Avtonova37.ru

Авто мастер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что лучше для двигателя цепь или ремень

  • Цепь ГРМ. Устройство и назначение
  • Цепь или ремень ГРМ. В чём отличия?
    • Цепь ГРМ
    • Ремень ГРМ
    • Износ и ремонт
    • Симптомы, причины и последствия износа
    • Различия в замене
  • Особенности выбора моторного масла
    • Существуют ли ещё способы продления «жизни» цепи ГРМ?

«У моего автомобиля цепной мотор!» – так с гордостью заявляют многие автовладельцы, имея в виду, что этот узел обладает наибольшей степенью надёжности и демонстрирует отсутствие проблем благодаря «вечной цепи» ГРМ – газораспределительного механизма. Таким же образом рассуждают и те, кто только собирается приобрести автомобиль. Логика таких покупателей простая – если в моторе установлена цепь ГРМ, а не ремень, то это лучше, ведь в таком случае не придётся тратить время и силы на замену ремня ГРМ. Так ли это на самом деле? Какой привод лучше – на цепи или ремне ГРМ? Надо ли в процессе эксплуатации обслуживать этот узел и когда нужна замена цепи ГРМ?

Что такое газораспределительный механизм?

Устройство ГРМ (Газораспределительный механизм): 1 — шестерня распределительного вала; 2 — кулачки; 3 — распределительный вал; 4 — подшипник; 5 — клапаны; 6 — пружины; 7 — ремень ГРМ; 8 — коленчатый вал с маховиком; 9 — газораспределительная шестерня;

Для того чтобы разобраться, что лучше ремень ГРМ или цепь, для начала необходимо хотя бы в общих чертах представлять себе, что же такое ГРМ, из каких элементов состоит и зачем нужен. Он представляет собой такой механизм управления газовыми потоками в двигателе внутреннего сгорания автомобиля, который переключает фазы газораспределения. Иными словами, именно ГРМ открывает и закрывает впускные и выпускные клапаны, которые, соответственно, открывают доступ внутрь цилиндров топливной смеси и доступ наружу отработанных газов.

Газораспределительный механизм двигателя внутреннего сгорания состоит из следующих основных элементов:

  • Клапанов;
  • Распределительного вала;
  • Привода распределительного вала.

Именно к последнему из них имеют самое непосредственное отношение цепи и ремни ГРМ. Следует заметить, что в двигателях внутреннего сгорания с верхним расположением клапанов (а именно таким их расположением отличаются практически все современные ДВС) изначально использовались именно цепные приводы распределительных валов. Уже в двадцатых годах прошлого века цепи, использовавшиеся в них, были двух- и даже трехрядными (это существенно повышало их надежность), сами ГРМ имели натяжители и успокоители.

Цепные приводы распределительных валов газораспределительных механизмов использовались практически во всех верхнеклапанных двигателях внутреннего сгорания, которыми оснащалась автомобильная техника, вплоть до 1956 года. Именно тогда в США на спортивном автомобиле Devin Sports Car был использован ремень ГРМ. Необходимо, однако, отметить, что поначалу ременная передача в газораспределительных механизмах использовалась преимущественно в спорткарах, поскольку она обеспечивала (да и сейчас обеспечивает) довольно существенный прирост мощности и крутящего момента.

Однако постепенно, по мере совершенствования ДВС и роста требований, которые к ним предъявляются, ремни начали сначала серьезно теснить цепи в этих приводах, а сейчас уже на равных конкурируют с ними. Достаточно сказать, что подавляющее большинство трех- и четырехцилиндровых моторов, устанавливаемых сейчас на легковые машины, имеют именно ременный привод газораспределительного механизма, а что касается приводов цепных, то ими чаще всего оборудуются мощные шести- и восьмицилиндровые двигатели, которыми комплектуется техника нескольких производителей (например, Mitsubishi, Toyota, BMW). В то же самое время немало моделей мощных «многоцилиндровых» моторов снабжаются ремнями ГРМ.

Ремень ГРМ: плюсы и минусы

Устройство ременного привода ГРМ

Ременные приводы ГРМ, применяемые в автомобильных двигателях внутреннего сгорания, имеют целый ряд достоинств, благодаря которым и получили весьма широкое распространение. Прежде всего, следует отметить, что они имеют простую конструкцию, при необходимости их замена не представляет никакого труда (причем, кстати говоря, во многих случаях ее можно произвести самостоятельно, не прибегая к помощи квалифицированных специалистов).

Ремни ГРМ имеют совсем небольшую массу, поскольку изготавливаются из легких и в то же самое время прочных материалов (неопрена и стекловолокна). Ролики и шкивы ременной передачи газораспределительных механизмов также облегченные, что позволяет существенно снизить общую массу двигателя.

Читать еще:  Велосипед с двигателем от мотоблока своими руками

К несомненным достоинствам ремней ГРМ надо отнести также и то, что они практически не издают шума. Что касается недостатков, то он, пожалуй, всего лишь один: прочность существенно ниже, чем у цепей. Несмотря на превосходное качество материалов изготовления, ремни ГРМ, как показывает практика, выдерживают не более 50000 километров пробега. Цифра, конечно, тоже далеко не маленькая, но существенно меньше, чем у цепей ГРМ.

Кроме того, у ремней есть одно достаточно неприятное свойство: они иногда рвутся совершенно внезапно, что может привести (и порой действительно приводит) к серьезным поломкам других частей двигателя, и, как следствие, — к дорогостоящему ремонту силового агрегата.

Что лучше: цепь или ремень ГРМ?

Споры на тему, какой привод ГРМ лучше, до сих пор возникают. Поэтому поговорим о сложном, и приведем простые решения с четким распределением плюсов и минусов каждого привода газораспределительного механизма.

Сегодня ремню доверяют больше. Его устанавливают на шести и восьмицилиндровые моторы крупные автоконцерны Great Wall (Грейт Вол), Toyota, Volkswagen и другие. Но и автопроизводители в поисках оптимального баланса между эксплуатационными характеристиками. Лидера выделить невозможно. Множество факторов и технических условностей, которые влияют на выбор, всегда будут в дисбалансе. И перед тем, как определиться какой привод ГРМ лучше, цепь или ремень, ознакомьтесь с их преимуществами и недостатками.

«Вечная» цепь

Впервые отечественный рынок представил цепной привод на моторе УЗАМ-412 Москвича. Затем и Жигули стали применять цепь, а для надежности использовалась двухрядная модификация совместно с механическим натяжителем с пружиной. Надежность была обеспечена, цепь не обрывалась, но растягивалась и сильно шумела.

В двухрядных конструкциях нагрузка распределяется равномерно, зубья звезд подвержены меньшему износу и даже при экономии на прочности сплавов, ее можно считать вечной.

Когда в приоритете стала важна длина мотора, производители задумались о сокращении некоторых деталей. Таким образом двух-трехрядные вариации превратились в однорядные. В современных V8 двигателях Грейт Вол толщина цепи ГРМ не толще велосипедного аналога.

Преимущества цепного привода:

  • Большой ресурс. В частности, для «старых» двигателей (80-90 года), где цепи имеют два и более ряда.
  • Отсутствие четких регламентных работ по замене. Сменить придется, когда цепь выйдет из строя полностью.
  • Не подвергается внешнему негативному воздействию. Если натяжитель в исправном состоянии, то цепь всегда натянута и работает без перебоев.

Недостатки цепного привода:

  • Существуют модели с ограниченным ресурсом в 50 тыс. км.
  • Существует вероятность перескакивания цепи по шестерням привода.
  • Шумная работа механизма, что мешает определить другие неисправности двигателя.
  • Сложность и высокая стоимость замены.

Современные автопроизводители усовершенствовали «старые» цепи, но облегчение конструкции и снижение количества рядов не принесло должного успеха. Ресурс зачастую меньше, чем у ремня. А диагностика и последующая замена дороже.

Доступный ремень

В моторе под расходниками подразумевается использование неметаллических материалов, поэтому применение ремня стало неким открытием. Он эластичный и при выходе из строя не причинял вред двигателю. Даже в дороге его можно было заменить без особых усилий и ехать дальше.

За долгие годы модификаций ременной привод усовершенствовался и по конструкции стал втыковым.

Именно доступность и низкая стоимость ремонтных работ порождает спрос на рынке.

Плюсы ременного привода:

  • Бесшумная работа.
  • Гашение крутильных колебаний при резонансах.
  • Работоспособность не зависит от качества масла в двигателе.
  • Легкая и недорогостоящая замена.

Минусы ременного привода:

  • Дефекты в сальниковых уплотнителях приводят к износу ремня.
  • Слабая устойчивость к низким температурам и излишней влаге.
  • Малый ресурс (требуются регламентные замены).
  • Беззвучный выход из строя. Определить заранее, что ремень требует ремонта, не всегда удается.

Ремень в эксплуатации абсолютно тих. Не нуждается в смазочных материалах, подтягивается механическими натяжителями, не завися от гидравлики. Одинаково хорошо «сотрудничает» с моторами холодного и горячего запуска, а ресурс не ограничивается качеством применяемой смазки и давлением масла.

Читать еще:  Большие обороты при запуске двигателя на ланосе

Подведем итог

В пользу ремня говорят отзывы владельцев Great Wall. Все проще — «откатал ресурс, заменил и забыл». До регламентной замены. А это уже говорит в пользу цепи, поскольку она более стойкая к внешним неприятностям и долговечна. Но те, кто сталкивались с износом цепи, знают, что шумы, которые ошибочно относят к неисправностям дроссельных заслонок, инжекторов, обычно означают дефекты именно в цепном приводе, замена которого обойдется в разы дороже ременного.

Однозначно сказать, какой тип ГРМ будет лучше и надежней невозможно. Но взвесить все за и против, определившись с приоритетами вполне реально.

04.12.2017, 1381 просмотр.

Оставь запрос и узнай точную цену и срок доставки.

Цепь или ремень ГРМ — что лучше?

Современные легковые автомобили оснащаются двумя типами привода ГРМ: цепной и ременной. Шестеренчатый тип применялся крайне редко, например на пятицилиндровом дизельном двигателе Chrysler, объемом 2.5 литра. Его конструкция предусматривает отдельные головки и шестеренчатую передачу газораспределительного механизма, что в свою очередь гарантирует качественную работу узла. На сегодняшний день цепной привод считают надежной системой против ременного. Действительно, ремни чаще всего подвергаются обрыву, однако толщина цепей современных авто сегодня говорит об обратном. Давайте разберемся в двух приводах ГРМ. Узнаем о достоинствах и недостатках, стоимости обслуживания и ремонта, а также сравним два привода ГРМ по некоторым критериям.

Я не осмелюсь назвать цепной привод ГРМ самым надежным, если рассматривать его на современных моторах. Еще 20 лет автопроизводители применять двух и трехрядные цепи, которые не обрывались сразу. Процесс обрыва длился очень долго, цепь постепенно растягивается, давая о себе знать повышенным шумом и сильным звоном. Тогда цепи могли служить ровно столько, сколько цилиндро-поршневая группа. Что касается современных силовых агрегатов: они заметно стали меньше, вместе с ними и цепь сократилась до однорядной. Даже на V-образных моторах поражает толщина цепи, в разы меньшая чем у велосипеда.

Теперь срок службы цепей сократился в разы. Замечено, что проблемы с растяжением и обрывом цепи возникают на побегах до 100 000 км! О прочности и вечности говорить стыдно. Помимо прочего работа по замене цепи выливается в крупную сумму, так как за собой тянет частичную разборку двигателя, замену успокоителей и гидронатяжителей. Если цепной привод дороже в производстве, обслуживании и ремонте, да и ресурс его упал до невозможно маленького пробега, почему тогда ременные моторы не вытеснят цепные? На это есть факторы достоинств цепного ГРМ, а именно:

  • цепь находится в замкнутом пространстве, она омывается маслом, а попадание воды и грязи исключается благодаря герметичности;
  • цепи все равно, при каких температурах работать;
  • фазы газораспределительного механизма на любых оборотах будут точными, так как растяжение цепи лишь фактор ее старения;
  • муфты изменения фаз ГРМ работают только с цепным мотором, так как они работают от давления масла, а вот ремень ГРМ масло боится.

На этом достоинства цепей заканчиваются. Если брать во внимание моторы тех годов, в которые закладывался невероятный ресурс, то цепь — надежнейшая система, опасаться за которую вам не стоит долгие годы. Отмечу то, что на ременных моторах также есть муфты фазовращателей. Для этого в двигателе применяется комбинация цепи и ремня: цепь применяется только для соединения двух распределительных валов, а ремень ГРМ приводит непосредственно в движение распредвалы от коленвала.

Ремень

Эластичность — несомненное достоинство ремня. Благодаря гашению колебаний достигается тихая работа двигателя. Особенно важна эластичность на сложных моторах с сильной вибронагрузкой, которая быстро изнашивает постели распредвалов и балансиров. Несмотря на то, что ремень быстрее растягивается, он может снова и снова натягиваться до нужного состояния либо автоматически, либо вручную. При этом фазы не смещаются. Достоинств тут немало: дешевое обслуживание, не требующее разборки половины мотора, стоимость комплектующих ниже, меньше применено деталей, простая диагностика. Главный минус ремня — его уязвимость к таким факторам, как вода, масло, попадание грязи и работа при низких температурах. Перетяжка ремня приводит к проскальзыванию, что также малоприятно для мотора. Здесь главное не забывать про своевременную замену ремня. При обрыве ремня обязательно встречаются клапана с поршнями. Почему производители сейчас не делают выемки в поршнях? Объясняется это тем, что цековка поршней приводит к ухудшению КПД из-за низкой эффективности горения топливно-воздушной смеси.

Читать еще:  Большой расход масла в двигателе дэу нексия

Сравним достоинства и недостатки

Достоинства цепного ГРМ

  • Надежность (только для двухрядных цепей).
  • Сохранение фаз ГРМ даже при его растягивании.
  • Неуязвим к внешним факторам.
  • Замена цепи выходит гораздо дороже, только из-за того, что в данном случае приходится снимать и разбирать мотор. Чаще всего помимо цепи меняются и шестерни распредвалов, и звезда коленчатого вала, все успокоители и гидронатяжитель.
  • Относительно шумная работа двигателя.
  • Современные моторы не могут похвастаться высоким ресурсом цепи.

Достоинства ремня:

  • Мягкая и тихая работа двигателя.
  • Обслуживание и замена комплекта ГРМ дешевле.
  • Простота конструкции.
  • Простота выявления неисправности элементов привода ГРМ.
  • Нужно часто следить за состоянием ремня.
  • Уязвимость к внешним факторам.
  • Боязнь слабого или сильного натяжения.

Есть ли победитель?

Однозначно выбрать лучшего нельзя. На сегодняшний день низкая надежность моторов заключается, в меньшей степени, не в системе привода ГРМ. Теперь у цепи и ремня ресурс практически одинаков, чему виной гонка за снижением себестоимости автомобиля. Повторюсь, что автомобили 80-90-х годов выпуска, это образцы надежности во всем, включая привод ГРМ. Толщина цепи, мощность гидронатяжителей, прочность успокоительных планок — то, что помогало этим моторам “бегать” по 500-700 тысяч километров без серьезного ремонта.

Потребителю нужно оставить право выбора между цепью и ремнем, поэтому цепной привод будет актуален еще долгие годы. Вопрос надежности отчасти зависит от своевременной диагностики и обслуживания, ведь даже самый прочный и ресурсный мотор может преждевременно выйти из строя без должного внимания. Выбирая себе автомобиль с конкретным предпочтением со стороны привода ГРМ, позаботьтесь о максимальном информировании достоинств, недостатков и особенностей двигателя.

Альтернативы

Разработки двигателей без распределительного вала, и соответственно без классического привода ГРМ начали разрабатываться еще в середине 20-го века. Первым, инженером, который создал работающую модель, был наш соотечественник, профессор В. М. Архангельский, ему удалось сделать двигатель, где работа клапанов управлялась электромагнитами. Но, в связи с дороговизной в серию эта разработка не пошла. На данный момент имеются данные о проведении исследований сразу двумя компаниями:

  • Saab создают двигатель без распредвала с электромагнитными клапанами;
  • Koenigsegg ведет работы по созданию двигателя, в котором управление газораспределением производится с помощью пневматики.

Рано или поздно все эти эксперименты приведут к положительному результату. И тогда вопрос, что лучше цепь или ремень ГРМ станет неактуальным.

Замена ГРМ

Заменить ремень ГРМ по сути можно и в гараже самостоятельно, если знать все необходимые нюансы своего двигателя, но все это тоже зависит от конструктивной его особенности, есть вероятность, что ДВС придется снимать с опоры, что согласитесь не совсем удобно без подъемника.

На малолитражных моторах это сделать совсем не трудно, нежели на более объемных, и тем более V- образных двигателях где длинна ремня может составлять три метра и устанавливаться на пять обгонных ролика, 4 шкива распредвалов, шкив помпы, и коленвал, а расстояние между двигателем и лонжероном в 10 сантиметров, вот и задумаешься, что проще поменять цепь или же ремень. Так что выбор за вами!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector