Avtonova37.ru

Авто мастер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики двигателей постоянного тока с различным типом возбуждения

Иcследование механических характеристик электродвигателя постоянного тока с независимым возбуждением

Министерство образования Российской Федерации

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра “Электропривод и автоматизация

промышленных установок”

Иcследование механических характеристик электродвигателя постоянного тока с независимым возбуждением

Методические указания к лабораторной работе №1

для студентов направления 551300 всех форм обучения

Исследование механических характеристик электродвигателя постоянного тока с независимым возбуждением: Лаб. Работа №1 по курсу «Основы электропривода» для студентов направления 551300 всех форм обучения/НГТУ; Сост.:

Изложены электромеханические свойства двигателя постоянного тока с независимым возбуждением в двигательном и тормозном режимах и порядок проведения лабораторной работы.

Подп. к печати 29.03.05. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная. Печать офсетная.

Печ. л. 0,75. Уч.-изд. л. 0,6. Тираж 300 экз. Заказ 145

Нижегородский государственный технический университет.

Типография НГТУ. Нижний Новгород, ул. Минина, 24

У Нижегородский государственный

технический университет, 2005

Целью работы является исследование механических характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением в двигательном и тормозных режимах.

Электродвигатели постоянного тока П

Генераторы и электродвигатели постоянного тока П серии охватывают диапазон мощностей от 0,13 до 200 кВт. Машины этой серии соответствуют ТУ 16.514.001-64.

Машины постоянного тока серии П имеют 11 габаритов. Габарит определяется внешним диаметром якоря.

Электродвигатели постоянного тока П, Общие сведения

Генераторы и электродвигатели постоянного тока П применяются в различных отраслях промышленности. Выпуск машин серии П прекращен, поэтому в новых разработках машины этой серии не применяются.
Машины рассчитаны на продолжительный (S1) режим работы на высоте над уровнем моря до 1000 м при температуре окружающего воздуха от 5 до 40 °С и относительной влажности воздуха до 80% при температуре 25 °С и при более низких температурах без конденсации влаги.

Машины серии П изготавливались со степенями защиты от воздействия окружающей среды IP20 и IP54

Двигатели серии П имеют смешанное возбуждение или параллельное и независимое возбуждение при работе в системе генератор — двигатель.
Ток в цепи якоря при пуске ДПТ не должен превышать 4/ном для ДПТ 1 — 7-го габаритов и 3/ном для ДПТ 8 —11-го габаритов.
Электродвигатели допускают регулирование частоты вращения от номинальной путем изменения тока возбуждения при мощности на валу не выше номинальной.
Регулирование частоты вращения вниз от номинальной осуществляется изменением напряжения на якоре при неизменном токе в обмотке возбуждения. Напряжение на обмотке возбуждения при этом должно соответствовать номинальному напряжению якоря.

Охлаждение и вентиляция электродвигателей П.

Двигатели с независимой вентиляцией допускают регулирование частоты вращения вниз от номинальной (до 100 об/мин) изменением напряжения на якоре при моменте вращения не выше номинального.

Двигатели с самовентиляцией допускают регулирование частоты вращения вниз от номинальной (до 100 об/мин) изменением напряжения на якоре.

Электродвигатели П закрытого исполнения с естественным охлаждением 1 —7-го габаритов допускают регулирование частоты вращения вниз от номинальной (до 10 об/мин) изменением напряжения на якоре при моменте вращения, равном номинальному. Степень искрения на коллекторе машин при любой установившейся нагрузке от 0 до 100% номинальной не должна превышать 11/2 по ГОСТ 183-74.

Степень искрения при перегрузках и в переходных режимах ослабления поля не оговаривается, но коллектор и щетки после работы в этих режимах должны оставаться в состоянии, пригодном для дальнейшей работы без предварительной чистки коллектора. При этом допускаются следы подгара на краях коллекторных пластин и щеток.

Читать еще:  Что делать если горит лампочка давления масла в двигателе

Двигатели серии П изготавливались:

1 — 3-го габаритов — с изоляцией класса А (допускается В);

4 —6-го габаритов — с изоляцией класса В;

7-го габарита защищенного и закрытого исполнения — с изоляцией класса F; обмотки возбуждения — с изоляцией класса В;

8-11 -го габаритов — с изоляцией класса F.

Двигатели защищенного исполнения выполнялись: с самовентиляцией (1 —11-й габариты); с независимой вентиляцией с подводом воздуха по трубам (7—11-й габариты); с независимой вентиляцией от пристроенного вентилятора (4—11-й габариты).

Двигатели закрытого исполнения выпускались:

с естественным охлаждением (типа ПБ 1 — 8-го- габаритов);

с воздухоохладителем, пристроенным наверху двигателя (ПР 5 —7-го габаритов).

Генераторы постоянного тока серии П

Генераторы П выпускались в защищенном исполнении со стабильным и регулируемым напряжением. На стабильное напряжение 115, 230 и 460 В изготовлялись со смешанным возбуждением. По особому заказу генераторы выполнялись с параллельным или независимым возбуждением с напряжением обмотки независимого возбуждения НО, 220 или 460 В.

Генераторы с регулируемым напряжением для зарядки аккумуляторных батарей изготовлялись с параллельным возбуждением на напряжения 110/160 и 220/320 В.

Для машин устанавливались следующие показатели надежности и долговечности: наработка до технического осмотра — 2000 ч, полный ресурс — 8000 ч, вероятность безотказной работы за период 2000 ч — 0,7 при доверительной вероятности 0,9.

Промышленность выпускает тиристорные возбудители уже много лет. Сейчас выпускаются модернизированные устройства с компьютерным управлением.

Устройства предназначены для запитывания обмоток возбуждения. С автоматическим регулированием тока при прямом, реакторном, частотном и плавном запусках.

В таблице представлены типы возбудителей с характеристиками:

Область применения достаточно широка, применяются на ГЭС, электротехнической, металлургической, нефтехимической, химической и пищевой промышленности.

Где используются

Еще совсем недавно генераторы постоянного тока устанавливались на транспорте для железных дорог. Но сейчас их вытесняют синхронные трехфазные устройства. Переменный ток синхронных агрегатов выпрямляют полупроводниковыми установками. Некоторые новые локомотивы используют асинхронные двигатели, которые работают на переменном токе.

Применение ГПТ

Такие же обстоятельства и с автогенераторами, которые постепенно замещают асинхронными устройствами с дальнейшим выпрямлением.

Сварочный генератор

Стоит заметить, что передвижное оборудование для сварки (имеющие автономное питание) обычно находится в паре с таким генератором. Отдельные отрасли промышленности продолжают применять мощные агрегаты описанного типа.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД

Области применения червячного редуктора

Снижение оборотов вращения с усилением крутящего момента используется в механизмах с перекрещивающимися валами, которые востребованы в машиностроении, сельском хозяйстве, на транспорте. Киевский НТЦ «Редуктор» производит промышленные червячные редуктора, модернизирует старые …

Система векторного управления асинхронным электроприводом без датчика скорости

В частотно-регулируемых асинхронных электроприводах вектор­ное управление связано как с изменением частоты и текущих значений переменных (напряжения, тока статора, потокосцепления), так и со вза­имной ориентацией их векторов в декартовой системе координат. …

Частотное управление асинхронным электроприводом с компенсацией момента и скольжения

Сигналом тока можно воздействовать как на канал напряжения, так и на канал частоты. Функциональная схема электропривода с положи­тельными обратными связями по току в канале регулирования напряже­ния и частоты приведена на …

Читать еще:  Что лучше дизель или бензиновый двигатель ауди

Изменение направления вращения ротора асинхронного двигателя

Наибольшее распространение в промышленности получили асинхронные двигатели, запитанные от трехфазного напряжения 380 вольт. Для того чтобы осуществить реверс, достаточно поменять две любые фазы.

Получила распространение схема подключения, выполненная на двух магнитных пускателях. Собственно для двигателей постоянного тока она аналогична, но используются двухполюсные контакторы или пускатели. Эту схему так и называют «схема реверсивного пускателя» или «реверсивная схема пуска асинхронного трёхфазного электродвигателя».

При включении пускателя КМ1 кнопкой «Пуск 1», происходит прямая подача напряжения на обмотки и блокируется кнопка «Пуск 2» от случайного включения, посредством размыкания нормально-замкнутых контактов КМ-1. Двигатель вращается в одну сторону.

После отключения пускателя КМ1 кнопкой «Стоп» или полным снятием напряжения, можно включить КМ2 кнопкой «Пуск 2». В результате через контакты линия L2 подается напрямую, а L1 и L3 меняются местами. Кнопка «Пуск 1» заблокирована, так как нормально-замкнутые контакты пускателя КМ2 приводятся в движение и размыкаются. Двигатель начинает вращаться в другую сторону.

Схема применяется повсеместно и по сей день для подключения трехфазного двигателя в трехфазной сети. Простота схемного решения и доступность комплектующих — её весомые преимущества.

Наибольшее распространение находят электронные системы управления. Коммутационные схемы, которых собранные на тиристорах без пускателей. Хотя пускатели могут быть и установлены для дистанционного включения или выключения в этой цепи.

Они сложнее, но и надежнее устройств на контакторах. Для управления используется системы импульсно-фазного управления (СИФУ), системы частотного управления. Это многофункциональные устройства, с их помощью можно не только осуществлять реверс асинхронного электродвигателя, но и регулировать частоту вращения.

В домашних условиях возникает необходимость подключения двигателя 380В на 220 с реверсом. Для этого необходимо произвести переключение обмоток звезда треугольник. Подробнее мы рассматривали различия этих схем в статье размещенной на сайте ранее: https://samelectrik.ru/chto-takoe-zvezda-i-treugolnik-v-elektrodvigatele.html.

Однако, если предполагается подключение трехфазного электродвигателя к однофазной сети, то для этого применяется конденсатор, который подключается по нижеприведенной схеме.

При этом чтобы осуществить реверс, достаточно переключить провод сети с В на клемму А, а конденсатор отсоединить от А и подсоединить к клемме В. Удобно это сделать с помощью 6-контактного тумблера. Это типовое включение асинхронного электродвигателя к сети 220В с конденсатором.

Типы двигателей переменного тока

Поскольку для электроснабжения объектов используется переменное напряжения одно и трехфазного тока, наибольшее распространение получили именно двигатели переменного тока. Они широко используются как в быту, так и для решения самых разнообразных промышленных задач. По типам конструкции и принципу действия выделяют такие типы электромоторов для работы с переменным током:

  • синхронные электромоторы;
  • индукционные или асинхронные электродвигатели, предназначенные для работы с одно и трехфазным током;
  • универсальные решения, работающие как на переменном, так и на постоянном токе.

Наибольшее распространение в промышленности получили именно индукционные асинхронные двигатели, благодаря простоте конструкции, минимальным требованиям к обслуживанию и широкому диапазону технических характеристик электродвигателей, которые позволяют решать самые разные задачи.

Главное отличие таких электромоторов от синхронных двигателей – это отсутствие необходимости подачи питания на ротор, электромагнитное поле в котором возбуждается вихревыми токами в короткозамкнутой конструкции.

Читать еще:  В чем отличие турбореактивного двигателя от турбовинтового

До недавнего времени у таких электромоторов был один существенный недостаток – ограничение на частоту вращения ротора, связанное со стандартной частотой электропитающей сети. Также такие электромоторы без применения специальных электронных схем управления имеют такие недостатки, как:

  • значительный пусковой ток;
  • низкий крутящий момент на малых оборотах;
  • невозможность эффективно управлять частотой вращения;
  • необходимость перекоммутации обмоток для реверсивного запуска;
  • сложности с запуском в цепях однофазного тока, которые решаются использованием дополнительного пускового конденсатора или использованием дополнительной пусковой обмотки.

Таких недостатков лишен электродвигатель с фазным ротором, на котором размещаются обмотки с отдельным электропитанием, подводимом через токосъемные кольца. В свою очередь это приводит к повышению сложности изготовления таких моторов, увеличению их стоимости, а также наличию элементов токосъемника, которые требуют обслуживания.

Синхронные электромоторы переменного тока также лишены перечисленных недостатков асинхронных моторов, обладают высоким крутящим моментом и постоянной скоростью вращения при изменяемым характере нагрузки, отличаются высоким КПД и небольшим реактивным сопротивлением. Однако такие электромоторы имеют и ряд существенных недостатков:

  • относительная дороговизна конструкции;
  • сложная схема запуска;
  • наличие источника постоянного тока или выпрямителя для возбуждения электромагнитного поля;
  • ряд сложностей, связанных с регулировкой частоты вращения и крутящего момента.

Поэтому в последнее время все чаще можно встретить комбинацию использования асинхронных двигателей в связке с частотными преобразователями.

Применение преобразователя частоты, позволяющего управлять частотой и амплитудой питающего напряжения значительно расширяет область применения таких моторов, повышает их экономичность и точность управления. В таких системах появляется возможность:

  • запитать трехфазный двигатель даже от сети однофазного тока;
  • обеспечить оптимальный режим пуска, остановки;
  • управлять направлением вращения вала мотора;
  • обеспечить защиту электромотора от нестабильности напряжения, пропадания напряжения на фазе, короткого замыкания, аварийного превышения нагрузки;
  • значительно увеличить максимальную скорость вращения ротора по сравнению с работой при непосредственном подключении к сети переменного тока;
  • обеспечить автоматизацию поддержания заданного режима работы с высокой точностью.

В любом случае, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы электромоторов для решения определенной задачи, необходимо учесть:

  • назначение электродвигателя и системы, в которой он используется;
  • особенности режима эксплуатации;
  • требования управляемости и автоматизации процесса;
  • стоимость реализации такого решения;
  • расходы на обслуживание.

Поэтому при разработке любой системы, как правило, сначала определяют технические требования к режимам работы электропривода, а затем на их основе выбирают оптимальный тип электромотора, использование которого будет рационально с точки зрения стоимости внедрения и затрат на эксплуатацию.

Учитывая многообразие решений как в области различных систем электропривода, так и в области управления работой двигателями, сделать оптимальный выбор могут только специалисты с опытом разработки и внедрения таких решений.

Поэтому, когда вам требуется спроектировать решение на основе электромотора, необходимо подобрать оптимальный тип электродвигателя и его системы управления. Наша компания занимается поставкой и внедрением систем управления работой электромоторов разного типа, назначения и мощности, поэтому вы всегда можете обратиться к нашим специалистам за помощью и консультацией в подборе решения, которое будет оптимально для вашей области применения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector