Вибрация двигателя на холостых передается на руль и кузов
Частые причины вибрации двигателя на холостых оборотах связаны с неправильной работой узлов силового агрегата, реже – с поломками деталей трансмиссии. Тряска на холостом ходу ощущается сразу после того, как завели машину, и при остановке. Причинами дрожания кузова могут быть:
- поломка подушки (опоры) двигателя;
- забитый топливный насос, изношенный фильтр;
- неисправность свечи зажигания;
- износ ЦПГ (деталей цилиндропоршневой группы ДВС).
Опора двигателя – это резинометаллическая или гидравлическая прокладка между мотором и кузовными деталями машины. Главное предназначение подушки – смягчать колебания и детонацию от работающего мотора, которая передает дрожание на кузов.
Чаще всего двигатель крепится на четыре-пять опор, поломка одной из них заставляет кузов нестандартно вибрировать.
В 90%!случаев выход из строя опоры происходит из-за обрыва резиновой детали металлической опоры. Средний срок эксплуатации подушки двигателя – 100 000 км пробега.
Если в автомобиле неисправна топливная система, тряска может стать заметна при работе двигателя на холостом ходу, высокой скорости, разгоне. Происходят перебои с подачей топлива, что проявляется резким снижением оборотов или резким их повышением.
Руль начинает вибрировать на скорости
Факторов возникновения биения может быть очень много. Часто биение возникает из-за грязи, которая забивается в колесные диски. Балансировка нарушается, что приводит к сильным вибрациям. Процесс балансировки мог быть нарушен и при смене резины, так что обращать на это внимание стоит заранее.
Стоит посмотреть и на покрышки, так как дефекты могут влиять на поведение руля. Деформация корда или боковой части может возникать как при заводском браке, так и при неправильной эксплуатации. Стоит смотреть и на давление шин, оно должно быть одинаковым и достаточным.
Серьезно стоит отнестись и к износу рулевого механизма и подвески. Это проблема, которая требует незамедлительного решения. Но определить ее могут только опытные специалисты.
Вибрации во время стоянки на холостом ходу
Хорошо отрегулированный двигатель должен работать ровно и не создавать раздражающей тряски. Не все машины одинаковы, поведение сбалансированной рядной «шестёрки» и четырёхцилиндрового мотора большого рабочего объёма при отсутствии балансирных валов будет отличаться всегда.
Особенно если ещё и подушки двигателя в одном случае гидравлические, а в другом – простейшие резиновые опоры. Но всегда можно сравнить поведение одного автомобиля до и после появления вибраций, а также послушать работу другой машины с таким же двигателем.
Причин может быть несколько:
- износ или ослабление креплений силового агрегата, та же гидравлика со временем отказывает, а резина теряет свои свойства;
- в двигателе наметились пропуски зажигания из-за нарушений в работе топливной или электрической части, такое принято называть «троением», даже если в машине от двух до двенадцати цилиндров;
- нарушена регулировка холостого хода, обороты слишком малы или нестабильны;
- после ремонта разбалансированы крупные вращающиеся детали двигателя, в этом случае уровень вибраций будет расти с добавлением оборотов.
По понятным причинам в этих случаях биений руля не будет, разве что амплитуда вибраций запредельно высока, а в рулевом механизме имеются проблемы с регулировкой зацепления.
Вибрация руля на холостом ходу
Если дрожание руля проявляется не только при движении автомобиля, но и во время его стоянки с включенным двигателем, количество причин, из-за которых это может происходить, гораздо меньше. Чаще всего руль вибрирует на холостом ходу, если:
- В защиту двигателя попал «дорожный мусор» — мелкие камушки, песок и прочее. Необходимо срочно проверить данный факт и удалить найденные элементы. Часто водители обнаруживают вместо «мусора» в защите двигателя гайки, пластмассовые материалы и другие детали мотора;
- Возникли проблемы в работе вакуумного усилителя тормозов.
Дрожание руля недопустимо. Если подобная проблема имеет место быть, необходимо как можно быстрее определить и устранить причину ее появления.
(403 голос., средний: 4,57 из 5)
Вибрации во время стоянки
Если руль вибрирует даже после остановки машины, необходимо проанализировать следующие возможные факторы:
- Ослабление крепления силового агрегата. Дефект часто возникает на автомобилях старых годов выпуска со значительным пробегом. Его провоцирует некачественная фиксация двигателя после планового обслуживания или ремонта машины. К дополнительным факторам относят продолжительную эксплуатацию авто и частую езду по ухабистой местности. Для борьбы с проблемой не нужно прибегать к особым действиям. Главное – подтянуть крепления, заменить поврежденные детали и усилить крепежи паклей, пропитанной в солидоле;
- Изнашивание шлицевого сегмента на приводном валу или его повреждение. Такие явления провоцируют вибрацию, усиливающую при наборе скорости. Неполадка подразумевает замену вышедшего из строя механизма;
- Попадание мелких предметов (осколков, камней, металлического мусора и т.д.) под защитную поверхность силового агрегата, что часто приводит к легкому биению. Поэтому во время диагностики следует проверить защиту и удалить все посторонние предметы;
- Сбои в функциональности вакуумного усилителя руля. Такие нарушения не только вызывают вибрации, но и ставят под угрозу ритмичность работы двигателя.
Начинающий водитель за рулем затрудняется определить стандартные параметры рабочей детонации узлов, передающейся на кузов транспортного средства. Поломка или износ функциональных модулей и отдельных деталей машины проявляется характерными вибрациями. Диагностика проводится при анализе работы автомобиля в разных ситуациях, помогая выявить причины тряски.
Чаще всего машина при наращивании скорости вибрирует в следующих случаях:
- несбалансированные колеса;
- повреждение пыльников ШРУСа;
- несимметричный приводной вал;
- износ карданного сочленения;
- некачественные покрышки;
- выход из строя ступичного подшипника;
- изношенные детали подвески;
- проблемы с ремнем газораспределительного механизма;
- неисправные компоненты коробки передач;
- неправильное крепление выхлопной системы;
- природные факторы, вызванные погодными условиями и т.п.
В отдельных ситуациях тряска автомобиля объясняется естественными причинами. Например, в сильные морозы дорожная грязь, замерзая, образует неравномерную ледяную корку на резиновых покрышках. В результате происходит разбалансировка колес и машина вибрирует при ускорении.
Кроме дискомфортного биения на руле и появления посторонних шумов в салоне, вибрация при движении снижает уровень курсовой устойчивости. Повышенный риск прогрессирования неисправности – уважительная причина срочного выявления источника. В противном случае не обойтись без дорогостоящего ремонта.
Старые свечи зажигания
Если тряска появляется на холостом ходу, вероятная проблема кроется в состоянии свечей зажигания. Задержки и пропуски образования искры, воспламеняющей воздушно-топливную смесь, вызванные износом или засорением, негативно отражаются на движении автомобиля.
При неполном сгорании топлива повышается уровень выбросов. Поэтому при включении передачи снижается мощность силового агрегата и возникает неприятное биение. Очередная причина вибраций при наборе скорости – неправильно подключенные, изношенные или поврежденные кабели свечей зажигания. Проблема устраняется своевременной заменой неисправных деталей.
Засор фильтров
Наличие кислорода в камере сгорания – обязательное условие эффективной работы двигателя. Без него топливо не воспламенится. При засорении фильтра снижается количество поступающего в силовую установку воздуха. Одновременно уменьшается объем подаваемого в агрегат горючего. Недостаток топливно-воздушной смеси приводит к вибрациям, сопровождающим движение транспортного средства.
Машину трясет при движении и из-за неравномерного поступления топлива в камеру сгорания. Для решения проблемы в систему автомобиля устанавливаются новые воздушные и топливные фильтры. Замена деталей не составляет особых затруднений, позволяя обойтись без визита в сервисную мастерскую.
Повреждение шлангов
Вакуумные шланги – неотъемлемая составляющая конструкции транспортного средства. При механических повреждениях, износе или нарушении соединений мотор вибрирует, глохнет, пропускает зажигание искры в камере сгорания. Продолжение их использования может привести к незапланированному масштабному ремонту. Задача решается заменой поврежденной магистрали. Обязательное условие после установки новых шлангов – тщательная проверка герметичности соединений.
Расшатанная опора двигателя
Опора размещается между двигателем и кузовной частью транспортного средства. Конструкция предназначена для крепления силового агрегата в машине. Дополнительные функции – поглощение резонансных колебаний и предотвращение передачи вибраций на корпус автомобиля. Тряска в салоне не ощущается.
Чрезмерный износ или повреждение опоры становится причиной аварий, вызванных выпадением мотора. В такой ситуации без сервисной мастерской не обойтись. Потребуется капитальный ремонт.
Проблемы с колесами
Постоянный контакт резины с дорожным полотном, часто покрытым грязью и камнями, и езда по пересеченной местности приводят к разбалансировке колес. При разгоне до 80-110 км/ч появляется неприятное биение, передающееся на руль или кузов.
Задача решается обращением в ближайшую шиномонтажную мастерскую. Механики с помощью специального оборудования справятся с проблемой, восстановив сбалансированность шин.
Частая причина появления вибрации автомобиля – недостаточное давление воздуха в колесах. Регулярная подкачка камер избавит водителя и пассажиров от дискомфортной тряски и предотвратит преждевременный износ резины.
При езде по неровному дорожному покрытию нарушаются углы установки колесных дисков. Шины коробятся, подвергаясь неравномерному износу. Со временем ускоряющееся транспортное средство начинает резонировать, от полотна в салон передаются шумы.
В отдельных случаях к биению приводит установка некачественных покрышек. Протекторы быстро истираются, теряется четкость рисунка. В момент набора скорости на неровной дороге с ухабами и выбоинами машина начинает вибрировать.
Повреждение подвески и ходовой части
Подвеска предназначена для гашения сильных толчков, передающихся от дорожного покрытия. Износ амортизаторов не вызывает вибраций при ускорениях.
Усиливают тряску изношенные резинотехнические детали, шарнирные и упругие элементы. К ним относятся:
- опорные подшипники;
- рулевые наконечники;
- шаровые опоры;
- амортизационные стойки и т.п.
Своевременная диагностика ходовой части выявляет причины резонансных колебаний автомобиля, возникающих при наращивании скорости, в т.ч.:
- недостаточную фиксацию одного или нескольких колес;
- плохое крепление тормозного диска;
- изгиб приводного вала;
- повреждения колесных подшипников и т.д.
Подкрутить пару болтов и заменить мелкую неисправную деталь водитель может сам. Для масштабного устранения неполадок потребуется участие механиков. Если речь идет о капитальном ремонте транспортного средства, без обращения в сервисную мастерскую не обойтись.
Выход из строя ШРУСа
В определенных случаях источником вибраций автомобиля выступает поврежденный ШРУС. Узел служит для подвижного соединения приводного вала с коробкой передач с одной стороны и со ступицей – с другой.
Внутренний шарнир способствует передаче крутящего момента в разных плоскостях. Чаще всего неисправность устройства приводит к ощутимой тряске транспортного средства, набирающего обороты при разгоне. Ролики выходят из строя быстрее в конструкции типа «трипод», затем разрушается подшипник.
Причина поломки – повреждение пыльника. Твердые механические частицы, содержащиеся в грязи, беспрепятственно проникают внутрь ШРУСа, вызывая разрушительные последствия.
Неисправная коробка передач
При диагностике механической коробки передач внимание заостряется на факторах, предшествующих проявлению биения. Отдельно анализируются различные скоростные режимы. Таким способом обнаруживаются проблемные участки в структуре КПП, являющиеся источником вибрации.
Тряска при наборе скорости на любой передаче свидетельствует о деформации первичного вала. Также стоит проверить сбалансированность маховика и работоспособность сцепления и выжимного подшипника.
В автомобилях с коробкой-автоматом анализируется уровень и состояние смазки. Недостаточное количество, низкое качество или чрезмерная густота масла приводят к появлению биения при разгоне.
Изношенный карданный вал
В машинах с задним и полным приводом источник тряски при наращивании скорости выявляется во время диагностики карданного сочленения. Проблемные зоны конструкции:
- крестовины вала;
- хвостовик редуктора;
- подвесные подшипники.
Дисбаланс кардана заставляет автомобиль вибрировать. Неприятные последствия разбалансировки – полное разрушение сочленений.
Как устранить вибрацию руля
Несмотря на тот факт, что вибрация руля – весьма серьёзная неисправность автомобиля, немногие автовладельцы вовремя обращают внимание на этот дефект. В результате можно наблюдать либо ДТП, либо огромные счета на ремонт транспортного средства. А иногда и то, и другое вместе.
Практика показывает, что вибрация руля – лишь «вершина айсберга». Обнаружив данное явление, Вам незамедлительно следует начать поиск причин его появления. Далее, конечно же, устраните их.
Для эффективного поиска необходимо определить ситуацию, когда в Вашем автомобиле происходит вибрация рулевого колеса. Мы разделили все возможные варианты на 4 основные группы:
- на скорости;
- на холостом ходу;
- при торможении;
- при повороте.
Причины вибрации руля на скорости
Эту ситуацию по праву можно назвать самой популярной. Причины могут быть следующими:
- Грязные диски колес провоцируют появление весового дисбаланса.
Решение в таком случае может быть только одно: комплексная промывка всего автотранспортного средства. При появлении вибрации руля Вы сразу должны провести данную процедуру.
Грязные диски колес могут стать причиной весового дисбаланса колес
- Плохо проведённая балансировка колёс.
Следующий по списку пункт после грязи. Стоит отметить, что шиномонтаж здесь может как решить эту проблему, так и создать её. Поэтому подойдите к выбору специализированной станции с профессиональным оборудованием ответственно!
- Нарушение геометрии дисков/шин.
Вариантов появления недостатка немало: неправильное сезонное хранение или некачественный ремонт колёс. Возможно, это обычный заводской брак или так называемые «шишки» на шинах из-за некачественных дорог. Решается заменой повреждённых шин/дисков.
Нарушенная геометрия колеса
- Неправильная затяжка крепёжных болтов.
Здесь правило одно-единственное: затягивать крепёжные болты, соблюдая следующую технологию:
- Во время затягивания позаботьтесь о том, чтобы кузов авто находился полностью/частично на весу.
- Лучше всего использовать для закручивания болтов специализированный ключ.
- Первый болт затянут. Следующим будет тот, который находится напротив первого. Далее по той же схеме занимаемся остальными крепёжными болтами.
Вибрации рулевого колеса при торможении
Если Вы обнаруживаете вибрацию руля при торможении, то незамедлительно стоит заняться диагностикой таких элементов тормозной системы, как диски и колодки. С большой вероятностью Вы увидите:
- Налипшую грязь
Как уже было сказано, избавиться от этой проблемы не составляет труда.
- Механический износ одного из вышеупомянутых элементов
В этом случае без замены изношенного оборудования не обойтись. Не пытайтесь каким-то образом восстановить его. Подобные попытки приведут только к большим финансовым вливаниям или к более плачевным последствиям (ДТП).
Кроме негодных дисков/колодок, вибрации могут также провоцировать изношенные суппорты, сайлентблоки; перегрев диска и др.
Причины вибрации руля на холостом ходу
Если Вы замечаете вибрации «баранки» при холостых оборотах мотора, обратите внимание на следующие возможные причины:
- Неисправности вакуумного усилителя.
Прежде всего, стоит провести диагностику. Не спешите сразу покупать новый усилитель.Если отремонтировать повреждённый агрегат невозможно, заказывайте новый.
Обратите внимание! Как известно, вакуумный усилитель напрямую связан с двигателем и влияет на стабильность оборотов последнего. Одним из последствий подобной нестабильности является вибрация рулевого колеса.
- В систему защиты двигателя попало инородное тело.
Проблема решается обычным визуальным осмотром. Чаще всего обнаруживаются камешки, осколки стекла и другие небольшие тела.
Вибрации рулевого колеса на повороте
К сожалению, какую-то конкретную причину выявить в таких ситуациях на порядок сложнее, чем в предыдущих. Можно перечислить лишь основные и самые распространённые варианты.
Итак, вибрации могут возникнуть из-за проблем с рулевыми тягами, ступицей, балансировкой дисков, ШРУСами. Возможно, нарушена целостность сайлентблоков. В обязательном порядке посетите станцию тех. обслуживания, где получите исчерпывающую информацию.
Резюме
Вибрации рулевого колеса – не тот дефект, с которым можно справиться самостоятельно. Не затягивайте с поиском источников проблемы, иначе рискуете поплатиться за промедление не только материально, но и собственным здоровьем.
Важно! При обнаружении вибрации руля не разгоняйте автомобиль до скорости больше 60 км/ч. Больше скорость — опаснее возможные последствия.