Avtonova37.ru

Авто мастер
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работает масляный фильтр в автомобиле

Масляный фильтр — как выбрать качественный?

Масляный фильтр относится к сменным элементам автомобильного двигателя, от которых зависит эффективность работы мотора, долговечность его эксплуатации. Регулярная замена масляного фильтра входит в эксплуатационные правила, поэтому грамотный автолюбитель должен разбираться в конструкции узла, уметь выбрать качественный фильтр.

Герметичность автомобильного двигателя, практически полностью заполненного маслом, не гарантирует постоянной чистоты смазки. Двумя главными причинами загрязнения масла становятся механические примеси (микростружка от выработки собственных частей двигателя), продукты неполного сгорания топлива. При этом загрязнение сажей более характерно для дизельных двигателей, а процент механических примесей непосредственно связан с возрастом (пробегом) автомобиля, износом мотора.

Основные функции моторного масла (эффективную смазку, очистку рабочих поверхностей, охлаждение) загрязненная рабочая жидкость исполнять не может. Работа на грязном масле губительна для мотора, ведет к выходу его из строя. Для защиты от примесей, постоянной очистки масла применяется масляный фильтр.

Масляный фильтр его конструкция и типы

Видео: Принцип работы масляного фильтра

В конструкциях автодвигателей применяется три основных системы очистки. Наиболее часто в легковых автомобилях применяется полнопоточный масляный фильтр. В нем фильтрующий элемент включен в основную масляную линию. При каждом запуске двигателя все масло проходит через фильтр под действием масляного насоса.

Реже применяются конструкции с частичнопоточным масляным фильтром, подключаемым к масляной линии параллельно. Такой фильтр пропускает фильтруемое масло по частям, добиваясь чистоты при длительной работе. Конструкции комбинированных фильтров совмещают оба устройства, применяясь в мощных дизельных двигателях грузовиков.

Рядовому автолюбителю не обязательно знать конструктивные отличия своей машины по фильтрации автомобильного масла. Достаточно знать, что в большинстве легковых моделей применяются полнопоточные масляные фильтры, понимать их устройство, от элементов которого зависит очищающая способность узла.

Устройство масляного фильтра

Наиболее часто применяемый неразборный фильтр состоит из фильтрующего элемента, двух клапанов (перепускного, обратного), заключенных в металлический корпус. Для дизельных двигателей применяются фильтры с тремя клапанами (редукционным, сливным, предохранительным), но в легковых моделях такая система применяется редко.

Обратный клапан предохраняет фильтр от слива масла в нерабочем состоянии. Перепускной клапан вступает в действие при полном загрязнении фильтрующего элемента, избыточном давлении густого масла (например, при запуске в мороз).

Наиболее важен фильтрующий элемент. Эта деталь изготовлена из специальной, пропитанной фенолформальдегидными смолами, бумаги. Для качественной работы важны конфигурация расположения слоев, пористость, прочность фильтрующего элемента. Производители фильтров добиваются лучших очищающих качеств, обрабатывая бумагу несколько раз на специальных технологических линиях.

Советы по выбору

Разница между поддельным и оригинальным масляным фильтром

Многие автолюбители ориентируются только на цену масляного фильтра, совместимость установочных резьб. Такой подход неприемлем, так как каждая модель двигателя эффективно работает только с определенной конструкцией фильтра, для которой просчитаны давление масла на входе, максимальные перепады давлений (для включения перепускного клапана), допустимая тонкость отсева.

Экономия на покупке дешевого фильтра может вылиться не только в быстрое загрязнение фильтрующего элемента. Включение перепускного клапана не ощущается водителем, но при этом масляный фильтр становится бессмысленным, загрязненное масло активно воздействует на износ двигателя. Велика опасность попадания в масло деформированных клочков некачественной фильтровальной бумаги, усугубляющих процесс, засорение маслопроводящих каналов.

Такие же опасности возникают при использовании поддельной продукции. При выборе масляного фильтра для двигателя авто нужно ориентироваться на рекомендации производителя. При невозможности установки оригинального фильтра, выборе неизвестной модели, опытные водители пытаются:

  1. узнать место производства;
  2. поинтересоваться отзывами пользователей;
  3. выяснить репутацию производителя;
  4. провести внимательный осмотр;
  5. проконсультироваться у опытного автомеханика.

Видео: Выбор масляного фильтра для Opel Omega

Главным критерием пригодности фильтра становится спецификационный фирменный номер. Например, для многих моделей «Субару» может применяться фильтр производства TOKYO ROKI (Япония) или Honeywell (Канада) с одинаковым номером 15208AA12A.

К лучшим производителям масляных фильтров относятся бренды Mann, Knecht, VIC, NITTO, DENSO, Fleetguard. У этих компаний заказывают продукцию для комплектации серийных моделей большинство автопроизводителей. Ведущие производители постоянно улучшают фильтрационные приспособления, вводят инновационные решения, новые технологии производства.

Так, конструкторами американской фирмы Fleetguard разработаны комбинированные байпассные масляные фильтры (используют технологию Ventury), фильтры EcoClean, центрифужные сепараторы (технология Cone StaC). Инновации обеспечивают высокую степень эффективности фильтрации, гарантируют чистоту двигателя, продлевают срок эксплуатации.

При замене масляного фильтра (это рекомендуется делать одновременно с каждой заменой масла, при выясненном автомехаником загрязнении фильтра) заглянуть внутрь запасной части невозможно. Но даже визуальный осмотр поможет увидеть:

  1. аккуратную завальцовку швов;
  2. обработку герметиком;
  3. толщину металла корпуса;
  4. равномерность окраски детали;
  5. эластичность обратного клапана;
  6. наличие фирменных надписей.

Отсутствие этих признаков служит доказательством подделки. О многом может сказать упаковка запасной части. Официальные, авторитетные бренды используют ее в качестве дополнительной рекламы, не упуская возможности разместить на картонной таре свое название, логотип, обязательный штрих-код. Напротив, для производителей контрафактов такие расходы избыточны, повышают себестоимость подделки. Для них характерно употребление искаженных написаний известных фирм, уводящее от уголовной ответственности за подделку.

Какой масляный фильтр лучше выбрать для автомобиля

На современных автомобилях масляный фильтр является неотъемлемой и важной частью всей конструкции двигателя. Тем сложнее поверить, что до 20-х годов минувшего столетия на машинах их вовсе не было. По этой причине менять масло приходилось каждые 700 — 2 000 км, да и ресурс тогдашних моторов был невелик. Появление масляного фильтра позволило в разы поднять ресурс двигателей.

Тем важнее осознавать роль данного компонента в конструкции двигателя и понимать принцип его работы. Следовательно, без рейтинга производителей масляных фильтров, представленных на рынке, не обойтись.

Назначение масляного фильтра

Моторное масло выполняет важные функции:

  • создает между гильзами цилиндров и поршнями масляную пленку, снижающую трение;
  • отводит излишек тепла;
  • снижает шумность работы двигателя;
  • очищает компоненты мотора от металлической пыли, нагара и прочего.

Это значит, что основная задача масляного фильтра заключается в процессе очистки моторного масла от различных примесей (механического характера). В процессе эксплуатации авто концентрация примесей в масле растет, из-за чего оно трансформируется в абразивную смесь, негативно влияющую на работу двигателя.

Типы фильтров

Все масляные фильтры делятся на 2 категории:

Фильтры неразборного типа распространены гораздо шире, так как они компактны, дешевы и просты в монтаже.

Видео: Обзор 10 Масляных Фильтров ч.1

Устройство масляного фильтра и как он работает

Неразборные фильтры состоят из нескольких основных компонентов.

1. Противодренажный клапан

Он необходим для пресечения слива моторного масла в картер из масляных каналов и непосредственно фильтра после остановки работы мотора. Благодаря этому не допускается возникновения воздушных пробок в системе смазки и обеспечивается своевременная подача масла. Конструкция противодренажного клапана незначительно отличается, в зависимости от фирмы-изготовителя, однако наиболее распространенным вариантом является диск, изготовленный из резины, который и перекрывает входные каналы в корпусе фильтра.

2. Перепускной клапан

Он необходим для обеспечения поступления масла в мотор при невозможности его прохождения сквозь фильтрующий элемент. Причины этого могут быть разными – засорение фильтрующего элемента, чрезмерная вязкость моторного масла в условиях сильных морозов и т. д. Клапан срабатывает при достижении максимально допустимого давления масла. Это значение колеблется в диапазоне от 0.55 до 2.6 кг/см² и зависит от компоновки силового агрегата.

