Что дает промывка двигателя перед заменой масла
Нужна ли промывка мотора перед заменой масла в системе
Эксплуатируя транспортное средство, водителю не стоит забывать о техобслуживании машины. Если вы хоть раз видели, что творится под крышкой ДВС, то не задавали бы вопроса о том, нужна ли промывка двигателя при замене масла.
Именно в двигательном отсеке скапливается немало вредных отложений, грязи и копоти. Удалить эти нечистоты можно только одним способом – используя промывку.
Я, пожалуй, вхожу в группу автомобилистов, которые считают промывку необходимостью, однако, далеко не все так думают. Некоторые механики считают, что если масло качественное, то в нем есть все присадки, обеспечивающие полную защиту от вредных отложений, а значит, и мыть мотор не требуется.
Чтобы занять чью-то сторону, стоит самостоятельно разобраться в вопросе. Помочь в этом, сможет информация, представленная в данной заметке.
Что образуется в двигателе, если не промывать
Лак – преобразования масляной пленки в результате воздействия высокой температуры. Частые места образования отмечаются в системе клапанов и поршней. Наиболее серьезным последствием является закоксовывание компрессионных и маслосъемных колец поршней.
Шлам – смолистые образования в результате изменения химического состава смазки. В результате воспламенения топливно-воздушной смеси, образуется вода. Которая, при рабочей температуре двигателя, испаряется. Если температура двигателя недостаточна, велика вероятность попадания неиспарившейся влаги в поддон картера. В случае обогащенной смеси, часть топлива также попадает в масло. Все это приводит к увеличению вязкости смазки. Впоследствии, может стать причиной закупоривания масляных каналов.
Нагар – твердые образования на поверхности камеры сгорания во время работы двигателя. Нагар оказывает влияние на процессы сгорания смеси в двигателе и срок его службы. Практически все нарушения сгорания смеси сопровождаются наличием нагара в камере. Отложения накаляются, что может привести к преждевременному воспламенению смеси. Детонация, как результат, приводит к ускоренному износу подшипников и валов ДВС. Снижается мощность и увеличивается расход топлива.
Что такое промывка для двигателя и промывочное масло
Промывочные жидкости и масла в основе имеют дешевое минеральное масло, которое не рассчитано на создание эффективной защиты трущихся пар. В указанную базовую основу производители добавляют пакеты моющих присадок, что на деле означает высокое содержание щелочи и других активных компонентов. Задачей такой промывки является растворение отложений в двигателе. Сегодня промывочные жидкости можно встретить в следующих вариантах:
- в виде готового промывочного масла;
- добавки в отработанное масло;
- так называемые «пятиминутки»;
Первая группа на данный момент практически не используется и в свободной продаже встречается редко. Принцип использования заключается в том, что нормальное масло из мотора сливается, заливается промывочное масло и на нем двигатель какое-то время эксплуатируется в относительно щадящем режиме. Неоспоримым плюсом такой промывки является достаточно качественная очистка системы смазки двигателя от загрязнений. Главными недостатками данного решения является сама длительность промывки (около 2 дней), ряд ограничений по нагрузке и оборотам при езде на промывочном масле, а также ощутимый вред от контакта щелочи с сальниками двигателя. Последние попросту затвердевают и крошатся, что нередко приводило к необходимости последующего дорогостоящего ремонта ДВС.
Появление «промывок-пятиминуток», как их стали упрощенно называть автолюбители, обещало быструю и качественную очистку мотора от грязи, а также намного меньший вред для двигателя. У многих ответственных автолюбителей на этом фоне возникает ряд вопросов, что входит в состав новой промывочной жидкости и позволяет за такой короткий срок (около 10-15 минут) отмыть загрязнения на холостом ходу, которые раньше отмывались промывочным маслом под определенными нагрузками на мотор около 2 дней. Также актуальными являются и опасения по поводу состояния сальников после такой промывки.
Начнем с того, что быстрое удаление отложений и грязи удалось реализовать при помощи предельно высокой концентрации активных моющих компонентов в промывках второго типа по сравнению с промывочными маслами. Что касается сальников, по заверениям производителей в промывочную жидкость также добавлена особая присадка, которая создает защитный слой на резиновых уплотнителях. Другими словами, сальники надежно защищены от большого количества щелочи в промывке. Что касается отложений на металлических деталях и поверхностях, промывка нового типа удаляет загрязнения максимально эффективно. Такова теория.
Промывка соляркой
Промывка двигателя соляркой перед заменой масла хороший и дешевый вариант, если есть желание привести свой двигатель в нерабочее состояние.
Промывать двигатель соляркой было особенно популярно в третьей четверти прошлого века, и обуславливалось отсутствием специальных промывочных масел и недоступностью сервисных услуг. Весь процесс выполнялся своими руками, без привлечения мотористов, на свой страх и риск.
Промывка соляркой связана с жестким соблюдением технологии, которая применялась для силовых агрегатов, имевших большие эксплуатационные зазоры в сопрягаемых парах. Не допускался вывод мотора на рабочие температуры, так как это способствовало резкому переходу солярки в газообразное состояние.
Низкая смазывающая способность и стекание солярки из пятна контакта способствовало сухому трению и не допускало запуск движка после замены с применением штатного стартера.
Требовался проворот коленчатого вала от руки для заполнения магистралей новым составом и подачей смазывающей жидкости к коренным и шатунным опорам коленчатого вала. Современные же двигатели даже не оборудованы храпуном для проворота коленчатого вала кривым стартером.
Применение солярки в сегодняшних условиях абсолютно не обосновано и чревато переводом силовой машины в состояние экстренного капитального ремонта с восстановлением или заменой дорогостоящих комплектующих.
Замена масла – альтернативы нет
Само масло разрушается при длительной работе в экстремальных условиях и нуждается в замене. Именно при его замене, у автолюбителей часто возникает вопрос – нужна или нет промывка двигателя перед заменой масла? Подразумевается, что ее назначение заключается в удалении продуктов окисления, с целью восстановления первоначальных характеристик мотора.
Если вопрос замены масла ни у кого не вызывает возражений, то промывка двигателя при замене масла оценивается крайне противоречиво – от полного неприятия до обязательного выполнения. Существуют также промежуточные суждения и мнения, что промывку можно выполнить не при помощи специальных жидкостей, а используя более дешевые минеральные масла. А как вообще может быть выполнена промывка двигателя при замене масла?
Зачем нужна промывка?
Чтобы понять это, нужно предварительно выяснить, как масло работает в моторе. Эта жидкость смазывает подвижные детали, не позволяя им истираться друг о друга, а также устраняет различные загрязнения, такие как остатки топливных элементов и металлическую пыль. Грязь вымывается, и делает масло более темным и вязким. Замена нужна в двух случаях:
- Присадки, предназначенные для очистки и входящие в состав смазочных материалов, достаточно быстро разлагаются, и вскоре больше не могут выполнять свои основные задачи;
- 15-20% масла во время замены остается в закрытых полостях. В них содержится грязь и частицы мусора, наличие которых нежелательно в системе двигателя.
С каждой заменой масла ДВС ухудшает свои рабочие характеристики, вне зависимости от того, какого качества смеси вы используете.
Популярные марки
Качество промывки двигателя напрямую зависит от качества самого промывочного состава. К сожалению, на современном рынке ГСМ имеется большое количество как откровенного контрафакта, так и жидкостей от малоизвестных производителей, не отвечающие заявленным характеристикам. Поэтому подходить к выбору следует максимально аккуратно.
Как советуют автоэксперты, отдавать предпочтение следует продукции признанных лидеров в сфере производства ГСМ.
К ним относятся:
- ZIC. Состав от южнокорейского производителя, который помимо вымывания загрязнений, обладает антикоррозийными свойствами. Вдобавок, он оказывает деликатное воздействие на уплотнительные узлы, не разрушая и не изменяя их физических качеств.
- Роснефть. Отечественный производитель, поставляющий на рынок минеральное промывочное масло. В качестве добавок используются эффективные, и в то же время, безопасные для двигателя компоненты.
- Spectrol – промывочная жидкость, одинаково хорошо подходящая как для дизелей, так и для бензиновых ДВС. Отличается минимальным негативным воздействием на двигатели автомобилей.
- Liqui moly – немецкий производитель ГСМ для автомобилей, зарекомендовавший себя на рынке с положительной стороны. Продукция данной компании отличается неизменно высоким качеством и соответствием заявленным характеристикам.
- THK. Состав изготовлен на основе минерального моторного масла, с добавлением чистящих присадок. Отличается высокой эффективностью очистки, одновременно с этим, не наносит вред уплотнителям.
Как показывает практика, не следует жалеть денег и время на процедуру промывки двигателя в момент замены масла. Это увеличит моторесурс двигателя, а также позволит сохранить технические характеристики на первоначальном уровне.