Avtonova37.ru

Авто мастер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что происходит с маслом в трех зонах работающего двигателя

Что происходит с маслом в трех зонах работающего двигателя

Продукты от экспертов в области смазочных материалов для профессиональной аудитории B2B-сектора

Охлаждающие жидкости/антифризы PETROLUBE являются аналогами известных высококачественных импортных антифризов последнего поколения.

Продукты на основе самых чистых в мире базовых масел со степенью очистки 99,9%

— Один из крупнейших производителей смазочных материалов в Северной Америке

— Самые чистые базовые масла в мире

— Мировой лидер в области разработки смазочных материалов

— Международная гарантия на смазочные материалы

Специальные жидкости для любой технологической операции в металлообработке от эксперта отрасли

— Ведущий мировой поставщик технологических жидкостей для металлообработки

— Уникальный ассортимент технологических жидкостей для металлургии

— Технологические жидкости с увеличенным интервалом замены

Передовые технологии аэрокосмической отрасли в уникальных смазочных материалах на основе перфторполиэфира (PFPE)

— Более чем 200-летний опыт в химической промышленности

— Первые в мире смазочные материалы на основе перфторполиэфира

— Смазочные материалы для работы в предельных температурах

Трение — основная причина износа двигателя. Гильзы цилиндров, поршни, кольца, подшипники — все подвержено этому процессу. Один из способов защитить узлы двигателя от трения — использовать подходящее высоковязкое моторное масло для форсированных двигателей. Однако преимущества эффективной защиты оборачиваются снижением экономии топлива. Значит, главная цель — найти масло, которое будет обладать сразу двумя этими преимуществами.

В то время как стандарты качества масел для сервисной заливки устанавливает Ассоциация европейских автопроизводителей (АСЕА), не стоит ограничиваться простым следованием их требованиям. На практике очень трудно проверить топливноэкономичные свойства разных моторных масел, так как на этот показатель влияют самые различные факторы: стиль вождения, разные маршруты, погодные условия, нагрузки и т.д.

Так как же выбрать правильное масло, которое и будет способствовать экономии топлива, и в то же время эффективно защищать двигатель?

Начнем с так называемой кривой Штрибека (или диаграммы Герси-Штрибека).

Что происходит, когда вы заводите двигатель?

Кривая Штрибека обычно используется, чтобы объяснить смену режимов смазки с учетом трения. Эта диаграмма показывает, как изменяется режим смазки двигателя непосредственно после запуска. При запуске двигателя наблюдается граничная смазка, когда поверхности двигающихся частей находятся в непосредственном контакте. Слой масла между ними минимален, или полностью отсутствует.

Несомненно, в данном случае изнашивание двигателя может быть чрезмерным.

Затем граничная смазка сменяется фазой смешанной смазки, когда поверхности деталей частично контактируют между собой, то есть они не полностью разделены. На этом этапе, износ двигателя обычно остается в приемлемых пределах.

Однако при достижении определенной скорости условия меняются, и наступает гидродинамический режим смазки. Теперь смазочный материал полностью разделяет поверхности трения.

Так как наибольшая опасность изнашивания двигателя возникает при режиме граничной смазки, необходимо, чтобы масло, как можно быстрее «дотекло» до точек смазки особенно при холодном запуске двигателя.

Как на трение воздействует прокачиваемость масла?

Прокачиваемость показывает, насколько легко масло течет через двигатель после его запуска. Чем меньше масло сопротивляется прокачиванию (то есть чем меньше динамическая вязкость масла в сП), тем легче оно течет. Эффективная прокачиваемость при низких температурах может сократить время, в течение которого между основными узлами двигателя сохраняются режимы граничной или смешанной смазки. Причина в том, что это помогает сократить тот период, в течение которого сохраняются зоны высокого трения, а эффективная низкотемпературная прокачиваемость моторного масла может помочь в снижении износа двигателя при запуске.

Определить, насколько легко будет прокачиваться масло в двигателе после холодного запуска, можно при помощи теста на прокачиваемость на миниротационном вискозиметре (MRV). Чем ниже показатель, тем меньше масло сопротивляется течению и тем быстрее масло прокачивается к движущимся узлам. Это особенно важно для эксплуатации в условиях холодной погоды, когда важна эффективная защита двигателя.

Благодаря превосходной прокачиваемости при низких температурах моторное масло DURON UHP E6 10W-40 способно сохраняться эффективность при температуре до -35 °C, что соответствует требованиям к низкотемпературной прокачиваемости для моторного масла для форсированных двигателей классов вязкости 5W-XX, и отвечает стандарту ACEA, в котором установлен максимальный предел в 60 000 сП.

Как прокачиваемость влияет за эффективность масла?

Моторное масло для форсированных двигателей, обладающее эффективной низкотемпературной прокачиваемостью, как, например, DURON, обладает существенными преимуществами по сравнению с маслами, у которых такая вязкость выше:

  • оно быстрее обеспечивает защиту узлов двигателя, снижая тем самым износ;
  • уменьшает зоны граничной и смешанной смазки, чем продлевает ресурс двигателя.

В испытания на миниротационном вискозиметре DURON UHP E6 10W-40 демонстрирует лучшие среди конкурентных аналогов результаты и обладает отличной низкотемпературной прокачиваемостью, которая помогает уменьшить граничное и полужидкостное трение поверхностей.

Для таких инновационных моторных масел, как DURON UHP E6 10W-40, требуется меньше энергии, чтобы течь через весь двигатель, и поэтому оно может способствовать тому, чтобы двигатели дольше сохраняли эффективные рабочие характеристики, обеспечивая большую экономию топлива и снижая эксплуатационные затраты.

Для чего необходимо заливать моторное масло в двигатель автомобиля?

Функция вещества состоит не только в том, чтобы смазывать шейки коленчатого вала, цилиндров, деталей газораспределительного механизма и других частей двигателя. Моторное масло также:

  • выводит тепло и продукты износа из зоны трения в картер мотора;
  • предотвращает появление коррозии при тяжелых условиях эксплуатации на открытом воздухе;
  • выводит сажу и нагар, образующийся при сгорании топлива.

Моторные масла состоят не только из нефтяной составляющей, в них могут быть различные присадки, которые должны выполнять самые разные функции. Они регулируют вязкость смазочных материалов, очищают детали двигателя от загрязнений, усиливают или, наоборот, ослабляют различные свойства маслопродукта.

Излишне вязкое или засоренное масло непосредственно влияет на способность двигателя поддерживать постоянную скорость. Конечно, провалы в работе не слишком велики, но при езде вы их заметите, поскольку двигатель не будет чутко отзываться на ваши действия.

Причиной этому явлению служит все та же вязкость масла. Дело в том, что слишком вязкое или попросту не подходящее масло затрудняет запуск мотора.

В тепле двигатель наверняка заработает, однако после морозной ночи могут возникнуть проблемы. Даже если он заведется, его основные детали (валы, цилиндры, клапаны) все равно не будут смазаны должным образом. При постоянной эксплуатации это приведет к быстрому изнашиванию мотора.

Виды моторных масел по классификации SAE

Сообщество автоинженеров SAE родом из США. Данное сообщество участвовало в разработке международной классификации моторных масел по одному из главных параметров – вязкости. Вязкость, или текучесть масла – главный параметр, от которого зависит возможность эксплуатации двигателя при той или иной температуре окружающей среды.

SAE расшифровывает температурный диапазон, при котором возможны безопасный пуск и эксплуатация двигателя. Обозначается вязкость в условных единицах, чем выше число – тем выше вязкость масла. Всего на данный момент используется 11 категорий вязкости: 5 летних от 20 до 60 без буквенного обозначения, 6 зимних – от 0W до 25W.

Масла, обладающие вязкостью от 60W и выше, называются трансмиссионными и в ДВС не используются.

Условный шифр, обозначающий вязкость масла, расшифровывает следующие обеспечиваемые маслом показатели:

Прокачиваемость масла насосом по системе, что обеспечивает смазку трущихся поверхностей, исключая сухой контакт. Актуально для зимних и всесезонных масел.

Читать еще:  Датчик давления топлива в рампе двигатель за

Проворачиваемость стартером во время пуска ДВС. Актуально опять же для зимних и всесезонных масел.

Нормальное смазывание деталей и механизмов при эксплуатации двигателя в различных режимах и при длительной эксплуатации ДВС. Актуально для летних и всесезонных масел.

В основном применяются универсальные всесезонные масла, обеспечивающие безопасную эксплуатацию двигателя в пределах указанного в шифре диапазона температур.

Стандартное обозначение для всесезонных масел – цифра, латинская буква, цифра.

Приведем пример, масло всесезонное и обозначено оно как 10W-40.

W – масло применимо при низких температурах, в том числе зимой.

10 – предельный показатель низкой температуры, при которой масло обеспечивает безопасную эксплуатацию ДВС. Не стоит путать, 10 – это не температура в градусах Цельсия, это просто индекс.

40 – предельный показатель высокой температуры, при которой масло обеспечивает безопасное использование ДВС. И опять-таки это не градусы Цельсия.

Цифры являются показателями вязкости масла при низких и высоких температурах.

Для летнего масла шифр, обозначающий вязкость выглядит, как SAEхх, где хх – цифра, обозначающая вязкость масла.

А теперь расшифруем индексы, обозначающие вязкость масла, согласно классификации SAE.

0W – до -35 градусов Цельсия.

5W – до -30 градусов Цельсия.

10W – до -25 градусов Цельсия.

15W – до -20 градусов Цельсия.

20W – до -15 градусов Цельсия.

Положительные температуры (индекс – температуры):

30 – до +25 или +30 градусов Цельсия.

40 – до +40 градусов Цельсия.

50 – до +50 градусов Цельсия.

60 – до +60 градусов Цельсия.

Так, например, масло, обозначенное индексом вязкости 10W-30, может использоваться при температурах окружающей среды от -20 до +25 градусов Цельсия. Эксплуатация этого масла при выходе за диапазон температур не гарантирует безопасную и устойчивую работу ДВС.

В XXI веке об эффективности такой обкатанной веками конструкции, как автомобильный двигатель, говорить просто смешно. Ее можно сделать практически любой. Для дрэга одной, для кольцевых гонок другой. Для грузоперевозок третьей и для домохозяек четвертой. Ну а уж как грамотно защитить мотор от износа, стало предельно ясно уже во второй половине прошлого века.

К 70-м годам была изобретена «синтетика», молекулы которой конструировались исходя из той задачи, которую для данных моторных масел предстояло решать, куда уж эффективнее! Однако разработчики моторных масел несколько опередили время, кое-где «синтетика» уже применялась, но до автомобилей пока еще не добралась, так как являлась очень химически активной.

Стандартные резиновые уплотнения, сальники и применяемые в то время цветные металлы и их сплавы подобного экстрима долго не выдерживали. Позже за дело взялись уже серьезно, и новые материалы позволили использовать синтетическую основу и в ДВС. Срок службы, защитные свойства и температурный диапазон использования моторных масел перешли на совершенно иной уровень. Так что сейчас «минералка» на нефтяной основе практически сошла со сцены.

Есть еще полусинтетика — смесь минеральной и синтетической основы. Она несколько увеличивает возможности чистой минералки. Однако ныне всем перспективным силовым агрегатам предписаны синтетические масла.

Что это? Очередной маркетинговый код или реальная необходимость? Немного и того, и другого.

Во-первых, даже если на канистре написано Fully Synthetic, то это не значит, что там 100% «синтетика» на основе ПАО. Ведь только она может по праву носить это название. Поскольку подобное масло действительно синтезируется из природного газа. Впрочем, в разных странах разные правила. У кого-то в канистре может быть 50% ПАО, у кого-то 30%. Определить действительное содержание полиальфаолефинов можно лишь в лабораторных условиях по температуре вспышки.

Но сие не так уж и важно. Лидеры рынка, обычно крупные нефтяные гиганты или входящие в их зону влияния подразделения, которые тщательно заботятся о своей репутации, а состав базовых масел и присадок определяется строгой рецептурой и действительно наилучшим образом защищает мотор. Во всяком случае так было раньше.

Технологии гидрокрекинга моторных масел.

Но наука не стоит на месте, и химики создали новый продукт из тяжелых нефтяных фракций НС, или гидрокрекинговое масло. Интересно, что несмотря на то, что оно по сути является минеральным, его удалось улучшить настолько, что по своим защитным функциям масло если и уступает ПАО, то совсем немного.

Еще в 1999 году американцы разрешили маркировать НС-минералку как Fully Synthetic и рынок принял такую постановку вопроса. Заартачились только чопорные немцы, не привыкшие обманывать потребителей в угоду маркетинговым стратегиям. Так что теперь только в Германии пишут на емкостях с ПАО «vollsynthetisches», а на канистрах с гидрокрекинговыми маслами «НС-Synthetic» или просто «НС».

А нам-то какая разница, если защита практически одинакова, а НС-масла стоят дешевле примерно на треть? Проблема только в том, что продукт гидрокрекинга и служит примерно на треть меньше — термоокислительные свойства у него хуже. А на фоне официальных рекомендаций по интервалам проведения техобслуживания, на НС-маслах вы получите ощутимый перепробег, особенно если эксплуатируете машину в городе, но об этом чуть позже, а пока подведем некий промежуточный итог.

Шесть групп качества моторных масел.

1. Базовые масла.

Обычная «минералка», полученная методом селективной очистки, дополнительно избавленная растворителями от лишнего парафина.

2. Высокорафинированные минеральные масла с низким содержанием примесей, прошедшие гидроочистку.
3. Гидрокрекинговые масла НС.
4. Полиальфаолефины, «синтетика».

Имеют очень высокую антиокислительную способность. Лишены примесей серы и металла. Синтезируются из природного газа.

5. «Эстеровая» синтетика.

Еще лучше, еще стабильнее. Обычно синтезируется из рапсового масла. Работает без потери качества от -65 до +350 градусов Цельсия. Успешно противостоит сдвигу, располагает высочайшей стойкостью и выдающимися антиокислительными качествами. Кроме того, эстеры или полиэфиры имеют полярные молекулы. Проще говоря, приклеиваются к зонам трения.

6. Масла, изготовленные по GTL-технологии.

Сначала из газа получают чистый парафин. Далее уже из него конструируют молекулы масла, затем гидроочистка, и полиинтернаолефины готовы к применению в качестве базового материала, осталось лишь добавить присадки. Превосходят ПАО по смазывающим свойствам и лишь чуть-чуть не дотягивают до эстеров. Но зато лишены всех недостатков последних. Например, гигроскопичности. Широкого распространения пока не получили из-за высокой цены.

Важность присадок для моторных масел.

Присадки для моторных масел производятся всего лишь несколькими химическими компаниями в мире, обычно под заказ. Сами производители моторных масел их не делают, однако есть и исключения. Хорошо известная компания Motul, к примеру, занимается всем сама. А американская химическая корпорация Ashland производит часть присадок на собственных мощностях для своего дочернего бренда Valvolin, остальное закупается на стороне.

В общем, у каждой фирмы свои предпочтения и коммерческие приоритеты. Стоит ли говорить о том, что присадки как раз и определяют качество конечного продукта, обеспечивая наилучшие свойства моторного масла. Здесь же стоит отметить, что в качественных маслах именитых производителей уже есть все необходимое для защиты двигателя и дополнительных присадок не требуется.

Какие моторные масла предлагает дилер.

В большинстве своем официальные дилеры используют гидрокрекинговую минералку, называя ее «синтетикой». Достойного качества НС-масла стоят не так дорого, соответственно, выгодны для сервисменов. Гидрокрекинговыми являются, например, практически все фирменные масла для японских автомобилей. Total делает масла для концерна Nissan, ExxonMobil и IDEMITSU для Toyota.

Читать еще:  Датчики температуры двигателя для снегохода на алиэкспресс

Производитель масел №1 в Японии Sankyo Yuka, например, никогда не производил синтетику ПАО и уж тем более эстеровую. Рио Катада, представитель их бренда Pro Fix, на вопрос: «Почему?», ответил тоже вопросом: «А зачем?»

И это справедливо. Если соблюдать сроки замены, то, может, не имеет особого смысла. Правда, официальные рекомендации не всегда учитывают самое главное — условия эксплуатации. А они очень разные.

Мото-часы работы двигателя как эталон для определения сроков замены моторных масел.

Американцы, кстати, давно уже привязали регламент к мото-часам, а не к пробегу, что правильно. Давайте и мы попробуем посчитать пробеги и перепробеги, основываясь на этой методике. Для начала надо знать, на какое количество мото-часов нужно ориентироваться в случае применения того или иного продукта. Поскольку после данного пробега масло выработает присадки, потеряет львиную долю смазывающих свойств, изменит вязкость. Да еще и может начать подгорать, забивая смазочные каналы.

1. Минералка: 150 мото-часов (далее М/Ч).
2. Полусинтетика: 200-250 М/Ч, в зависимости от уровня качества.
3. НС-масла: от 250 до 300 М/Ч, тоже в зависимости от уровня качества.
4. Fully Synthetic: ПАО и эстеры: 350 М/Ч, эстеровое масло теоретически может прослужить чуть больше. Но лучше не рисковать, поскольку фишка полиэфиров не в сроке службы, а в более надежной защите ДВС.

Считаем сроки замены для моторных масел.

Как посчитать самому, когда менять моторное масло? Это совсем не сложно. Нужно просто вычислить среднюю скорость, с которой вы перемещаетесь, выставив на одометре соответствующий режим. Обычно она не очень сильно меняется изо дня в день. Выборка на протяжении 3000-5000 км даст вам результат достаточной точности.

Допустим, у вас Nissan с официальным межсервисным пробегом 15 000 км, а ездите вы в основном по городу из дома на работу и обратно. При обслуживании заливаете фирменное гидрокрекинговое масло Nissan у официального дилера. Средняя скорость ваших перемещений, с учетом многочисленных светофоров и пробок — 20 км/ч. Поверьте, это вполне реально. Считаем: 300х20 = 6000 км.

Перепробег в данном случае будет 9000 км. То есть на протяжении 9000 км двигатель вашего автомобиля подвергается повышенному износу, и чем дальше, тем больше. Поскольку масло к 15 000 километрам потеряет почти все свои смазывающие свойства. А вот если вы постоянно катаетесь где-то за городом по трассе, со средней скоростью 50 км/ч, то к пробегу в 15 000 километров масло не растеряет своей бодрости.

Нормы токсичности.

А теперь вернемся к теории. Нормы ограничения вредных выбросов Евро-6 заставили автопроизводителей, скажем прямо, попотеть над тем, чтобы уложиться в них. Поэтому защите двигателя от износа уделялось несколько меньше внимания, чем прежде. И что обидно, последние тенденции таковы, что моторные масла просто обязаны в угоду экологии защищать ДВС все хуже и хуже.

Снижение вязкости моторных масел.

Каким должно быть моторное масло, обеспечивающее полноценную защиту двигателя, известно всем и довольно давно. Точно определены диапазоны горячих и холодных вязкостей для беспроблемной эксплуатации в различных регионах.

И минимальный показатель горячей вязкости (когда мотор прогрет) не должен быть меньше 13 сантистоксов, что соответствует примерно 40 условным единицам после буковки W. Больше — можно, меньше — нет. Поскольку гидродинамические подшипники двигателя под нагрузкой могут перейти из гидродинамического режима в режим обычного трения, а это очень быстрый износ соответствующих пар трения.

Но масляный насос двигателя потребляет энергию, как и любой механизм, и тем активнее, чем уровень вязкости масла выше, что приводит к повышению расхода топлива и увеличению количества вредных веществ в выхлопных газах. Поэтому инженеры начали снижать вязкость масла, разгружая тем самым масляный насос.

Хитрости рекомендаций для моторных масел.

Иногда к рекомендациям можно относиться как к рекомендациям, но не всегда. Скажем, вы владелец Chrysler, Mitsubishi, Peugeot или Hyundai-Kia и вас объединяет наличие под капотом глобального World Gasoline Engine 4B12. Выпущен он больше двадцати лет назад и, несмотря на столь солидный возраст, обладает отличными характеристиками и продвинутой конструкцией. Еще бы, ведь его разрабатывали сразу три крупнейших автомобильных концерна.

Пожелания по обслуживанию 4В12 в 2007 году, когда он только начал устанавливаться на машины, были совершенно понятными, но теперь резко изменились. Может, изменился и сам мотор? Нет, он остался прежним. Тогда почему в рекомендациях ранее указывалась вязкость моторного масла не ниже 40, а теперь даже в оригинальной программе Jeep автопроизводитель требует горячую вязкость не более 30?

Все просто. В 2007 году инженеры думали, как защитить мотор. А к 2010-му переключились на соблюдение норм токсичности Евро-5. На 5W40 их выполнить не получается, поэтому был совершен переход на 5W30. Та же история с остальными моторами тех лет разработки, и если их владелец разбирается в теме, то вполне может использовать старые требования по моторным маслам вместо новых, значительно уменьшив таким образом износ двигателя.

Более жесткие требования Евро-6 для моторных масел.

Но близились 2015 год и Евро-6, а экологическое лобби становилось все сильнее, и борьба с внутренним сопротивлением в ДВС вышла на новый уровень. Прекрасный двигатель Pentastar — мощный и экономичный, который заменил в линейке Chrysler сразу семь типов моторов, выполнив при этом нормы Евро-5, срочно переделали. Зачем? Ведь еще недавно Боб Ли, вице-президент Отделения разработки двигателей компании Chrysler Group LLC, сказал буквально следующее:

«Наши инженеры добились наилучшего сочетания особенностей конструкции и технологии, что позволило создать двигатель V-6, который превосходит ожидания наших клиентов. Удивительно простая и остроумная конструкция до максимума повышает функциональность и дает возможность получать лучшие в классе характеристики шумо и вибронагруженности, топливной экономичности, а также снижать эксплуатационные расходы».

Ответ прост. Евро-6 Pentastar уже не выполнит даже с маловязким маслом. Все, что можно было сделать с точки зрения эффективности, уже сделано. Остается одно — пересмотреть конструкцию в угоду экологам.

К 2014 году двигатель Pentastar потерял в объеме 0,4 литра и получил масляный насос, ограниченный по производительности. Хотя уровень мощности остался на прежнем уровне. Стремления вполне понятные. Увеличить среднее эффективное давление и снизить сопротивление в системе смазки. Но это было чревато повышенным износом компонентов двигателя.

Европейский фактор.

В Европе и для ориентированных на Европу автопроизводителей все еще серьезнее. Одно время бытовало мнение, что атмосферники уже отжили свое, Mazda выступила в их защиту со своими «Небесными технологиями».

При этом сами европейцы предпочли создавать моторы сразу с запасом по экологическим нормам, выпустив TSI и его итальянские и французские аналоги. Борьба за экономию идет по всем направлениям. Среднее эффективное давление таково, что двигатели работают на пределе своих физических возможностей. Масляные насосы низко-производительны для снижения внутреннего сопротивления. А масляные каналы настолько малы, что через них просто не получится прокачать масло «традиционной» вязкости.

В такие моторы уже не получится залить «альтернативное» масло. Выполнять предписания производителя придется скрупулезно. Но не допускать перепробега, посчитав мото-часами, а не километрами, каждому под силу. К тому же мы рассказали, как это сделать.

Читать еще:  Что означает объем двигателя на что влияет

Выбор моторных масел для двигателя своего автомобиля.

Если мотор вашего автомобиля разработан раньше, чем экологические нормы выхлопа перешли за грань разумного, применяйте масла с горячей вязкостью не менее 40 для новых машин и 50 для двигателей, пробежавших больше 150 000 км. Холодная вязкость перед буковкой W зависит от того, насколько трескучие морозы бывают в вашем регионе. Соответственно, чем холоднее, тем цифра должна быть меньше.

А вот с современными даунсайзинговыми моторами и наддувными ничего уже не поделаешь. Остается соблюдать рекомендации производителя. Главное — помнить про хитрость мото-часов и ни в коем случае не допускать перепробегов.

По материалам журнала «Автокомпоненты».
Владимир Кузьменко.

Охлаждение масла

Для охлаждения масла используют жидкостно-масляные теплообменники и воздушно-масляные радиаторы. В теплообменниках масло охлаждается жидкостью системы охлаждения двигателя, тогда как в воздушно-масляных радиаторах — воздухом. Конструкции теплообменников могут быть самыми разными. Обычно применяют кожухообразные и пластинчатые теплообменники, устанавливая их в жидкостном тракте системы охлаждения. Масляные радиаторы по конструкции аналогичны радиаторам системы охлаждения. Наиболее широкое распространение получили трубчатые, трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные радиаторы. Для повышения теплоотдачи в трубки масляного радиатора иногда помещают вставки-завихрители.

Теплообменники по сравнению с радиаторами имеют следующие преимущества:

  • простота конструкции
  • компактность и небольшая масса, поскольку теплопроводность жидкости значительно больше теплопроводности воздуха
  • простота компоновки в моторном отделении
  • отсутствие необходимости в циркуляции воздуха
  • более стабильная температура масла, не зависящая от нагрузки двигателя и температуры окружающего воздуха
  • быстрый прогрев масла перед пуском в зимних условиях с помощью жидкостного предпускового подогревателя

Недостатком теплообменников, в которых масло охлаждается жидкостью системы охлаждения двигателя, является то обстоятельство, что его температура не может быть ниже температуры охлаждающей жидкости.

Как стареет моторное масло в зависимости от условий эксплуатации

В процессе эксплуатации автомобиля моторное масло неизбежно подвергается изменениям. В моторное масло неизбежно попадают различные примеси, вода, продукты окисления, образованные при сгорании топлива или при окислении базового масла и присадок. Скорость окисления масла напрямую зависит от форсированности двигателя.

Повлиять на надежность работы двигателя могут изменения моторного масла, как количественные, так и качественные.

Количественные изменения моторного масла могут происходить при испарении легких фракций базового масла, при потерях в камере сгорания и утечке через уплотнения.

Качественные изменения вызваны как внешними загрязнениями пылью, водой, продуктами сгорания топлива, так и внутренними загрязнениями – продуктами окисления, разложения и полимеризации базового масла и присадок. Загрязненное моторное масло становится причиной образования смоляных отложений в канавках и на поршневых кольцах. Дренажные отверстия маслосъёмных колец и поршней также могут покрываться углеродистыми отложениями и кольца защемляются в канавках, что может приводить к заклиниванию поршневых колец.

Не все примеси, попадающие в моторное масло, могут удерживаться моющее-диспергирующими присадками, в случае большого количества загрязнений они могут образовывать нерастворимые отложения в масляных каналах и магистралях, что в недалекой перспективе снижает надёжность и долговечность работы двигателей.

Высокотемпературные отложения образуются в виде лаков и нагаров при работе двигателя на нагретых до высокой температуры деталях.

Низкотемпературные отложения образуются в виде мазей и шламов и как правило образуются вследствие неполного сгорания топлива, которое часто происходит из-за того, что камера сгорания забита отложениями, при этом резко ухудшается процесс сгорания, топливо сгорает не полностью. Запах бензина у отработавших газов явный признак неполного сгорания.

Двигатель подвергается действию различных факторов, которые можно разделить на эксплуатационные, климатические и конструкционные. Эти факторы в большинстве случаев и оказывают влияние на старение моторных масел и во многом на техническое состояние двигателя.

1.Эксплуатационные факторы.

Наибольшое влияние на изменение свойств моторных масел оказывают режимы эксплуатации автомобилей.

Автомагистраль крейсерский режим

Моторное масло работает в оптимальном температурном режиме при движении по автомагистрали, поэтому конденсации топлива и влаги в масле не происходит. Это наиболее «щадящий» режим и для двигателя и для моторного масла.

Городской режим эксплуатации (режим «Старт/Стоп»)

В результате частой работы двигателя на холостом ходу, моторное масло не успевает прогреться до рабочей температуры, при которой из масла испаряются, накапливающихся влага и топливо. Это может привести к коррозии деталей и образованию отложений.

Дорожные пробки

Регулярная езда в дорожных пробках может вызвать повышение тепловой нагрузки на двигатель, раннее старение моторного масла.

Тяжелые условия эксплуатации:

Буксировка или перевозка пассажиров: двигатель перегруженного транспортного средства подвергается дополнительным нагрузкам, что требует от масла повышенного уровня защиты.

Высокоскоростной режим эксплуатации (спортивный)

Частые ускорения и высокоскоростная езда требуют повышенной защиты двигателя, поскольку приводят к повышению температуры и уменьшению вязкости моторного масла.

Качество топлива: использование низкокачественного топлива может привести к попаданию в масло химически активных соединений, приводя к загрязнению масла, ускоренному процессу его старения и образованию отложений

Продленные интервалы замены масла: многие производители автомобилей рекомендуют продленные интервалы замены масла. Это предъявляет дополнительные требования к качеству масел, так как они должны дольше сохранять запас эксплуатационных свойств

2. Климатические условия

Холодная погода: при низкой температуре моторное масло загустевает, что затрудняет его циркуляцию в двигателе, требуя для смазывания и защиты важных деталей двигателя большего времени.

Жаркая погода: в условиях жары вязкость масла уменьшается, что может вызвать снижение защитных свойств.

Повышенная влажность воздуха: конденсирование влаги в масле приводит к формированию кислотных компонентов, которые могут вызвать коррозию металла и сократить срок службы масла.

Повышенная запыленность: грязь и пыль, попадающие в масло, могут вызвать ускоренный износ трущихся частей двигателя

3. Конструкционные особенности двигателей.

Дизельные двигатели и двигатели с непосредственным впрыском: в моторном масле скапливаются частицы сажи, что может вызвать абразивный износ деталей двигателя в случае их агломерации.

Двигатели с турбонаддувом: в турбокомпрессоре возможно образование отложений под воздействием повышенных рабочих температур (до 850°C). Коксование низкокачественного масла в турбине может вывести ее из строя.

Дополнительно на состояние моторного масла в дизельных двигателях влияют следующие факторы:

  • загрузка двигателя. Автомобиль эксплуатируется с максимальной загрузкой или часто возит грузы.
  • качество применяемого топлива. В случае применения некачественного топлива необходимо сократить интервал замены моторных масел.
  • способ заправки, условия хранения, топлива и моторного масла. При перепадах температур в ёмкостях может образовываться конденсат, приводящий к коррозии.
  • режим обслуживания системы смазки и воздухоочистителя. В тяжелых условиях необходимо заранее менять моторные масла и фильтры включая воздушные.
  • способ запуска двигателя в холодное время года и его техническое состояние. Двигатель запускается на холоде, в теплом гараже или применяется предпусковой подогреватель, новый двигатель или со значительным пробегом.

Резюме:

Выбор интервала замены моторного масла часто не простое дело, так как необходимо учитывать самые разные факторы и конструкцию и двигателя и погоду, и особенно то, как эксплуатируется автомобиль.

Да, любое моторное масло при эксплуатации стареет, но только высококачественные моторные масла могут эффективно противостоять всем многочисленным угрозам. Важно в каком состоянии моторное масло будет к окончанию срока эксплуатации. Ответить на этот вопрос может лабораторный анализ отработанного масла.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector