигателя».

Читать еще:  406 двигатель крутит легко а не заводится
Примечания и дополнения

Вот основные проверки системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций. Выполняя их хотя бы раз в год можно обеспечить ее безотказную работу (без «сюрпризов»).

Проверка системы охлаждения на герметичность

Проверка системы охлаждения двигателя на герметичность – очень важный этап в её обслуживании. Дело в том, что в герметичной системе антифриз кипит при температуре 130 °С, а в обычных условиях он закипает всего при 108 °С. Поэтому малейшая трещина, например, в радиаторе охлаждения, резиновом шланге или в расширительном бачке, нарушает герметичность и двигатель закипает.

Облегчить поиск микротрещин в системе охлаждения двигателя помогают специальные флуоресцентные добавки, входящие в состав современных антифризов – благодаря им он светится в лучах ультрафиолетовой лампы.

Но, к сожалению, далеко не у каждого автолюбителя есть такая лампа. Поэтому в процессе технического обслуживания системы охлаждения двигателя рекомендуем придерживаться нескольких простых правил:

  1. Для проверки уровня жидкости на расширительном бачке имеются отметки MIN и MAX. При холодном двигателе уровень антифриза должен находиться между этими двумя отметками.
  2. Если в расширительном бачке уровень охлаждающей жидкости постоянно снижается, то это свидетельствует об её утечке, то есть о нарушении герметичности системы охлаждения двигателя.
  3. Внимательно осмотрите ваш радиатор и патрубки на отсутствие течей и подтёков, при необходимости подтяните соединительные хомутики и убедитесь в том, что крышка радиатора закрыта до упора.

При обнаружении подтеканий антифриза в радиаторе рекомендуем изучить нашу инструкцию по ремонту радиаторов своими руками.

Наличие воздуха в автомобильной системе охлаждения (так называемые, «воздушные пробки») также способно нарушить её работу. Ниже мы раскроем вам самый простой способ, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.

Наличие воздуха в системе охлаждения проверяется следующим образом:

  • Откройте крышку расширительного бачка,
  • Включите обогрев салона на полную мощность и дайте мотору поработать на холостых оборотах две-три минуты,
  • Если в системе охлаждения есть воздух, то в расширительном бачке появятся пузырьки.

Для того, чтобы удалить воздух из системы охлаждения двигателя, автомобиль нужно поставить под наклоном, таким образом, чтобы «передок» был немного «задран» к верху. Далее последовательность действий будет следующей:

  1. Откройте крышку радиатора и заведите машину.
  2. Включите печку и дайте поработать двигателю несколько минут, чтобы воздух мог выйти из ситемы.
  3. После этого мотор можно заглушить и пробку радиатора закрыть.

А теперь давайте рассмотрим еще несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя для профилактики появление неисправностей или их устранения.

Как проверяется давление

Довольно часто автомобилисты интересуются, как проверить в гаражных условиях текущее давление в системе охлаждения. Сделать это не так просто.

Для таких задач обычно применяют специальные стенды в условиях автосервиса, и проводят комплексную диагностику в разных режимах работ. Примерные показатели можно определить путём подключения к герметичной системе манометром. Но подобные манипуляции в условиях гаража и без специализированного оборудования проводить не стоит.

Обычно самостоятельная проверка предусматривает диагностику клапанной крышки расширительного бачка. Её нужно проверить на предмет целостности, удостовериться в отсутствии трещин и повреждений, изучить состояние уплотнителей и пр.

Есть и альтернативный вариант проверки. Для этого потребуется манометр, насос или компрессор. С расширительного бачка снимается верхний патрубок, на его место подключается шланг, соединённый с насосом. Создаётся давление. При достижении пикового значения (обычно около 1,4-1,5 атм) клапан должен сработать.

Компоненты системы охлаждения

Сначала разберем основные элементы СО и их предназначение.

Расширительный бачок

Резервуар располагается в моторном отсеке. Через него в охладительную систему поступает расходный материал. Емкость для компенсации меняющегося в ходе эксплуатации, а также при расширении объема вещества.

Жидкостный насос

Один из основных компонентов СО. С помощью этого устройства выполняется непосредственно процедура циркуляции хладагента по магистралям охладительной системы. Жидкостный насос может быть оборудован дополнительным насосным устройством, в зависимости от конструктивных особенностей силового агрегата.

Пользователь Astragaz S. в своем ролике показал, как работает СО.

Читать еще:  Что лучше охлаждает двигатель тосол или антифриз

Радиаторы

Предназначение этого устройства заключается в понижении температурного режима охлаждающей жидкости под воздействием постоянного холодного воздушного потока. Это позволяет сильнее отдавать устройству тепло, таким образом, увеличивая эффективность свойства охлаждения. В СО используется радиатор охлаждения силового агрегата, а также радиаторное устройство отопителя. В холодное время года тепло, которое отдает двигатель, передается через радиатор на печку в салон авто. Чтобы понизить температуру горения топливовоздушной смеси, используется еще один тип радиаторного устройства, предназначенный для охлаждения выхлопных газов.

Электровентиляторы

В любой охладительной системе есть электрический вентилятор. Он применяется для обдува силового агрегата машины.

Датчики

Контроллеры СО применяются для фиксации температуры работы мотора. Показания с датчиков выводятся на приборную панель автомобиля. Благодаря этому водитель может своевременно узнать о перегреве двигателя. Есть еще один датчик — вентилятора. Он вступает в работу, когда фиксирует слишком высокую температуру хладагента.

Термостат

Предназначение этого устройства заключается в том, что прибор устанавливает определенный уровень и объем охлаждающей жидкости. Расходный материал контролируется термостатом, что позволяет ему поддерживать оптимальный температурный уровень. Располагается устройство между радиатором, а также рубашкой охлаждения, в шланге.

Причины завоздушивания

Воздух, проникший внутрь системы, собирается в один пузырь, движущийся по каналам до определенного места. Дойдя до самой высокой точки или сужения, он останавливается и блокирует течение антифриза (тосола). Практика показывает, что чаще всего воздушная пробка возникает в большом контуре циркуляции, включающем основной радиатор. Хотя случается и обратная ситуация, например, завоздушивание теплообменника салонного отопителя (в просторечии – печки).

Как воздух проникает в охлаждающую систему двигателя авто:

  • наиболее распространенный случай – неправильное заполнение тосолом;
  • вследствие протечек антифриза через неплотности соединений либо неисправные детали, например, негерметичный сальник помпы;
  • по причине заклинивания перепускного клапана, встроенного в пробку расширительного бачка.

Главная задача, решаемая в процессе заливки антифриза, – одновременно выгнать воздух из системы охлаждения. Если выполнять операцию в спешке и не соблюдать простые правила, образование воздушной пробки обеспечено. Заполнение на скорую руку позволяет воздуху проникать в систему вместе с жидкостью через воронку, а после собираться в один пузырь.

Важный момент! Очевидный признак завоздушивания – критический подъем температуры охлаждающей жидкости на любых режимах работы двигателя.

Включение электрического вентилятора зависит от марки и модели автомобиля: если температурный датчик стоит в головке цилиндров, принудительный обдув точно сработает. При другом расположении измерителя (в главном радиаторе, на патрубке) вентилятор может не запуститься из-за датчика, попавшего в застойную зону.

Вы спросите: как воздух попадет через протечки в системе, находящейся под давлением? Алгоритм простой:

  1. В процессе прогрева тосол увеличивается в объеме и вытесняет воздушную прослойку из расширительного бачка через клапан пробки.
  2. После остановки мотора охлаждающая жидкость остывает и сжимается до прежнего объема, а клапан запускает воздух обратно.
  3. Во время остывания и сжатия тосола протечки в элементах системы превратятся в источники подсоса дополнительного воздуха.

Подобным образом завоздушивание системы охлаждения происходит от заклинивания перепускного клапана. Остывающий и сжимающийся антифриз провоцирует образование разрежения, которое не пополняется воздушным потоком извне. Тогда возникает подсос в наиболее слабых соединениях.

Советы профессионалов

Для решения проблем с ремонтом и обслуживанием автомобиля часто используют форумы с отзывами автовладельцев, сайты с фото и видео по интересующей теме. В сети также есть информация о методах проверки и принципе работы расширительного бачка.

Советы профессионалов по поддержанию системы охлаждения в исправном виде:

  1. Нужно менять пробку емкости с ОЖ не реже 1 раза в 2-3 года. Агрессивная жидкость в схеме способствует постепенному износу клапанных механизмов и уплотнений.
  2. Брать на замену оригинальную пробку бака охлаждения для своей марки авто. У аналогов крышки ОЖ иногда не греет мотор до необходимой температуры.
  3. Работы по настройке клапанов лучше проводить на холодном движке компрессором или насосом. Выплеск кипящей жидкости под давлением чреват ожогами.
  4. Применять крышку расширительного бачка после вынужденного «тюнинга» желательно временно. Такая деталь не обеспечивает требуемые параметры и плохо подходит для конкретной модели автомобиля.

Часто для восстановления работоспособности прибора достаточно просто хорошо очистить клапана и уплотнители от грязи и накипи. Обновленная крышка расширительного бачка автомобиля работает и выглядит нормально.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector