Все о датчике массового расхода воздуха инжекторного двигателя - Авто мастер
Avtonova37.ru

Авто мастер
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все о датчике массового расхода воздуха инжекторного двигателя

Что такое ДМРВ в машине?

  • Как расшифровывается ДМРВ?
  • За что отвечает ДМРВ и для чего он нужен?
  • Устройство датчика массового расхода воздуха
  • Как работает ДМРВ?
  • Виды ДМРВ
  • Признаки неисправности и последствия поломки расходомера

Для корректной работы двигателя внутреннего сгорания необходимо образование топливовоздушной смеси. От правильной пропорции ее компонентов зависит весь процесс сгорания топлива. За поступление воздуха в мотор отвечает датчик, о котором мы расскажем ниже.

Функции и предназначение датчика

Сейчас в машинах используют два типа подачи топлива: при распределенном впрыске горючее подается на впускной патрубок, а при непосредственном – сразу в камеру. В обеих ситуациях работа автомобиля зависит от корректной функциональности ДМРВ. Несколько лет назад он работал на механической основе, а теперь подвижные элементы отсутствуют, и датчик производится на основе термоанемометрического типа.

ДМРВ подходит к любым типам двигателей, и на нем сконцентрирована функциональность вентиля комплекса вывода и обезвреживания выхлопных газов.

Как любят поговаривать шофёры со стажем, мотор не функционирует лишь в двух вариантах – нечему сгорать или нечем воспламенить.

С помощью датчика расхода воздуха на блок управления идёт информация об объёме газов, поступающих через впускной канал, что регулирует необходимое количество горючего для выработки смеси.

Виды и особенности работы ДМРВ

Существует много способов измерения массового расхода воздуха, в автомобиле с разной степенью популярности применяются три из них.

Объёмный

Наиболее простые расходомеры строились по принципу установки в сечении проходящего воздуха измерительной лопасти, на которую поток и оказывал давление. Под его действием лопасть поворачивалась вокруг своей оси, где устанавливался электрический потенциометр.

Оставалось лишь снять с него сигнал и подать его в ЭСУД для оцифровки и использования в расчётах. Устройство настолько же простое, насколько и неудобное в разработке, поскольку получить приемлемую характеристику зависимости сигнала от массового потока довольно затруднительно. К тому же надёжность невысока из-за наличия механически перемещающихся деталей.

Чуть сложнее для понимания устроен расходомер на принципе вихрей Кармана. Используется эффект возникновения циклических завихрений воздуха при проходе его через аэродинамически несовершенное препятствие.

Частота этих проявлений турбуленции почти линейно зависит от скорости потока, если правильно подобрать размеры и форму препятствия для нужного диапазона. А сигнал выдаёт установленный в зоне завихрений датчик воздушного давления.

В настоящее время объёмные датчики уже почти не используются, уступив своё место приборам термоанемометрического типа.

Проволочный

Работа такого прибора основана на принципе охлаждения разогреваемой фиксированным током платиновой спирали при помещении её в воздушный поток.

Если этот ток известен, а он задаётся самим прибором с высокой точностью и стабильностью, то напряжение на спирали будет с идеальной линейностью зависеть от её сопротивления, которое, в свою очередь, определятся температурой нагреваемой проводящей нити.

Но она охлаждается набегающим потоком, поэтому можно сказать, что сигнал в виде напряжения пропорционален массе воздуха, проходящей в единицу времени, то есть именно тому параметру, который и требуется измерить.

Разумеется, основную погрешность будет вносить температура воздуха на впуске, от которой зависит его плотность и способность к теплопередаче. Поэтому в схему вводится термокомпенсирующий резистор, который тем или иным способом из многих, известных в электронике, учитывает поправку на температуру потока.

Читать еще:  Шлифовальный станок с двигателем от стиральной машины своими руками

Проволочные ДМРВ обладают высокой точностью и приемлемой надёжностью, поэтому широко применяются в производимых автомобилях. Хотя по стоимости и сложности этот датчик уступает только самому контроллеру ЭСУД.

Плёночный

У плёночного МАФ отличия от проволочного состоят чисто в конструктивном исполнении, теоретически это всё тот же термоанемометр. Только нагревательные элементы и термокомпенсирующие сопротивления выполнены в виде плёнок на кристалле полупроводника.

Получился интегральный датчик, компактный и более надёжный, хотя сложнее с точки зрения технологии производства. Именно эта сложность и не позволяет обеспечить настолько же высокую точность, которую даёт платиновая проволока.

Но чрезмерная прецизионность для ДМРВ и не требуется, система всё равно работает с обратной связью по содержанию кислорода в выхлопных газах, нужная коррекция цикловой подачи топлива будет внесена.

Зато в массовом производстве плёночный датчик обойдётся дешевле, а по своему принципу построения он обладает большей надёжностью. Поэтому они постепенно вытесняют проволочные, хотя на самом деле и те и другие проигрывают датчикам абсолютного давления, которые можно применять вместо ДМРВ, изменив методику расчётов.

Симптомы плохого ДМРВ

Загрязненный или неисправный датчик массового расхода воздуха не может правильно измерить расход воздуха. Это приводит к тому, что компьютер двигателя неправильно рассчитывает количество впрыскиваемого топлива.

В результате плохой датчик массового расхода воздуха вызывает различные проблемы, в том числе незапуск, остановка двигателя, снижение мощности и плохое ускорение. Кроме того, неисправный ДМРВ может вызвать загорание индикатора Check Engine или Service Engine Soon.

Проблема с MAF также может изменить настройку переключения передач АКПП.

Когда сигнал датчика расхода воздуха отличается от ожидаемого диапазона, ЭБУ регистрирует неисправность и сохраняет соответствующий код ошибки, включая индикатор «Check Engine» на приборной панели.

Этот код неисправности можно получить с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque. Обычно с датчиком массового расхода воздуха связаны следующие коды ошибок:

Коды неисправностей P0171 — слишком бедная смесь, блок 1 и P0174 — слишком бедная смесь, блок 2 также часто вызваны плохим или загрязненным датчиком массового расхода воздуха.

Датчики инжекторного двигателя. Неисправности. Положение дроссельной заслонки. Расходомер. Объемный / массовый расход воздуха. Детонация.

Обзор узлов инжекторного двигателя и их неисправностей. Датчики положения дроссельной заслонки, объемного / массового расхода воздуха, детонации (10+)

Устройство и неисправности инжекторного двигателя — Датчики детонации, положения дроссельной заслонки. Расходомер

1 2 3 4 5 6

Положение дроссельной заслонки

Он говорит мозгам, насколько сильно Вы в данный момент давите на газ. Это обычный переменный резистор в очень надежном конструктивном исполнении. По мере нажатия на педаль газа и открытия воздушной заслонки сопротивление этого резистора изменяется. В очень старых моделях на основе показаний этого датчика и оборотов двигателя компьютер вычислял расход воздуха — очень важный параметр для определения подачи бензина. Но теперь для этих целей есть специальный датчик, хотя в случае его неисправности (в аварийном режиме) компьютер по прежнему умеет приблизительно оценивать расход воздуха по положению дроссельной заслонки и оборотам.

Работу этого датчика проверяем тестером, установленным на измерение сопротивления. При заглушенном двигателе измеряем сопротивление между выводами датчика положения дроссельной заслонки, нажимая или немного отпуска педаль газа или дергая тросик от нее.

Читать еще:  Что залить в двигатель чтобы не дымил для продажи

Расход воздуха

Бывает два вида таких датчиков: измеритель массы всасываемого воздуха и измеритель объема. Дело в том, что существует оптимальное соотношение количества воздуха и количество бензина в смеси. Причем это соотношение зависит от некоторых факторов, как то температура двигателя, обороты, положение дроссельной заслонки и т. д. Но главное, чтобы правильно подать топливо, нужно знать, сколько воздуха засасывается.

Датчик объема (датчик объемного расхода воздуха, ДОРВ) обычно устроен так. В потоке всасываемого воздуха стоит перегородка или турбинка. Перегородка под действием потока воздуха отклоняется, а турбинка вращается. Положение перегородки определяется с помощью потенциометра (переменного резистора) также, как и положение дроссельной заслонки. Если используется турбинка, то скорость ее вращения можно измерить с помощью индуктивного датчика (типа датчика Холла). Недостатка у таких датчиков два. Во-первых, они недолговечны и ненадежны, так как содержат подвижные детали. Во-вторых, нужно использовать дополнительно датчик давления, чтобы точно рассчитать массу поступающего воздуха. А именно масса нам нужна для вычисления количества бензина. Есть еще вариант вихревого датчика объема, но применяется он совсем редко.

Сейчас намного чаще применяются датчики массы всасываемого воздуха (датчики массового расхода воздуха, ДМРВ). Их устройство простое. В потоке стоит нагревательный элемент. Его температура автоматически поддерживается на заданном уровне. Чем больше масса воздуха, омывающего, а значит охлаждающего, нагревательный элемент, тем больший ток должен идти через него, чтобы температура оставалась постоянной. Так что по силе тока можно определить массу всасываемого воздуха. У этого подхода тоже есть недостатки. Во-первых, на нагревательном элементе нужно поддерживать не заданную температуру, а температуру, отличающуюся от температуры окружающего воздуха на заданную величину, чтобы компенсировать влияние на скорость охлаждения датчика температуры всасываемого воздуха. Это связано с некоторыми (впрочем вполне решаемыми) конструктивными проблемами. Во-вторых, этот датчик тоже не очень надежен. Нагревательный элемент может перегорать. В-третьих, воздух даже после фильтра содержит органические загрязнения, которые склонны налипать на горячий датчик и ухудшать качество его работы. Чтобы справиться с этой проблемой перед стартом двигателя мозги подают на нагревательный элемент импульс тока, который разогревает его до 1000 и более градусов, чтобы сжечь весь мусор и загрязнения. Способ очень эффективен, но еще сильнее понижает надежность работы устройства.

Детонация

Чтобы двигатель работал экономно и мало изнашивался, зажигание смеси должно происходить в строго определенный момент. Если зажигание происходит слишком рано, то возникает детонация. Подробнее о детонации, причинах ее возникновения, октановом числе. Если зажигание запаздывает, то растет расход топлива, падает КПД и экологические показатели двигателя. Но проблема в том, что угол опережения зажигания нельзя поставить один раз и навсегда. Бывает разный бензин, со временем меняется компрессия в цилиндрах, может быть разное атмосферное давление и другие факторы, влияющие на правильный угол. Поэтому используется такой подход. В памяти схемы управления прошиты некоторые оптимальные углы зажигания для разных режимов. Но в дополнение стоит датчик детонации. Если он определяет наличие детонации, то компьютер автоматически делает зажигание попозже. Наоборот, если детонация отсутствует длительное время, то компьютер ставит зажигание пораньше.

1 2 3 4 5 6

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Читать еще:  Через сколько моточасов менять масло в двигателе ямз 238

Если что-то непонятно, обязательно спросите!
Задать вопрос. Обсуждение статьи.

Поломки двигателя внутреннего сгорания. Нет искры. Неисправности газор.
Обзор неисправностей автомобильного двигателя. Отсутствие искры. Неисправен ГРМ.

Выгодно, дешево покупаем автомобиль, автомашину, личный транспорт.
Купим машину выгодно с точки зрения суммарной стоимости владения. Как купить хор.

Автомобильный дифференциал. Блокировка. Самоблокирующийся. Повышенного.
Устройство и принцип действия дифференциалов, в том числе блокирующихся и самобл.

Влияние угла опережения зажигания на детонацию.
Датчик детонации. Принцип работы. Угол опережения зажигания. Октановые присадки.

Выбор марки автомобиля. Какую машину купить, новую или подержанную.
Как выбрать автомобиль, марку, брэнд? Подержанную или новую машину покупать? В с.

Как заменить ДМРВ – общие положения

В зависимости от марки машины и модификации силовой установки принцип и последовательность действий может значительно отличаться. В большинстве случаев датчик представляет собой отдельный элемент конструкции с собственным питанием и обособленной линией передачи сигнала. В более сложных моторах ДМРВ выступает частью сложного модуля и меняется блоком.

Следующая инструкция носит исключительно информативный характер и отображает принципиальную последовательность действий.

  1. Установить автомобиль на противооткатные упоры или ручной тормоз.
  2. Открыть капот и снять плюсовую клемму с аккумулятора.
  3. В зависимости от конструкции блока открутить датчик с посадочного гнезда или ослабить хомут крепления воздухопровода.
  4. Отключить клемму контактной группы ДМРВ от штепсельного разъема.
  5. Установка нового устройства выполняется в обратной последовательности.

Главным фактором при выполнении операции является тщательное соблюдение чистоты. Тончайшие настройки сенсора могут сбиться при попадании влаги или пыли. Также от мастера потребуется необычайная аккуратность. Внутри детали расположены чрезвычайно чувствительные элементы, их легко повредить при случайном ударе или тряске.

Отдельно следует учитывать, что выполнять операцию самостоятельно можно только при полной уверенности в собственных силах. Если имеются сомнения – рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту.

СНЯТИЕ И ЗАМЕНА

Если проверка датчика массового расхода воздуха показала, что устройство работает некорректно, не спешите выбрасывать деталь в утиль. Возможно получится реанимировать его посредством очистки контактов. Этой процедуре на нашем сайте посвящена отдельная статья.

Однако если ничего не помогло, стоит отправляться в магазин за новым устройством – учитывайте, что ДМРВ достаточно дорогая деталь, стоимость которой варьируется в пределах 2-3 тысяч рублей.

Для замены нам потребуется плоская отвертка и ключ на 10.

Замена ДМРВ выполняется по следующему алгоритму:

  1. Выключаем зажигание, открываем капот и снимаем клемму “-” с АКБ;
  2. Определяем, где находится ДМРВ. Найти его несложно, в моторном отсеке вы увидите пластиковый блок воздушного фильтра, на задней тыльной части его корпуса и расположен ДМРВ. Он закреплен на патрубке воздушного фильтра;
  3. Снимаем металлический хомут, которым к устройство подсоединяется гофрированный шланг подачи воздуха;
  4. Стягиваем гофрированный шланг;
  5. Вынимаем колодку контактов. На нижней части штекера расположена кнопка, которую необходимо нажать (чтобы разъединить пружинный клин), после чего колодку можно спокойной вытащить;
  6. Ключом на 10 против часовой стрелки выкручиваем первый фиксирующий болт, затем – второй, расположен он на нижней части корпуса устройства;
  7. Снимаем ДМРВ.

Рис. 1.3: Расположение ДМРВ

Установка новой детали выполняется в обратной последовательности. Данная методика применима не только для четырнадцатой, но и для ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector