Avtonova37.ru

Авто мастер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что означает масло для двигателей без фильтров сажевых частиц

Лёгкое дыханье: зачем и как удалять сажевый фильтр

За примером далеко ходить не надо – мой дизельный Peugeot 308 с мотором 1.6 HDI на неделе как раз поставил перед таким выбором. Во время поездки по МКАД загорелась соответствующая лампочка на приборной панели, автомобиль стал сбавлять скорость, а принцип «педаль в пол» не помог – быстрее 90 км/ч Peugeot ехать отказывался. В общем, включился аварийный режим, ограничивающий мощность двигателя.

Кто-то сразу скажет, что при правильной эксплуатации дизельного автомобиля сажевый фильтр служит хорошо и долго, таких проблем быть не должно. И будет прав. Но городской режим эксплуатации автомобиля порой не позволяет системе включать регенерацию. Плюс к этому качество топлива и масса других факторов, влияющих на работу авто, могут сыграть свою роль.

В моем случае система автомобиля команду на прожиг давала, но сам прожиг не включался. Не будем делать акцент на технических аспектах неисправности, тем более что специалисты уже разобрались. Лучше займемся более распространенным вопросом: что делать с самим сажевым фильтром, если он «забит», прожиг в автоматическом и принудительном режимах не помогает, а проблему надо решать?

Варианты: можно либо установить новый или б/у фильтр, либо вырезать «сажевик», либо чистить загрязненный. Рассмотрим по порядку каждый из способов на конкретном примере.

Что такое сажевый фильтр и как работает

Сажевый фильтр на дизеле (DPF) стоит за катализатором (при наличии такого решения), при этом катализатор и фильтр объединены в одном корпусе. К корпусу подсоединены провода.

Один из разъемов предполагает подключение к кислородному датчику катализатора, тогда как два других – разъемы температурных датчиков сажевого фильтра. Также есть разъем датчика дифференциального давления, которые стоят перед и после фильтра.

Чтобы понять, как работают сажевые фильтры и как они очищаются, следует обратить внимание на следующее:

  • сначала отработавшие газы проходят через катализатор (если он установлен на конкретной модели) и после очистки поступают к сажевому фильтру. Сажевый фильтр представляет собой целую сеть глухих каналов с перфорацией (крипт). Когда выхлоп проходит через такие каналы, частицы сажи (углерод) оседают на стенках каналов.
  • в процессе эксплуатации каналы фильтра DPF постепенно забиваются сажей. В результате фильтру нужна очистка. Датчики температуры и дифференциального давления определяют состояние фильтра. В памяти ЭБУ прописаны допустимые показатели температуры и разницы давлений перед фильтром и после него. В случае отклонения от нормы по температуре и давлению, блок управления инициирует начало процесса самоочистки (регенерация сажевого фильтра).

Советы владельцу

  • В эксплуатации бензинового авто с сажевым фильтром следует избегать сильных ударов по корпусу фильтра, они повреждают керамические соты и следует следить за герметичностью турбонагнетателя, любая негерметичность увеличивает нагрузку на фильтр.
  • Самодиагностика автомобиля способна предупредить водителя, если фильтр заполнен более чем на 55% значком на приборной панели. При его появлении следует совершить регенерационную поездку. Если к символу фильтра добавился значки ЕРС и Check Engine, то загрязнений уже более 70% и требуется визит в сервис. Важно с этим не затягивать, пока фильтр полностью не засорился и сервисная очистка принципиально возможна.

Необходимо использовать исключительно предписанные инструкцией масла с низким показателем зольности и имеющие допуск от производителя автомобиля. Такие масла сейчас доступны на российском рынке:

  • для VAG требуются масла с допусками 504 00 или 508 00,
  • для BMW – Longlife 04, 12 FE, 17 FE,
  • для Mercedes Benz – 229.51,52; 229.71.

Очистка фильтра от сажи называется регенерацией. Она может быть следующих видов:

  • Пассивная организуется при отсутствии каких-либо мер со стороны блока управления при движении авто. Требуется только подходящая температура.
  • Активная реализуется при помощи датчиков давления, которые размещены до и после фильтра. Включение производится блоком управления. Сравнение сигналов передает информацию о степени засоренности.
  • Принудительная возникает на приборном щитке и говорит о необходимости совершения регенерационной езды. Для этого существует специальная инструкция по скоростному режиму и локациям, которые подойдут для достижения цели. ПРи игнорировании произойдет переполнение сажевого фильтра.
Читать еще:  Чип тюнинг дизельного двигателя хендай санта фе

Все эти масла представлены в ассортименте Liqui Moly GmbH серией Тор Тес. За последний год появилось второе поколение линейки Тор Тес, серии 6000. Выпущены в розничную продажу Top Tec 6100 0W-30, Top Tec 6200 0W-20, Top Tec 6300 0W-20 и Top Tec 6600 0W-20. Это сверхсовременные решения для бензиновых и дизельных двигателей с фильтрами твердых частиц, непосредственным впрыском и турбиной. Эти масла построены по принципу ресурсосбережения, то есть одновременно для экономии топлива и повышения ресурса автомобиля в целом. Их применение способствует общему снижению расходов на эксплуатацию автомобиля.

Признаки неисправности

Для начала давайте разберемся, когда нужно заменять этот фильтр, а точнее разберем признаки неисправности. Это позволит своевременно отреагировать на возникшую проблему. На самом деле проблема определяется достаточно просто:

  • В первую очередь смотрим на приборную панель. При проблемах с фильтром загорится лампа, предупреждающая о неисправности двигателя. Если провести диагностическое сканирование, то высветится ошибка датчика, контролирующего работу сажевого фильтра. При дальнейшей эксплуатации автомобиля блок управления ограничит функциональные возможности мотора;
  • При работе двигателя в разных режимах могут наблюдаться сбои;

  • Значительное снижение динамики. Автомобиль начинает заметно тупить;
  • Может увеличиваться уровень смазки в двигателе.
  • Все перечисленное даст вам понять, что пора заменять сажевый фильтр. Причем для сохранения работоспособности автомобиля лучше сделать это, как можно быстрее.

    Что делать при обнаружении симптомов забитого сажевого фильтра на легковом дизеле любой модели

    На интуитивном уровне цель ясна – избавиться от скоплений сажи. Наиболее простой метод – выжечь пассивным, активным или принудительным путем, чтобы углеродные частицы преобразовались в диоксид углерода (углекислый газ), который беспрепятственно выйдет в атмосферу. Техническое наименование процесса – регенерация.

    Пассивный прожиг

    Получасовая загородная поездка на одной передаче с постоянными оборотами, но не ниже 2 500 об/мин, снижает балласт твердых частиц на внушительный процент. С ростом оборотов коленвала в фильтре повышается температура отработанных газов до 350-500°C, что позволяет вступить диоксиду азота в реакцию с сажей и получить диоксид углерода. Отсутствие резких ускорений снижает процент недожженного топлива – основной причины образования углеродных элементов.

    Вообще говоря, дизелям в особенности противопоказан прогрев на холостых и движение на низких оборотах. Поэтому, любителям городских покатушек совет один: разбавить список короткометражных маршрутов длинными участками, на которых беспрепятственно можно совершать пассивный прожиг. 2-3-х выездов за город в неделю вполне достаточно. Рекомендуемая скорость: 70-80 км/ч.

    Внимание. Пассивный прожиг полезен для сажевиков, совмещенных с нейтрализатором (DPF): путь до него, и выхлопные газы не успевают остыть. Если система основана на применении присадок (FAP), то фильтрующий узел расположен далеко от камеры сгорания и нагреться исключительно от отработавшей газовой смеси не успевает, поэтому выжигание естественным образом не происходит.

    Активная регенерация

    Приставка Active присвоена процессу из-за вмешательства искусственного интеллекта в режим работы систем двигателя с целью повысить температуру выхлопных газов в сажевике до 600-650°C. ЭБУ запускает активный прожиг сажевого фильтра на дизеле после достижения определенного уровня наполненности его твердыми частицами. Это может быть 30-40 грамм – у каждого автомобиля порог свой.

    Если ЭБУ подметил допустимую базовую температуру отработавшей газовой смеси (не менее 250°C), прогретый мотор (не менее 60-75°C) и заметно наполненный топливный бак (более 1/4), то регенерация запускается. На время ее активации (последующие 10-30 минут), электроника меняет тон функционирования мотора:

    • Глушится клапан EGR, перепускающий часть газов из выпуска на впуск. Отсутствие отработавшей газовой смеси при наполнении цилиндров способствует повышению температуры сгорания в котлах.
    • Активируется послевпрыск. Распыление дополнительной порции ДТ после основного цикла (такт расширения) обеспечивает догорание солярки в сажевике, благодаря низкой температуре ее самовоспламенения (62°C).
    • Изменяется геометрия расположения сопловых лопаток турбины турбокомпрессора. Минимизация расширения выхлопных газов уменьшает долю энергии, расходуемой на механическое раскручивание колеса центробежного аппарата, что способствует сохранению тепла отработавшей газовой смеси.

    К сведению. Образование углекислого газа при прожиге активным способом происходит вследствие реакции между сажей и кислородом.

    О запуске прожига бортовая электроника никак не оповещает. Признаки прохождения активной регенерации считываются по показаниям иных приборов и характеру работы двигателя:

    • Мгновенно растет температура антифриза. Часто водитель не замечает этого и ищет, в чем же причина срабатывания вентилятора охлаждения мотора на холодную , хотя ОЖ уже давно горячая. На BMW 525D E60 показания с положенных 92°C увеличиваются до 97°C.
    • Увеличивается расход топлива из-за послевпрыска. Заметить факт роста на некоторых машинах, в частности на Пежо, невозможно – бортовой компьютер намеренно занижает привычный расход на время проведения процесса.
    • Растет температура масла. Например, у Peugeot 407 в режиме прожига она достигает 116°C при нормальных 90-95°C.
    • Возникает цоканье раскаленного металла, которое отчетливо слышно снаружи.
    • На «холостых» меняется звук мотора на характерный басовитый.
    • Из глушителя идет густой белый дым.
    Читать еще:  Бмв е90 какое масло лить в двигатель и сколько


    Оптимальные условия для успешного проведения операции: равномерное движение со скоростью 50-60 км/ч и частота вращения коленвала около 2 000 об/мин по тахометру. Электроника в состоянии выявить симптомы забитого сажевого фильтра на легковом дизеле, но оценить, где движется автомобиль, она не может. Посему команда на проведение регенерации может быть подана даже в городе.

    В совокупности с тем, что система никак не сигнализирует о запуске цикла восстановления фильтра, водитель может не заметить произведение активного прожига, и продолжать двигаться в рваной манере. Тогда избыток топлива приводит к его попаданию в картер и повышению уровня масла. Разжиженную смазку придется срочно менять, а для сажевика либо остается последняя попытка активной регенерации, о чем говорит горящая лампа DPF, либо принудительный прожиг, если приборная сигнализация однорежимная.

    Крайняя попытка активного прожига у каждого автомобиля производится по-разному:

    1. Когда горит лампа DPF на первых VolksWagen с сажевым фильтром, необходимо в срочном порядке выехать на автомагистраль и двигаться на 4 или 5 передаче со скоростью не более 60 км/ч до момента, когда лампа потухнет (обычно это 30-40 минут непрерывного равномерного движения).
    2. На новых Toyota Land Cruiser 200 дополнительно выводится сообщение, требующее остановиться и запустить процесс в «паркинге» с помощью специальной кнопки. Система самостоятельно проведет регенерацию в течение 20-30 минут, при этом оперировать педалью газа запрещено.

    Как работает сажевый фильтр и почему нужно правильно подбирать масло?

    Как мы уже написали, в дизельных двигателях отсутствуют свечи зажигания, так как топливо воспламеняется само. После его выгорания появляются отложения в виде сажевых частиц, которые остаются в двигателе. В процессе дальнейшей работы они выходят вместе с выхлопными газами, на пути которых и установлен фильтр. Проходя через него, частицы задерживаются,что препятствует их попаданию в окружающую среду. Современные фильтры обладают возможностью активной и пассивной регенерации. Это значит, что скопившаяся в DPF сажа выжигается, за счет чего устройство очищается самостоятельно. Однако возможности фильтра ограничены, так как в его поры попадает в том числе несгораемая сульфатная зола. Она накапливается с течением времени, в результате чего устройство закупоривается и перестает выполнять свои функции. В этом случае его необходимо менять.

    Когда засорение достигает критических отметок, на приборной панели автомобиля появляется соответствующее обозначение, а в работе двигателя происходят серьезные изменения:

    • падает тяга, снижается мощность;
    • выхлоп становится более дымным и густым;
    • повышается температура пола в салоне;
    • уровень масла повышается;
    • увеличивается расход топлива.

    Со временем двигатель начинает работать менее стабильно, поэтому, если вовремя не заменить фильтр, то может произойти серьезная поломка, которая приведет к дорогостоящему ремонту.

    Для того чтобы повысить срок службы DPF, нужно использовать специальное масло. От аналогов его отличает применение так называемой технологии Low SAPS. Она подразумевает уменьшенное содержание сульфатной золы, фосфорных и серных соединений. Данный стандарт применяется с 2005 года в связи с введением EURO IV — новых экологических стандартов в Евросоюзе.

    Масла, произведенные по технологии Low SAPS, обладают низкозольными характеристиками. Проще говоря, после их сгорания образуется минимальное количество несгораемой сульфатной золы, которая является главной причиной засорения фильтров.

    Одной из важных характеристик автомобильного масла является качество присадок, особенно моющих, противозадирных и антифрикционных. Проблема в том, что в них содержится большое количество серы и фосфора, которые приводят к образованию несгораемой золы в дизельных двигателях. В маслах Low SAPS применяются более современные присадки. Они производятся на основе синтетических соединений и не содержат серных и фосфорных добавок. При этом их эффективность сопоставима, а иногда даже превосходит показатели устаревших моделей.

    Читать еще:  Воздушный двигатель использующий для работы сжатый воздух

    Показатели сульфатной зольности указываются на упаковках масел:

    • полнозольные СМ маркируются Full SAPS;
    • среднезольные — Mid SAPS;
    • малозольные — Low SAPS.

    Смазочные материалы из первой категории оказывают негативное влияние на состояние фильтров, поэтому их применять в двигателях с системами Euro 4,5 и 6 не рекомендуется. По маркировке ACEA они обозначаются А1/В1, А3/В3, А4/В4, А5/В5. Показатель зольности в них достигает 1.1 % (для сравнения — в малозольных маслах он составляет менее 0,8 %).

    Для использования в дизельных двигателях с сажевым фильтром подходят масла С1, С2, С3, С4 (по маркировке ACEA). Найти их вы сможете здесь. При этом обратите внимание на то, что показатели зольности регулируются нормативами, которые применяются только в Евросоюзе и используются европейскими производителями.

    С1 — увеличивает срок службы фильтра и защищает двигатель при эксплуатации в сложных условиях (езда по городу, стояние в пробках, использование прицепа, поездки по местности с резкими перепадами высот).

    С2 — имеет в своем составе другие вещества и подходит для высокопроизводительных двигателей.

    С3 и С4 — характеризуются низкими показателями зольности и вязкости даже при высоких температурах.

    В масла Low SAPS запрещено добавлять любые сторонние присадки, так как это негативно влияет на показатель зольности и в конечном итоге приводит к повышенной нагрузке на сажевый фильтр.

    Вопросы и ответы

    Чем опасна прерванная самоочистка

    В единичном варианте – ничем. Если процесс принимает закономерный оборот, то вскоре придется менять масло и принудительно делать активную регенерацию. Ежели вовсе впасть в крайность, то однажды двигатель заглохнет и не заведется.

    Сколько нужно проехать, чтобы прожечь сажевый фильтр

    Обычно достаточно 50-70 км. Иногда даже меньше. Лучший ориентир – не километры, а потухшая лампа, если речь идет о предаварийном режиме, или прекращение выделения белого густого дыма из выхлопной.

    Прожиг или промывка: что делать в экстренной ситуации

    Конечно же, ни одна химия и рядом не стоит со штатными средствами выжигания сажи. Опытные водители вовсе считают, что это деньги на ветер.

    Сколько грамм сажи допустимо для дизельного двигателя

    Речь идет об электронном счетчике, который считает теоретическую массу твердых частиц внутри фильтра. Единой нормы нет, у каждого автомобиля свой порог. Мы приведем в пример Audi Q7, где:

    • 40 г. – необходима активная регенерация.
    • 68 г. – предел, по достижении которого не запустится даже принудительный прожиг.
    • 56 г. – значение, при котором оканчивается принудительное прожигание.

    Сбрасывать показания имеет смысл только после промывки либо замены. Систему не обмануть лишь потому, что счетчик сажевых частиц – не единственное значение, которым она руководствуется, а забитый сажевый фильтр – это не только электронное ограничение, а и физическое (газам трудно выходить).

    Частые прожиги после заправки на АЗС

    Причина тому – одна: низкосортное топливо с высоким содержанием серы. Разбавьте остаток качественной соляркой и симптомы уйдут. Поскольку такое часто случается по дороге на отдых, заранее интересуйтесь, на какой заправке лучше дизельное топливо в том или ином регионе. В ссылочной статье мы рассматривали достойные варианты на популярном летнем направлении – трасса М4.

    Что будет, если удалить очиститель из выхлопной системы

    Дизель будет коптить, прибавится 20-30 л.с., а езда станет более динамичной. Ущерб наносится только экологии. Спешим предупредить, что удаление необходимо проводить грамотно – с перепрошивкой бортовой электроники.

    Отчего сажевый фильтр быстро загрязняется

    Этот узел в особенности не любит, когда двигатель работает в режиме перерасхода топлива. Под это определение попадают все городские поездки, прогрев на холостых оборотах и движение на низких оборотах.

    Проводите чаще пассивный прожиг, заправляйтесь качественным топливом, лейте масло для дизельных двигателей с пониженной зольностью, и тогда «сажевик» не будет о себе напоминать достаточно долго.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector