Двигатели 16 чем хороши от 8 клапанов
Сколько клапанов в двигателе лучше: 8 или 16
Сегодня на автомобилях можно встретить различные типы ДВС, начиная от малообъемных 3-х цилиндровых агрегатов и заканчивая мощными V8 или V12. При этом подавляющее большинство авто под капотом имеют привычные моторы с 4 цилиндрами.
Если раньше такие силовые агрегаты ставились на модели начального и среднего класса, в данный момент 4-цилиндровый двигатель можно увидеть даже в премиальном сегменте.
Дело в том, что форсирование, увеличение количества клапанов на цилиндр, внедрение систем изменения фаз газораспределения, установка турбонаддува и другие усовершенствования позволили добиться от таких моторов необходимой мощности и эффективной отдачи.
Самым доступным решением для увеличения КПД оказалась конструкция, которая предполагает большее число клапанов на цилиндр. В самом простом варианте двигатели могут иметь 2 клапана (впускной и выпускной). В более технологичных версиях ГРМ получает 4 или 5 клапанов.
В этой статье мы поговорим о том, в чем заключается отличие 8 клапанного от 16 клапанного двигателя, а также какой двигатель лучше, 8 или 16 клапанный. Далее мы постараемся разобраться, какие преимущества и недостатки имеет большее или меньшее количество клапанов в моторе с учетом ремонта и обслуживания таких ДВС.
Особенности 8-клапанного двигателя
Обычный 8-клапанный движок, проверенный и легко ремонтируемый как сервисе, так и в гаражных условиях.
На каждый цилиндр приходится по два клапана, для впуска и выпуска соответственно. Для стандартного четырехцилиндрового двигателя таких клапанов будет 8.
Преимущества такого мотора заключаются в следующем:
- Простота конструкции . 8-клапанные движки проверены временем. В сравнении с 16-клапанным аналогом, здесь меньше механических частей, а соответственно, ремонт и обслуживание будет дешевле. Кроме того, упрощению конструкции способствует отсутствие гидрокомпенсаторов. Здесь установлены механические толкатели, которые также дешевы в замене и ремонте.
- Движок нетребователен к качеству масла . Можно лить полусинтетическую смазку.
- Можно использовать 92-й бензин без потери в мощности.
- Компактные размеры, поскольку в верхней части находится всего один вал. Соответственно, до стартера, генератора и навесных деталей будет добраться проще.
Старый 8-клапанный движок – не втыковый ( при обрыве ремня клапана не встречаются с поршнями). Жаль, что ВАЗ прекратил его производство в 2012 году.
К недостаткам таких моторов следует отнести:
- Малая мощность . Поскольку впуск и выпуск происходит медленнее, чем у 16-клапанного двигателя, то и достичь аналогичных оборотов здесь не получится.
- Повышенный расход топлива . Снова объясняется медленным циклом впуска-выпуска.
- Сравнительно высокий уровень шума . Особенно это проявляется на скорости. К тому же, механические толкатели нуждаются в периодической регулировке. В результате выработки на них появляются зазоры, ввиду чего возникает дополнительный шум, а эффективность падает.
- Необходимость более частой регулировки зазоров клапанов . Это необходимо для предотвращения перерасхода.
Регулировка клапанов в принципе не особо сложная процедура, однако требующая наличия нужного оборудования и «пяток», которых в своем гараже обычно не бывает.
Клапаны
Вам нужен прочный, долговечный клапан для удержания взрыва в цилиндре. Вам также нужно, чтобы он был меньше площади поверхности поршня. И вам нужен один, чтобы впустить воздух и один, чтобы выпустить воздух снова.
В течение десятилетий большинство двигателей имели два клапана. Один для впуска, один для выхлопа. Просто, легко, эффективно. Но были пределы. Видите ли, вы можете сделать клапан настолько большим, чтобы он попал в поршень, стенку цилиндра или другой клапан.
И даже когда они приближаются к этому максимальному размеру, воздух больше не может обтекать их, не открывая клапан. Это называется высоким подъемом, названным в честь кулачка распределительного вала, поднимающего рычаг коромысла, который открывает и закрывает клапан выше, чем обычно.
Выбор двигателя
В заключении хочется сказать, что выбор – дело индивидуальное, а это значит, что споры о моторах будут продолжаться и дальше. Остается только выделить главные преимущества каждого типа мотора, что существенно поможет составить общую картину многим любителям авто, которые только присматриваются к конкретному автомобилю.
- Мощность. В этом плане двигатель с 8 клапанами существенно проиграет своему «старшему брату». Автомобили на базе мотора с 8 клапанами не порадуют резвостью и драйвом.
- Ремонт. Однозначно, 16-клапанный мотор в этом плане проигрывает «старичку». Сложная конструкция порой придаёт немало головной боли владельцам.
- Экономичность. В этом плане трудно кому-либо отдать предпочтение, но если судить по цифрам расхода топлива, то «старшая» версия здесь выигрывает. Но с другой стороны, в 8-клапанный мотор можно заливать АИ-92, что обеспечивает дополнительную экономию средств на качестве топлива.
Для городских нужд вполне сгодится отечественный ВАЗ с 8-клапанным мотором. Любителям загородной и быстрой езды по трассам стоит присмотреться к иномаркам.
Особенности моторов на 16 клапанов
Двигатель ВАЗ 2110 на 16 клапанов, как и силовой агрегат такого типа на любом другом автомобиле, отличается более сложной конструкцией, если сравнивать с предыдущим вариантом.
Основное отличие лежит в наличии двух распределительных валов, которые находятся по разным сторонам силового агрегата. Таким образом, число клапанов вырастает ровно в два раза.
Также будет интересно: Как выставить зажигание ВАЗ 2106: правильная установка зажигания ВАЗ 2106
Два элемента отвечают за подачу топлива, и два за отвод отработанных газов. Как результат, скорость впускного и выпускного циклов существенно возрастает, что положительно влияет на КПД мотора. Исходя из объема, можно смело добавить 15-30 лошадей для такого движка, если сравнивать с аналогами.
Далее видео о том, какой мотор лучше и какие есть различия:
Кроме того, подобные устройства предполагают наличие гидрокомпенсаторов, которые обеспечивают максимальный прижим клапана с валом.
Таким образом, уровень шумов уменьшается, экономится топливо, обеспечивается дополнительное увеличение характеристик мотора.
Повышенная точность функционирования газораспределительного механизма также сказывается на том, что подобные двигатели более безопасные и экологически чистые.
Главные недостатки
В то же время, есть у подобных силовых агрегатов и ряд недостатков. К основным минусам следует отнести:
- необходимость использования высококачественного моторного масла. Для таких моторов подходит исключительно синтетика, которая стоит немалых денег, иначе гидрокомпенсаторы не смогут нормально выполнять свои функции;
- требовательность к топливу. Заливать в бензобак придется 95 бензин или лучше. При этом важно будет подобрать автозаправочную станцию, где продают чистый продукт, без примесей;
- сложность конструкции. Таким образом, обслуживание и ремонт требуют намного больше времени и денег, чем в случае с более простым 8-клапанным аналогом;
- габариты. Размеры головки блока достаточно большие, что приводит к повышенной сложности обслуживания узла. Кроме того, часто на нее надевают еще и декоративный пластиковый элемент, который приводит к дополнительному увеличению габаритов агрегата.
Особенности 16-ти клапанных моторов
В 16-ти клапанных двигателях на каждый цилиндр приходится по 4 клапана, два из которых отвечают за впуск, и два — за выпуск. Это достаточно сложная конструкция, которая потребует наличия сразу двух распредвалов. Однако у 16-клапанных двигателей имеются свои преимущества, которые позволяют существенно повысить комфорт управления автомобилем.
К преимуществам 16-клапанных двигателей относят их прекрасные показатели топливной экономичности, а также большую мощность, которую удается снять с одного литра рабочего объема двигателя. Неудивительно, что сегодня, когда автопроизводители борются всеми силами за показатели мощности, такие двигатели используются всё чаще.
Однако, как и у любой конструкции, 16-клапанные двигатели имеют свои определенные недостатки, в том числе это высокая себестоимость производства мотора, сложность конструкции, возможные проблемы при ремонте, а также повышенные требования к качеству масла и топлива. Такие повышенные требования к сервису неизменно увеличивают затраты автовладельца на содержание автомобиля.
Подведём итоги
Четырехцилиндровые двигатели, в зависимости от своей конструкции, могут выполняться с восемью и шестнадцатью клапанами. Каждая из таких конструкций имеет свои определенные преимущества, например восьмиклапанные моторы отличаются простотой в обслуживании, они не столь требовательны к моторному маслу и топливу. Шестнадцатиклапанные моторы характеризуются лучшей мощностью и хорошей топливной экономичностью, однако они более требовательны к обслуживанию, что может существенно увеличивать расходы автовладельца.