Avtonova37.ru

Авто мастер
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок эксплуатации акб для легкового автомобиля

От чего зависит срок годности аккумулятора автомобиля со дня выпуска?

В конструкции современного автомобиля аккумуляторная батарея является поставщиком электрической энергии для всех токоприемников при неработающем двигателе.

Также аккумулятор выступает в роли незаменимого помощника при запуске двигателя. При выборе аккумулятора для автомобиля особое внимание стоит уделять не только производителю, но и продолжительности срока службы изделия. Каков же срок годности аккумулятора автомобиля со дня его выпуска?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

—>

О составе и сроке годности современной автомобильной аптечки вы можете узнать из нашей статьи.

Закон

Вопрос касательно срока годности автомобильного аккумулятора контролируется законодательными актами.

Рядовому покупателю аккумулятора стоит опираться на статьи №18 и №19 Закона «О защите прав потребителей».

Согласно этим статьям потребитель вправе предъявлять продавцу обоснованные требования в случае обнаружения недостатков товара, выявленных в течение срока годности либо гарантийного периода.

Согласно указанному закону, срок годности любого товара считается периодом между днем изготовления товара и датой, до наступления которой он пригоден к эксплуатации.

Также срок годности товара должен отвечать всем обязательным требованиям к безопасности продукции.

Зачем необходим и как его определить?

По своей сути срок годности аккумуляторной батареи показывает период безопасного использования, в течение которого он должен бесперебойно работать. По факту аккумулятор начинает работать с момента изготовления.

Оптимальным вариантом является начало его полноценного использования не более, чем через полгода с даты выпуска.

Все производители указывают дату изготовления на упаковке, но сами маркировки с кодом даты производства могут значительно отличаться друг от друга.

В таком случае лучше заранее уточнить у продавца значение маркировки на аккумуляторе. Например, в маркировке вида 12B01E1 первые 5 знаков показывают дату производства, где 12 – год, B – второй месяц года (февраль), 01 – число месяца.

Каковы права потребителя на гарантийный ремонт бытовой техники и автомобиля? Ответ узнайте прямо сейчас.

Каков нормальный?

Автомобильный аккумулятор имеет ограниченный срок службы. Практически все производители дают гарантию на свою продукцию 1-2 года.

В то же время средняя продолжительность срока службы современных аккумуляторов составляет 3-4 года.

От чего зависит продолжительность?

Срок службы аккумулятора, как правило, зависит от следующих факторов:

  • тип аккумулятора;
  • материал, из которого изготовлен аккумулятор;
  • электрические характеристики;
  • находится он в работе или пылиться на складе;
  • общее количество циклов подзарядки;
  • условия, в которых аккумулятор эксплуатируется.

Крайне не рекомендуется долго держать аккумулятор автомобиля без подзарядки, в таком случае со временем снижается срок удержания заряда.

Факторы, сокращающие срок службы

Автолюбителям полезно будет узнать о факторах, сокращающих срок службы аккумулятора. Все они со временем негативно сказываются на рабочих характеристиках аккумуляторной батареи. К таким факторам относятся:

  1. Аккумулятор длительное время находится в разряженном состоянии, когда по причине условий эксплуатации он не успевает заряжаться до необходимого уровня.
  2. Короткое замыкание в одной из банок аккумулятора.
  3. Усиленная коррозия пластин аккумулятора.
  4. Полная разрядка аккумулятора автомобиля, в результате чего начинается процесс ускоренной сульфатации пластин.
  5. Чрезмерная зарядка аккумулятора из-за неисправности регулятора напряжения.
  6. Прочие причины в виде, например, экстремальных температур эксплуатации аккумулятора.

О том, как провести экспертизу товара ненадлежащего качества, читайте здесь.

Как продлить?

Наряду с негативными факторами, сокращающими продолжительность срока службы аккумулятора автомобиля, есть несколько способов, которые позволят продлить его работоспособность:

  1. Следить в автомобиле за состоянием бортовой сети, электрооборудование всегда должно быть в исправном состоянии.
  2. Генератор должен выдавать рассчитанное напряжение, работать без сбоев.
  3. По возможности избегать эксплуатации аккумулятора автомобиля в условиях экстремальных температур.
  4. Контролировать плотность и уровень электролита.
  5. С периодичность два-три раза в месяц заряжать аккумуляторную батарею от сети с помощью зарядного устройства.
  6. Отключать электроприборы при стоянке автомобиля.
  7. Если планируется длительное время не пользоваться автомобилем, то лучше всего аккумулятор снимать либо хотя бы отсоединить клеммы.

О том, сколько времени действительна медицинская справка на водительские права для водителей, узнайте из нашей статьи.

Признаки неисправности

Качество элементов, из которых изготавливается аккумулятор, не всегда бывает идеальным. По этой причине в определенный момент времени аккумулятор может работать со сбоями или вообще выйти из строя. К основным признакам неисправности можно отнести:

  • аккумуляторная батарея начала быстро разряжаться;
  • затруднения при запуске двигателя;
  • окисление клемм аккумулятора;
  • перебои в работе потребителей энергии;
  • внешние повреждения корпуса;
  • сульфатация пластин аккумулятора;
  • проблемы с электролитом.

к содержанию ↑

Как часто нужно менять?

Все зависит от условий эксплуатации аккумулятора и от различных факторов, описанных выше. Если предпринимались меры по продлению срока службы аккумулятора автомобиля, то определенные модели аккумуляторов могут прослужить 5-6 лет.

В любом случае, после второго года использования необходимо проводить периодический осмотр состояния батареи, чтобы не оказаться в неприятной ситуации, которая связана с досрочным выходом из строя в самый неподходящий момент.

Подводя итог можно сказать, что срок годности аккумулятора играет важную роль в процессе эксплуатации автомобиля.

Аккумулятор является расходным элементом, следует следить за показателями его работоспособности, проводить периодическую зарядку от сети и избегать эксплуатации в экстремальных условиях.

В таком случае он прослужит 5-6 лет, что позволит избежать частых и дорогостоящих замен на вашем автомобиле.

О сроке службы аккумулятора со дня выпуска вы можете узнать из видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Срок службы аккумулятора автомобиля

Все запасные части автомобиля имеют ограниченный срок службы. Это касается и автомобильного аккумулятора. Любая аккумуляторная батарея – попросту аккумулятор, имеет свой срок службы, к сожалению, нет ничего вечного.

«Гарантийный срок» ввели производители батарей. Он начинает исчисляться с даты производства АКБ. Это срок, в течение которого производитель гарантирует безотказную работу батареи при соблюдении требований руководства по эксплуатации. В течение этого срока не требуется доливка дистиллированной воды в электролит, достаточно заводского запаса. Теоретически, при исправной работе электрооборудования автомобиля, при мягком климате, при достаточном ежедневном пробеге автомобиля (когда батарея успевает полностью зарядиться от генератора), в течение гарантийного срока можно забыть про обслуживание аккумуляторной батареи (за исключением содержания ее в чистом виде). Но на практике эти факторы совпадают редко.

Покупатели неверно расценивают это понятие и обычно считают, что если в течение гарантийного срока с батареей случилась какая-либо проблема, батарею можно вернуть по гарантии. Это не так! Заводская гарантия распространяется только на заводские дефекты, которые обычно всплывают в первые несколько месяцев эксплуатации. Если у вас аккумуляторная батарея проработала 1,5 года, и начались проблемы, в первую очередь ищите причину в автомобиле и в корректности эксплуатации АКБ.

Понятия «гарантийный срок» и «срок службы» аккумулятора

«Срок службы» — это расчетное понятие, означает, сколько в принципе будет работать аккумулятор при идеальных условиях эксплуатации без нарушений требований руководства по эксплуатации. Срок службы аккумулятора, в первую очередь, ограничен износом электродов, который зависит от условий эксплуатации АКБ, а только затем от особенностей технологии производства. При нормальных условиях эксплуатации расчетный срок службы свинцово-кальциевых аккумуляторов (произведенных по кальциевой технологии) для легковых автомобилей – в среднем 5-6 лет.

Есть подтверждённые факты, когда аккумуляторы работали 8-10 лет. Для грузовых автомобилей, как правило, применяют гибридные или малосурьмянистые батареи, в связи с более жесткими условиями эксплуатации. Срок службы таких батарей составляет в среднем до 4 лет. Аналитические агентства при расчете емкости рынка берут средний срок службы – 3 -3,5 года.

Почему гарантийный срок исчисляется с даты производства, а не с даты продажи?

Напомним, что аккумулятор – химический источник тока, а значит, химические и электрохимические реакции в нем протекают непрерывно, с момента схода батареи с конвейера. С повышением температуры окружающей среды при хранении и эксплуатации скорость химических и электрохимических процессов (а значит, и саморазряд, и износ) возрастает, с понижением температур – падает.

Читать еще:  Свист при езде на машине в колесе

От чего зависит срок эксплуатации аккумулятора?

1. Качество и сроки эксплуатации

Сейчас есть действительно достойные батареи, которые ходят по 5 – 7 лет, а возможно и больше. Отличить их достаточно просто, во-первых это известный бренд, во-вторых это гарантия в 2 – 4 года. Как правило, они сделаны по необслуживаемой технологии, чтобы туда не «лезли руки» пытливых владельцев.
Есть и не очень хорошие аккумуляторы, у них срок службы ограничен в лучшем случае – тремя годами! А вот дают они на свою продукцию всего – 6 – 12 месяцев гарантийного обслуживания.

Различия плохого и хорошего производителя заключается в самих технологиях производства батарей, где-то читал что серьезные компании, не жалеют свинца для пластин, а также используют кальций и даже серебро, чтобы уменьшить процессы электролиза — поэтому они ясное дело ходят достаточно долго! А вот те, кто экономит, то и батареи будут работать очень мало, ведь свинца в пластинах малое количество и уже через 2 – 3 года он начинает осыпаться. Так что в выборе нового аккумулятора нужно смотреть первое дело на гарантию и технологию, уже все сможете понять.

2. Исполнение батареи

Если вы берете обслуживаемый вариант, то будьте готовы ухаживать за ним. Добавлять дистиллированную воду, проверять плотность электролита и т.д. Если «прохлопаете» момент, то АКБ может и год не проходить. В этом отношении срок службы необслуживаемого аккумулятора намного больше, все же стоит купить именно его.

3. Процесс коррозии в аккумуляторе

С этой проблемой производители АКБ пытаются справиться с момента их изобретения. Одним из первых шагов в этом направлении было добавление сурьмы с состав свинцовых пластин. В дальнейшем было испробовано много различных добавок, в том числе кальций. Легирование свинцовых пластин в большинстве случаев приводит к увеличению расхода воды. Поэтому здесь всегда присутствует определённый компромисс.

4. Исправность электрических систем автомобиля

Здесь хочется выделить три аспекта:

  1. Генератор
    Он прямо влияет на эксплуатацию АКБ. Если он работает в своем штатном режиме, то срок — номинальный. Но вот если он начинает глючить, не давать или недодавать заряд, то батарея начинает больше разряжаться. Это чревато глубокими разрядами и сульфатацией пластин, пару тройку глубоких разрядов и выкидываете свой АКБ. При сильном разряде плотность электролита в аккумуляторе снижается. В состоянии, близком к полной разрядке, электролит в батарее может замёрзнуть при — 5–7 градусах Цельсия. Лёд покоробит свинцовые пластины или приведёт к разрушению корпуса.
  2. Утечки тока
    Стороннее оборудование, например магнитолы или сигнализации, если их подключить не правильно, могут сажать вашу аккумуляторную батарею, вроде бы не большой ток утечки, но пару – тройку дней, да и даже неделю и все — глубокий разряд! Поэтому если вы замечаете что после ночной стоянки, стартер крутится не так резво, стоит замерить ток утечки. Затем в обязательном порядке его устраняем, иначе уже через несколько месяцев будете покупать новую АКБ.
  3. Избыточный заряд
    Перезаряд может произойти из-за неправильных условий зарядки АКБ. На клеммы подаётся напряжение выше допустимого, что приводит к нагреву и выкипанию воды из электролита. Кроме того, причиной избыточного заряда может стать неисправность в электрической сети автомобиля. В результате на АКБ подаётся повышенное напряжение, и аккумулятор служит значительно меньше.

4. Короткое замыкание в АКБ

Короткое замыкание – это моментальный выход из строя для аккумулятора. В случае нового аккумулятора такое может произойти при заводском браке. Для разделения свинцовых пластин в аккумуляторе используются сепараторы, разделяющие ячейки. Если комплектующие будут некачественные или нарушена технология сборки, то АКБ выйдет из строя.

Если свинцово-кислотный аккумулятор исправен и эксплуатируется длительное время, то замыкание может произойти из-за осыпания обмазки пластин. На дне корпуса постепенно образуется шлам. В лучшем случае просто понижается эффективность работы аккумулятора, а в худшем происходит замыкание свинцовых пластин разной полярности.

Обмазка осыпается в процессе эксплуатации, и производители реализуют ряд технологических мер для предотвращения этого процесса. Но осыпаться обмазка пластин может в результате вибрационного воздействия (езда по ямам, плохим дорогам и т. п.).

5. Городская езда

Также стоит отметить, что в городах батареи живут меньше! Но почему? Все просто – в городе очень много коротких поездок, вы запустили авто, АКБ отдал энергию на пуск, а вы проехали всего несколько километров и уже через 10 минут встали на длительную стоянку! Таким образом, получился — небольшой «недозаряд»! Затем опять запустили и по новой остановились. В современном автомобиле большого числа потребителей электроэнергии. Это бортовой компьютер, мощные аудиосистемы, телевизоры, кондиционер, стеклоподъемники, системы безопасности и многое другое.

Питая такое количество устройств, аккумулятор быстро и довольно глубоко разряжается, а во время короткой поездки он не успевает зарядиться. Причём многие устройства могут «съедать» питание и на стоянке.Такие недозаряды разряжают батарею, и напряжение может упасть до критического. Например, зимой вы не сможете запустить машину — разрядите свой АКБ в ноль, а это глубокий разряд и сульфатация.

Поэтому чтобы продлить срок эксплуатации, стоит хотя бы раз в пару недель проезжать на машине больше 30 – 40 минут! Хотя если вы стоите в пробках длительное время с запущенным мотором, то этого вполне достаточно – ведь генератор крутиться даже на холостых и дает заряд.

6. Температурный режим

Большое влияние на срок эксплуатации оказывает температурный диапазон, в котором работает аккумулятор. Причём вредна как низкая температура окружающей среды, так и высокая. В мороз у электролита повышается вязкость, что ухудшает прохождение заряда. В жаркую погоду из электролита выкипает вода, что может привести к перезаряду.
Неблагоприятные температурные условия приводят к снижению ёмкости АКБ, ускорению осыпания электродов, увеличению коррозийных процессов. В результате сокращается срок службы аккумуляторной батареи.

Как продлить жизнь аккумулятору?

Чтобы не пришлось покупать новую АКБ каждые 2–3 года, нужно регулярно следить за состоянием аккумулятора и соблюдать простые требования:

  1. Уровень электролита. Не допускайте падения уровня электролита ниже нормы. Норма в большинстве аккумуляторов, это 10–12 миллиметров над поверхностью пластин. Измерять уровень можно обычной стеклянной трубочкой. При необходимости доливайте дистиллированную воду;
  2. Плотность электролита. Она должна соответствовать климатической зоне, где используется аккумулятор. Для России плотность составляет 1,27 гр./см. куб. Помните, что для достижения требуемой плотности электролита, зарядки от генератора во время поездки недостаточно. Обязательно раз в три месяца (а желательно в месяц) проводите зарядку батареи от стационарного зарядного устройства. Заряженный аккумуляторов с требуемой плотностью электролита меньше подвержен сульфатации пластин и служит дольше;
  3. Состояние электрической сети автомобиля. Желательно корректно настроить регулятор напряжения в сети авто. Напряжение должно находиться в пределах 13,6–14,5 вольта. Кроме того, следует отрегулировать двигатель. Не нужно допускать ситуации, когда стартер крутит его по 10-15 секунд. В этот момент он потребляет большой ток и это сильно «сажает» АКБ;
  4. Простой автомобиля. Если вы собираетесь на длительный срок оставить автомобиль на стоянке, то снимите клеммы с аккумулятора. В таких условиях он значительно дольше сможет сохранять заряд.
  5. Зимой старайтесь подзаряжать свою батарею, после прогрева двигателя дайте поработать 5 – 10 минут с отключенными электрическими приборами, например после поездки.
  6. Если у вас механика, облегчайте пуск двигателя нажатием на педаль сцепления.
  7. Не крутите стартер долго! Ибо он просто нереально много расходует энергии. Максимум 4 – 5 секунд, за один пуск! Если машина не запускается с 4 раза, не стоит ее дальше насиловать.
  8. В зимний период времени. Перед пуском желательно зажигать фары, это запустит химическую реакцию в аккумуляторе и позволит ему быстрее прогреться. Фары стоит зажигать на 20 – 30 секунд, этого достаточно.

Глазок-индикатор не врет только в течение первого года эксплуатации АКБ

Работа глазка-индикатора основана на разнице плотности цветного поплавка и плотности электролита. Но уже через 1-1,5 года показаниям «глазка» нельзя доверять, так как: плотность электролита может увеличиться по следующим причинам:

  • на поплавок могут налипнуть микрочастицы активной массы, которые уносятся образующимися при работе батареи газами;
  • большинство производителей батарей используют в технологическом процессе специальную пастирующую бумагу, которая под действием серной кислоты постепенно разрушается и затем остается в электролите в виде мелких взвешенных частиц, способных также нарушать работу поплавка;
  • постепенно при работе аккумуляторной батареи происходит стратификация электролита – расслоение, в результате чего в верхней части батареи остается электролит с меньшей плотностью, а в нижней части – с большей;
  • при понижении температуры окружающей среды в зимний период плотность электролита, как и любой жидкости будет увеличиваться, а в летний период – наоборот, уменьшаться. При оценке плотности электролита принято приводить ее значение к 25°С, поплавок не способен выполнять эту операцию, поэтому при температурах отличных от 25°С будет показывать не совсем корректное значение;
  • при работе аккумуляторной батареи в результате электролиза происходит разложение воды с выделением кислорода и водорода, что приводит к постепенному снижению уровня электролита. Через определенный период времени уровень электролита становится слишком низким для работы поплавка, хотя при этом остается нормальным для функционирования батареи.
Читать еще:  Поменял щетки генератора пропала зарядка

Сроки службы и годности автомобильного аккумулятора

В 2020 году эксплуатацию аккумуляторной батареи на автомобиле и срок ее службы определяют внутренние правила производителя, а также ГОСТ.

Аккумуляторная батарея в личном транспортном средстве будет служить настолько хорошо и долго, насколько качественно ее обслуживают.

Каков срок службы автомобильного аккумулятора? Средний срок годности современных АКБ на легковых автомобилях составляет ориентировочно 5 лет, однако правильная эксплуатация поможет несколько увеличить время его работы.

Гарантийный срок службы аккумулятора авто

Существует ли по закону гарантия на автомобильные аккумуляторы? Конечно, как и любая другая продукция, аккумуляторная батарея должна облагаться гарантийным обязательством, согласно которому продавец должен безотказно взять изделие для осмотра, ремонта или замены.

И это вполне оправданно, поскольку во время производства батареи, а также при проведении различных операций в работе аккумулятора могут прослеживаться некоторые сбои.

Причиной может быть то, что в ходе сварки мостика в блоке пластины могут быть перекошены, некоторые сепараторы могут быть смещены или же при сборке блока они могли повредиться.

Кроме того, вполне возможно плохое качество сварки некоторых соединений, выводных бортов аккумулятора с втулками полюсных выводов.

Однако даже эти «редкие» экземпляры дальше попадают на полки автомагазинов наряду с хорошими аккумуляторами. Часто это происходит, когда их из-за ненадлежащего контроля продают в сухозаряженном исполнении.

В связи с этим возникает вопрос: как сдать аккумулятор по гарантии по закону прав потребителей? Несмотря на то, что покупатель может вернуть батарею с дефектом, при этом он обязан был после покупки и до момента сдачи аккумулятора соблюдать все технические нормы и прочие правила по его эксплуатации.

Как правило, такой срок составляет 1-2 года, его называют гарантийным. Таким образом, если производственный дефект был обнаружен на протяжении действия гарантийного срока, аккумулятор обязаны заменить на новый.

Опытные автомобилисты делятся, что в случае нормальной эксплуатации уже на протяжении 3-х — 8-ми месяцев можно заметить все неисправности. Если водитель мало ездит на автомобиле, данный срок можно продлить до 10-12 месяцев.

Реальный срок службы аккумулятора

Однако реальный срок годности аккумулятора автомобиля может зависеть от целого ряда следующих факторов:

  • Прежде всего, срок службы автомобильного аккумулятора (АКБ) зависит от качества его обслуживания.
  • Характер езды хозяина транспортного средства, есть ли простои в пробках или небольшие участки дороги с частым пуском мотора, во время которых батарея полноценно не восполняет свой заряд, поэтому часто бывает разряженной.
  • Предусмотрена ли в машине встроенная электроника, насколько правильно она подключена.
  • Смертный приговор аккумулятору – это короткое замыкание, которое может произойти в результате прорыва сепаратора. Как правило, замыкание происходит из-за осыпавшейся на дно корпуса обмазки пластин по причине вибрационного воздействия.
  • Неправильное крепление агрегата. В случае слабой закрутки батареи на поворотах может вылететь батарея, в результате чего произойдет замыкание клеммы либо ее поломка.
  • Коррозийные процессы, которые повреждают соединительные мостики и сами пластины.
  • Экстремальная температура при эксплуатации.
  • Перезаряд аккумулятора во время подачи высокого напряжения на его выводы.
  • Глубокий разряд, который активизирует процесс сульфатации пластин. Такому процессу больше подвержены свинцово-кислотные аккумуляторы, поскольку в случае хронической недозарядки или выхода из строя на их пластинах выделяется свинцовый сульфат. Именно поэтому так важно знать норму заряда аккумуляторной батареи. Примечательно, что давно устаревшие щелочные АКБ служили гораздо дольше.
  • Дело в том, что электроды в автомобильных аккумуляторах изнашиваются прямо пропорционально пробегу самого транспортного средства, кроме того, большую нагрузку добавляет встроенная дополнительная электроника.

    Срок жизни аккумуляторов на таких автомобилях не превышает и 1,5 года вместо 4 лет, указываемых производителем.

    Правильный уход за автомобильным аккумулятором подразумевает кроме всего прочего и своевременную замену устройства, которую проводят не чаще 1 раза в 4 года, но при нормальном вождении — немного реже.

    Кроме того, продлению срока эксплуатации АКБ способствует его качество. Так, практика показывает, что дольше эксплуатируется именно продукция известных брендов, которую грамотно подобрали под определенную марку автомобиля.

    Но что можно сделать, чтобы еще больше продлить срок его годности?

    Как продлить срок службы аккумулятора?

    Давайте рассмотрим следующие рекомендации, которые предлагают специалисты для продления срока годности аккумуляторной батареи:

  • Контролируйте состояние бортовой сети авто. Для этого необходимо периодически замерять напряжение на выводах батареи. Сделать это нужно во время работы двигателя, включённого радио, обогрева стекол и включенной печки. При этом значение напряжения должно быть около 13,5─14,5 В. Именно такой показатель свидетельствует о нормальном функционировании генератора. Также следует проверять ток утечки при выключенном оборудовании и заглушённом двигателе. Он должен быть не выше 75─200 мА.
  • Ни в коем случае не используйте полностью разряженную батарею, в особенности зимой. Дело в том, что в зимний период нагрузка на аккумулятор увеличивается, поэтому он не всегда успевает полностью зарядиться. В частности, это касается непродолжительных поездок по городу. Поэтому перед тем, как поставить авто в гараж, советуется отключить любые потребители электроэнергии (магнитолу, свет и т.д.). Благодаря этому вы дадите возможность немного поработать двигателю, а в это время генератор зарядит аккумулятор.
  • Регулярно чистите клеммы батареи и проверяйте их крепление. Корпус АКБ нуждается в периодическом очищении. При обнаружении на поверхности корпуса подтеков электролита, их следует удалить чистой салфеткой из хлопчатобумажной ткани, предварительно смоченной в растворе нашатырного спирта или пищевой соды. Время от времени нужно очищать клеммы и вентиляционные отверстия с помощью специального средства.
  • Аккумулятор необходимо надежно и крепко закрепить в автомобиле. Помните, что данное устройство крайне плохо переносит любую вибрацию, поскольку она способствует осыпанию активной массы с пластин.

  • Отрегулируйте работу двигателя и зажигание. Не допускайте ситуаций, когда стартер заводит мотор не с 1, а со 2─3 попытки, при этом прокручивая вал по 10 секунд – тогда батарея сильно разряжается, а срок её службы заметно сокращается.
  • Контролируйте плотность электролита. Плотность электролита в заряженной батарее в средней климатической зоне равняется 1,27 гр./см 3 . При эксплуатации аккумулятора в северных широтах плотность можно немного поднять – до 1,3 гр./см 3 .
  • Раз в 2─3 месяца заряжайте батарею от сетевого зарядного устройства. Благодаря тому, что аккумулятор будет в заряженном состоянии с соответствующей плотностью электролита, риск развития сульфатации будет значительно меньше, благодаря чему увеличивается срок службы АКБ.
  • Время от времени контролируйте уровень электролита. Так, нормальный уровень электролита должен составлять 10–15 мм над поверхностью электродов. Замеры можно производить прозрачной трубочкой из пластика или из стекла. В случае падения уровня электролита можно долить дистиллированную воду.
  • Если автомобиль долгое время будет стоять в гараже, обязательно снимите аккумулятор, зарядите его и храните отдельно.
  • Читать еще:  Как долить масло в коробку нива шевроле

    Таким образом, если автомобилист всегда будет поддерживать свой АКБ в заряженном состоянии, электрические системы авто будут исправными, срок годности автомобильного аккумулятора можно увеличить на 1 год, а в некоторых случаях и на 2─3.

    Итак, грамотный уход за автомобильным аккумулятором гарантирует его долгую службу, благодаря чему можно заметно сэкономить на покупке нового устройства.

    Видео: Какой срок службы у автомобильного аккумулятора?

    Срок службы АКБ

    • Прочитано: 18368
    • Дата: 14-01-2012, 00:06
    • Печатать

    Сколько в среднем служит аккумулятор, насколько реальный срок службы отличается от регламентируемого и чем это обусловлено – рассмотрим эти вопросы по пунктам.

    Гарантийный срок службы АКБ
    Возможных производственных дефектов у аккумуляторных батарей немало. К примеру, сбои в работе оборудования при выполнении некоторых производственных операций могут привести к смещению отдельных сепараторов, перекосу пластин в блоке при сварке мостика, укороченному конверт-сепаратору на уровне (либо ниже) верхней части пластин, повреждению сепаратора при сборке блока, низкому качеству сварки отдельных соединений сквозь перегородку смежных блоков пластин, а также сварке выводных борнов с втулками полюсных выводов батареи, образованию «холодных» спаев ушек пластин и мостика. Хотя общее количество дефектных батарей составляет доли процента, из-за несовершенства контроля часть из них может попасть в продажу, особенно при поставке батарей в сухозаряженном исполнении. Реализация АКБ, как и всякой продукции, сопровождается гарантийным обязательством продавца на безотказную работу изделия (при соблюдении правил обслуживания и технических норм на условия его работы) на определенный календарный срок, в течение которого дефект изготовления может себя обнаружить. Этот срок, обычно составляющий 1-2 года, и принято называть гарантийным.

    Как правило, батарея с дефектом выявляется в течение 3-8 месяцев работы на автомобиле. Отказавшее изделие вскрывается, выявляется вид дефекта, составляется акт на него.

    Реальный и регламентируемый срок службы АКБ
    Реальный срок службы. Каждый новый автомобильный аккумулятор имеет свой конструктивный ресурс, обеспеченный изготовителями путем применения различных добавок в сплаве решеток и активной массе пластин. Свойства сепараторов, качество электролита и строгое соблюдение технологии на всех этапах изготовления аккумуляторной батареи окончательно формируют исходный ресурс. Расход ресурса стартерной АКБ, залитой электролитом и заряженной еще на заводе, начинается с конвейера производителя. Время доставки батареи до покупателя работает на снижение ее ресурса, оно должно быть минимальным. В отличие от гарантийного срока реальный (фактический) срок службы стартерной батареи полностью зависит как от ее качества, так и от условий работы автомобиля, качества техобслуживания батареи и технических показателей изделий электрооборудования.

    Как же в последующем расходуется ресурс аккумулятора? От момента его установки на автомобиль и до полного исчерпания потенциальных возможностей в режиме стартерного запуска двигателя. Календарное время гада эксплуатации автомобиля также в некоторой мере влияет на принятие решения по замене аккумуляторной батареи на новую, если ее ресурс исчерпан. А происходит это ежедневно и с различной интенсивностью. Как снижается ресурс основных элементов автомобильных аккумуляторов при эксплуатации автомобиля? Рассмотрим основные факторы, приводящие в итоге стартерную батарею к полному отказу.

    При безукоризненном исполнении всех конструктивных элементов аккумулятора основными деталями обеспечения его разрядной мощности являются блоки пластин. Это они из внешней цепи (от зарядного устройства или генератора автомобиля) получают заряд и отдают накопленную энергию в виде разрядного тока. Зарядно-разрядные процессы на электродах (пластинах) протекают в присутствии электролита (раствора серной кислоты). Это он пропитывает каждую частичку активной массы пластин, подготавливая и поддерживая процесс этих реакций. Плотность электролита снижается при разрядном процессе и наоборот – повышается при зарядном. Изменение плотности электролита связано с расходованием части серной кислоты в процессе разряда и ее образованием вновь при зарядном процессе. Работа аккумуляторной батареи начинается в состоянии заряженности, близком к полному использованию активной массы пластин. Непродолжительный разряд на питание стартера при пуске двигателя сменяется зарядом от генератора. Стартерный разряд по продолжительности и глубине разряда аккумуляторной батареи зависит от технического состояния системы зажигания, топливоподачи, температуры окружающего воздуха и т.д. Работающий двигатель обеспечивает заряд аккумулятора от генератора.

    Величина зарядного тока и продолжительность заряда имеют индивидуальные значения с учетом начальной температуры электролита (условий хранения автомобиля), технического состояния генератора, регулятора напряжения и последующей продолжительности работы автомобиля. На зарядный режим аккумулятора при движении автомобиля влияет и количество включенных штатных потребителей электроэнергии, которые могут изменять зарядный режим в широком диапазоне. При возникновении неисправности генератора зарядный режим батареи может смениться на разрядный, при котором степень заряженности постепенно снижается и может наступить полный отказ. Подобное не является характерным, но в экстремальных условиях (зимние – с холодами, летние – с высокой температурой) количество отказов увеличивается. Многообразие пусковых режимов, а также зарядных режимов, в сочетании с продолжительностью суточной работы автомобиля в течение года, создают определенную интенсивность износа электродов (пластин).

    У современных аккумуляторов глубокие (полные) разряды способствуют отслоению активной массы от жил решеток положительных («плюсовых») пластин, а продолжительная эксплуатация батареи с заряженностью менее 60% приводит к оплыванию этой массы, она в виде шлама оседает на дно банок. И отслоение активной массы, и ее оплывание в шлам снижают разрядную мощность и ресурс аккумуляторов. Электролит при заряде такой батареи имеет темный цвет. С высокой интенсивностью сокращается ресурс аккумуляторов и при длительном перезаряде (избыточном заряде, когда аккумуляторная батарея уже достигла 100% заряженности). Перезаряд, как правило, связан с неисправностью регулятора напряжения. «Зарядный» режим переходит в «перезарядный» при регулярной продолжительной работе автомобиля в течение суток в летнее время (режим такси, коммерческий режим, междугородние рейсы). При таком заряде происходит интенсивное разложение воды электролита в составляющие газы (водород и кислород). Выделяющийся при электролизе атомарный кислород с отрицательным зарядом превращает металлические жилы решеток положительных пластин в окись свинца (диоксид), снижая их проводимость и механическую прочность. Возросшее внутреннее омическое сопротивление блоков пластин снижает напряжение и мощность при стартерном разряде, сокращается ресурс аккумулятора (срок его надежной работы).

    Отсюда следует, что те аккумуляторные батареи, которые в процессе эксплуатации подвергаются периодически глубоким (полным) разрядам и длительное время работают с заряженностью 50-60%, и те, которые испытывают длительный перезаряд – не могут проявить всю конструкционную надежность и, следовательно, не могут иметь продолжительный календарный срок службы.

    Наиболее короткий срок «жизни» у АКБ классического исполнения, установленных на автомобилях, работающих в режиме «такси». Интенсивный режим эксплуатации таких авто создает ускоренный, пропорциональный пробегу износ электродов батареи, который по времени может составлять лишь около 1,5 календарных лет. У автомобилей (как личных, так и служебных) с усредненным режимом эксплуатации (при пробеге 15-20 тыс. км в год) срок работоспособности АКБ может доходить до 4-х лет, но лишь при условии неукоснительного соблюдения требований по их техническому контролю и обслуживанию. На практике имеют место случаи, когда отдельные батареи на легковых автомобилях успешно работают 6-8 лет. Выход батареи из строя при отсутствии производственного дефекта обусловлен износом пластин, который непрерывно (с различной интенсивностью) происходит, начиная от момента заливки электролита и первой зарядки АКБ. Следует помнить, что максимально длительный срок надежной работы АКБ является результатом внимательного отношения к ней и к состоянию электрооборудования со стороны водителя.

    Регламентируемый срок службы. Директивные сроки службы АКБ в прежние годы устанавливались руководителями автопредприятий на основании показателей по сроку службы в эксплуатации, установленных ГОСТ 959-91, вместо которого теперь действует ГОСТ 959-2002. При этом контроль технических показателей системы электрооборудования автомобилей входил в обязанность водителя автомобиля и специалистов технических служб. Средний срок службы по ГОСТ 959-91 и по ГОСТ 959-2002 составляет 24 месяца при пробеге в пределах этого срока не более 90 000 км – для сурьмяных АКБ (более 5% сурьмы в сплаве токоотводов); 48 месяцев при пробеге в пределах этого срока не более 100 000 км – для необслуживаемых батарей.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector