Что с поставками двигателей с мотор сич
Мотор Сич
Мотор Сич | |
---|---|
Тип | Публичное акционерное общество |
Основание | 1907 |
Расположение | ![]() |
Ключевые фигуры | В. А. Богуслаев |
Отрасль | авиадвигателестроение |
Продукция | авиационный двигатель |
Оборот | ▲ 15,15 млрд грн (2017) [1] |
Операционная прибыль | ▲ 5,59 млрд грн (2017) [1] |
Чистая прибыль | ▲ 3,1 млрд грн (2017) [1] |
Число сотрудников | ▲ 27320 чел. (2017) [1] |
Дочерние компании | Мотор Сич и ТРК «Алекс» [2] |
Сайт | motorsich.com (укр.) (рус.) (англ.) |
Медиафайлы на Викискладе |
«Мотор Сич» — украинское предприятие, занимающееся разработкой и производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов, а также промышленных газотурбинных установок. Штаб-квартира расположена в городе Запорожье.
Название компании «Мотор Сич» (укр. «Мотор Січ» ) происходит от слова «Січ», то есть Запорожская Сечь.
Смена имен и работ
У «Мостор Сич» довольно длинная история. Предприятие было основано в 1907 году в небольшом городке Екатеринославской губернии. Сначала оно выпускало сельскохозяйственные механизмы и инструменты, отливало изделия из чугуна и меди. В Первую мировую завод, сменив собственника, перешел на производство авиационных двигателей.
В годы СССР предприятие успело побыть «Большевиком», государственным союзным заводом № 29, авиаремонтным заводом имени П. И. Баранова и так далее, вплоть до запорожского ПО «Моторостроитель» имени Великой Октябрьской Социалистической Революции. В 1990-х годах появился «Мотор Сич».
До недавнего времени у предприятия насчитывалось восемь структурных единиц, связанных с авиапроизводством. В числе прочего «Мотор Сич» создавал также и газотурбинные двигатели для знаменитых «Руслана» и «Мрии», а также для вертолетов Ка-32.
Даже после запрета на сотрудничество с Россией, потеряв основной рынок сбыта, «Мотор Сич» продолжало бороться за существование. На заводе делали не только авиамоторы, но и товары народного потребления для автолюбителей и оборудование медиков. Еще 1 февраля этого года акционеров и сотрудников уверяли, что «предприятие работает стабильно».
Справка КП в Украине
ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко (ГП «Ивченко-Прогресс») входит в состав ГК «Укроборонпром» и является лидером в проектировании и изготовлении опытных образцов авиационных двигателей. Авиадвигатели, разработанные ГП «Ивченко-Прогресс», применяются на 64 типах летательных аппаратов в более чем 100 странах мира.
ПАО «Мотор Сич» является одним из крупнейших мировых производителей двигателей для авиационной техники, а также промышленных газотурбинных установок. Продукция предприятия
После того, как стало известно о намерении Китая приобрести украинский завод, частная американская военная компания Blackwater также начала переговоры о покупке «Мотор Сичи». Вопросами приобретения запорожской компании занимается лично основатель Blackwater Эрик Принс. Таким образом, США якобы пытались помешать Китаю заключить собственную сделку с «Мотор Сич».
Попытка продажи
В конце 2012 года Богуслаев официально сложил полномочия главы совета директоров «Мотор Сичи», поскольку понял, что не может совмещать должности государственного деятеля и главы предприятия. Впрочем, свое влияние на «Мотор Сич» семья регионала сохранила, а сам он остался главным акционером и бенефициаром.
Этим статусом Богуслаев не удовлетворился и попытался продать предприятие.
Об этом сообщил генеральный прокурор Украины Юрий Луценко в 2017 году. Следствие выяснило, что с 2013 по 2016 годы руководство «Мотор Сичи» незаконно выпускало новые акции частного акционерного общества, с помощью чего не только избегало налогов и выводило крупные суммы денег, но и продавало ценные бумаги оффшорам, где их следы пытались скрыть.
Задействована в этом, по версии следствия, была также известная инвесткомпания Dragon Capital. Ей сотрудники Луценко отвели роль посредника сделки.
В сентябре 2017 года суд арестовал контрольный пакет 56% акций «Мотор Сичи», ценные бумаги хранились на счетах Dragon Capital. Тогда же стало известно, что за оффшором стоят китайские бизнесмены.
Досудебное расследование установило, что с 2016-го года неизвестные лица, которые работали или до сих пор продолжают работать на заводах, а также бенефециарные владельцы ЧАО вступили в сговор для разрушения предприятия. Был проведен ряд сделок продажи контрольного пакета акций общества в пользу иностранных компаний, которые намерены переместить активы и производственные мощности общества за пределы Украины, что приведет к его ликвидации и уничтожению,
– пресс-релиз СБУ по этому поводу.
По данным спецслужб, новым владельцем контрольного пакета акций стала фирма-оффшор с Виргинских островов под названием Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd. Это часть китайского техногиганта Skyrizon, который является одним из лидеров авиакосмической индустрии.
Махинации Богуслаева вызвали беспокойство украинских властей. 1 марта 2018 года на заседании было принято тайное решение о национализации «Мотор Сичи», а 6 марта того же года президент Порошенко издал приказ о введения решения в действие и поручил контроль за его выполнением секретарю СНБО Турчинову.
Как и в случае с блокированием пророссийских телеканалов Медведчука, это решение не было выполнено и осталось декларативным, а слухи о привлечении Богуслаева и его окружения к уголовной ответственности не оправдались.
Президент Зеленский узнает о потенциале украинского авиапрома / Фото ЧАО «Мотор Сич»
От самолетов до кораблей: как России удалось заместить украинские движки
Украинская промышленность пожинает горькие плоды русофобской политики Киева. Майданный режим разорвал традиционные производственные цепочки между двумя странами, ударив по российскому ВПК. Это понудило отечественную оборонку начать процесс импортозамещения ключевых компонентов, ранее поставлявшихся с Украины. И вот, эта задача объявлена решенной, а Киев рискует остаться у разбитого корыта.
О полном избавлении России от зависимости со стороны украинских предприятий, заявил вице-премьер, Юрий Борисов:
Итак, что же было сделано за прошедшие пять лет, и что еще предстоит сделать?
Морские двигатели
До Майдана силовые установки для многих кораблей ВМФ РФ производились на заводе «Зоря – Машпроект», расположенном в Николаеве. Минобороны РФ заказало для Черноморского флота шесть фрегатов проекта 11356 на сумму в 80 миллиардов рублей. Трем из них повезло: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» успели получить украинские двигатели и были спущены на воду.
Со второй половиной заказа вышло иначе. Получив предоплату, Незалежная так и не поставила оставшиеся три двигателя России. Несколько странным выглядит решение продать недостроенные корабли Индии, вместо того, чтобы дождаться появления обещанных отечественных силовых установок. Нью-Дели выбил контракт на покупку двух фрегатов и на постройку еще двух уже в своей стране.
Два года назад, в рамках программы импортозамещения, на НПО «Сатурн» произошло открытие комплекса, предназначенного под производство российских морских газотурбинных двигателей. Разработчики заявляют, что их КПД составит 36% против 32% у николаевских установок. Вполне вероятно, что на «индийские» фрегаты в итоге установят не украинские, а новые российские двигатели.
Вертолетные двигатели
После распада СССР, на Украине остался завод по производству авиационных и вертолетных двигателей «Мотор Сич». Создавать свой аналог в России не спешили, поскольку Киев продавал силовые установки по приемлемой цене. Но в 2014 году в экономику вмешалась политика, и поставки в итоге были запрещены. Под самым большим ударом оказалась линейка вертолетов Ми-8, на которых использовался двигатель ТВ3-117 украинского производства.
В России были вынуждены приступить к разработке собственного аналога. Известный эксперт в области авиации, Руслан Гусаров, поясняет:
В итоге в КБ Климова на свет появился двигатель ВК-2500, который теперь устанавливается на целую линейку российских вертолетов. Производство развернуто в Санкт-Петербурге.
Авиационные двигатели
В настоящее время, по имеющимся данным, в России начата работа по глубокой модернизации Ан-124 «Руслан», о чем мы подробно рассказывали ранее. «Обрусевший» гигант может появиться под новым брендом. Но для этого отечественным авиастроителям придется решать вопрос с заменой украинского двигателя ДТ-18, производимого также в Запорожье. В качестве возможной замены называется сверхмощная силовая установка ПД-35, над которой в настоящее время ведется активная работа. Начало ее серийного производства ожидается на 2028 год.
В целом, Россия доказала, что способна решать такие вызовы. Своими деструктивными действиями, Украина создала нашей стране серьезные, но временные проблемы. Самой себе же она выстрелила в обе ноги, оставшись без гарантированного рынка сбыта. Теперь ее знаменитым предприятиям грозит скупка китайцами и переезд производства в КНР, куда неминуемо переедут работать лучшие специалисты.
Не спасает
Буквально сразу же после введения санкций против китайцев турецкая оборонная компания Baykar объявила, что будет использовать для своих боевых беспилотников двигатели местной компании Tusas Engine Industries, заменив ими двигатели «Мотор Сичи».
То есть закрываются внешние рынки сбыта. Что же касается внутреннего, то тут тоже есть вопросы. Скажем, глава МВД Арсен Аваков не в недавнем интервью заявил, что экс-собственник «Мотор Сичи» Богуслаев занимается скорее имитацией, чем производством вертолетов, и пытается навязывать покупателям технику, которая им не подходит. Якобы из-за этого МВД в свое время приняло решение закупать вертолеты у французской Airbus.
То есть получается, что «Мотор Сич», которая в свое время осталась без российского рынка сбыта (он был для нее ключевым), теперь рискует потерять и другие экспортные направления, а перспективы по расширению доли на украинском рынке, и, в частности, увеличению госзаказов, на данный момент весьма туманные.
Это — один из аргументов сторонников национализации. Дескать, сейчас правовой статус компании — неопределенный и не позволит ей полноценно работать.
Как спасали «Мотор Сич». Сериал продолжается
Украина, как и должно было быть с технически и научно развитой республикой, уже давно представляет собой поле боя между двумя экономическими гигантами: США и КНР. Боя за советские уникальные технологии, боя за «штучные» кадры инженеров и конструкторов, боя за уникальные научные разработки и конструкторские идеи.
Об одной из таких битв мы сегодня и поговорим. Об эпопее с продажей контрольного пакета акций советского концерна «Моторостроитель», который более известен современному читателю как «Мотор Сич», китайской компании Skyrizon. Причина такого интереса: Украина вдруг «вспомнила» о том, что концерн является уникальным предприятием и его потеря будет означать потерю целой отрасли производства.
Понятно, что память вернулась не просто так. Память вернулась с помощью очень болезненного укола со стороны Вашингтона. И украинская прокуратура зашевелилась от такого же укола. Заведено дело о незаконной продаже концерна, и уже в рамках этого дела арестованы акции «Мотор Сич».
Как всё начиналось
А начиналось всё точно так же, как начиналось на многих предприятиях в России. Приватизация 90-х. Ничего не понимающие в экономике инженеры и рабочие концерна решили сохранить любимые заводы и передали контрольный пакет «хорошему человеку», директору концерна Вячеславу Богуслаеву. Дело вполне обычное и мало заслуживающее нашего внимания.
Тем более что, став владельцем компании, Богуслаев действительно сумел не только сохранить производство, но и развить его. Он прекрасно понимал, что выход на уже занятый западный рынок будет сложным, а вот традиционный российский рынок и рынок Восточной Азии с удовольствием будет потреблять продукцию концерна. Россия, Китай, Индия. Совсем не крошечные и не бедные государства.
Напомню, что «Мотор Сич» — предприятие уникальное, обладающее полным циклом разработки и производства авиационных двигателей, двигателей для крылатых ракет и промышленных газотурбинных установок. Более того, концерн не только разрабатывает и производит двигатели, но и обслуживает и ремонтирует их в период эксплуатации.
Очень помогла развитию концерна Россия. Когда мы в 2000-е гг. начали активно возрождать авиационную промышленность, концерн если не процветал, то существовал вполне сытно. Прибыли росли, производство развивалось. Вслед за Россией более активно сотрудничать начали Китай и Индия. Миллиард прибыли в год совсем не выглядел чем-то из ряда вон выходящим. Хорошая работа хорошо оплачивается.
События 2014 года эту идиллию нарушили. Помните многочисленные указы и постановления о запрете торговли со страной-агрессором в этот период? «Мотор Сич» перестал заключать новые контракты с Россией, но по старым оборудование исправно поставлял. Правда, была и ещё одна причина падения производства. Это завод в Снежном. Завод по производству лопаток для турбин, которые остался на неподконтрольной Украине территории. Но и этот завод исправно выполнял свои обязательства перед концерном.
По мере выполнения контрактов прибыли «Мотор Сич» стали падать. Речи о миллиарде уже не шло. Миллиард превратился в 300 миллионов и продолжал сжиматься. В перспективе замаячило банкротство. Тем более что президент Порошенко явно вел концерн именно в этом направлении, чтобы заставить Богуслаева продать концерн за бесценок.
Как Богуслаев Порошенко переиграл
Хозяин «Мотор Сич» ситуацию и перспективы концерна прекрасно видел. Иллюзий по поводу своей компании не питал. Потому и предпринял ряд шагов по её спасению. Да и, как мне кажется, спасению личного кошелька. Уже в 2017 году, за год до прекращения действия контрактов с Россией, Богуслаев договаривается о продаже контрольного пакета акций китайской частной компании. Юридически сделка проводится идеально.
Вот тут необходимо сделать отступление от темы. Китайцы уже давно прошли период механического копирования (воровства) чужих производств и чужой продукции. Сегодня КНР способна самостоятельно производить продукцию мирового уровня. И главная цель китайских компаний сегодня — не станки и производственные мощности за рубежом. Главная цель сегодня — именно технологии и конструкторские и научные наработки.
Итак, в 2017 году контрольный пакет акций «Мотор Сич» продается компании Skyrizon. И почти одновременно с этой сделкой китайцы начинают строить собственный завод в городе Чунцине. Причем то, что на заводе будут использованы технологии «Мотор Сич», даже не скрывается. Возникает простой вопрос, ответ на который и покажет, кто кого переиграл: моторостроитель кондитера, или наоборот. Где на момент начала строительства завода находилась технологическая и конструкторская документация с украинского концерна.
Интересен и другой факт. Китайская компания уже вложила в «Мотор Сич» 100 млн. долл. С какой стати? Если учесть, что попытки разорвать сделку и всяческие уголовные дела по концерну уже в сентябре 2017-го стали расти как грибы после дождя. Да и статьи, по которым возбуждались дела, довольно громкие. «Диверсия». «Подготовка к преступлению». И прочие. Достаточно сказать, что уже в сентябре 2017 года суд арестовал 41% акций «Мотор Сич».
Ещё активнее СБУ стала действовать в 2018-м. Оно и понятно, президентский срок Порошенко подходил к концу и необходимо было додавить Богуслаева. Апрель 2018 года для концерна стал временем массовых обысков, давления на сотрудников с целью раскрыть схемы продажи и прочих процессуальных напастей, связанных с делами в СБУ. В конечном итоге суд арестовал все акции иностранных владельцев «Мотор Сич».
Вместо «ветра перемен» ветерок от домашнего вентилятора
Инициаторами всей этой якобы законной кампании по отмене сделки по продаже «Мотор Сич» стали американцы. В отличие от украинских политиков, глаза которых четко настроены на «зеленый цвет американской валюты», американцы прекрасно понимали значение «Мотор Сич» для оборонного комплекса КНР. Советские технологии и разработки украинских конструкторов дадут китайцам серьезное преимущество в производстве, например, вертолетов и крылатых ракет.
Для того чтобы сразу устранить скептические замечания о том, что, мол, виноваты, как всегда, американцы, посмотрите материалы по визиту на Украину летом 2018 года Джона Болтона. Заокеанский хозяин даже не скрывал, что приехал именно по поводу данной сделки. Цель визита так и объяснялась: разрыв сделки по «Мотор Сич». Кстати, после визита количество уголовных дел на сотрудников концерна увеличилось в разы.
Напомню и ещё об одном визите американского миллиардера на Украину. Я о визите Эрика Принса, «главного наемника мира», основателя ЧВК Blackwater и внештатного советника Дональда Трампа по безопасности. На момент визита он — исполнительный директор и заместитель директора ЧВК Frontier Services Group, которая расположена в Гонконге и Пекине и как раз занимается охраной китайских предприятий в Африке.
Несмотря на надежды украинских политиков на приход американцев на «Мотор Сич», оба визита закончились ничем. То есть на местном уровне, в украинских судах, в украинской прокуратуре и СБУ, все хорошо. Блокируют, арестовывают, заводят дела, но… Китайцы не такие простые и бедные люди, чтобы с ними так поступать. Китайский тигр обладает хваткой бульдога. Если схватил, то не отпустит.
Я не зря писал выше, что сделку по покупке контрольного пакета Богуслаев провел очень чисто. По оценкам специалистов по международному праву, в случае передачи дела в международные суды перспективы выигрыша дел там у Украины нулевые. Вся эта мышиная возня украинских государственных органов стала возможной по одной простой причине. Как я думаю, китайцы пока ещё надеются на решение вопроса собственности по-свойски, тихо и без лишнего шума.
Возможно, этим объясняется привлечение к делу ещё одного могущественного украинского олигарха — Александра Ярославского (DCH Group), которому китайские хозяева концерна продали 25% плюс одну акцию. Две недели назад (4 августа) заявление об этой сделке было передано в Антимонопольный комитет Beijing Skyrizon и DCH Group.
Украинское правосудие ответило в своем стиле. Через два дня СБУ почему-то «доквалифицировало» дело «Мотор Сич» ещё одной статьей: «Государственная измена». Ярославский обратился напрямую к президенту Зеленскому с требованием принять меры. При этом стоит обратить внимание на один существенный нюанс. Кроме обращения в международные суды, которые грозят Украине многомиллионными убытками, Ярославский прямо указал на возможное охлаждение отношений между Украиной и КНР.
Шоу должно продолжаться
Подведем некоторые итоги. Китайский бизнес провел прекрасную операцию по покупке новейших технологий в области моторостроения. За небольшие деньги были куплены новейшие технологии, стоимость которых исчисляется миллиардами долларов. Кроме этого, даже в случае отмены сделки китайская компания вернет все инвестированные в концерн средства через суд.
О том, какое значение имеет сам концерн для Beijing Skyrizon, можно судить по легкости, с которой были проданы 25% акций. Китайцы спокойно отказались от контрольного пакета! Тем самым они заставили уже украинских олигархов бороться с украинским государством! Что мы сегодня и наблюдаем. Итак, китайская копания в любом случае в выигрыше.
Что получили Богуслаев и Ярославский? Богуслаев обезопасил себя и концерн от банкротства и получил мощного союзника в лице Ярославского. Ярославский же получил жирный кусок перспективного предприятия, способного конкурировать на мировом рынке. Единственный минус в данной ситуации — необходимость прекращения уголовных дел. Но это в современной Украине не проблема.
Единственным проигравшим в данной ситуации стал трудовой коллектив «Мотор Сич». Лучшие специалисты или уже уволились и работают в том же Китае или России за хорошие деньги, или собираются увольняться. Отсутствие заказов на продукцию предприятия сильно бьет по кошельку всех работников. Материальная база разрушается.
Пока что сериал под названием «Как спасали «Мотор Сич» продолжается. Только вот название все больше не соответствует сюжету. Нужно заменить слово «спасали» на слово «убивали». Но это уже в руках сценаристов сериала…