Avtonova37.ru

Авто мастер
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем устранить течь тосола в блоке двигателя

Основные проблемы с радиатором можно разделить на две группы:

  • Протечки антифриза;
  • Радиатор забивается различным мусором и работает не на сто процентов.

Понять, что существуют проблемы с системой охлаждения достаточно просто, если мотор начал перегреваться, а температура стала подниматься выше 95 градусов, значит система не справляется с нагрузкой. Возможно, что порвался патрубок, а может потёк радиатор. Часто алюминиевый радиатор повреждается в результате аварий, попадания камней или при неаккуратном ремонте, ведь его соты достаточно мягкие, а пластиковые элементы могут потрескаться при ударах. Любая течь ОЖ (охлаждающей жидкости) должна быть устранена, если вы хотите избежать дорогостоящего ремонта перегретого двигателя.

Если радиатор потек, опасно ли это?

В систему охлаждения автомобиля заправляется до 10 – 15 литров антифриза. Это небольшой объем, поэтому даже незначительная утечка охлаждающей жидкости уже через несколько километров приведет к повышению температуры с дальнейшим загоранием предупреждающего сигнала.

Принимать меры по устранению проблем с радиатором охлаждения нужно, пока в системе еще остался антифриз. В противном случае перегрев приводит к значительному расширению металла деталей поршневой группы, в результате чего происходит заклинивание двигателя.

Причины

Основная причина затекания антифриза в блок цилиндров – нарушение его герметичности. Специалисты выделяют три неисправности, приводящие к образованию подобной течи.

  1. Прогорание, разрыв или неплотное прилегание прокладки головки цилиндра. Основная причина прогорания прокладки – перегрев двигателя. Произойти он может при недостатке охлаждающей жидкости в моторе или при низком её качестве.
  2. Деформация головки цилиндра, также приводящая к неплотному прилеганию прокладки. Изъяны в головке могут возникнуть из-за перегрева или вследствие неправильно закрученных гаек. По статистике в 80% случаев происходит из-за неправильного порядка её затяжки. Проблема деформации ГБЦ от перегрева характерна для алюминиевых головок – чугунные сразу образуют трещины.
  3. Трещины в каналах рубашки охлаждения блока цилиндров. К появлению трещин приводит долив в перегретый двигатель холодной воды или вследствие размораживания головки блока цилиндров на сильном морозе.

ВАЖНО!Качество прокладки ГБЦ играет немаловажную роль в образовании течи. Как правило, быстро выходят из строя дешёвые, неоригинальные прокладки, и менять их приходится через несколько тысяч километров пробега.

Как найти утечку

Последовательность проверки возможных мест утечки:

  • крышка и бачок ОЖ. Иногда трещина в корпусе появляется в скрытом месте, так что внимательно осмотрите полость под бачком. Если трещина небольшая, антифриз может капать только на прогретом моторе, когда в системе появляется давление. Клапан для стравливания давления должен открываться только при давлении, указанном в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего авто (обычно от 1,2- до 1.8 Атм. для выпуска и 0,2 Атм. для впуска воздуха в систему). Именно запоздалое срабатывание либо заклинивание перепускного клапана часто становится причиной повышенного давления в системе и растрескивания бачка. Через заклинивший в открытом положении клапан определенные компоненты ОЖ будут постоянно испаряться, что приведет к повышенному расходу;
  • видимые места соединений шлангов, по которым циркулирует ОЖ. Внимание нужно уделить и самим шлангам, так как их могут перетереть детали навесного оборудования. Если утечка не обнаружена при беглом осмотре, рассмотрите нижнюю часть подкапотного пространства со смотровой ямы. Безошибочно локализовать разгерметизацию помогают подтеки характерного цвета;
  • радиаторы (основной и салонный). На сотах, местах надевания патрубков не должно быть мокрых пятен;
  • помпа системы охлаждения;
  • прокладка ГБЦ;
  • другие места, которые внедрены в систему циркуляции антифриза. К примеру, охлаждение турбонаддува, автономные подогреватели ОЖ (Вебасто).
Читать еще:  Четырехтактный дизельный двигатель устройство и принцип работы

Косвенные признаки

Утечка антифриза не всегда происходит бесследно. Основные симптомы:

  • появление густого, белого дыма из выхлопной трубы и выход воздуха через бачок ОЖ на повышенных оборотах – гарантированные признаки попадания антифриза в цилиндр двигателя. Дополняет симптомы пробоя прокладки ГБЦ – белый налет на свече зажигания (иногда в виде хлопьев). Нередко в таких случаях автомобиль постоянно перегревается, о чем свидетельствует частое включение вентилятора радиатора. С такой неисправностью автомобиль может добраться своим ходом до ближайшего СТО, если утечка охлаждающей жидкости не приводит к ее попаданию в систему смазки двигателя;
  • повышение уровня масла ДВС (либо внезапное прекращение расхода, который был раньше), появление на щупе вкраплений инородного цвета свидетельствуют о том, что антифриз уходит в моторное масло. При большом процентном соотношении смазка превращается в эмульсию, которую можно наблюдать не только на щупе, но и на крышке маслозаливной горловины. Также процесс может происходить и в обратной последовательности – масло появляется в антифризе. Эксплуатировать авто с такой неисправностью категорически запрещено;
  • при разгерметизации радиатора печки в салоне появляется характерный запах антифриза, шумоизоляция и коврики у ног пассажира либо водителя постоянно влажные. Стекла при этом даже в сухую погоду запотевают. Но вместо обычного конденсата на поверхности образовывается тонкая жировая пленка, которую сложно стереть (именно так испаряется ОЖ).

Пробой прокладки ГБЦ

Между головкой блока цилиндров и блоком располагается прокладка. В конструкции уплотнителя в точности повторяется расположение отверстий систем охлаждения и смазки мотора. При сборке ДВС прокладка стягивается болтами с определенным усилием, что обеспечивает герметичность соединения.

Причины попадания антифриза в цилиндры:

  • пробой прокладки ГБЦ. Виной этому может послужить плохое качество самой прокладки, вследствие чего химические компоненты ОЖ разъедают материал. Косвенно пробою способствует неправильный момент и последовательность затяжки болтов ГБЦ;
  • разъедание тосолом участка блока цилиндров между каналом ОЖ и надпоршневым пространством. Процесс химического разрушения такого типа принято называть кавитацией охлаждающей жидкости;
  • деформация ГБЦ, причиной которой становится перегрев двигателя;
  • слишком низкое усилие на болтах ГБЦ. Если не были соблюдены правила затяжки ГБЦ, попадание антифриза в цилиндры может проявиться лишь спустя некоторое время.
Читать еще:  Горит давление масла на прогретом двигателе опель вектра

Во всяком случае, точная причина покажется только после разборки. В масло тосол попадает из-за схожих факторов. Учтите, что разгерметизация соединения ГБЦ и БЦ – лишь одна из немногих причин смешивания антифриза и моторного масла.

Ремонт

Устранение пробоя прокладки потребует лишь снятия ГБЦ, установки новой прокладки и обратной сборки. При разрушении привалочной плоскости необходима шлифовка БЦ (на специальном станке стачивается слой металла, величина которого зависит от глубины повреждения). Учтите, что существуют ремонтные допуски, определяющие минимальную высоту блока цилиндров. Правило актуально и для ГБЦ, с которой также снимается слой металла при ее искривлении.

Помпа

Если замеченный вами расход антифриза не мог испариться, а в районе ГРМ наблюдаются характерные подтеки – можно смело «приговорить» насос охлаждающей жидкости. В конструкции помпы предусмотрен специальный клапан, через который вытекает тосол после нарушения уплотнения (изношенности или неправильной установки сальника). Это препятствует проникновению ОЖ к подшипникам помпы, так как попадание может спровоцировать заклинивание насоса и обрыв ремня ГРМ. Устранить течь в таком случае поможет только замена помпы.

Попадание тосола в цилиндры: последствия

В том случае, если обнаружена ОЖ в цилиндрах, эксплуатировать мотор дальше нельзя. Сам по себе тосол, как и любой другой антифриз, хоть и является довольно агрессивным и ядовитым веществом, двигателю не вредит. Однако, в его состав входит этиленгликоль, который, смешиваясь с маслом, образует нерастворимые твердые вещества. По своим физическим свойствам они вполне могут считаться абразивами. Естественно, что такие добавки срока службы двигателю не добавят.

Кроме того, в результате взаимодействия компонентов охлаждающих жидкостей с моторным маслом на стенках маслоканалов и маслопроводов образуются отложения, похожие на накипь (эмульсия). От этого проходимость каналов ухудшается, нарушается циркуляция масла, фильтры быстро приходят в негодность. Сам смазочный материал разбавляется ОЖ, в результате чего теряются смазывающие и защитные, а также моющие и другие важнейшие функции масла.

Нельзя забывать и о том, что когда тосол проходит в цилиндры, сильно ухудшается охлаждение двигателя и он начинает перегреваться. Перегревы приводят к тому, что головка двигателя, а также сам блок цилиндров может деформироваться.

Часто для заделывания небольших трещин используется холодная сварка. Её следует наносить на зачищенную поверхность, с которой нужно удалить все загрязнения. Когда сварка застынет, трещина будет заделана. Такой ремонт не очень надёжен, так как под воздействием высокой температуры холодная сварка теряет свои свойства и раскрашивается.

Некоторые автовладельцы, когда у них течёт радиатор, используют «народные» способы для устранения проблемы. Например, засыпают сухую горчицу, которая от температуры разбухает и закрывает своими частицами трещины. Такой ремонт может привести к большим затратим на ремонт в будущем. Забьются каналы, каждая тонкая трубка и даже кран для слива ОЖ. Кран крайне необходим при замене радиатора, особенно если вы это планируете сделать своими руками. Забитый кран не даст вам слить ОЖ и с заменой будут проблемы. Лучше не рисковать и не пользоваться горчицей, а доехать до места ремонта постоянно подливая антифриз.

Читать еще:  Что делать если в двигателе много нагара

Если утечка антифриза обнаружилась в салоне, то причиной будет печка. Неисправности здесь может быть две. Течь антифриз может из прохудившегося радиатора печки, разгерметизировавшихся соединений патрубков радиатора. Или из крана, регулирующего подачу горячей антифриза из двигателя к печке. Наличие его определяется по рычажку регулировки температуры на панели, двигающемуся вправо, влево, как у ВАЗ «классики». Протекает он из-за механического износа трущихся деталей.

Небольшая утечка антифриза не ведёт к немедленным неприятностям для автомобиля. Но система охлаждения прогретого двигателя находится под повышенным давлением. И любая коррозионная раковина, или щель в распаявшемся стыке со временем будут только увеличиваться в размерах. Постепенно уровень антифриза может упасть ниже минимального, что приведёт к его закипанию и перегреву двигателя. Можно, конечно, долить антифриз из канистры — но нужно помнить, что такая операция на горячем двигателе чревата травмой. При открывании пробки расширительного бачка пар может с силой выстрелить её вверх, ошпарив Вас. Поэтому любые работы с системой охлаждения можно проводить, лишь дав двигателю остыть.

В этой неисправности кроется и ещё одна опасность. Охлаждающие жидкости ядовиты, а салон представляет собой замкнутое пространство. При утечках внутри салона антифриза или тосола он начинает испаряться. Концентрация паров порой достигает больших значений, что может привести к тяжёлым отравлениям.

Понятно, что долго ездить на машине с такой неисправностью нельзя. В магазинах, конечно, продаются различные присадки, ликвидирующие течи. Действие их основано на механическом «затыкании» образовавшегося отверстия. Они могут остановить течь антифриза, но вносятся они в таком избытке, что забивают все тонкие каналы в системе охлаждения, в том числе и трубки радиатора охлаждения и печки. В результате радиатор перестаёт нормально охлаждать двигатель, а печка греть. Вместо одной получаем две проблемы. И нет гарантии, что с подтекающим в салон антифризом Вы не встретитесь через месяц, а то и несколько дней.

Единственный радикальный способ борьбы с утечкой антифриза – замена вышедших из строя деталей. Процесс это трудоёмкий и требующий знания устройства автомобиля: чтобы добраться до радиатора печки, нужно разобрать центральную консоль и саму печку. При демонтаже нужно соблюдать осторожность. Пластиковые детали крепятся не только шурупами, но и различными выступами и защёлками, которые любят обламываться при неправильном нажатии. Работать придётся в очень стеснённых условиях. Если вы готовы работать лёжа на боку, изогнувшись под 90°, то остаётся пожелать Вам успеха. Тому, кто на 100% в себе, как в автомеханике, не уверен, лучше не ломать машину, а обратиться к специалистам.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector