Avtonova37.ru

Авто мастер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что будет если не обкатать лодочный двигатель

Эксплуатация лодочного мотора. Установка. Подключение. Обкатка

Лодочный мотор не зря называют сердцем лодки. От его мощности и слаженной работы зависит не только сохранность судна, но и жизнь экипажа. Компания Лодки Поволжья расскажет, как установить лодочный мотор на лодку, как подключить двигатель, как обкатать его при первом запуске и как правильно перевезти движок.

Как установить лодочный мотор

Те, у кого появляется лодка, рано или поздно стремятся купить лодочный мотор . Практически все надувные лодки ПВХ комплектуются легкими веслами. Но для дальних расстояний и в акватории с течением на веслах далеко не уплыть. Лодочный мотор может решить многие задачи, поставленные на воде. Но прежде чем активно пользоваться двигателем на лодке, необходимо правильно установить лодочный мотор.

Должным образом установленный на лодку мотор – это непростая работа, которая может показаться с первого взгляда пустяковой. Неправильная установка лодочного мотора сулит неприятностями на воде: повреждением лодки, конструкции самого двигателя или потерей движка в водоеме.

Для правильной установки лодочного мотора важно учитывать:

• Высоту лодочного транца;

• Центровку лодочного мотора;

• Длину ноги лодочного дейдвуда;

• Мощность двигателя и габариты лодки.

Высота транца

Моторно-гребные лодки оборудованы стационарным транцем. В случае с надувными лодками ПВХ стационарный транец надежно приклеен к лодочным баллонам. В каркасных лодках транец является частью корпуса.

Какой бы ни была лодка, перед установкой лодочного двигателя, стоит убедиться, что лодочный транец соответствует по размеру для мотора. Длину «ноги» мотора производитель указывает в паспорте или в характеристиках к товару. Принято указывать длину дейдвуда мотора в самом названии – аббревиатуре двигателя.

Размеры лодочного транца:

• Стандартный транец (S — standart) — 381мм

• Длинный транец (L — long) — 508 мм

• Ультра длинный транец (X — ultra long) – 635мм

• Супер длинный транец (XX — super long) – 762мм

Правильно подобранная высота лодочного транца и длина «ноги» мотора помогут двигателю добиться максимальной отдачи мощности и экономном потреблении топлива.

Подвесной, бензиновый лодочный мотор оборудован противовентиляционной пластиной. Это такая пластина, которая служит своеобразной крышей для лодочного гребного винта. При правильной установке лодочного мотора верным расстоянием от пластины до донной части корпуса лодки должно быть 25 мм.

При большем погружении двигателя в воду и более низкой посадке, на лодочный мотор возрастает давление воды, увеличивается нагрузка на гребной винт и соответственно -расход топлива.

При высокой установке двигателя будет нарастать захват воздуха винтом. Такая последовательность событий неизбежно приведет к потере скорости лодки и уменьшению работоспособности движка.

Центровка лодочного мотора

Лодочный мотор очень важно правильно установить согласно центру транца. Как правило, на большинстве лодок используется один подвесной двигатель. Если судно используется с несколькими лодочными моторами, то расстановка двигателей на транце будет другой.

Если мотор установлен по центру транца, то двигатель не будет уходить в сторону при прямолинейном движении, а шкиперу не потребуется постоянно подруливать, чтобы выровнять курс.

Лодочный мотор может оснащаться дистанционным управлением. В этом случае допускается смещение лодочного мотора от центра напротив стороны увода лодки.

Угол дифферента

Правильная установка лодочного мотора зависит от угла дифферента. Это угол, который образуется между двигателем и корпусом лодки. Настройку дифферента можно произвести опытным путем в зависимости от загрузки лодки и веса самого двигателя. Для регулировки на моторе имеется специальный механизм.

Если двигатель установлен на лодочный транец правильно, то мотор находится перпендикулярно поверхности воды.

В случае с малым углом дифферента, лодочный нос будет углубляться в воду. Если установлен слишком большой угол дифферента, то лодка будет вздыматься над поверхностью воды.

Важный момент установки лодочного двигателя – закрутить на транце барашки винтов струбцины крепежной конструкции мотора.

В комплектацию некоторых моторов входит страховочный трос. Он крепится одним концом к судну, а вторым — к транцевой скобе. Купить страховочный трос для ПЛМ необходимо тем, кто желает обезопасить двигатель от падения в воду.