3. Фильтрующий элемент

Для его изготовления, как правило, используется гофрированная бумага, предварительно пропитанная особыми смолами. Сама бумага отличается пористой структурой, а высокие показатели маслостойкости и водостойкости достигаются за счет пропитки. Укладка бумаги в фильтр осуществляется особым образом, что позволяет получить наибольшую площадь фильтрации и уложиться в небольшие размеры корпуса фильтра.

Читать еще:  Как подключить смартфон через usb к магнитоле

Альтернативу гофрированной бумаге составляют разные типы волокон – синтетические и хлопчатобумажные. Однако они используются не так часто.

4. Противосливной клапан

Как правило, данным клапаном комплектуются фильтры неразборного типа в сочетании с противодренажным либо перепускным. Противосливной клапан предотвращает протекание масла из выходного отверстия в процессе замены фильтра.

Видео: Что внутри масляного фильтра? Обзор 10 Масляных Фильтров ч. 2

Типы фильтров

Масляные фильтры делятся на 3 вида:

  1. Полнопоточный.
  2. Частичнопоточный.
  3. Комбинированный.

1. Полнопоточный тип

Алгоритм функционирования такого фильтра заключается в пропуске потока масла, которое идет от масляного насоса сквозь основной фильтрующий элемент. После этого масло поступает к компонентам мотора.

2. Частичнопоточный тип

Особенностью данного вида фильтров является гораздо более долгий процесс фильтрации масла. Это достигается за счет применения 2-х контурной системы – пока в одном контуре моторное масло очищается от загрязнений, во втором оно смазывает компоненты двигателя. Длительная очистка компенсируется большей эффективностью, сравнительно с полнопоточными фильтрами, а еще отсутствует вероятность падения давления масла.

3. Комбинированный тип

Как правило, комбинированные фильтры применяются в технике, предназначенной для перевозок, строительного сегмента и прочих направлений, где интенсивность эксплуатации весьма высока.

Рейтинг производителей масляных фильтров

В данном случае лучше ориентироваться именно на производителя, нежели на конкретный товар. Разнообразие фильтров впечатляет, кроме того, они не универсальны и рассчитаны на определенные модели (хотя многие фильтры подходят к разным авто разных марок). Впрочем, цены на фильтры невелики и обычно колеблются в диапазоне от 300 руб. до 1 500 руб. за изделие неразборного типа.

Это значит, что при покупке рекомендуется обращать внимание на товары от компаний, уже завоевавших признание на рынке.

Bosch – Германия

Не зря фильтры этой компании завоевывают первые места во всевозможных исследованиях. Ведь фирма все время работает над собственной продукцией. В частности, для фильтров от Bosch характерно использование микроволоконной бумаги (фенольной) в качестве материала для изготовления фильтрующих элементов. За счет значительной площади фильтрации и пористости гарантируется отменная очистка масла.

Корпус фильтров с небольшими насечками, которые заметно облегчают монтаж и демонтаж фильтра. Немаловажен увеличенный размер фильтров, что повышает эффективность их работы.

Mahle – Австрия

Как заявляет компания-изготовитель, ее фильтры ориентированы на сохранение окружающей среды. По этой причине фильтрующие элементы изготовлены из специальной бумаги, причем выполнены они в виде рулона, что повышает эффективность очистки. Фильтры нацелены на работу с синтетическими и полусинтетическими маслами. Протечки масла исключаются благодаря использованию тугого перепускного клапана. А вот для выпуска противодренажных клапанов используется мягкая резина.

Mann – Германия

Фильтры этого концерна устанавливаются на многие модели современных авто прямо с завода – Opel, Volvo и др. Высокая технологичность производства гарантирует высочайшее качество продукции. «Изюминка» фильтров от Манн – применение в их конструкции мощных магнитов, за счет чего достигается высокая эффективность и скорость фильтрации. Манжеты, выполненные из особой резины, обеспечивают плотную фиксацию. Надежность и качество на высоте!

Filtron – Польша

Эта компания наладила экспорт своих фильтров во многие государства – страны ЕС, США, Россию и другие. А о высоком качестве свидетельствует выбор фильтров от Filtron гигантами автостроения – Фольксваген, Сузуки, Дженерал Моторс, Мерседес и другими.

Goodwill – Великобритания

Основными покупателями фильтров этой фирмы являются европейские концерны Рено и Фольксваген. Продукция Goodwill ценится за высокое качество фильтрации, что достигается за счет использования бумаги, пропитанной особым составом. Причем даже повышенное давление и высокая температура не снижают производительность фильтров.

Fram – США

Это уже американский бренд, которым владеет SogefiFiltration. Его фильтры идут на линии многих автоконцернов – Форд, Мазда, Фольксваген, Пежо, Вольво, Хонда и др. Особенность фильтров от Фрам заключается в том, что они выдерживают температуру до 160° С.

Finwhale – Швейцария

Это уже более дешевая и простая продукция, неудивительно, что фильтры от Finwhale покупают многие владельцы отечественных авто. Собственно, к качеству фильтрации претензий нет, так как для создания фильтрующих элементов применяется бумага высокого качества. Кроме того, надежные противодренажные клапаны не допускают масляного голодания мотора. Да и процесс монтажа и демонтажа предельно прост. Однако ресурс таких фильтров невелик, поэтому применение их на авто, для которых интервал замены масла определен производителем в 15 000 км, не рекомендуется.

Hengst – Германия

Фильтры данной компании более полувека поставляются на сборочные линии многих мировых автоконцернов.

Впрочем, данный список не полный, ведь в продаже можно увидеть фильтры и других известных компаний – NAFIL Filter Co (КНР), Fleetguard (США), ASAS Filter Ind. (Турция), PEKO Inc. Ltd. (Тайвань) и т. д.

Рекомендации по приобретению

Механики и автоэксперты советуют покупать масляные фильтры только в соответствии с VIN-кодом машины, так как даже полное совпадение по параметрам и резьбе не гарантирует эффективной работы. Также необходимо вовремя менять фильтр (вместе с маслом). Кроме того, не лишним будет сократить интервал замены на 5 000 — 6 000 км, учитывая отечественные условия эксплуатации. Естественно, нужно остерегаться подделок и покупать детали лишь у проверенных продавцов.

Принцип работы и устройство масляного фильтра

Автомобильные двигатели состоят из различных металлических деталей, которые постоянно трутся друг о друга. Если оставить все как есть, то во время работы это трение нагреет мотор, и он выйдет из строя. Чтобы решить эту проблему, или хотя бы отсрочить ее, в двигатель заливают смазочное масло, благодаря которому уменьшается трение. Однако со временем грязь и кусочки металла засоряют эту смазку, а с ним и двигатель. Для того, чтобы масло как можно дольше сохраняло свою «свежесть», необходим масляный фильтр.

Существует множество разновидностей масляных фильтров

Как устроен масляный фильтр

Схематическое изображение масляного фильтра в разрезе

Для начала рассмотрим, из каких деталей состоит масляный фильтр.

  • Корпус не оказывает большого влияния на работу масляного фильтра. Однако эта деталь позволяет сохранять целостность всех его внутренних элементов.
  • Отверстия предназначены для входа и выхода масла в фильтр. Небольшие дырочки по краям служат для свободного перемещения масла в контейнер. С помощью резьбового отверстия в центре фильтр крепится к двигателю и по нему вытекает масло.
  • Противодренажный клапан перекрывает большое резьбовое отверстие. Так как масляный фильтр расположен в середине или нижней части двигателя, то в выключенном состоянии все масло может слиться обратно в фильтр. Такому повороту событий и препятствует противодренажный клапан, который имеет резиновую крышку.
  • Пружина работает вместе с противодренажным клапаном. Она давит на клапан, чтобы в нерабочем состоянии двигателя, масло не вытекло. В последнее время многие производители отдают предпочтение не классической пружине, а пластинчатой, которая занимает меньше места.
  • Фильтрующий материал имеет множество мелких пор, состоит он в основном из микроскопических волокон целлюлозы и синтетических материалов. Нередко применяют стекло и полиэстер, которые повышают эффективность и долговечность фильтрации. Материал в некоторых случаях насыщают смолой, которая придает ему дополнительную жесткость и прочность. Складки имеют практические все фильтры. Такое расположение материала позволяет увеличить общую площадь его поверхности.
  • Центральная стальная трубка является остовом всего фильтра, который к тому же отвечает за возврат отфильтрованного масла в двигатель.
  • Предохранительный клапан расположен с другой стороны фильтра, напротив резьбового отверстия. В некоторых случаях давление внутри может повыситься, в результате некоторые внутренние элементы фильтра могут повредиться. Предохранительный же клапан в таких случаях открывается, чтобы стабилизировать давление.
  • Крышка фильтра вместе с уплотнительным кольцом обеспечивают законченность и герметичность всей конструкции.
Читать еще:  Чем лучше сделать антикоррозийную обработку автомобиля

Как работает масляный фильтр

Принцип работы масляного фильтра

Теперь рассмотрим принцип работы масляного фильтра. Масляный насос прогоняет масло через фильтр, прежде чем оно попадет в двигатель. Вначале неочищенная смазка проходит под давлением через фильтрующий материал, в котором задерживается большинство загрязнений. Масляный фильтр состоит из двух медиа-типов: первичных и вторичных. Первичные предназначены останавливать крупные частицы размером свыше 20 микрон. Вторичные же фильтруют и улавливают более мелкие загрязняющие элементы размером от 5 микрон. Обратно масло вытекает через центральное отверстие в двигатель. Чем дольше фильтр установлен в автомобиле, тем больше загрязнений он в себе содержит. При прохождении масла через такой фильтр процедура очистки происходить не будет.

Симптомы загрязненного масляного фильтра


Если масляный фильтр работает неисправно, то Вы об этом, наверное, и не узнаете. Фильтр устроен таким образом, что даже при его загрязнении в двигатель будет поступать нефильтрованное масло, которое в любом случае лучше, чем полное его отсутствие. Чтобы проверить, исправно ли работает масляный фильтр, необходимо обратиться за помощью к автомеханику или снять фильтр самостоятельно. Однако в некоторых случаях необходимо просто прислушаться к своей машине.

  • Перегрев. Когда автомобильные части трутся друг о друга без качественного смазочного материала, возникает чрезмерное тепло. Элементы двигателя за счет этого быстро изнашиваются, что в свою очередь вызывает дополнительную нагрузку на систему охлаждения. Плюс ко всему неотфильтрованные загрязнения превращаются в осадок и задерживаются в двигателе. Эти залежи становятся причиной пониженной теплопроводности. В результате этих факторов двигатель перегревается. Нормальный температурный режим работающего двигателя составляет 90-100 С. Если это значение выше, то одной из причин неисправности двигателя может быть загрязненный масляный фильтр.
  • Утечка. Забитый или поврежденный масляный фильтр плохо реагирует на изменение температуры внутри мотора. Неисправные фильтры могут лопнуть или разорваться, что может привести к утечке масла, которое очень опасно для окружающей среды. Если Вы заметили, что какая-либо жидкость просачивается из автомобиля, то незамедлительно обращайтесь к профессиональным автомеханикам.

Как выбрать масляный фильтр


Масляный фильтр тоже нужно уметь выбирать, ведь некачественная запчасть может привести к поломке двигателя автомобиля.

  • Для начала необходимо узнать, какие фильтры подойдут именно для Вашей модели машины и двигателя. На этот вопрос может ответить инструкция или руководство к Вашей машине. В ней, как правило, описано, какого размера, типа и материала фильтр необходимо устанавливать именно для Вашего железного коня.
  • Покупать фильтры необходимо только в фирменных магазинах, в которых представлены оригинальные запчасти от крупнейших производителей.
  • Проверьте складки на фильтре: чем они глубже, тем больше загрязнений в себе задержат.
  • Выбирайте фильтры с металлическими заглушками. Картонные заглушки быстрее изнашиваются и их необходимо чаще менять.
  • Обходные клапаны также должны быть изготовлены из металла, а не из пластика.
  • Корпус фильтра должен быть достаточно жестким и прочным, чтобы при высоком давлении он не деформировался.
  • Некоторые производители предлагают инновационные фильтры с магнитами, которые притягивают к себе мельчайшие металлические частички. Однако их эффективность еще не доказана и многие эксперты не советуют приобретать такие устройства.
  • Обратите внимание на маркировку. Если она смазана, содержит грамматические ошибки и неточности, то это подделка.
  • Резиновое кольцо должно плотно прилегать к корпусу фильтра.

Как заменить масляный фильтр


Регулярная замена масла и масляного фильтра – самый дешевый способ продлить жизнь двигателю автомобиля. Делать это рекомендуется раз в полгода. Далее мы рассмотрим пошаговую инструкцию по замене фильтрующих и смазочных элементов в авто.

    Сливаем старое масло
    Сливать масло необходимо при еще теплом двигателе, к примеру, после поездки. В противном же случае его необходимо прогреть. 2-3 минуты на холостом ходу будет достаточно. Пока мотор греется, приготовьте все необходимые инструменты и материалы:

  • новое масло,
  • новый фильтр,
  • емкость для старого масла,
  • газету,
  • фонарик,
  • гаечный ключ.

Когда двигатель прогреется до рабочего состояния, поднимите капот и открутите масляный колпачок в верхней части двигателя. В это отверстие Вы будете заливать новое масло, а пока давление воздуха поможет старому маслу стечь. Следующим шагом найдите масляный поддон, который расположен под автомобилем ближе к двигателю. На нем необходимо открутить болт. Непосредственно под заглушкой расстелите газеты и емкость для сбора масла. Жидкость будет вытекать несколько минут, после чего закрутите болт снова при помощи ключа.

  • Меняем масляный фильтр
    Для начала найдите масляный фильтр, который может располагаться в передней, задней либо боковой части двигателя. Мы уже говорили о том, как устроен масляный фильтр. Ищите 10-15-и сантиметровый цилиндр, который окрашен обычно в черный, белый или синий цвет. Его необходимо медленно открутить. Наверняка он будет скользким, поэтому используйте тряпки или перчатки. А чтобы после удаления фильтра не разлилось много масла, оберните его полиэтиленовым пакетом. Также убедитесь, что вместе с фильтром была удалена и резиновая прокладка. Если она прилипнет к машине, то новый фильтр будет работать неисправно. Теперь пришло время установить новый фильтр. Смажьте уплотнительное кольцо новым маслом и прикрутите фильтр на место.
  • Заливаем новое масло
    На последнем этапе заливаем новое масло и закручиваем масляный колпачок. После этого запустите двигатель и дождитесь, когда давление в фильтре стабилизируется. Проверьте также автомобиль на наличие утечки масла, которая будет свидетельствовать о том, что фильтр был установлен неправильно.
  • После проведенных работ рекомендуется старый фильтр и масло утилизировать в специальных пунктах.

    Масляный фильтр

    С течением времени моторное масло засоряется механическими примесями, образующимися в результате износа деталей двигателя, и приобретает абразивные свойства. Такое масло уже не смазывает двигатель, а лишь ускоряет износ его деталей. Поэтому масло в моторе необходимо очищать — с этой задачей справляются масляные фильтры, о которых пойдет речь в представленной статье.

    Назначение масляного фильтра

    Нормальная работа двигателя обеспечивается смазкой всех его трущихся деталей: коренных и шатунных подшипников коленвала, деталей ГРМ, поршневых колец в цилиндрах и т.д. Эту задачу решает смазочная система двигателя, подающая масло ко всем деталям. Однако в процессе работы даже смазанные детали контактируют друг с другом (хоть и через пленку масла), происходит износ, и в масло попадают микроскопические частицы металла размером в единицы и десятки микрометров. В результате со временем масло из смазочного материала становится абразивом, который приводит к ускоренному износу деталей двигателя.

    Чтобы решить эту проблему, в систему смазки двигателя вводится фильтр, который очищает масло от механических загрязнений. Современные фильтры устроены таким образом, что задерживают до 95% частиц размером от 25-45 микрометров. Кроме того, фильтр очищает масло от частиц нагара и других загрязнений.

    Фильтр имеет и еще одну функцию: он обеспечивает задержку масла в магистрали и каналах двигателя после того, как двигатель остановлен. Такое решение делает пуск двигателя более безопасным, так как первые мгновения он не совсем сухой, а имеет некоторое количество смазки в трущихся деталях.

    Интересно отметить, что масляные фильтры массово стали устанавливаться на автомобили лишь в 20-е годы прошлого века, и введение этого компонента резко увеличило ресурс масла (в 10-15 раз) и двигателя (в 2-3 раза). В двигателях без фильтра замена масла производилась через каждые 700-800 километров пробега. Сравните это с современными 10-ю, а то и 20-ю тысячами километров! Однако до середины 40-х годов использовались неполнопоточные фильтры, через которые проходила лишь часть масла, поэтому очистка была не слишком качественной. С появлением полнопоточных фильтров, которые сразу очищают все поступающее в двигатель масло, стало возможным продлить период использования масла до нынешних значений.

    Читать еще:  Самые выносливые автомобили для россии

    30. Корпус фильтра
    31. Прокладки
    32. Колпак фильтра
    33. Рукава ротора
    34. Шайба
    35. Гайки
    36. Шайба упорная
    37. Шайба колпачковая
    38. Гайки
    39. Колпак ротора
    40. Отражатель
    41. Ротор
    42. Кольцо стопорное
    43. Кольцо уплотни тельное
    44. Подшипник шариковый
    45. Ось ротора
    46. Жиклер
    47. Шайба уплотнительная
    48. Болты
    49. Пружина фильтра
    50. Элемент фильтрующий
    51. Ось фильтра
    52. Колпак масляного фильтра
    53. Прокладки
    54. Корпус масляного фильтра
    55. Клапан перепускной
    56. Пружина перепускного клапана
    57. Пружина сигнализатора
    58. Корпус сигнализатора
    59. Шток сигнализатора
    60. Неподвижный контакт
    61. Регулировочная шайба пружины клапана
    62. Прокладки
    63. Пробка клапана
    64. Клемма

    Типы масляных фильтров

    Существует четыре основных типа масляных фильтров:

    — Механические (обычные фильтры с фильтрующим элементом из пористого материала);
    — Гравитационные (отстойники);
    — Центробежные;
    — Магнитные.

    В свою очередь, механические фильтры делятся на две большие группы:

    — Сменные;
    — Со сменным фильтрующим элементом.

    И независимо от типа фильтров, все они могут быть полнопоточными (через них проходит весь объем масла, подаваемый в двигатель) и неполнопоточными (через них проходит лишь часть масла).

    Особо нужно сказать о классификации фильтров по тонкости фильтрации. На сегодняшний день выделяют три группы фильтров: тонкой, средней и грубой очистки. Однако в большинстве легковых автомобилей устанавливается только один фильтр, который задерживает частицы размером больше 25-45 микрометров, чего вполне достаточно. На грузовых автомобилях, тракторах и другой технике обычно имеется специальный фильтр грубой очистки, которые задерживает крупные частицы размером свыше 60-70 микрометров. А нередко используются фильтры-отстойники, в которых задерживаются самые крупные частицы.

    Очень часто в поддон картера встраивается магнитный фильтр, задерживающий крупные металлические частицы. Однако такой фильтр собирает только стальную стружку (и частицы других ферромагнитных сплавов). Выполнен магнитный фильтр обычно в виде пробки, вкручивающейся в наиболее низкую часть поддона картера. Очистка фильтра производится выкручиванием и протиранием пробки.

    Устройство масляного фильтра

    Здесь расскажем об устройстве наиболее распространенных сменных механических фильтров, которые устанавливаются на все автомобили и другие транспортные средства.

    Фильтр состоит из нескольких составных частей:

    — Цилиндрический корпус;
    — Нижняя крышка с впускными и выпускным отверстиями (в неразборном фильтре крышка соединена с корпусом вальцовкой или сваркой);
    — Фильтрующий элемент (штора) из бумаги, картона, войлока и других пористых материалов со специальной пропиткой;
    — Перепускной клапан;
    — Противодренажный клапан (препятствует сливу масла при остановленном двигателе);
    — Противосливной клапан (в неразборных фильтрах);
    — Прижимная пружина (в неразборном фильтре).

    Разборные (со сменным фильтрующим элементом) и неразборные сменные фильтры не имеют принципиального отличия в устройстве и принципе действия, однако в разборных фильтрах корпус имеет съемную герметичную крышку и компоненты фиксации сменного фильтрующего элемента.

    Корпус и крышка. В крышке фильтра предусмотрен ряд расположенных радиально отверстий, через которые осуществляется подача масла. Оно поступает в пространство между корпусом и шторой, проходит через фильтрующий элемент и, очищенное, выходит через центральное отверстие в крышке. Отверстие имеет резьбу для присоединения фильтра к штуцеру на двигателе. Обычно корпус выполняется из стали и имеет высокую прочность, так как фильтр работает под давлением от 2 до 16 атмосфер.

    Фильтрующий элемент (штора). Это основная деталь фильтра. Штора изготовлена из бумаги или картона особых сортов, которые дополнительно пропитываются специальными составами. Штора сложена в «гармошку» и закручена, образуя многолучевую звезду — так удается многократно повысить площадь фильтрующего элемента при незначительном увеличении его объема. Штора заключена в металлические кольца, поэтому имеет цилиндрическую форму и не распадается. Многие фильтрующие элементы помимо бумажной шторы имеют войлочную вставку по периметру, которая задерживает наиболее крупные частицы и значительно продлевает ресурс шторы.

    Перепускной клапан. Это обычный пружинный клапан, установленный в верхней или нижней части фильтра. Клапан необходим для предотвращения «масляного голодания» при слишком высокой вязкости масла (например, при пуске двигателя зимой) или при загрязнении фильтра. Клапан открывается при превышении определенного порогового давления и направляет масло в двигатель минуя фильтрующий элемент. Необходимость перепускного клапана вызвана тем, что лучше непродолжительное время смазывать двигатель неочищенным маслом, чем даже на минуту оставить двигатель вовсе без смазки.

    Противодренажный клапан. Обычно он выполнен в виде резинового кольца, закрывающего впускные отверстия в крышке фильтра. Этот клапан необходим для предотвращения вытекания масла из двигателя после его остановки.

    Противосливной клапан. Это «сервисный» клапан, который предотвращает вытекание масла из фильтра (через выпускное отверстие) при его замене.

    Эксплуатация и обслуживание масляного фильтра

    Эксплуатация масляного фильтра не представляет сложности, особенно, если иметь дело с современным неразборным фильтром. Однако есть несколько особенностей, которые необходимо учитывать.

    Применение только рекомендованного фильтра. На автомобиль можно устанавливать только те фильтры, которые рекомендованы производителем автомобиля. Дело в том, что каждый фильтр рассчитан на то или иное давление, имеет определенную пропускную способность, тонкость фильтрации и т.д. И использование фильтра, который просто подошел по резьбе и размерам, недопустимо — это может привести к поломкам двигателя.

    Периодичность замены масляного фильтра. Каждый производитель автомобилей указывает на то, с какой периодичностью необходимо заменять фильтр, однако обычно такая замена производится вместе с заменой масла каждые 10-20 тысяч км пробега. Однако при эксплуатации автомобиля в сложных условиях, применении топлива низкого качества, а также при частых пусках и остановках двигателя фильтр можно менять чаще — это потребует небольших затрат, но продлит ресурс силового агрегата.

    Грамотная замена фильтра. Масляный фильтр просто прикручивается к двигателю с помощью резьбового штуцера, поэтому никаких сложностей с его установкой и снятием не возникает. Однако закручивание фильтра необходимо производить с довольно большим усилием, и руками здесь не справиться — для этого используется специальный ключ для масляного фильтра. При установке нового фильтра необходимо протереть маслом резиновое уплотнительное кольцо, что улучшит герметичность посадки. Также нужно провести очистку штуцера.

    Устранение воздушных пробок. Часто при замене масла в системе образуется воздушная пробка, и давление масла не приходит в норму. Устранить пробку легко: нужно слегка ослабить фильтр и прокрутить стартером коленвал двигателя до появления масла из-под фильтра. Затем нужно снова закрутить фильтр — после этого давление масла должно прийти в норму.

    Необходимо отметить, что в двигателях, в которых используются масляные фильтры без перепускных клапанов (так как клапаны есть в двигателе), необходимо производить осмотр фильтра после его замены. Если корпус фильтра будет вздут или иметь деформации, говорящие о повышенном давлении масла, нужно проверить состояние встроенных в двигатель редукционных клапанов.

    При регулярной замене фильтров, использовании качественного топлива и рекомендованного моторного масла фильтр будет нормально выполнять свои функции в течение всего срока эксплуатации и обеспечит защиту двигателя от быстрого износа и выработки ресурса.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector
    ×
    ×