Avtonova37.ru

Авто мастер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сообщение на тему автомобильный завод

Горьковский автомобильный завод: из истории становления автогиганта

30-е годы XX века занимают особое место в истории Советского государства. Именно тогда был осуществлен «индустриальный рывок», заложены основы, опираясь на которые, наша держава смогла одержать победу в Великой Отечественной войне.

Одной из важнейших задач партия и правительство выдвинули создание отечественного автомобилестроения. Автотранспорт в СССР находился на чрезвычайно низком уровне. В 1927 году в США было 22 137 000 автомобилей и автобусов, в Англии — 1 023 700, в Германии – 319 000, а в СССР имелось лишь 20 000 автомашин и автобусов.

6 апреля 1929 года было принято постановление Президиума ВСНХ СССР о строительстве близ Нижнего Новгорода крупного автомобильного завода. Первый камень в фундамент будущего автозавода был заложен 2 мая 1930 года. 31 мая ВСНХ СССР заключил с американской фирмой «Ford Motor Company» соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа «Ford-A» и грузовых автомобилей типа «Ford-AA».

Нижегородский крайком ВКП(б) обязал все организации края оказывать Автострою всемерную помощь. При крайисполкоме был создан «Комитет содействия строительству автозавода». На строительство направлялась рабочая сила и опытные руководящие кадры. В январе 1930 года Нижегородские крайкомы комсомола и профсоюзов приняли решение о шефстве над строительством.

На II Нижегородской краевой партконференции в июне 1930 года В.В. Куйбышев говорил: «Экономические преимущества Нижегородского края общеизвестны, — здесь должен быть создан центр машиностроения, благодаря огромному опыту по переработке металлов и наличию квалифицированных кадров. Совершенно не случайно, что мы выбрали для автозавода Н. Новгород».

Трудности возникали немалые. Работать приходилось и в трескучий мороз, и по ночам при свете прожекторов. Выручал ударный труд, помогал энтузиазм.

Перед коллективом Автостроя стояло много серьезных задач. Надо было завершить прокладку подземных коммуникаций, для чего следовало прорыть траншеи до 8 метров глубиной. Работали вручную. Чтобы выполнить такую работу срочно, при фактическом отсутствии механизмов, требовалось дополнительно около 7 тысяч рабочих. Крайком комсомола в сентябре 1931 года провел чрезвычайную мобилизацию комсомольцев. Из них сформировали ударную дивизию, подразделявшаяся на полки, батальоны, роты, взводы и отделения. К 20 сентября в ней насчитывалось до 3 тысяч человек. В первые же дни работы дивизия показала невиданные темпы. На земляных работах 16 сентября задание было выполнено на 112%, 18 сентября – на 178%. Затем комсомольцев направили на строительство Соцгорода, сборку щитовых домиков, прокладку внутризаводской железной дороги и везде показывали ударные темпы.

В легендарную историю строительства автозавода вошли имена бригадиров комсомольско – молодежных бригад В.П. Сорокина и Г.А. Переходникова. Обычными стали «штурмы», субботники и воскресники, в которых принимали участие жители Нижнего Новгорода и окрестных деревень. Да и сама бригада-коммуна Переходникова называлась «Штурм». Каждое утро молодежь шла на работу с песней:

«Никто пути пройденного у нас не отберет – Дадим в 17 месяцев правительству завод!»

Исключительно благодаря усилиям автостроевцев к 1 ноября 1931 года строительство в основном было закончено.

Энтузиазм творил чудеса. Автозавод получил лучшее по тому времени отечественное оборудование и станки, прессы, машины из США и стран Европы (Германии, Англии, Италии, Франции). Для пуска первой очереди предстояло смонтировать 4,5 тысячи разных агрегатов, 8 тысяч электромоторов. Наряду с иностранными специалистами молодые отечественные инженеры и техники, которым задачи оказались по плечу, за очень короткий срок до 20 дней – смогли создать эскизные проекты магистралей пара, газа, нефти, компрессорного воздуха, масла, бензина.

1 января 1932 года Нижегородский автозавод, созданный практически за 18 месяцев, вступил в строй действующих предприятий. 29 января 1932-года с конвейера сошел первый автомобиль – грузовик НАЗ-АА, 6 декабря 1932-го – собраны первые легковые автомобили ГАЗ-А.

Подготовка рабочих осуществлялась на собственных учебных базах, в школах ФЗУ, на других предприятиях страны. Основная масса стала получать профессиональную подготовку в 1934-м и последующих годах, что позволило качественно изменить ситуацию на заводе. Большим достижением явилась замена стали американских марок на отечественные.

Новая техника требовала от рабочих и более высокого мастерства. Важным фактором форсированной индустриализации страны с середины 1930-х годов стало стахановское движение. В Горьковском крае оно возникло именно на автозаводе и было связано с именем Александра Бусыгина. 10 сентября 1935 года его бригада кузнецов отковала за смену 966 коленчатых валов при норме 675. В дальнейшем А.Х. Бусыгин вырабатывал в смену до 1146 валов. А в 1937 году его соперник С.А. Фаустов отковал за смену уже 1774 вала.

В конце 1930-х годов возникло движение многостаночников. На ГАЗе, например, стругальщик штамповочного цеха Г.Гурьев работал сразу на трех станках, выполняя норму на 600%–700%.

В апреле 1935 года началось строительство второй очереди Горьковского автозавода. Вступил в эксплуатацию колесный цех, снабжавший в то время колесами все автозаводы страны. В 1936 году начался монтаж громадного ремонтно-механического цеха, завершены пристройки к механосборочному и прессовому корпусам. Развернулось строительство инструментально-штампового, литейного, арматурного, кузовного, моторного корпусов, кислородной и ацетиленовой станций, базисного склада запасных частей и других объектов.

В связи с освоением первой отечественной модели легкового автомобиля ГАЗ-М1 – знаменитой «эмки» – с октября 1935 года проводился перемонтаж имевшегося и монтаж прибывшего оборудования (всего прибыло 1793 единицы). Общее количество единиц оборудования к 1936 году возросло до 15 тысяч, то есть в два с лишним раза. В связи с его освоением возрастало количество кружков и курсов для подготовки новых специалистов, росли ряды изобретателей и рационализаторов, действовали ячейки «Общества за овладение техникой».

Перед Великой Отечественной войной Горьковский автомобильный стал ведущим заводом страны, производил 68,3% всех выпускаемых в СССР автомашин. В процессе создания и модернизации автомобилей (разработано до 17 типов) выросли замечательные кадры конструкторов (во главе с А.А.Липгартом).

С конвейера сходили новые машины, необходимые не только для народного хозяйства, но и для оснащения Красной Армии: грузовые с высокой проходимостью, с двумя ведущими осями, легковой автомобиль повышенной проходимости. Было освоено производство пригодившихся в войну газовых генераторов и 6-цилиндровых моторов мощностью 76 лошадиных сил.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) автогигант сыграл одну из ключевых ролей в обеспечении армии . В короткий срок предприятие перешло на массовый выпуск военной продукции – танков, бронеавтомобилей , минометов, самоходных артиллерийских установок, боеприпасов. Н е считаясь со временем и не щадя своих сил, т рудовой коллектив ковал оружие для фронта. Автозаводские танки Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года, наряду с танками Т-34 стали одним из символов нашей Победы под Москвой , а автомобили «ГАЗ» – основными машинами на «Дороге жизни» к блокадному Ленинграду. З ащищая Родину , м ногие рабочие и инженеры ГАЗа, сражавшиеся на фронте, отдали свои жизни …

За годы войны на заводе было выпущено: 176 221 автомобилей, 12 000 танков, 9000 самоходных установок, 232 000 автомобильных моторов. Летом 1943 года в результате налетов фашистской авиации завод был сильно разрушен, его восстановление заняло сто дней и ночей.

Тысячи автозаводцев были награждены орденами и медалями. З а самоотверженный труд в годы войны к оллектив предприятия был отмечен орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Ему 33 раза присуждалось переходящее Красное З намя Г осударственного К омитета О бороны .

В послевоенный период завод перешел на выпуск новы х модел ей грузовых и легковых машин. Они участвовали в восстановлении предприятий, разрушенных во время войны, поднятии целины, в строительстве Байконура и БАМа. Путь, пройденный автозаводом, стал неразрывной частью истории страны. По автомобилям ГАЗа можно проследить историю становления и развития отечественного автомобилестроения. Как невозможно представить себе 1930-е годы без «эмки», так и послевоенные 1940-е – без «Победы». В течение почти 30 лет – с 6 января 1946 года – с конвейера сходили поистине легендарные грузовики ГАЗ-51 (всего было произведено 3 480 167 машин этой марки).

Символом 1960-х стала «Волга» ГАЗ-21 , а наиболее массовый полноприводный грузовик ГАЗ-66 – первый в России обладатель государственного знака качества. Разработка и промышленное освоение 16 базовых и 2 унифицированных моделей семейства автомобилей и машин «ГАЗ» были удостоены Государственных премий и Государственных премий РСФСР в области науки и техники. За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей завод в 1971 году был награжден орденом Ленина.

В 19 90-е годы полуторка «ГАЗель» сыграла огромную роль в становлении рыночной эко номики, поистине спасла страну от транспортных перегрузок, дала импульс развитию предпринимательства. Одновременно автозавод оставался крупным промышленным центром по производству военной продукции.

Продукция Горьковского автозавода экспортировалась в о многие стран ы , автомобили предприятия можно было встретить в любых уголках мира . Их главной отличительной чертой являлось высокое качество, надежность, неприхотливость. Там , где другие «сдавали», оставалась одна надежда – на машины марки «ГАЗ».

Переживая порой нелегкие времена, автозавод всегда являлся промышленны м символ ом России. В минувшие 80 лет автозаводц ы разработа ли около 300 моделей и модификаций, опытных конструкций грузовых и легковых автомобилей, а также военных и специальных автомобилей и автобусов ( освоено и запущено в производство около 200 ). В октябре 2011 года с конвейера ГАЗа сошел 18-миллионный автомобиль.

Горьковский автозавод сегодня – ключевое предприятие «Группы ГАЗ» – выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили (микроавтобусы, фургоны и фургоны-комби, шасси, бортовые автомобили) , свыше 300 видов спецтехники . Самые популярные автомобильные бренды завода – «ГАЗель» , «Соболь» , «Валдай» и «Садко». В 2011 году была разработана новая линейка сельскохозяйственных автомобилей «Ермак», отличающихся высокой проходимостью и сокращением расходов на их обслуживание. Важным направлением развития компании является сотрудничество с ведущими мировыми автопроизводителями .

Читать еще:  Лада 4х4 2020 расход топлива

З авод традиционно оказывает помощь 40 подшефным школам и 50 детским дошкольным учреждениям Нижнего Новгорода , шефств ует над базовыми учебными заведениями, входя щими в систему фирменного образования по подготовке собственных квалифицированных кадров.

Хочется верить, что крылатые слова любимой первостроителями автогиганта песни «…Страна встает со славою навстречу дня» всегда будут сопровождать уверенную поступь автомобилестроителей, их стремление идти в ногу со временем.

Материал подготовлен В.А. Харламовым, главным архивистом Центрального архива Нижегородской области.

История марки ГАЗ

ГАЗ, или Горьковский автомобильный завод — одно из крупнейших российских автомобилестроительных предприятий, которое изготавливает легковые, грузовые автомобили, микроавтобусы, спецтехнику и силовые агрегаты.

ГАЗ был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод им. В. М. Молотова. Этому предшествовало заключение соглашения между ВСНХ СССР и Ford Motor Company, согласно которому американцы организовали техническую помощь в налаживании изготовления легковых и грузовых автомобилей в СССР. В качестве базы производственной программы служили модели Ford-A и Ford-АА.

1 января 1932 года был открыт автомобильный завод, а уже в конце января он выпустил 1,5-тонный грузовик АА. С декабря предприятие начало изготавливать пятиместный легковой автомобиль А.


ГАЗ-А (1932–1936)

В 1933-м выходит 17-местный автобус ГАЗ-03-30 с деревянным каркасом и деревометаллической обшивкой. Он стал самым массовым автобусом довоенного и раннего послевоенного периода на дорогах СССР.

Выпускаемые на заводе автомобили пользовались таким спросом, что всего спустя пару лет после открытия, 17 апреля 1935 года, с конвейера сошел стотысячный легковой автомобиль ГАЗ-А.

В течение пяти лет после открытия ГАЗ получал техническую поддержку от Ford Motor. В частности, предприятие владело документацией на Model B 1933 года выпуска. Американский автомобиль потребовал существенной переработки для эксплуатации в условиях СССР. Так, две поперечные рессоры заменили на четыре продольные, а мощность четырехцилиндрового мотора увеличили до 50 л.с.

В 1936 году стартовало производство четырехдверного седана ГАЗ-М-1, который еще называли «Эмкой». Он был самым популярным советским автомобилем довоенного времени, на базе которого создано несколько модификаций, в том числе полноприводный фаэтон и внедорожник с закрытым кузовом типа седан.


ГАЗ-М-1 (1936–1943)

В преддверии Великой Отечественной войны на заводе создается армейский полноприводный внедорожник ГАЗ-64. Первый серийный экземпляр появился в августе 1941 года. Этот автомобиль имел открытый кузов и вырезы вместо дверей. Он строился на шасси ГАЗ-61, укороченном по базе на 755 мм, что позволяло не использовать карданный вал.


ГАЗ-64 (1941–1943)

Кроме автотехники для армии, на ГАЗе выпускались также танки. Известно, что в 1936 году на заводе была изготовлена серия плавающих танковТ-38. Их было выпущено всего 35 штук, после чего конструкторы пытались усовершенствовать модель. В результате появился прототип «Танка Молотова». Однако к осени 1941 года производство этих танков на ГАЗе было приостановлено.

Во время войны все производство ГАЗа было ориентировано на военные нужды. В октябре выпускается танк Т-60, а позднее — усиленный и бронированный Т-70. С декабря 1942-го производился усовершенствованный танк Т-80 с двухместной башней. Кроме того, ГАЗ выпускал легкую самоходно-артиллерийскую установку СУ-76, миномёты, двигатели и прочее.

Весной 1942 года с конвейера сходит бронированный автомобиль БА-64, построенный на основе ГАЗ-64. Он был разработан В. А. Грачевым, который за это получил Сталинскую премию. В 1943 году появляется армейский легковой автомобиль повышенной проходимости — ГАЗ-67Б.

Заводы ГАЗ подвергались неоднократной бомбардировке и получали сильные разрушения. Чтобы восстановить производство, в июне 1943 года 35 000 человек работали по 18–19 часов в сутки. Всего за 100 дней они сумели отстроить предприятие.

Однако разрушения привели к отказу от выпуска грузовика ГАЗ-ААА, а также временному приостановлению производства БА-64 и некоторых других моделей.

Труд работников предприятия во время войны был оценен по достоинству: завод наградили орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.

После войны ГАЗ сосредотачивается на обновлении своего модельного ряда. В 1946 году выходит «Победа» М-20, гусеничный снегоболотоход и грузовик ГАЗ-51 грузоподъемностью 2,5 тонны.

В 1948 году появляется грузовик ГАЗ-63, а годом позднее — ГАЗ-69, первые опытные образцы которого получили название «Труженик». Автомобиль выпускался серийно с 1953 по 1956 год, а позднее его изготовление передали Ульяновскому автомобильному заводу. Модель стала основой для создания множества модификаций, экспортировалась в 56 стран мира. Документацию на ее сборку передали в Румынию и Северную Корею.


ГАЗ-69 (1952–1972)

В 1950-м вышел в свет представительский большой шестиместный седан ЗИМ длиной в 5 530 мм с колесной базой в 3 200 мм. Он предназначался для партийной и правительственной номенклатуры, лишь в редких случаях продавался для личного пользования. Эта машина стала первой в мире, в которой в несущем кузове было расположено три ряда сидений. Кроме того, это первый автомобиль в СССР, использовавший гидромеханическую трансмиссию, которая позволяла машине плавно трогаться с места.


ЗИМ (1948–1960)

В 1956 году устаревшую внешне и в техническом плане «Победу» сменяет седан среднего класса — ГАЗ-21 «Волга», ставший целой эпохой в отечественном автомобилестроении. Над созданием модели работали такие конструкторы, как Н. И. Борисов, А. М. Невзоров, В. С. Соловьев и другие. Они смогли соединить в дизайне машины черты, присущие американской и европейской школе конструирования.

ГАЗ-21 комплектовался новым двигателем с клиновидной камерой сгорания и выдавал до 70 л.с. Автомобиль мог разогнаться до 130 км/час. Со временем «Волга» получила множество модификаций, в том числе с кузовом универсал, «люксовые» для экспорта и машины скорой помощи.


ГАЗ-21 (1956–1970)

В 1959 году появляется новый флагман — ГАЗ-13 «Чайка». Внешность семиместного автомобиля была схожа с топовыми американскими моделями. Конструкция содержала ряд технических новшеств, среди которых V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 195 л.с., гидроусилитель руля, четырехкамерный карбюратор и гидромеханическая коробка передач. Управление переключением передач осуществлялось с помощью кнопок, автомобиль оснащался омывателем ветрового стекла, электрическими стеклоподъемниками, радиоприемником с автоматической настройкой, противотуманными фарами и прочим. Наряду с седанами выпускались кабриолеты и лимузины.


ГАЗ-13 (1959–1981)

В 1958 году «Волга», «Чайка» и грузовик ГАЗ-52 получили Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. В этом же году руководителем ГАЗа становится И. И. Киселев, занимавший свой пост на протяжении 25 лет. Создавая специализированные заводы, он превратил Горьковский завод в одно из крупнейших производственных объединений.

На заводе работают над модернизацией грузовых автомобилей, в результате чего появляются ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ГАЗ-66. Последний был отмечен знаком качества благодаря своим отличным эксплуатационным характеристикам.

В 1970 году появляется ГАЗ-24 с улучшенными динамическими характеристиками, просторным салоном, удобным управлением и вместительным багажником. С 98-сильным мотором новая «Волга» разгонялась до 140 км/час.

В конце 79-х выходит третье поколение моделей большого класса. ГАЗ-14 «Чайка» с местами для семи пассажиров комплектовался V-образным 8-цилиндровым 220-сильным двигателем, позволявшим развивать скорость до 175 км/час.

В это время ГАЗ сосредотачивается на переходе грузовых моделей с бензина на дизель. В 1984 году появляется ГАЗ-4301 — первый автомобиль с дизельным двигателем воздушного охлаждения.

Начинается серийный выпуск «Волги» ГАЗ-3102, которая отличалась от своей предшественницы более солидной внешностью, обновленным интерьером, усовершенствованной тормозной системой и новой приборной панелью. В течение долгого периода эта модель использовалась партийной номенклатурой только как служебная.


ГАЗ-3102 (1981–2009)

В 1992 году ГАЗ преобразован в ОАО, а его президентом выбран Н. А. Пугин. Предприятие сосредотачивается в основном на выпуске легковых авто. Появляется усовершенствованная «Волга» — ГАЗ-31029 с новым дизайном передней и задней частей кузова.

В 1994 году выходит малотоннажный грузовик «Газель», со временем разросшийся до целого семейства авто и ставший очень популярным во всех странах СНГ. За первые 11 лет производства был выпущен 1 млн «Газелей».

В 1997 году появляется модернизированная «Волга», а компания выкупает лицензию у австрийской фирмы Steyr, по которой производит малолитражные дизельные двигатели для легковых автомобилей, легких грузовиков и микроавтобусов.

Осенью 2000 года контрольный пакет акций ОАО «ГАЗ» покупает компания «Базовый элемент». В следующем году Горьковский автозавод входит в состав холдинга «РусПромАвто», который в 2005-м был преобразован в «Группу ГАЗ».

Компанию ожидала существенная реорганизация: заново создаются дилерские сети, пересматривается структура, оптимизируется модельный ряд. Основные усилия завода сосредотачиваются на выпуске легких коммерческих автомобилей, автомобилей класса Е и двигателей.

В 2006 году «Группа ГАЗ» приобретает английскую LDV Group, выпускающую фургоны Maxus. С 2008 года на заводе стартует выпуск микроавтобусов и фургонов Maxus из британских SKD комплектов. Однако этот проект был свернут уже в 2009 году.

В 2008 году на оборудовании концерна DaimlerChrysler налажен выпуск модели Volga Siber, который завершен в 2010-м из-за низкой популярности автомобиля.

В 2010 году «Группа ГАЗ» подписывает соглашение с концерном Daimler, согласно которому на предприятии налаживается выпуск автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. В этом же году появляется «ГАЗель-БИЗНЕС» — обновленный, более надежный, безопасный и комфортабельный автомобиль. Спустя несколько месяцев после выхода он стал комплектоваться газобалонным оборудованием.

Год спустя компания договаривается с концерном GM о сборке нового поколения Chevrolet Aveo.

Еще одно важное соглашение было подписано с Volkswagen Group. Оно предусматривает выпуск не менее 110 тысяч автомобилей ежегодно. На мощностях ГАЗа будут изготавливаться такие модели, как Skoda Yeti, Skoda Octavia и VW Jetta.


ГАЗон Next (2014)

В 2014 году появляется пятое поколение среднетоннажных автомобилей «ГАЗон Next», которое пришло на смену ГАЗ-3309. Он отличается более просторной и эргономичной кабиной, позаимствованной у «ГАЗель-Next». Автомобиль комплектуется 153-сильным 3,7-литровым турбодизелем Cummins ISF 3.8 e4R или двигателем российского производства ЯМЗ-5344-20 объемом 4,4 литра и мощностью 149 л.с.

Читать еще:  Что такое пневмоподвеска в автомобиле

История марки ГАЗ

ГАЗ, или Горьковский автомобильный завод — одно из крупнейших российских автомобилестроительных предприятий, которое изготавливает легковые, грузовые автомобили, микроавтобусы, спецтехнику и силовые агрегаты.

ГАЗ был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод им. В. М. Молотова. Этому предшествовало заключение соглашения между ВСНХ СССР и Ford Motor Company, согласно которому американцы организовали техническую помощь в налаживании изготовления легковых и грузовых автомобилей в СССР. В качестве базы производственной программы служили модели Ford-A и Ford-АА.

1 января 1932 года был открыт автомобильный завод, а уже в конце января он выпустил 1,5-тонный грузовик АА. С декабря предприятие начало изготавливать пятиместный легковой автомобиль А.


ГАЗ-А (1932–1936)

В 1933-м выходит 17-местный автобус ГАЗ-03-30 с деревянным каркасом и деревометаллической обшивкой. Он стал самым массовым автобусом довоенного и раннего послевоенного периода на дорогах СССР.

Выпускаемые на заводе автомобили пользовались таким спросом, что всего спустя пару лет после открытия, 17 апреля 1935 года, с конвейера сошел стотысячный легковой автомобиль ГАЗ-А.

В течение пяти лет после открытия ГАЗ получал техническую поддержку от Ford Motor. В частности, предприятие владело документацией на Model B 1933 года выпуска. Американский автомобиль потребовал существенной переработки для эксплуатации в условиях СССР. Так, две поперечные рессоры заменили на четыре продольные, а мощность четырехцилиндрового мотора увеличили до 50 л.с.

В 1936 году стартовало производство четырехдверного седана ГАЗ-М-1, который еще называли «Эмкой». Он был самым популярным советским автомобилем довоенного времени, на базе которого создано несколько модификаций, в том числе полноприводный фаэтон и внедорожник с закрытым кузовом типа седан.


ГАЗ-М-1 (1936–1943)

В преддверии Великой Отечественной войны на заводе создается армейский полноприводный внедорожник ГАЗ-64. Первый серийный экземпляр появился в августе 1941 года. Этот автомобиль имел открытый кузов и вырезы вместо дверей. Он строился на шасси ГАЗ-61, укороченном по базе на 755 мм, что позволяло не использовать карданный вал.


ГАЗ-64 (1941–1943)

Кроме автотехники для армии, на ГАЗе выпускались также танки. Известно, что в 1936 году на заводе была изготовлена серия плавающих танковТ-38. Их было выпущено всего 35 штук, после чего конструкторы пытались усовершенствовать модель. В результате появился прототип «Танка Молотова». Однако к осени 1941 года производство этих танков на ГАЗе было приостановлено.

Во время войны все производство ГАЗа было ориентировано на военные нужды. В октябре выпускается танк Т-60, а позднее — усиленный и бронированный Т-70. С декабря 1942-го производился усовершенствованный танк Т-80 с двухместной башней. Кроме того, ГАЗ выпускал легкую самоходно-артиллерийскую установку СУ-76, миномёты, двигатели и прочее.

Весной 1942 года с конвейера сходит бронированный автомобиль БА-64, построенный на основе ГАЗ-64. Он был разработан В. А. Грачевым, который за это получил Сталинскую премию. В 1943 году появляется армейский легковой автомобиль повышенной проходимости — ГАЗ-67Б.

Заводы ГАЗ подвергались неоднократной бомбардировке и получали сильные разрушения. Чтобы восстановить производство, в июне 1943 года 35 000 человек работали по 18–19 часов в сутки. Всего за 100 дней они сумели отстроить предприятие.

Однако разрушения привели к отказу от выпуска грузовика ГАЗ-ААА, а также временному приостановлению производства БА-64 и некоторых других моделей.

Труд работников предприятия во время войны был оценен по достоинству: завод наградили орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.

После войны ГАЗ сосредотачивается на обновлении своего модельного ряда. В 1946 году выходит «Победа» М-20, гусеничный снегоболотоход и грузовик ГАЗ-51 грузоподъемностью 2,5 тонны.

В 1948 году появляется грузовик ГАЗ-63, а годом позднее — ГАЗ-69, первые опытные образцы которого получили название «Труженик». Автомобиль выпускался серийно с 1953 по 1956 год, а позднее его изготовление передали Ульяновскому автомобильному заводу. Модель стала основой для создания множества модификаций, экспортировалась в 56 стран мира. Документацию на ее сборку передали в Румынию и Северную Корею.


ГАЗ-69 (1952–1972)

В 1950-м вышел в свет представительский большой шестиместный седан ЗИМ длиной в 5 530 мм с колесной базой в 3 200 мм. Он предназначался для партийной и правительственной номенклатуры, лишь в редких случаях продавался для личного пользования. Эта машина стала первой в мире, в которой в несущем кузове было расположено три ряда сидений. Кроме того, это первый автомобиль в СССР, использовавший гидромеханическую трансмиссию, которая позволяла машине плавно трогаться с места.


ЗИМ (1948–1960)

В 1956 году устаревшую внешне и в техническом плане «Победу» сменяет седан среднего класса — ГАЗ-21 «Волга», ставший целой эпохой в отечественном автомобилестроении. Над созданием модели работали такие конструкторы, как Н. И. Борисов, А. М. Невзоров, В. С. Соловьев и другие. Они смогли соединить в дизайне машины черты, присущие американской и европейской школе конструирования.

ГАЗ-21 комплектовался новым двигателем с клиновидной камерой сгорания и выдавал до 70 л.с. Автомобиль мог разогнаться до 130 км/час. Со временем «Волга» получила множество модификаций, в том числе с кузовом универсал, «люксовые» для экспорта и машины скорой помощи.


ГАЗ-21 (1956–1970)

В 1959 году появляется новый флагман — ГАЗ-13 «Чайка». Внешность семиместного автомобиля была схожа с топовыми американскими моделями. Конструкция содержала ряд технических новшеств, среди которых V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 195 л.с., гидроусилитель руля, четырехкамерный карбюратор и гидромеханическая коробка передач. Управление переключением передач осуществлялось с помощью кнопок, автомобиль оснащался омывателем ветрового стекла, электрическими стеклоподъемниками, радиоприемником с автоматической настройкой, противотуманными фарами и прочим. Наряду с седанами выпускались кабриолеты и лимузины.


ГАЗ-13 (1959–1981)

В 1958 году «Волга», «Чайка» и грузовик ГАЗ-52 получили Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. В этом же году руководителем ГАЗа становится И. И. Киселев, занимавший свой пост на протяжении 25 лет. Создавая специализированные заводы, он превратил Горьковский завод в одно из крупнейших производственных объединений.

На заводе работают над модернизацией грузовых автомобилей, в результате чего появляются ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ГАЗ-66. Последний был отмечен знаком качества благодаря своим отличным эксплуатационным характеристикам.

В 1970 году появляется ГАЗ-24 с улучшенными динамическими характеристиками, просторным салоном, удобным управлением и вместительным багажником. С 98-сильным мотором новая «Волга» разгонялась до 140 км/час.

В конце 79-х выходит третье поколение моделей большого класса. ГАЗ-14 «Чайка» с местами для семи пассажиров комплектовался V-образным 8-цилиндровым 220-сильным двигателем, позволявшим развивать скорость до 175 км/час.

В это время ГАЗ сосредотачивается на переходе грузовых моделей с бензина на дизель. В 1984 году появляется ГАЗ-4301 — первый автомобиль с дизельным двигателем воздушного охлаждения.

Начинается серийный выпуск «Волги» ГАЗ-3102, которая отличалась от своей предшественницы более солидной внешностью, обновленным интерьером, усовершенствованной тормозной системой и новой приборной панелью. В течение долгого периода эта модель использовалась партийной номенклатурой только как служебная.


ГАЗ-3102 (1981–2009)

В 1992 году ГАЗ преобразован в ОАО, а его президентом выбран Н. А. Пугин. Предприятие сосредотачивается в основном на выпуске легковых авто. Появляется усовершенствованная «Волга» — ГАЗ-31029 с новым дизайном передней и задней частей кузова.

В 1994 году выходит малотоннажный грузовик «Газель», со временем разросшийся до целого семейства авто и ставший очень популярным во всех странах СНГ. За первые 11 лет производства был выпущен 1 млн «Газелей».

В 1997 году появляется модернизированная «Волга», а компания выкупает лицензию у австрийской фирмы Steyr, по которой производит малолитражные дизельные двигатели для легковых автомобилей, легких грузовиков и микроавтобусов.

Осенью 2000 года контрольный пакет акций ОАО «ГАЗ» покупает компания «Базовый элемент». В следующем году Горьковский автозавод входит в состав холдинга «РусПромАвто», который в 2005-м был преобразован в «Группу ГАЗ».

Компанию ожидала существенная реорганизация: заново создаются дилерские сети, пересматривается структура, оптимизируется модельный ряд. Основные усилия завода сосредотачиваются на выпуске легких коммерческих автомобилей, автомобилей класса Е и двигателей.

В 2006 году «Группа ГАЗ» приобретает английскую LDV Group, выпускающую фургоны Maxus. С 2008 года на заводе стартует выпуск микроавтобусов и фургонов Maxus из британских SKD комплектов. Однако этот проект был свернут уже в 2009 году.

В 2008 году на оборудовании концерна DaimlerChrysler налажен выпуск модели Volga Siber, который завершен в 2010-м из-за низкой популярности автомобиля.

В 2010 году «Группа ГАЗ» подписывает соглашение с концерном Daimler, согласно которому на предприятии налаживается выпуск автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. В этом же году появляется «ГАЗель-БИЗНЕС» — обновленный, более надежный, безопасный и комфортабельный автомобиль. Спустя несколько месяцев после выхода он стал комплектоваться газобалонным оборудованием.

Год спустя компания договаривается с концерном GM о сборке нового поколения Chevrolet Aveo.

Еще одно важное соглашение было подписано с Volkswagen Group. Оно предусматривает выпуск не менее 110 тысяч автомобилей ежегодно. На мощностях ГАЗа будут изготавливаться такие модели, как Skoda Yeti, Skoda Octavia и VW Jetta.


ГАЗон Next (2014)

В 2014 году появляется пятое поколение среднетоннажных автомобилей «ГАЗон Next», которое пришло на смену ГАЗ-3309. Он отличается более просторной и эргономичной кабиной, позаимствованной у «ГАЗель-Next». Автомобиль комплектуется 153-сильным 3,7-литровым турбодизелем Cummins ISF 3.8 e4R или двигателем российского производства ЯМЗ-5344-20 объемом 4,4 литра и мощностью 149 л.с.

Горьковский автомобильный завод: из истории становления автогиганта

30-е годы XX века занимают особое место в истории Советского государства. Именно тогда был осуществлен «индустриальный рывок», заложены основы, опираясь на которые, наша держава смогла одержать победу в Великой Отечественной войне.

Одной из важнейших задач партия и правительство выдвинули создание отечественного автомобилестроения. Автотранспорт в СССР находился на чрезвычайно низком уровне. В 1927 году в США было 22 137 000 автомобилей и автобусов, в Англии — 1 023 700, в Германии – 319 000, а в СССР имелось лишь 20 000 автомашин и автобусов.

Читать еще:  Статистика продаж автомобилей в россии по годам

6 апреля 1929 года было принято постановление Президиума ВСНХ СССР о строительстве близ Нижнего Новгорода крупного автомобильного завода. Первый камень в фундамент будущего автозавода был заложен 2 мая 1930 года. 31 мая ВСНХ СССР заключил с американской фирмой «Ford Motor Company» соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа «Ford-A» и грузовых автомобилей типа «Ford-AA».

Нижегородский крайком ВКП(б) обязал все организации края оказывать Автострою всемерную помощь. При крайисполкоме был создан «Комитет содействия строительству автозавода». На строительство направлялась рабочая сила и опытные руководящие кадры. В январе 1930 года Нижегородские крайкомы комсомола и профсоюзов приняли решение о шефстве над строительством.

На II Нижегородской краевой партконференции в июне 1930 года В.В. Куйбышев говорил: «Экономические преимущества Нижегородского края общеизвестны, — здесь должен быть создан центр машиностроения, благодаря огромному опыту по переработке металлов и наличию квалифицированных кадров. Совершенно не случайно, что мы выбрали для автозавода Н. Новгород».

Трудности возникали немалые. Работать приходилось и в трескучий мороз, и по ночам при свете прожекторов. Выручал ударный труд, помогал энтузиазм.

Перед коллективом Автостроя стояло много серьезных задач. Надо было завершить прокладку подземных коммуникаций, для чего следовало прорыть траншеи до 8 метров глубиной. Работали вручную. Чтобы выполнить такую работу срочно, при фактическом отсутствии механизмов, требовалось дополнительно около 7 тысяч рабочих. Крайком комсомола в сентябре 1931 года провел чрезвычайную мобилизацию комсомольцев. Из них сформировали ударную дивизию, подразделявшаяся на полки, батальоны, роты, взводы и отделения. К 20 сентября в ней насчитывалось до 3 тысяч человек. В первые же дни работы дивизия показала невиданные темпы. На земляных работах 16 сентября задание было выполнено на 112%, 18 сентября – на 178%. Затем комсомольцев направили на строительство Соцгорода, сборку щитовых домиков, прокладку внутризаводской железной дороги и везде показывали ударные темпы.

В легендарную историю строительства автозавода вошли имена бригадиров комсомольско – молодежных бригад В.П. Сорокина и Г.А. Переходникова. Обычными стали «штурмы», субботники и воскресники, в которых принимали участие жители Нижнего Новгорода и окрестных деревень. Да и сама бригада-коммуна Переходникова называлась «Штурм». Каждое утро молодежь шла на работу с песней:

«Никто пути пройденного у нас не отберет – Дадим в 17 месяцев правительству завод!»

Исключительно благодаря усилиям автостроевцев к 1 ноября 1931 года строительство в основном было закончено.

Энтузиазм творил чудеса. Автозавод получил лучшее по тому времени отечественное оборудование и станки, прессы, машины из США и стран Европы (Германии, Англии, Италии, Франции). Для пуска первой очереди предстояло смонтировать 4,5 тысячи разных агрегатов, 8 тысяч электромоторов. Наряду с иностранными специалистами молодые отечественные инженеры и техники, которым задачи оказались по плечу, за очень короткий срок до 20 дней – смогли создать эскизные проекты магистралей пара, газа, нефти, компрессорного воздуха, масла, бензина.

1 января 1932 года Нижегородский автозавод, созданный практически за 18 месяцев, вступил в строй действующих предприятий. 29 января 1932-года с конвейера сошел первый автомобиль – грузовик НАЗ-АА, 6 декабря 1932-го – собраны первые легковые автомобили ГАЗ-А.

Подготовка рабочих осуществлялась на собственных учебных базах, в школах ФЗУ, на других предприятиях страны. Основная масса стала получать профессиональную подготовку в 1934-м и последующих годах, что позволило качественно изменить ситуацию на заводе. Большим достижением явилась замена стали американских марок на отечественные.

Новая техника требовала от рабочих и более высокого мастерства. Важным фактором форсированной индустриализации страны с середины 1930-х годов стало стахановское движение. В Горьковском крае оно возникло именно на автозаводе и было связано с именем Александра Бусыгина. 10 сентября 1935 года его бригада кузнецов отковала за смену 966 коленчатых валов при норме 675. В дальнейшем А.Х. Бусыгин вырабатывал в смену до 1146 валов. А в 1937 году его соперник С.А. Фаустов отковал за смену уже 1774 вала.

В конце 1930-х годов возникло движение многостаночников. На ГАЗе, например, стругальщик штамповочного цеха Г.Гурьев работал сразу на трех станках, выполняя норму на 600%–700%.

В апреле 1935 года началось строительство второй очереди Горьковского автозавода. Вступил в эксплуатацию колесный цех, снабжавший в то время колесами все автозаводы страны. В 1936 году начался монтаж громадного ремонтно-механического цеха, завершены пристройки к механосборочному и прессовому корпусам. Развернулось строительство инструментально-штампового, литейного, арматурного, кузовного, моторного корпусов, кислородной и ацетиленовой станций, базисного склада запасных частей и других объектов.

В связи с освоением первой отечественной модели легкового автомобиля ГАЗ-М1 – знаменитой «эмки» – с октября 1935 года проводился перемонтаж имевшегося и монтаж прибывшего оборудования (всего прибыло 1793 единицы). Общее количество единиц оборудования к 1936 году возросло до 15 тысяч, то есть в два с лишним раза. В связи с его освоением возрастало количество кружков и курсов для подготовки новых специалистов, росли ряды изобретателей и рационализаторов, действовали ячейки «Общества за овладение техникой».

Перед Великой Отечественной войной Горьковский автомобильный стал ведущим заводом страны, производил 68,3% всех выпускаемых в СССР автомашин. В процессе создания и модернизации автомобилей (разработано до 17 типов) выросли замечательные кадры конструкторов (во главе с А.А.Липгартом).

С конвейера сходили новые машины, необходимые не только для народного хозяйства, но и для оснащения Красной Армии: грузовые с высокой проходимостью, с двумя ведущими осями, легковой автомобиль повышенной проходимости. Было освоено производство пригодившихся в войну газовых генераторов и 6-цилиндровых моторов мощностью 76 лошадиных сил.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) автогигант сыграл одну из ключевых ролей в обеспечении армии . В короткий срок предприятие перешло на массовый выпуск военной продукции – танков, бронеавтомобилей , минометов, самоходных артиллерийских установок, боеприпасов. Н е считаясь со временем и не щадя своих сил, т рудовой коллектив ковал оружие для фронта. Автозаводские танки Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года, наряду с танками Т-34 стали одним из символов нашей Победы под Москвой , а автомобили «ГАЗ» – основными машинами на «Дороге жизни» к блокадному Ленинграду. З ащищая Родину , м ногие рабочие и инженеры ГАЗа, сражавшиеся на фронте, отдали свои жизни …

За годы войны на заводе было выпущено: 176 221 автомобилей, 12 000 танков, 9000 самоходных установок, 232 000 автомобильных моторов. Летом 1943 года в результате налетов фашистской авиации завод был сильно разрушен, его восстановление заняло сто дней и ночей.

Тысячи автозаводцев были награждены орденами и медалями. З а самоотверженный труд в годы войны к оллектив предприятия был отмечен орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Ему 33 раза присуждалось переходящее Красное З намя Г осударственного К омитета О бороны .

В послевоенный период завод перешел на выпуск новы х модел ей грузовых и легковых машин. Они участвовали в восстановлении предприятий, разрушенных во время войны, поднятии целины, в строительстве Байконура и БАМа. Путь, пройденный автозаводом, стал неразрывной частью истории страны. По автомобилям ГАЗа можно проследить историю становления и развития отечественного автомобилестроения. Как невозможно представить себе 1930-е годы без «эмки», так и послевоенные 1940-е – без «Победы». В течение почти 30 лет – с 6 января 1946 года – с конвейера сходили поистине легендарные грузовики ГАЗ-51 (всего было произведено 3 480 167 машин этой марки).

Символом 1960-х стала «Волга» ГАЗ-21 , а наиболее массовый полноприводный грузовик ГАЗ-66 – первый в России обладатель государственного знака качества. Разработка и промышленное освоение 16 базовых и 2 унифицированных моделей семейства автомобилей и машин «ГАЗ» были удостоены Государственных премий и Государственных премий РСФСР в области науки и техники. За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей завод в 1971 году был награжден орденом Ленина.

В 19 90-е годы полуторка «ГАЗель» сыграла огромную роль в становлении рыночной эко номики, поистине спасла страну от транспортных перегрузок, дала импульс развитию предпринимательства. Одновременно автозавод оставался крупным промышленным центром по производству военной продукции.

Продукция Горьковского автозавода экспортировалась в о многие стран ы , автомобили предприятия можно было встретить в любых уголках мира . Их главной отличительной чертой являлось высокое качество, надежность, неприхотливость. Там , где другие «сдавали», оставалась одна надежда – на машины марки «ГАЗ».

Переживая порой нелегкие времена, автозавод всегда являлся промышленны м символ ом России. В минувшие 80 лет автозаводц ы разработа ли около 300 моделей и модификаций, опытных конструкций грузовых и легковых автомобилей, а также военных и специальных автомобилей и автобусов ( освоено и запущено в производство около 200 ). В октябре 2011 года с конвейера ГАЗа сошел 18-миллионный автомобиль.

Горьковский автозавод сегодня – ключевое предприятие «Группы ГАЗ» – выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили (микроавтобусы, фургоны и фургоны-комби, шасси, бортовые автомобили) , свыше 300 видов спецтехники . Самые популярные автомобильные бренды завода – «ГАЗель» , «Соболь» , «Валдай» и «Садко». В 2011 году была разработана новая линейка сельскохозяйственных автомобилей «Ермак», отличающихся высокой проходимостью и сокращением расходов на их обслуживание. Важным направлением развития компании является сотрудничество с ведущими мировыми автопроизводителями .

З авод традиционно оказывает помощь 40 подшефным школам и 50 детским дошкольным учреждениям Нижнего Новгорода , шефств ует над базовыми учебными заведениями, входя щими в систему фирменного образования по подготовке собственных квалифицированных кадров.

Хочется верить, что крылатые слова любимой первостроителями автогиганта песни «…Страна встает со славою навстречу дня» всегда будут сопровождать уверенную поступь автомобилестроителей, их стремление идти в ногу со временем.

Материал подготовлен В.А. Харламовым, главным архивистом Центрального архива Нижегородской области.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×