Как подключить лодочный мотор

Двигатель надежно установлен на лодочном транце и готов к первому старту. Настало время правильно подключить лодочный мотор.

Для правильного подключения лодочного мотора необходимо руководствоваться следующими важными нюансами:

• Необходимо обеспечить присутствие масел в ответственных узлах (трансмиссионного и моторного).

• Для четырехтактного двигателя нужно заправить масляный картер или проверить уровень масла в нем (в вертикально установленный мотор при помощи щупа).

• Для двухтактных моторов приготовить топливную смесь из масла и бензина (1:50 для эксплуатации и 1:25 на период обкатки).

• Для лодочных моторов КНР необходимо проверить надежность скрепляющих элементов (гайки, болты).

• Заполнить топливный бак.

Подключение лодочного двигателя состоит из следующих шагов:

1. Открыть топливный кран.

2. Открыть воздушный вентиль, расположенный на крышке бака для топлива.

3. Установить нейтральную передачу.

4. Потянуть 3-4 раза ручной стартер (для моторов без топливоподачи).

5. Пристегнуть чеку безопасного отключения мотора.

6. Перевести позицию «Газ» на «Старт».

7. Потянуть ручку воздушной заслонки на себя.

8. Запуск двигателя.

9. Убедиться в наличии струи охлаждающей системы.

10. Выбор передачи и старт с места.

Как обкатать лодочный мотор

Главным требование после покупки лодочного мотора является его обкатка. Если не знать, как правильно обкатать лодочный мотор, то можно серьезно нарушить работу внутренних узлов двигателя и сократить жизнеспособность силового агрегата.

Практически все лодочные моторы, поставляемые на рынок водомоторики, проходят сборку на конвейере. В таком темпе невозможно точно сопоставить внутренний диаметр цилиндра с внешним диаметром поршней, а также подшипников коленвала и редукторных шестерней. Чтобы лодочный мотор прослужил долго, обкаткой пренебрегать не стоит.

Главная цель обкатки состоит в притирке деталей мотора друг к другу. И дело не только в диаметре цилиндра и внешних поршневых колец. Все новые детали сами по себе имеют шероховатости и неровности. В новых моторах этот нюанс присутствует и считается нормой в пределах допуска.

Первый запуск мотора обеспечивает притирание новых деталей. Правильно выполнить обкатку – значит обеспечить гарантийный срок работы двигателя, а также максимально эффективную работу без поломок на воде. Обкатка позволяет рабочим механизмам не только притереться, но и получить необходимую смазку.

Узлы, которым нужна обкатка для слаженной работы:

• Коленвал и подшипники;

• Цилиндры и кольца поршня;

Сборка лодочного мотора – это использование различных деталей, каждая из которых играет свою роль в работе двигателя. Во время работы мотора эти детали принимают на себя нагрузку, взаимодействую между собой с разной силой. Обкатка показывает, хорошо ли прилегают детали двигателя друг к другу, обеспечена ли работа без отклонений.

Перед обкаткой необходимо внимательно изучить инструкцию производителя лодочного мотора и только потом приступать к манипуляциям. Если в инструкции от производителя даны особые условия и рекомендации, то необходимо строго придерживаться их.

Процесс проведения обкатки может различаться в зависимости от модели лодочного мотора и страны производителя. Но имеется единая последовательность действий для 2-х тактных и 4-х тактных лодочных моторов.

Обкатка двухтактных лодочных моторов

Обкатка 2-х тактного лодочного мотора занимает приблизительно 10 часов. Перед тем, как проводить обкатку, необходимо запастись необходимым количеством топливной смеси. Узнать, сколько потребуется топлива для обкатки, можно из технических характеристик двигателя, где указаны параметры потребления топлива за 1 час работы.

Стоит помнить, что при обкатке соотношение бензина к маслу немного меньше, чем при обычной эксплуатации уже обкатанного двигателя (в среднем, 1:25).

Этапы правильной обкатки 2-х тактного лодочного мотора:

1. Завести двигатель.

2. Прогреть мотор около 10 минут, придерживаясь небольших оборотов и холостого хода.

3. В движении на небольших оборотах обкатать мотор 1 час.

4. На протяжении 6 часов добавлять постепенно газ через 1 час, пока не будет достигнуто ¾ имеющейся мощности.

Читать еще:  Вечный двигатель на магнитах почему не работает

5. Плавно чередовать уменьшение и увеличение оборотов двигателя.

6. Перед завершением обкатки чередовать на 5-10 минут максимальные и минимальные обороты мотора.

7. Выключить подачу топлива и выработать оставшийся в карбюраторе бензин на тихом ходу мотора.

После обкатки двухтактного лодочного мотора необходимо сохранить свечи сухими, а в редукторе заменить масло. Для замены масла в редукторе следует открыть заглушки и дать стечь маслу в заранее приготовленную емкость. После необходимо залить новое масло.

Обкатка четырехтактных лодочных моторов

Для обкатки 4-х тактного лодочного мотора необходимо подготовить отдельно бензин и масло в картер.

Этапы правильной обкатки 4-х тактного лодочного мотора:

1. Завести двигатель.

2. На малых и холостых оборотах выработать бак с топливом.

3. Менять обороты до 2,5 тысяч с периодичностью в 1 минуту при наполовину открытой заслонке.

4. Периодически открывать заслонку полностью.

5. После 2 часов обкатки разогнать мотор до 3 тыс. оборотов при открытой заслонке на 70%, открывать заслонку полностью.

6. Обкатывать оставшиеся 8 часов на малых и средних оборотах, временно переводя двигатель на полную мощность.

После обкатки 4-х тактного мотора еще в теплом двигателе необходимо заменить масло в картере. На заглушенном моторе нужно снять крышку. Открутить пробку для слива. С помощью приспособления для измерения уровня масла (щупа) произвести замеры масла в картере.

Новое масло влить с помощью лейки влить в отверстие картера. Щуп необходимо вставить на прежнее место и запустить мотор на несколько минут. По истечении 10 минут нужно проверить уровень масла и закрыть крышку.

В редукторе масло меняют так же, как и в двухтактном двигателе.

Стоит помнить, что перед длительным выходом на воду обкатка особенно необходима. Кроме того, обкатка лодочного мотора покажет владельцу возможности двигателя.

Как перевозить лодочный мотор

Лодочный мотор – это дорогостоящая техника, поэтому владельцы двигателей для водного транспорта хотят знать, как правильно перевозить лодочный мотор.

Транспортировка лодочного мотора зависит от габаритов и веса самого двигателя и от приспособлений, которыми обладает владелец силового агрегата. Одни предпочитают использовать для перевозки автомобили и прицепы, другие обходятся телегами и тележками для транспортировки ПЛМ.

Специальные тележки для комфортной перевозки ПЛМ имеют частично разборную конструкцию. Помимо главной работы – перевозка лодочного мотора, в такой тележке можно хранить мотор, подвешивать при проведении ремонта, осуществлять погрузку и разгрузку двигателя с транспортного средства. Такой компактной тележке всегда найдется место в кузове автомобиля.

Транспортировку лодочного мотора рекомендовано производить при полной выработке топлива. Перед перевозкой мотора в нем в идеале не должно быть никакой жидкости. Но даже если жидкость осталась, то транспортировка мотора должна проходить только при полностью перекрытом кране подачи топлива и клапане вентиляции, а также максимально плотно сидящей крышке бака.

Если дорога предстоит с ухабами и обильной тряской, а ПЛМ при этом будет с полным баком топлива, то это чревато протечками, что может привести к возгоранию.

Для транспортировки подвесного лодочного мотора необходимо позаботиться о внешней защите корпуса. Для этого предусмотрены специальные чехлы для лодочного мотора , купить которые можно прямо на сайте Лодки Поволжья. Такой чехол защитит от царапин и будет препятствовать проникновению запаха бензина, который остается в стационарном баке, в окружающую атмосферу (например, из багажника в салон автомобиля).

Правильное размещение лодочного мотора при перевозке зависит от его количества тактов.

Для вертикальной транспортировки мотора в помощь удобно взять фургон или прицеп. Мотор располагают вертикально и фиксируют креплением к тележке. Чтобы обезопасить мотор от деформаций при транспортировке по ухабам, необходимо обеспечить расстояние между винтом и полом не менее 12 см.

Для горизонтальной транспортировки 2-х тактного ПЛМ можно уложить мотор на бок на предварительно подстеленный изолон или пенопласт так, чтобы редуктор двигателя находился выше, чем он сам. Мотор крепится шнуром или тросом.

Горизонтальная транспортировки 4-х тактного ПЛМ должна проходить на правом боку. Перед таким способом перевозки двигателя рекомендуется изучить инструкцию по транспортировке от производителя, которая прилагается вместе с лодочным паспортом. Такое положение предотвратит возможность попадания масла в цилиндр. Мотор должен быть зафиксирован в наивысшем положении редуктора и уложен на более мягкую поверхность, нежели 2-х тактный мотор.

При транспортировке ПЛМ необходимо обеспечить безопасность. В таком случае мотор порадует долгим сроком службы и станет надежной опорой на воде.

Итак, эксплуатация подвесного лодочного мотора включает этапы установки, обкатки и транспортировки. Если соблюдать все рекомендации, предоставленные производителем и общие правила, выработанные опытом пользования других водомоторников, то в распоряжении с лодкой будет надежный и выносливый движок.

При первом запуске мотора начинается притирание деталей друг к другу. Двигатели собираются на конвейере, что не дает возможности гарантировать идеальной состыковки. Новые детали всегда имеют неровные участки и шероховатости – это нормально, если не превышается допустимые отклонения. Обкатка лодочного мотора нужна, чтобы детали притерлись друг к другу, масло попало на все подвижные узлы и агрегаты. Это касается коленвала с подшипниками, пары цилиндров с поршневыми кольцами и шестерней редуктора. Если обкатка не проигнорирована и проведена правильно, можно рассчитывать на максимально эффективную работу мотора, снижение риска поломок и полноценный срок службы.

Непосредственно перед обкаткой необходимо залить масло, предварительно изучив инструкцию, или руководствоваться такими нормами:

  • для двухтактных (за исключением моторов с уровневым сжиганием топливной смеси) используют масло ТС-W3;
  • для четырехтактных двигателей до 30 «лошадиных сил» — полусинтетические масла 10W30 и 10W40;
  • в четырехтактные более 30 л. с. заливают синтетические – 5W30, 0W

Обратите внимание на наличие специальной пометки «Для водного транспорта», для автотранспорта масло не подойдет. В любом моторе его вливают через нижнее отверстие редуктора, пока не начнет вытекать из верхнего. Это делается при вертикальном положении и специальным приспособлением или большим одноразовым шприцом. В картер четырехтактного двигателя масло наливают строго в соответствии с требованиями производителя и единых норм для них не существует.

Перед обкаткой двухтактного лодочного мотора пропорции масла и бензина 1:25 соответственно, то есть на каждые 25 литров бензина требуется 1 л масла. Если двигатель с раздельной смазкой – 1:50.

Где обкатать лодочный мотор

Для обкатки нового агрегата нужно выбрать водоем глубиной не менее 80 см и неограниченным пространством. Подойдет озеро, река, но не искусственный водоем. В ограниченных условиях этого лучше не делать, чтобы обкатка не пошла во вред.

Процесс

Процедура обкатки проходит одинаково для всех моторов всех производителей:

  1. Запустите двигатель и в течение 15 минут оставьте его поработать вхолостую на минимальных оборотах. В первый раз и в дальнейшем всегда контролируйте присутствие контрольной струи системы охлаждения. Первый старт двигателя может сопровождаться клубами дыма, но это нормально, так как сейчас в бензине гораздо больше масла, чем нужно.
  2. В последующий час можно двигаться, следя за тахометром или смещением ручки газа, — обороты не должны превышать 40% от полной мощности.
  3. В течение следующих 60 минут продолжайте движение, используя уже 75% мощности.
  4. Следующие 8 часов придерживайтесь такой схемы: 5 минут на полных оборотах затем полчаса на 75%.

Полезная информация

Обкатка подвесного мотора.

В условиях нормальной работы двигателя соблюдайте пропорцию 1 объем масла на 50 объемов бензина. В условиях обкатки рекомендована пропорция 1 к 25.

Рекомендовано масло для двухтактных двигателей с водяным охлаждением или категории TC-W3, прошедшим аттестацию NMMA.

Обкатка подвесного лодочного мотора (время обкатки 10 часов)

1) Первые 10 минут. Откройте подсос, заведите и прогрейте двигатель на холостом ходу или в режиме минимального газа. Запускайте мотор на самой малой скорости или на нейтральной скорости.

2) Последующие 50 минут. Мотор должен работать пол газа (в среднем около 3000 об/мин). Время от времени меняйте число оборотов двигателя.

3) 2й час обкатки. Дайте мотору поработать при полном газе не более 5 минут, затем уменьшите до ¾ газа (4000 об/мин). Время от времени меняйте число оборотов по следующей схеме: 1 минута на полном газу, затем сбрасываем до ¾ газа (или меньше) и даем поработать еще 10 минут , для того чтобы двигатель остыл.

Читать еще:  Глухой звук в двигателе при повышении оборотов

4) 3й – 10й час обкатки. Давайте моторы поработать на полном газу не более 5 минут, затем сбрасывайте газ и давайте двигателю остыть.

5) После обкатки можно заливать обычную смесь горючего и эксплуатировать мотор в нормальном режиме.

В своей немалой практике не встречал моторов, умерщвленных по причине «необкатанности». Стоит ли вообще серьезно подходить к этому? Ведь, нередко, у пользователя нет в запасе 6-10 часов для полного цикла обкатки, как этого требуют производители подвесных лодочных моторов.

Разные производители (Yamaha, Mercury, Suzuki, Tohatsu) по разному регламентируют порядок обкатки, количества масла в топливе и т.д. Некоторые производители рекомендуют лить больше масла и придерживаться щадящего режима с постепенным увеличением нагрузки. Некоторые просто настаивают на постепенном увеличении оборотов.

Попробуем разобраться, зачем все это нужно. И, естественно, предполагаем, что добросовестный покупатель все же прочитает инструкцию по эксплуатации (кому досталась инструкция на английском — может просто картинки посмотреть — обычно нарисовано доходчиво) и поинтересуется у продавца о порядке прохождения обкатки лодочного мотора.

Для своего собственного спокойствия, чтобы по ночам спать спокойно и не думать о моторе, усвоим, что происходит в нем после первого запуска. Процессу приработки подвергаются три узла. Это коленчатый вал с его подшипниками, пара цилиндр и поршневые кольца, шестерни редуктора.

Коленчатый вал подвесного лодочного мотора может быть собран либо на подшипниках качения (обычно двухтактные моторы), либо на подшипниках скольжения (обычно четырехтактные моторы). Учитывая высокое качество подшипников качения — шариковых, роликовых, игольчатых — обкатывать их желания не возникает — в них нет особых усилий на трение. Исключение могли бы составить роликовые подшипники, имеющие «колотые» обоймы (обойма подшипника изготавливается в размер и раскалывается по насечкам или отверстиям — такие подшипники устанавливаются на неразборных коленчатых валах, например средний подшипник на подвесном моторе Yamaha 90AETOL). Но из практики достоверно известно, что ныне выпускаемые роликовые подшипники с колотыми обоймами работают дольше шариковых за счет большего пятна контакта, передающего усилие. Качество скола обоймы при этом таково, что ступеньки не остаются при сборке.

На четырехтактных моторах, как правило, используются подшипники скольжения. При этом между движущимися частями находится масло и непосредственного контакта металлических деталей не происходит. Средние и большие подвесные четырехтактные моторы имеют масляный насос, подающий масло для смазки под давлением. Малые четырехтактные моторы насоса не имеют, и смазка осуществляется масляным туманом, создаваемым вращающимся коленвалом. При этом нужно иметь ввиду, что применение рекомендованного масла обязательно. Двухсильный подвесной лодочный мотор Honda работает на промывочном масле примерно 1 минуту. Дальше — клин со всеми вытекающими последствиями.

Гильза и поршневые кольца.

Сначала заметим, что при правильно выбранном зазоре и сохранении теплового режима (в чем приличных производителей лодочных моторов не упрекнуть) поршень не изнашивается, поэтому и не обкатывается. В процессе эксплуатации изнашивается именно пара гильза и кольца. Здесь важным моментом при обкатке является наличие просвета между кольцами и гильзой. Теоретически кольца могут иметь отклонение от правильной окружности, в результате может быть просвет. При этом величина просвета (не прилегания к гильзе) колец более 30 градусов от всей окружности критична и считается браком. Сделаем чудовищное предположение, что производитель подвесных лодочных моторов, к примеру, Yamaha выпускает бракованые кольца. В таком случае действительно, при несоблюдении режима обкатки может появиться проблема.

Рассмотрим, что происходит при наличии просвета во время рабочего хода поршня. Газ, образовавшийся после сгорания топлива, после воспламенения имеет высокую температуру и создает большое давление (которое и заставляет вращаться коленчатый вал мотора). Если кольца прилегают хорошо, то они: 1) Хорошо отдают тепло цилиндру (который, в свою очередь, охлаждается водой); 2) Не пропускают выхлопные газы, имеющие высокую температуру, и, соответственно, особенно не нагреваются. В противном случае поршневые кольца подвесного мотора сильно нагреваются, в результате чего происходит изменение структуры металла, из которого они изготовлены, — происходит «отпускание». Металл становится мягче, переставая прижиматься должным образом к цилиндру. В результате — снижение компрессии, прорыв выхлопных газов, падение мощности, а при запущенном процессе — заклинивание поршня. Таким образом, обкатывать этот узел необходимо лишь в случае, когда кольца не очень качественные. А такое нечасто встречается.

Шестерни редуктора практически всеми производителями изготавливаются из качественного металла путем нарезания зубьев. Такие шестерни дают при обкатке минимальное количество металлической стружки, и выход из строя редуктора вряд ли возможен. Есть, конечно, отклонения. Например, Mercury производит некоторые шестерни, используя метод порошковой металлургии. Т.е. шестерни спекаются из металлической крошки. Это быстро и технологично, но поверхность зубьев после спекания не обрабатывается и остается достаточно шероховатой. Поэтому редукторы с такими шестернями дают во время приработки большое количество металлической стружки, которая не сказывается благоприятно на дальнейшей жизни этого узла. Помереть, может быть, сразу и не помрет, но, пережевывая металлические крупинки, сократит срок своей службы. В принципе, каким бы образом не были выполнены редукторы, сама по себе обкатка или отсутствие таковой практически не сказывается на процессе приработки. Частицы металла, которым суждено стереться с шестерен, сотрутся, все равно за какой срок это произойдет — при меньшей нагрузке позже или при большей нагрузке раньше. Главное здесь отношение владельца лодочного мотора. Для облегчения жизни редуктора нужно соблюдать несколько простых правил. Первое. Вовремя менять масло. Первый раз — сразу после обкатки подвесного мотора, далее два раза в сезон. Второе. Использовать при смене масло, специально для этого предназначенное. Объем требуемого масла очень мал, экономить тут нет никакого смысла (кроме того, использование специализированных масел чаще всего снижает расход топлива — до нескольких процентов). Третье. Для некоторых редукторов выпускаются пробки со встроенным магнитом. Если есть такая возможность — используйте их.

Учитывая вышесказанное, предполагаем, что вряд ли с вашим лодочным мотором случится что-либо, если вы не выдержите режим обкатки до конца. Но, все же, рекомендуем придерживаться его. Многие спрашивают — как и зачем обкатывать. Ответ на вопрос «зачем?»: для того, что бы спать спокойно. Ответ на вопрос «как?» чуть сложнее. Используйте только качественное, по возможности рекомендованное производителем масло. Если вы еще не знаете, чем отличаются масла для подвесных лодочных моторов, поинтересуйтесь. Придерживайтесь рекомендованного режима обкатки. Примерный режим, в котором можно обкатывать практически все моторы: 2 часа — холостой ход, 2 часа под нагрузкой на малых оборотах, 2 часа на средних оборотах, 2 часа в 3/4 газа, 2 часа периодически на полных оборотах. После этого обязательно проведите техническое обслуживание подвесного мотора. Смените масло в редукторе. Не помешает проверка компрессии, величины холостых оборотов. При обкатке в холодное время года с увеличенным содержанием масла в топливе, возможно, потребуется чистка свечей зажигания или их замена. Если вы обкатываете мотор в холодное время и в инструкции по эксплуатации рекомендовано увеличение содержания масла — установите более горячие свечи зажигания. Например, вместо штатных свечей зажигания NGK B8HS-10 можно использовать B7HS-10 (на период обкатки). Даже если в вашем моторе установлен термостат, средний температурный режим будет ниже, а масла потребуется больше. Установка более горячих свечей предотвратит усиленное нагарообразование.

Ну и, в целом, относитесь к мотору по-доброму. После запуска — прогрейте его, во время обкатки не допускайте резкого изменения оборотов и нагрузки, после движения на больших оборотах дайте мотору немного поработать на холостых. Если есть возможность, возложите процесс обкатки (хотя бы его первую часть) на дилера, продавшего вам мотор.

Приборы, необходимые при обкатке

Без чего будет трудной обойтись:

  • тахометра;
  • датчика температуры;
  • спидометра;
  • GPS.
Читать еще:  Чем отличаются двигатели ваз 2112 и приоры

Термодатчик будет помогать контролировать температурный режим двигателя, в особенности, когда последний без термостата. Оптимальная температура охлаждающей воды равняется 80-90 градусам. Но нужно помнить, что опасна не только высокая температура, но и низкая. Так, при температуре 50 градусов интенсивность износа увеличивается в 2 раза, тогда как при 20 градусах – в 6 раз.

Как раздушить лодочный мотор

Для того что бы раздушить мотор на вашей лодке не обязательно вмешиваться в его конструкцию. Поэтому для начала мы опишем список рекомендаций, который позволит вам улучшить ходовые качества вашего судна и только потом, если вам не этого будет не достаточно, мы посоветуем более действенные методы, которые подразумевают модернизацию самого мотора.

Раздушить без вмешательства в мотор

Перед тем, как заниматься механикой самого двигателя, следует оптимизировать саму лодку, чтобы улучшить ее аэродинамику и ходовые качества.

  • Можно оставить на берегу транцевые колеса, вы ведь не пользуетесь ими во время плавания?
  • Установите менее объемный бензобак, особенно, если не планируете длительные и дальние переходы.
  • Замените один из якорей на плавучий.
  • Оцените состояние винта. Если на тем есть сколы или трещины, выталкивающая сила может значительно уменьшиться. В некоторых случаях достаточно отшлифовать лопасть или просто заменить поврежденные элементы.
  • Для выхода на глиссер подойдет 4-лопастная модель винта, а стальной вариант увеличит КПД мотора за счет более тонких лопастей.
  • Приподнимите двигатель относительно транца, но ровно настолько, чтобы он не «хватал» воздух.
  • Распределите груз внутри лодки так, чтобы в сторону кормы был небольшой дифферент.
  • Давление в баллонах должно быть оптимальным, накачивать следует до «звона» в самих баллонах. При контакте с холодной водой, давление немного снизится.

Увеличение мощности с модернизацией конструкции мотора

Чтобы «раскачать» двигатель, следует выполнить несколько простых шагов, которые в совокупности дадут мотору еще несколько дополнительных лошадей:

Для двухтактного мотора

Для четырехтактного мотора

Что бы раздушить четырехтактный мотор для вашей лодки, нужно дополнительно попробовать сделать вот эти шаги:

  • Смысл первого шага заключается в том, что бы увеличить поток горючей смеси, которая поступает в камеру сгорания мотора. Для этого нужно настроить зазоры клапаном в механизме, который отвечает за распределение газов.
  • Есть более мощные модели моторов, в которых увеличение мощности достигается путем перепрошивки электронного блока управления. Это можно сделать на новых моделях, только четырехтактных моторов. Также нужно учитывать, что самому это делать не стоит, в этом деле лучше довериться специалистам.

А что с маслом для смеси? Производитель рекомендует только полусинтетическое для двухтактных двигателей марки TC-W3. Что ж, ему виднее — не будем перечить, здоровье лодочного мотора дороже. А что опять с граммами? 10 литров бензина — 0,4 л масла. Не знаем, как — кто, но мы видели в продаже лишь литровые флаконы — за глаза и за уши хватит.

Так-с, а в чем делать благородный коктейль? Существуют полезные пластиковые мерные сосуды (фото 1), такой был куплен в магазине, где продавались бензопилы и прочая техника, но, думаем, и в других местах можно найти. На этом полупрозрачном сосуде есть риски, отмечающие основной литр, а сверху — добавку для получения соотношения 50:1, 25:1 — полезная вещь. Емкость встроенного топливного бака нашего лодочного мотора Tohatsu M 3.5 В2 — 1,4 л. Хватает, к слову, на 30 — 40 минут хода. Что делаем? Берем чистую пластиковую 5-литровую сухую канистру, несколько повторяющихся операций на берегу — и на половину срока обкатки лодочного мотора смесь у нас есть. Но что интересно, потом на воде пошел процесс обратного перелива (фото 2): заправлять бак лодочного мотора Tohatsu M 3.5 удобнее из этого самого мерного сосуда — с гарантией не перельешь, да и на качающейся лодке это легче делать из небольшой легкой емкости (фото 3). И не заливайте смесь до самой горловины бака, не надо.

Дальше что? Закручиваем крышку топливного бака. Но до того делаем 2 — 3 оборота воздуховыпускного винта (фото 4). Почему до того? Проще это, а когда крышка завернута (фото 5), сия манипуляция делается с трудом и буквально со скрипом. Не худо обтереть лодочный мотор ветошью от неизбежных потеков топливной смеси — не знаем, может где и есть снайперы, но нам без потерь смеси не удавалось залить бак. А ведь смесь эта — горючая, особенно курильщикам надо иметь в виду.

Теперь — ближе к телу, как говаривал Мопассан. Смотрим на корпусе лодочного мотора сбоку, в каком положении стоит рычаг переключения передач. В нашем случае он должен быть на отметке Neutral — «Нейтраль» (фото 6). А ручку подачи топлива на том же боку, до этого закрытую (Close) — в положении Open — «Открыто». И в таком положении она должна находиться секунд 15, а потом ее нужно опять закрыть (Close). Не перепутайте с ручкой дроссельной заслонки на фронтальной панели лодочного мотора, там те же надписи.

Теперь переходим во фронт. Ставим рычаг газа в положение Start («Пуск»), это будет чуть повыше нарисованной черепахи (фото 7) — самого малого хода.

Если лодочный мотор заглохнет — эта ситуация для многих начинающих судоводителей нормальна — не суетитесь — проделайте полный цикл сначала, мотор-то еще не разогрелся как следует.

Но завелись, отрегулировали ровный ход. Теперь на этих малых оборотах прогреваем мотор минуты 3 — 4. За это время смазочное масло проциркулирует по всему мотору. Эксплуатация без прогрева, как известно, укорачивает срок службы движка. И ничего, если появятся облачка дыма — при обкатке это нормально.

Да, и перед продолжением прогрева обязательно убедитесь, что охлаждающая вода вытекает из контрольного отверстия для слива охлаждающей воды (фото 9), иначе глушите обороты полностью — что-то не в порядке с охлаждающей системой, лодочный мотор может перегреться до поломки.

Как глушить? А проще всего блокиратором, про который, каемся, не успели рассказать. А ведь это жизненно важная вещь — в буквальном смысле. И он обязательно должен стоять на положенном ему месте (фото 10) с самого начала наших упражнений с подвесным лодочным мотором, а его пружинный конец соединен с запястьем судоводителя или его одеждой. И когда, не дай бог, неосторожный водитель налетит на какое-то подводное препятствие или самостоятельно упадет за борт, лодочный мотор моментально остановится — и не повредит вращающимся винтом бедолагу.

Тише едешь – дальше будешь!

В среднем на обкатку одного лодочного мотора должно уходить 6-10 часов. Начинать движение при обкатке нужно только после того, как двигатель полностью прогреется на холостом ходу. Скорость надо набирать постепенно, следя за тем, чтобы обороты двигателя не были слишком интенсивными. Помимо всего прочего, в процессе обкатки двухтактного мотора не желательно двигаться долгое время с одной скоростью.

Приблизительно то же касается и владельцев лодок с новыми четырехтактными моторами. Производители таких силовых агрегатов рекомендуют некоторое время после запуска двигателя продолжать движение только на минимальных оборотах и лишь постепенно увеличивать их количество, доводя до 3000-4000 об./мин. При дальнейших обкатках следует двигаться уже при разном количестве оборотов, однако без надобности не форсировать.

Исходя из всего выше сказанного, главное в правильной обкатке двухтактных и четырехтактных моторов – постепенно увеличивать нагрузки на двигатель, что будет способствовать лучшему доступу масла в зоны сопряжения и более интенсивному вымыванию продуктов износа из точек самого большого трения. Другими словами – двигаясь плавно, можно дать двигателю возможность отдохнуть.

Обкатывая новый лодочный двигатель, необходимо иметь в наличии некоторый измерительный инструмент, в частности спидометр, тахометр, датчик температуры, навигатор GPS. При помощи данных приборов можно точно замерять скорость движения, зафиксировать количество оборотов, температурные режимы двигателя.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector