Avtonova37.ru

Авто мастер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чип тюнинг дизельного двигателя за и против

Чип-тюнинг дизельного двигателя

Многие владельцы автомобилей в нашей стране часто задаются вопросом, как увеличить мощность двигателя на своем автомобиле, при этом не подвергая его никаким перегрузкам. В современной практике увеличение мощности дизельного двигателя получило довольно широкое распространение, при этом программный тюнинг, который применяется для увеличения мощности мотора, имеет несколько ответвлений. Чтобы понять принцип работы, а главное, за счет чего увеличивается мощность двигателя в процессе чип-тюнинга, подробно рассмотрим чип-тюнинг.

Достоинства чип-тюнинга

Недостатков этой процедуры несколько меньше, но они способны повлиять на желание автолюбителя заказать чип-тюнинг.

К ним относится:

  1. Сложность операции, которую должны выполнять только профессионалы самого высокого уровня, в противном случае можно серьезно навредить ЭБУ или вообще вывести его из строя.
  2. Некачественный чип-тюнинг может увеличить расход горючего на 20% и привести к сбою 5-7% установленных программ, что может вызвать крайне негативные последствия. Также на несколько процентов сокращается рабочий ресурс отдельных деталей двигателя.

Иные неполадки встречаются крайне редко и их можно назвать маловероятными. Если рассуждать о соотношении недостатков и достоинств чип-тюнинга, то последние имеют очевидное преимущество.

Положительные стороны чиповки двигателя

Как и любое иное автомобильное ноу-хау, чип-тюнинг способен привести не только к улучшению работы мотора, но и к некоторым непредвиденным моментам, о которых надо знать заранее. Чип-тюнинг двигателя имеет «плюсы», «минусы». Поэтому специалисты подчеркивают, что чиповать можно не каждый двигатель, а лишь в тех машинах, у которых действует ЭБУ – электронный блок управления двигателем. Именно этот блок подлежит перепрошивке.

Постоянное совершенствование этой процедуры на базе современных технологий привело к тому, что его начали проводить практически для всех машин инжекторного типа. Исключение составляют лишь отдельные образцы японских моделей. Поэтому с инженерной точки зрения нет особенной разницы в том, чиповать, скажем, наш родной незаменимый ВАЗ или «крутой» заграничный «Porsche».

Помимо того, в перечень технических средств, пригодных для чиповки, эксперты относят не только легковые машины, но грузовые, а также трактора, мотоциклы, яхты, катера и прочую современную технику, заметно добавляя её двигателям мощность, снижая затраты топлива, цены на которое становятся всё более высокими. Это главные положительные стороны чиповки.

Преимущества чип-тюнинга

«Чипование» действительно позволяет существенно увеличить выбранные эксплуатационные характеристики большинства автомобилей начального и среднего ценового сегмента. Зафиксированы случаи повышения мощности на 35–40% при повышении расхода топлива всего на 10–12%. Иногда удаётся снизить расход, сохранив остальные эксплуатационные характеристики на первоначальном уровне.

При грамотной настройке бортового контроллера, можно добиться меньшего износа цилиндро-поршневой группы и других механических элементов ДВС, что, в свою очередь, уменьшает затраты на ТО и ремонт автомобиля. Повышение долговечности мотора посредством изменения программного обеспечения авто становится всё более популярным.

Чип-тюнинг: как это работает и где сделать

Про чип-тюнинг слышали, пожалуй, все, у кого есть автомобиль. Все знают: машина «на чипе» едет куда веселее, особенно если ещё и турбированная (почему особенно – разберёмся дальше). Суровые методы увеличения мощности вроде замены турбины на более производительную или даже ее установка на атмосферный мотор, установка производительной системы выпуска, замена распредвалов и прочих элементов ГРМ, наконец, самое радикальное – увеличение объёма цилиндров – это удел узкого круга фанатов, и рядовому автовладельцу такое зачастую не под силу даже в финансовом плане, не говоря уже об отсутствии навыков управления очень мощным автомобилем. Поэтому безопасный и технически простой способ прокачки двигателя в виде изменения заводской программы управления получил наибольшее распространение. С ним и разберёмся.

Чип-тюнинг мотора в самом разгаре. (фото diabloarea)

Что такое чип-тюнинг?

Как я уже написал выше, это изменение заложенной на заводе программы управления двигателем. На популярных автомобилях чип-тюнинг давно стал процедурой дешёвой и поставленной на поток. Например, «залить» в ЭБУ (электронный блок управления) современного массового турбомотора лишних 15-30 силёнок будет стоить от 5 до 15 тысяч рублей – в зависимости от автомобиля, желаемой клиентом мощности и места исполнения.

Все программы, где бы вы ни чиповались, очень друг на друга похожи и меняют параметры управления двигателем по одному и тому же алгоритму. Главное – попасть к людям, которые понимают ,что делают, а не просто научились подключать ноутбук к разъёму вашей машины. Что же именно меняется в проапгрейженных «мозгах»?

  • Управление впрыском топлива.
    Меняется момент и продолжительность распыления. Разумеется, в большинстве случаев это приводит к увеличению расхода топлива, хотя бывают и специальные эко-прошивки для снижения расхода (и приёмистости автомобиля соответственно). Кстати, чуть ли не каждое тюнинг-ателье в очередном ГСК вам красиво разрекламирует свой вариант прошивки, при котором двигатель станет и мощнее, и экономичнее разом. Остаётся лишь добавить, что любое конструкторское бюро любого автобренда просто мечтает заполучить к себе таких уникумов – видимо, просто не знает адрес, где они обитают. А если серьёзно, такое действительно вполне возможно. Вот только господа тюнеры всегда умалчивают, что улучшенная топливная экономичность теперь достигается в строго определённом режиме езды, тогда как во всех остальных расход лишь увеличивается. Обычный маркетинг.
  • Управление зажиганием.
    Корректируется угол опережения зажигания (УОЗ). Другими словами, искра теперь воспламеняет смесь чуть раньше или чуть позже задуманного «по стоку». Что также влияет на процесс горения и изменяет мощностные характеристики.
  • Управление подачей воздуха.
    На подавляющем большинстве современных машин дроссель из механического (с тросиком от педали газа) переродился в электронный, где заслонкой управляет сервомотор. Изменяя алгоритм его работы, компьютер корректирует и процесс поступления воздуха в цилиндры. Что, как вы уже догадались, сказывается на подготовке топливовоздушной смеси для последующего воспламенения свечой.
Читать еще:  Что за двигатель на ларгусе и подвеска

Иногда блок управления приходится вынимать и препарировать на столе. Такое обходится дороже простого подключения диагностического штекера в разъём. (фото: «Ултравыхлоп»)

Три вышеперечисленных варианта – это по сути единственное, что подвластно ЭБУ в свете повышения мощности на самом простом безнаддувном моторе. И максимальный приход от всех этих методов суммарно едва ли превысит 3-5% от номинальной мощности. И это при грамотном подходе к изменению программы, что, увы, встречается не часто. Ещё пару процентов может добавить изменение алгоритма фаз газораспределения. Разумеется, если есть фазовращатели. Но всё это глобально имеет мало смысла. Реальную прибавку к мощности при чип-тюнинге атмосферного двигателя можно и не ощутить без специальных замеров, а вот топливная экономичность и стабильность работы мотора в целом может пострадать. Другое дело, если есть турбонаддув!

Лучше – с турбиной!

Почему же чип-тюнинг наиболее эффективен именно в паре с турбиной? Потому что, выражаясь простым языком, сколько дунет «улитка» – так машина и поедет. Формулировка эта очень условная, но, по сути, на двигателях с турбонаддувом главную скрипку в тюнинге играет именно она. Если заводское пиковое давление наддува равно, скажем, 0.4 бара со 150 силами на выходе, то увеличив его ещё на 0.4 бара, можно получить уже порядка 170-180 лошадок.

Технически всё это совершенно несложно – меняется та самая пресловутая прошивка ЭБУ, после чего он позволяет турбине раскручиваться сильнее, чем с завода. Разумеется, заодно в программе меняется всё то, что описано ранее: топливные карты (момент и объём впрыска), управление дросселем и т.д. При этом в самом простом варианте (а это 90% обращений клиентов) технически в двигателе не меняется больше ничего. Чип-тюнинг на турбомоторах поистине творит чудеса. Но, конечно, за любое удовольствие приходится платить. И как правило, деньгами.

Все мало-мальски современные турбины управляются электроникой, поэтому изменить давление наддува – вопрос нескольких кликов в программе. (фото: Drive2)

Минусы чип-тюнинга

Дело в том, что по всем законам физики и других точных наук увеличение нагрузки на какой-либо механизм или узел неминуемо влечёт за собой сокращение его ресурса. Двигатель не исключение. Да и в целом тенденция такова, что получив порцию бодрости под капот, новоиспечённый хозяин тюнинг-кара начинает наваливать на все деньги по поводу и без. А иначе ради чего было затевать сыр-бор! Всё это сказывается на здоровье силового агрегата. Он начинает работать в более нагруженном тепловом режиме, масло теряет свои свойства быстрее, чаще и резче начинает переключать коробка… Достаётся заодно и тормозам с подвеской – ну и так далее.

Читать еще:  Датчик давления масла в двигателе ваз 21213

Другими словами, очень часто ускоренный износ чипованного мотора (и всего остального) достигается не из-за увеличения мощности как таковой, а банально из-за завышенных спортивных амбиций наездника. При этом машина-то в целом остаётся самой обыкновенной, не рассчитанной на регулярные отрывы.

А теперь ответим на главный вопрос, регулярно звучащий на повестке дня у начинающих тюнеров.

А почему так не делать с завода.

Здесь хотелось бы написать, что производитель заботится об исправности и продолжительности беспроблемной эксплуатации вашей машины, но… На самом деле, всё до смешного просто – чтобы вы покупали комплектации подороже. Давно не секрет, что две, три и более вариаций мощности одного двигателя могут отличаться лишь прошивкой и навесным оборудованием – например, увеличенным радиатором или более производительной помпой. То есть это тот случай, когда всё уже придумано за вас, просто разнесено по различным ценовым нишам в маркетинговых целях. Хотите подешевле и поресурснее (относительно конечно) – не вопрос: вот вам базовый 1.4 турбо на 125 сил. Хотите посильнее? Пожалуйста: этот же мотор, но с прошивкой на 150. А если хотите позажигать, то предложат экстремально прокачанную версию этого мотора, скажем, на 170 л .с. И разумеется, с каждой ступенькой оно будет вам обходиться всё дороже. Как изначально, так и впоследствии – причины уже описаны выше.

Типичный график из утилиты для работы с ЭБУ. Во всех этих картинках и мириадах цифр нужно уметь разбираться. Увы, у многих чиповщиков таких знаний нет. (фото сайта scuderiaf1)

Не турбиной единой

В заключение хочется отметить один принципиально важный момент. Даже на очень ресурсном двигателе бесконечно наращивать мощность лишь чип-тюнингом неправильно и неэффективно. Если необходимо подготовить машину не просто к паре эффектных уходов со светофора и быстрых обгонов по встречке, а к действительно постоянной спортивной езде, без вмешательства в железо никак не обойтись. Меняются распредвалы, клапаны, устанавливается облегчённая шатунно-поршневая группа, увеличивается объём впускного ресивера, ставится настроенный выхлоп и многое-многое другое, включая также трансмиссию и тормоза. Только тогда можно действительно сказать, что машина «затюнена под спорт». Но и бюджет всех этих мероприятий даже называть неприлично. Именно поэтому чип-тюнинг давно и прочно завоевал сердца рядовых автолюбителей как быстрый и недорогой способ сделать семейный автомобиль чуть горячее.

О плацебо

А ещё есть такая штука как джеттер. Устройство это было особенно популярно в начале-середине нулевых, хотя и сейчас ещё предлагается некоторыми дилерами (как правило, неофициальными) как тот же чип-тюнинг, только без перепрошивки «мозгов». На вопрос, как такое чудо возможно, отвечают уклончиво, придумывая небылицы различной степени абсурдности. А на деле небольшое устройство, подключаемое к цепи электронной педали газа, меняет передаваемые ей (педалью) в ЭБУ сигналы определённым образом. В результате минимизируется задержка на нажатие, двигатель реагирует на ваши действия быстрее и резче. В итоге чувство удовлетворения водителя растёт, как растёт и расход топлива и снижается ресурс той же АКП, которая вынуждена работать в более дёрганом режиме. Хотя на газ авто реагирует действительно быстрее, разумеется, никакого реального прироста мощности двигателя нет и быть не может. Самый обычный аналог джеттера это… спортивный режим АКП, который сегодня почти везде есть с завода. Самое удивительное, что это плацебо по цене выходит как тот же чип-тюнинг, который реально повышает мощность мотора, а не создаёт лишь иллюзию такового. И берут же!

Типичный джеттер. Плацебо по цене реального чип-тюнинга. Очередное доказательство, что наивные люди – поистине неисчерпаемый ресурс. (фото: «аукцион au»)

Что такое Stage 1?

Все три автомобиля прошли диагностику и были готовы принять незаводскую прошивку. Специалисты Eurocode делают акцент на том, что нельзя производить чип-тюнинг машин даже с мелкими неисправностями в работе двигателя. Доработку, которой мы подвергли автомобили, в тюнинг-сообществе называют Stage 1. Эта прошивка обеспечивает увеличение мощности и крутящего момента до уровня, который без труда «переварят» заводские детали мотора.

Читать еще:  Что нужно для капитального ремонта двигателя хундай

Проще говоря, Stage 1 подразумевает под собой исключительно программные доработки на стандартном «железе». Меняется только программа управления. Двигатель получает больше воздуха и больше топлива. Это самый простой тюнинг, влияющий на динамику машины. Стоит подобная прошивка пару сотен рублей, поэтому по карману любому владельцу свежей Audi или BMW.

Но как это возможно?

Лучшие умы мира проводят тысячи часов у моторных стендов, доводя двигатели до совершенства, и вдруг кто-то берет на себя дерзость заявлять, что может улучшить отдачу мотора и сделать это относительно недорогим способом. В чем подвох?

Все дело в том, что именно понимать под совершенством. Мотористы автоконцернов действительно ищут золотую середину, которая вовсе не подразумевает оптимальной мощности мотора или максимального удовольствия за рулем. Вот три основных причины, по которым они сознательно занижают мощность мотора.

Автомобильные налоги в Европе очень сильно зависят от выбросов СО2 и мощности, поэтому производители зачастую снижают мощность на 10-20% (иногда больше), чтобы автомобиль попал в выгодную налоговую нишу. Второе – машины адаптируются под работу в десятках стран, которые различаются климатом, качеством топлива и темпераментностью водителей, поэтому базовые настройки – это серьезный компромисс. Наконец, мощность мотора – это товар, который надо уметь продавать. В 99% случаев мотор имеет резервы по повышению мощности, которые предусмотрительные автопроизводители не используют, чтобы иметь возможность улучшать параметры двигателя без серьезных капиталовложений.

Конечно, бездумное изменение программы микрокомпьютеров может убить двигатель, и чип-тюнинг – это серьезный инженерный процесс. Лаборатории чип-тюнинга располагают дорогим оборудованием и большим опытом работы, позволяющим им найти безболезненный уровень форсировки.

Компания «ЧИП-АТЕЛЬЕ» – официальный представитель австрийской фирмы Upsolute, которая занимается чип-тюнингом профессионально. И пределы повышения мощности для безнаддувных моторов составляют 10%, для турбомоторов – до 30%. На первый взгляд, не так и много, однако еще важнее 15-40% повышение крутящего момента и смещение его пика в зону более низких оборотов плюс устранение «задумчивости» в реакции на педаль газа. В результате автомобиль становится намного живее, и если владелец снова пробует стандартную версию, она кажется ему безнадежно унылой.

Степень форсирования выбирается так, чтобы не снизить ресурса мотора или трансмиссии, благо, запас прочности у «железа» имеется. Как разрабатывается новая программа, объясняет директор компании «ЧИП-АТЕЛЬЕ» Александр Ващенко: «Когда выходит новая модель, интересная с точки зрения чип-тюнинга, австрийская компания Upsolute покупает ее, устанавливает на стенд и ищет слабые места в программе, устранение которых позволит сделать мотор интереснее для активного водителя. После этого определяются новые коэффициенты для программы управления, автомобиль снова проверятся на стенде и в реальных условиях, после чего вносятся корректировки, новый цикл тестов… И так до тех пор, пока программа не будет эффективна на всех режимах и безопасна для автомобиля. Но это не все: каждая машина имеет индивидуальные особенности: могут быть установлены разные версии программы или обновления (апдейты). Поэтому, когда к нам приезжает очередной челябинский автомобиль, мы не просто переписываем в его систему управления новую программу, но с помощью наших австрийских коллег создаем индивидуальную программу – конкретно под автомобиль заказчика».

Компания «ЧИП-АТЕЛЬЕ» имеет московский филиал, располагающий современным роликовым стендом для измерения мощности автомобилей, как моно-, так и полноприводных. Согласно результатам измерений, пределы повышения мощности, заявленные Upsolute, соответствуют реальности.

Чип-тюнинг очень популярен в Европе в первую очередь за счет возможности нарастить мощность автомобиля, не переплачивая налоги. Большие объемы позволяют снизить себестоимость, и в среднем «чипование» автомобиля стоит 14-20 тысяч рублей.

Возвратов не было

За время работы на челябинском рынке компания «ЧИП-АТЕЛЬЕ» сделала чип-тюнинг сотням автомобилей. По условиям договора, если в течение двух недель владелец оказывается недоволен, восстанавливается исходная программа (она бессрочно хранится на серверах «ЧИП-АТЕЛЬЕ» и компании Upsolute), а клиенту возвращаются деньги в полном объеме. «Но за время нашей работы в Челябинске не было ни единого возврата», – сообщил Александр Ващенко. – «Кроме того, на саму программу действует годовая гарантия».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector