Датчик положения дроссельной заслонки двигателя принцип работы - Авто мастер
Avtonova37.ru

Авто мастер
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик положения дроссельной заслонки двигателя принцип работы

Устройство датчика положения дроссельной заслонки и принцип его работы

Современный двигатель управляется электроникой. Параметры контролируются при помощи множества датчиков. Они передают информацию на ЭБУ двигателя для корректировки впрыска и смещения угла опережения зажигания. Одно из таких устройств — датчик положения дроссельной заслонки. Автолюбители должны знать, зачем он нужен и как производится диагностика.

  1. Что такое ДПДЗ на автомобиле и за что отвечает
  2. Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки
  3. Виды ДПДЗ
  4. Пленочно-резистивные
  5. Бесконтактный
  6. Симптомы неисправности датчика ПДЗ
  7. Снижение максимальной скорости
  8. Плавающие обороты ХХ
  9. Проблемы с ускорением
  10. Загорелся индикатор Check Engine
  11. Диагностика работоспособности датчика
  12. Измерение сопротивления
  13. Проверка сопротивления
  14. Заключение

Назначение ДПДЗ и его конструкция

Водители советской закалки до сих пор могут не понимать, о чем я собственно говорю. Странного в этом ничего нет ведь датчик положения дроссельной заслонки, изобретение новое и устанавливается только на современных автомобилях, в которых управление воздушно-топливной смеси осуществляется в электронном режиме. Но это не означает, что в отечественных автомобилях ВАЗ подобное творение отсутствует, абсолютно все автомобили данного бренда, которые оборудованы инжектором, оснащаются и ДПДЗ. Об иномарках и речи не идет, там они появились намного раньше.

Главная задача датчика – экономия топлива. Осуществляется она за счет дозирования смеси, которая подается в камеру сгорания силового агрегата. Непосредственное влияние на процесс оказывает положение педали акселератора, от силы нажатия на нее, увеличивается и порция подаваемого бензина.

Датчик ДПДЗ по своей конструкции очень напоминает обычный воздушный клапан. То есть, когда он открытый, давление впускной системы автомобиля приравнивается к атмосферному. При его закрытии же, образуется вакуум. Основной элемент такого маленькой, но очень важной детали, это однооборотный переменный или постоянный резистор с сопротивлением не более 8 кОм. Именно резистор сигнализирует контроллеру о положении дроссельной заслонки благодаря прямому контакту между этими двумя элементами. Выглядит такое сообщение, как электрический импульс, его сила в зависимости от положения заслонки варьируется в пределах 0.7-4 вольт. Таким образом, контролер и датчик моментально реагируют на движения педали газа добиваясь оптимального режима работы двигателя.

Типичные неисправности ДПДЗ и способы его проверки

Изучать устройство и принцип работы ДПДЗ автолюбители берутся только тогда, когда мотор автомобиля начинает «барахлить». Однако не во всех бедах нужно винить датчик. Неисправность датчика положения дроссельной заслонки может сопровождаться следующими симптомами.

  1. Неустойчивая работа силового агрегата на холостых оборотах.
  2. Двигатель глохнет при резком сбросе оборотов с максимума до холостого хода.
  3. Двигатель не может достичь максимальной мощности.
  4. При движении автомобиля по ровной дороге с постоянным уровнем открытия дроссельной заслонки наблюдаются рывки.
Читать еще:  Чем отличаются двигатели 3s fe от 3s fse

Неисправная работа ДПДЗ обычно отражается в самодиагностике автомобиля. При этом загорается лампочка «Ошибка двигателя» («Check engine»), и машина переходит на работу в аварийном режиме. Компьютерная диагностика часто указывает при этом на проблемы с датчиком. Однако перед тем, как заменить деталь, необходимо проверить всю цепочку системы питания двигателя. Также не помешает произвести чистку дроссельной заслонки и проверить работу датчика Холла.

Самым надежным способом проверки работоспособности ДПДЗ будет установка исправного прибора, взятого с другого автомобиля или на разборке.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки

Если вы удостоверились в том, что свечи зажигания, датчик расхода воздуха и регулятор холостого хода работают хорошо, только в этом случае стоит задуматься о некорректной работе датчика положения дроссельной заслонки.

Корректность работы датчика можно определить двумя способами:

  • измерить амперметром;
  • опытным путем в процессе экспериментального заезда.

Внимание! При работе с амперметром нужна крайняя осторожность и внимательность. Нужно отдавать себе отчет в том, что вы делаете, так как некомпетентное вмешательство может привести к поломке дорогостоящих деталей.

При замере амперметром требуется подсоединить прибор и измерить его сопротивление при плавном повороте дроссельной заслонки. Резкие скачки будут сигнализировать о стирании графитовой прослойки на контактном датчике. Бесконтактные датчики имеют преимущество, состоящее в том, что у них отсутствует графитовое покрытие, которое со временем срабатывается.

Чтобы заменить датчик, вытащите штекер из разъема, открутите болты (гайки) крепления и снимите ДПДЗ. Если ДПДЗ совмещен с датчиком холостого хода, разъедините их. При невозможности разъединить, замените одним блоком. Совместите вал датчика с валом дроссельной заслонки, поставьте ДПДЗ на место и закрепите болтами или гайками. Вставьте штекер в разъем.

Диагностика неисправности датчика

Если ДПДЗ выходит из строя – это сразу отражается на работе двигателя. Проблема в том, что эти перебои можно воспринять за неисправность других систем автомобиля, к примеру, системы зажигания. Автовладельцы очень часто путают симптомы неисправности датчика с другими поломками и пытаются чинить не то, что надо. Также примечательно, что нет однозначных признаков неисправности. Проверка датчика положения дроссельной заслонки целесообразна при предложенных видах перебоев в работе двигателя:

  • Двигатель глохнет на холостом ходу;
  • Повышенные обороты холостого хода;
  • Провалы в динамике увеличения оборотов двигателя при нажатии на педаль газа;
  • Повышенный расход топлива;
  • Проблемы при запуске двигателя;
  • Хлопки в выпускном коллекторе;
  • Срабатывание индикатора Check Ingine на приборной панели.

Это важно! Как утверждают специалисты, первыми признаками неисправности, на которые следует обратить внимание, это «плавание» оборотов двигателя на холостом ходу.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки, порядок действий:

  1. Организовать свободный доступ к ДПДЗ. Для этого возможно придется снять воздушный фильтр и патрубки воздуховода, все зависит от модели автомобиля;
  2. Определить какого типа датчик установлен (контактный или бесконтактный);
  3. Снять электрическую соединительную фишку с разъема датчика, при этом обнаружатся три контакта: масса, питание и контакт выходного напряжения. Примечание! Дальнейшие действия касаются только контактных датчиков;
  4. Для тестирования понадобится мультиметр. Сначала необходимо проверить напряжения между питанием и массой. В зависимости от модели авто оно может быть 12В или 5В;
  5. Следующий шаг – замер напряжения между выходным контактом и массой. При закрытой заслонке напряжение датчика составляет примерно 0,7В, а при максимальном – около 5В. Эти показатели стандартные и разбег значений не должен составлять более 0,5В. Далее руками необходимо плавно менять положение заслонки, при этом показания тестера должны соответственно увеличиваться или наоборот. Таким образом, можно определить зоны, где контакт отсутствует или недостаточен;
  6. Еще целесообразно замерить сопротивление. Это надо делать без подключения к электросети автомобиля. Замер производится между выходным контактом и массой. При закрытой заслонке среднее значение сопротивления составляет около 2,5кОм, а при открытой 1кОм. При этом разбег значений должен находиться в пределах 0,2кОм.
Читать еще:  Давление газов при сгорании в цилиндре двигателя

Как проверить и настроить датчик положения дроссельной заслонкиПроверка регулировки датчика положения дроссельной заслонки

Внимание! На некоторых моделях размещены 4 контакта, добавлена клемма холостого хода.

Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки тестируется на специальном оборудовании. Самостоятельно возможно проверить только напряжение и его динамику при изменении положения дроссельной заслонки, но эти действия не всегда помогают в точном определении поломки датчиков подобного типа.

Проверка и замена

Отметим, что большинство признаков неисправности датчика положения дроссельной заслонки присущи и другим датчикам. Поэтому необходимо знать как правильно выявить, действительно ли причиной нарушения работы силовой установки является именно датчик дросселя.

Конечно, если есть сканер, то это не составит проблем. Подключили его, установили код ошибки, расшифровали его и установили, что неисправен ДПДЗ. Но не всегда под рукой имеется такое устройство.

Произвести проверку датчика заслонки можно при помощи обычного мультиметра, установленного на измерение напряжения. Работы по диагностике датчика дроссельной заслонки – несложные и сделать их может даже новичок.

Видео: Как проверить дпдз, проверяем по мануалу

Для проверки необходимо подключить щуп прибора к «минусовому» выводу (обычно черного цвета) и «плюсовому», с которого снимаются показания. Чтобы его выявить необходимо включить зажигание и сделать замер. Если на дисплей выведется значение в 4-5 В, значит, щуп подключен к подающему выводу и следует его переустановить на другой.

Если датчик исправен, то после подключения щупа к необходимому выводу значение на дисплее должно снизиться до 0,5-0,7 В. Для дальнейшей проверки следует рукой плавно открыть дроссель. При этом напряжение на выводах должно возрастать, а при полностью открытой заслонке его значение должно установиться на уровне 4-5 В. После отпускания дросселя показания мультиметра должны снизиться.

Читать еще:  Чем отличается потребляемая мощность от мощности двигателя

Если эти условия замеров не соблюдаются, то ДПДЗ неисправен. Конструкция его неразборная, поэтому он ремонту не подлежит, а при его поломке он просто заменяется. Хотя все же некоторые пытаются произвести оценку состояния составных элементов, предварительно его разобрав.

Сделать диагностику можно аккуратно поддев и сняв верхнюю крышку, которая приклеена к корпусу. После этого получим доступ к пластине с резистивными дорожками, к которой припаяны выводы. Распаяв выводы, можно эту пластину извлечь и оценить состояние резистивного слоя дорожек и контактных наконечников бегунка. Но зачастую восстановить повреждения и затертости невозможно, поэтому и не стоит заморачиваться с разборкой этого элемента, а сразу приобрести новый для смены.

Для замены необходима только отвертка и новый датчик положения дросселя. Перед откручиваем двух болтов крепления следует отсоединить колодку с проводами, подходящими к нему. Затем выкручиваем крепежные элементы и извлекаем неисправный элемент, а на его место установить новый, проследив за тем, чтобы он плотно сел на шток оси. Фиксируем установленный датчик дросселя болтами и подсоединяем колодку.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector