Avtonova37.ru

Авто мастер
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство контрольно измерительных приборов автомобиля

Контрольно-измерительные приборы автомобиля и их устройство

Контрольно-измерительные устройства помогают водителю следить за состоянием и работой механизмов, систем и агрегатов машины. К ним относятся указатели давления масла, температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива в баке, амперметр и аварийные сигнализаторы пониженного давления масла и перегрева двигателя. Все указатели смонтированы на щитке приборов. Их датчики расположены в зоне измеряемых показателей.

По характеру передаваемой информации все устройства можно разделить на:

  • указывающие (указатели);
  • сигнализирующие (сигнализа­торы).

Указывающие устройства снабжены шкалой и стрелкой, прибли­женно показывающей значение измеряемого параметра. Сигнализа­торы предупреждают водителей звуком, светом, сигналами об ава­рийном состоянии контролируемой системы, оставшемся резерве топлива или конкретном состоянии механизма (включено, вы­ключено).

На старых моделях тракторов и автомобилей применялись меха­нические и электротепловые импульсные устройства. На современ­ных моделях используются магнитоэлектрические устройства, не имеющие подвижных контактов и пружин для возврата стрелок в исходное состояние. Они не создают радиопомех и обеспечивают повышенную точность измерения.

Контрольно-измерительное устройство состоит из датчика, уста­новленного в контролируемой среде и соединенного с ним указателя или сигнализатора (лампы, звукового сигнала), помещенных на щит­ке в кабине водителя.

Датчики указателей преобразуют изменение измеряемого пара­метра (давления, температуры, частоты вращения и др.) в пропор­циональные им электрические сигналы, которые по проводам пере­даются в приемное устройство указателя и отклоняют стрелку на угол, соответствующий величине поступающих сигналов.

Датчики сигнализаторов при определенной величине контроли­руемой среды замыкают цепи контрольной лампы или звукового сиг­нала. Разрабатываются электронные щитки приборов.

Рис. Датчики давления:
а — с мембранным чувствительным элементом; б — бесконтактный индуктивный; в — интегральный с полупроводниковыми тензоэлементами; 1 — потенциометр; 2 — корпус мембранного механизма; 3 — мембрана; 4 — калиброванная пружина; 5 — шток; 6 — амортизатор; 7 — магнитопровод; 8 — первичная обмотка; 9 — мембран­ная камера; 10 — корпус; 11 — вторичная обмотка; 12 — электрические контакты; 13 — полупроводниковые тензорезисторы; 14 — контактные площадки

Рис. Указатели и сигнализаторы давления:
а — схема указателя давления масла: 1—диафрагма; 2 — переменный резис­тор; 3 — резистор термокомпенсационный; 4 — магнит постоянный; 6, 7, 9 — обмотки катушек; 8— стрелка; 10— предохранитель; 11— выключатель зажи­гания;
б — сигнализатор аварийного давления масла: 1— датчик; 2 — контрольная лампа; 3 — предохранитель; 4 — выключатель зажигания; 5 — указатель токов; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — контакты;
в — датчик сигнализатора аварийного давления воздуха в тормозной системе:1, 7 — контактные пластины; 2 — штеккер; 3 — фильтр; 4 — изолятор; 5 — пружина;- 6 — толкатель; 8 — диафрагма; 9 — корпус.

Рис. Схемы магнитоэлектрического указателя температуры охлаж­дающей жидкости:
а — общая: 1 — терморезистор; 2 — баллов; 3 — пружина; 4 — выводной зажим; 5 — патрон бумажный; 6 — стрелка; 7 — экран; 8 — магнит подвижной; 9 — кар­кас пластмассовый; 10 — прорезь; 11 — ограничитель; 12 — магнит неподвиж­ный; 13 — выключатель зажигания; Kl, K2, КЗ — катушки; RTK — резистор;
б — электрическая схема;
в — датчик указателя температуры электролита в аккумуляторной батарее; 1 — зажимы выводные; 2 — втулка изолирующая зажимов; 3 — прокладка уплотнительная; 4 — отверстие газоотводящее; 5 — корпус; 6 — цилиндр по­лиэтиленовый; 7 — баллон латунный; 8 — патрон бумажный; 9 — пружина контактная; 10 — чашка латунная; 11 — терморезистор.

Рис. Схемы магнитоэлектрических указателей уровней топлива:
а — для 24-вольтной системы: 1 — реостат датчика; 2 — ползун реостата; 3, 6 — упоры рычага поплавка; 4 — поплавок; 5 — втулка рычага; 7 — контактные пластины; 8 — штеккерные выводы; 9 — токоведущие пластины; 10 — крон­штейн подвески датчика; 11 — основание;
12 — корпус;
б — для 12-вольтной системы.

Рис. Спидометр с электроприводом:
а — указатель 12.3802; б —датчик МЭ307; 1, 30 — корпуса; 2, 29 — статоры; 3 — сердечник; 4 — катуш­ка; 5, 34 — крышки; 6 — штифт; 7 — маслоотражательный диск; 8 —вал маг­нитов; 9 —пружина; 10 — винт; 11, 26 — втулки; 12, 13, 27 —магниты; 14 — картушка; 15 — кожух; 16 — пружина стрелки; 17 — пластина с печатной схе­мой; 18 — стрелка; 19 — мостик для счетного узла; 20 — шкала; 21 — ось стрелки; 22 — магнитный шунт; 23 — магнитный экран; 24 — штеккерный разъ­ем для подключения датчика и провода от источника тока; 25 — соедини­тель; 28, 33 — катушки; 31 — вал магнита; 32 — сердечник катушки;
в — принципиальная схема.

Рис. Сигнализатор пере­грузки колосового и зернового шнеков:
1, 9 — неподвижный и подвижной; 9 — контакты; 2 — втулка; 3 — валик; 4 — прокладка; 5 — рычаг-вилка; 6 — крышка; 7 — пружина; 8 — регули­ровочный винт; 10 — корпус; 11 — провод; 12 — контактный винт

Рис. Электродвигатель с электромагнитным возбуждением:
1 — якорь; 2 — крышка; 3 — винт 4 — траверса; 5, 14 — пластинчатые пружины; 6 — фетровая набивка; 7, 15 — подшипники; 8 — коллектор; 9 — щетка; 10 — щеткодержатель; 11 — корпус; 12 — пакет статора; 13 — обмотка возбуждения; 16 — выходной вал

Рис. Детали моторедуктора очистителя ветрового стекла:
1 — крышка; 2 — помехоподавительный конденсатор; 3 — панель с контактами концевого выключателя; 4 — прокладка; 5 — зубчатое колесо с выходным валом моторедуктора; 6 — промежуточные зубчатые колеса; 7 — корпус редуктора; 8 — термобиметаллический предохранитель; 9 — помехоподавительный дроссель; 10 — якорь; 11 — корпус электродвигателя

Рис. Мотонасос 2002.3730:
1 — электродвигатель; 2 — крепежный винт; 3 — корпус насоса; 4 — крыльчатка

Контрольно – измерительные приборы

Контрольно – измерительные приборы

Предназначены для контроля за работой системы охлаждения, системы смазки, за скоростью, наличием топлива в баке, и за зарядкой аккумуляторной батареи. К таким приборам относятся указатели температуры воды, датчики давления масла, указатели уровня топлива в баке, амперметр, контрольные лампы.

Амперметр. Для контроля за зарядом аккумуляторной батареи и работы генератора применяют ампермерт. Амперметр включен между генератором и аккумуляторной батареей последовательно и показывает силу зарядного или разрядного тока аккумуляторной батареи. При заряде стрелка отклоняется вправо, к знаку «+», а при разряде – влево, к знаку «-».

Амперметр состоит из латунной шины 2, постоянного магнита 3, стрелки 1 с противовесом 5, стального якорька 4. Стрелка закреплена на оси вместе с якорьком. Пока ток через амперметр не проходит, стрелка находится у нулевого деления шкалы, а якорь, под действием искусственного магнита удерживается вдоль него. При прохождении электрического тока по шине 2 вокруг нее образуется магнитное поле, которое воздействует на якорек стрелки и отклоняет ее от нуля. Величина отклонения зависит от силы тока, а сторона отклонения, от направления тока. Амперметр не включен в цепь стартера и звукового сигнала, так как ток на который рассчитан амперметр ниже тока, потребляемого этими приборами. Указатель уровня топлива в баке предназначен для контроля за уровнем топлива в баке. Указатель магнитоэлектрический и состоит из указателя, помещенного на щитке приборов автомобиля, и датчика, установленного на верхней стенке топливного бака. Датчик представляет собой ползунковый реостат 1. Его скользящим контактом управляет поплавок 2 с рычагом, положение которого зависит от уровня топлива в баке. При уменьшении уровня топлива сопротивление включаемое реостатом уменьшается, а при увеличении уровня топлива в баке – увеличивается.

Читать еще:  Настройки сабвуфера в автомобиле

В корпусе указателя находятся две катушки, геометрические оси которых расположены под углом 90 градусов друг к другу, и стрелка 6, укрепленная на общей оси с постоянным магнитом 3.

Сила тока и магнитное поле левой катушки будет зависеть от положения ползунка реостата. Если бак полный, обмотка реостата включена полностью, сила тока в левой катушке 5 небольшая, магнитное поле катушки с обмотками 5 и 8 определяется, главным образом, силой тока, протекающего через обмотку 8. В этом случае результирующее поле катушек повернет магнит со стрелкой на отметку «П» (полный бак). По мере понижения уровня топлива, сила тока в катушке 5 увеличится и результирующее магнитное поле будет перемещать магнит со стрелкой в сторону нулевой отметки и тем больше, чем ниже уровень топлива в баке. Шкала прибора проградуирована в долях емкости бака.

Резисторы 4 и 9 применяют для получения требуемого режима работы прибора (силы тока в обмотках).

Датчик температуры воды . Для того, чтобы двигатель нормально работал, водитель должен следить за температурой охлаждающей жидкости. При необходимости ее нужно корректировать. Контроль за температурой осуществляется датчиком температуры воды, укрепленным в головке цилиндров и указателя температуры воды, на щитке приборов.

Терморезистор 4 изготовлен в виде диска и его проводимость зависит от температуры охлаждающей жидкости. При повышении температуры жидкости проводимость увеличивается, а при понижении – уменьшается.

Электрический ток проходит через контактный винт 1, через зажим 2, пружину и терморезистор на корпус.

В указателе температуры охлаждающей жидкости имеются три катушки, одна из них подключена последовательно с терморезистором, а две другие через резистор подключены на «массу». Сила ток двух последних катушек постоянна, так как сопротивление практически не меняется.

Стрелка указателя закреплена на оси вместе с постоянным магнитом, находящимся под действием результирующего магнитного поля катушек. При изменении температуры жидкости и под действием изменившегося результирующего магнитного поля катушек, магнит со стрелкой отклоняется. Указатель по своему устройству подобен указателю уровня топлива в баке двигателя.

Указатель давления масла.

Принцип действия такой же, как и указателя уровня топлива, но этот указатель отличается от него устройством датчика и градуировкой шкалы. Скользящим контактом реостатного датчика указателя давления масла управляет стальная диафрагма 6, прогибающаяся под действие давления масла в системе смазки. Шкала данного прибора проградуирована в кгс/см2.

Аварийные сигнализаторы предназначены для предупреждения водителей о недопустимом повышении температуры воды в системе охлаждения и изменении давления в смазочной системе двигателя. В каждый из аварийных сигнализаторов входит датчик и сигнальная лампа на щитке приборов.

Датчик сигнализатора аварийного давления масла состоит из корпуса, диафрагмы 3, контактного устройства 5, пружины и изолированного вывода.

Рис. Аварийные сигнализаторы 1 – сигнальная лампа, 2 – корпус, 3 – диафрагма, 4 – пружина, 5 – контактное устройство, 6 – биметаллическая пластина.

При низком давлении в системе смазки или его отсутствии, диафрагма под действием пружины выгибается, контакты замыкаются и загорается лампочка. При повышении давления, происходит обратный процесс, диафрагма прогибается в обратную сторону, контакты размыкаются, сигнальная электрическая лампочка гаснет.

Датчик аварийного перегрева охлаждающей жидкости установлен в верхнем бачке радиатора. Он состоит из латунной гильзы, в которой находятся два контакта 5 (подвижный контакт, закрепленный на биметаллической пластине 6, и соединенный с зажимом снаружи корпуса, и неподвижный контакт, соединенный с массой.) Снаружи биметаллическая пластина 6 соединена с сигнальной лампой на щитке приборов. Контакты датчика находятся в разомкнутом состоянии при нормальной температуре охлаждающей жидкости.

Провода, соединенные с потребителями тока, рассчитаны на определенную величину силы тока, если в результате пробоя изоляции, провод соприкоснется с «массой» до потребителя, произойдет короткое замыкание, вследствие чего изоляция провода может оплавиться и провод накалится, аккумуляторная батарея будет интенсивно разряжаться.

Чтобы защитить провода от токов короткого замыкания и аккумуляторную батарею от разрядки, применяют предохранители. Предохранители могут быть однократного и многократного действия, а также с плавкой вставкой. Предохранители состоят из корпуса с неподвижным контактом и биметаллической пластины с контактом. Оба контакта прижаты друг к другу. При прохождении большой силы тока, биметаллическая пластина выгибается и контакты разъединяются, при охлаждении пластины, она вновь принимает первоначальное положение и контакты замыкаются. Так будет продолжаться до тех пор, пока не будет выключена цепь при помощи выключателя или же не будет устранена неисправность.

Термобиметаллические предохранители могут быть и однократного действия, кнопочного типа. Такой предохранитель состоит из корпуса, вмонтированных в него контактов и биметаллической пластины 7. При слишком высоким нагрузках, пластина выгибается и размыкает цепь, контакты сомкнуться только при нажатии на кнопку.

На различных автомобилях устанавливаются различные предохранители, их может быть несколько различного типа, так, например, на автомобиле ГАЗ -53А установлен биметаллический предохранитель на 15А, предохраняющий от перегрузок контрольно – измерительные приборы, стеклоочистители и звуковой сигнал, другой предохранитель на 20А предохраняет цепь приборов освещения. Есть еще один предохранитель однократного действия на 20А в цепи подогревателя. На автомобиле ЗИЛ -130 установлено четыре термобиметаллических предохранителя.

На автомобиле КамАЗ установлены три предохранителя по 7,5 А, защищающие цепи приборов освещения, управления отопителем, звукового сигнала и четыре предохранителя по 10А защищающие цепи дальнего и ближнего света, сигнала торможения, а также штепсельной розетки переносной лампы, подкапотной лампы и выключателя аккумуляторной батареи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать еще:  Автоматический натяжитель цепи шеви нива

Контрольно-измерительные приборы автомобиля и их устройство

Контрольно-измерительные устройства помогают водителю следить за состоянием и работой механизмов, систем и агрегатов машины. К ним относятся указатели давления масла, температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива в баке, амперметр и аварийные сигнализаторы пониженного давления масла и перегрева двигателя. Все указатели смонтированы на щитке приборов. Их датчики расположены в зоне измеряемых показателей.

По характеру передаваемой информации все устройства можно разделить на:

  • указывающие (указатели);
  • сигнализирующие (сигнализа­торы).

Указывающие устройства снабжены шкалой и стрелкой, прибли­женно показывающей значение измеряемого параметра. Сигнализа­торы предупреждают водителей звуком, светом, сигналами об ава­рийном состоянии контролируемой системы, оставшемся резерве топлива или конкретном состоянии механизма (включено, вы­ключено).

На старых моделях тракторов и автомобилей применялись меха­нические и электротепловые импульсные устройства. На современ­ных моделях используются магнитоэлектрические устройства, не имеющие подвижных контактов и пружин для возврата стрелок в исходное состояние. Они не создают радиопомех и обеспечивают повышенную точность измерения.

Контрольно-измерительное устройство состоит из датчика, уста­новленного в контролируемой среде и соединенного с ним указателя или сигнализатора (лампы, звукового сигнала), помещенных на щит­ке в кабине водителя.

Датчики указателей преобразуют изменение измеряемого пара­метра (давления, температуры, частоты вращения и др.) в пропор­циональные им электрические сигналы, которые по проводам пере­даются в приемное устройство указателя и отклоняют стрелку на угол, соответствующий величине поступающих сигналов.

Датчики сигнализаторов при определенной величине контроли­руемой среды замыкают цепи контрольной лампы или звукового сиг­нала. Разрабатываются электронные щитки приборов.

Рис. Датчики давления:
а — с мембранным чувствительным элементом; б — бесконтактный индуктивный; в — интегральный с полупроводниковыми тензоэлементами; 1 — потенциометр; 2 — корпус мембранного механизма; 3 — мембрана; 4 — калиброванная пружина; 5 — шток; 6 — амортизатор; 7 — магнитопровод; 8 — первичная обмотка; 9 — мембран­ная камера; 10 — корпус; 11 — вторичная обмотка; 12 — электрические контакты; 13 — полупроводниковые тензорезисторы; 14 — контактные площадки

Рис. Указатели и сигнализаторы давления:
а — схема указателя давления масла: 1—диафрагма; 2 — переменный резис­тор; 3 — резистор термокомпенсационный; 4 — магнит постоянный; 6, 7, 9 — обмотки катушек; 8— стрелка; 10— предохранитель; 11— выключатель зажи­гания;
б — сигнализатор аварийного давления масла: 1— датчик; 2 — контрольная лампа; 3 — предохранитель; 4 — выключатель зажигания; 5 — указатель токов; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — контакты;
в — датчик сигнализатора аварийного давления воздуха в тормозной системе:1, 7 — контактные пластины; 2 — штеккер; 3 — фильтр; 4 — изолятор; 5 — пружина;- 6 — толкатель; 8 — диафрагма; 9 — корпус.

Рис. Схемы магнитоэлектрического указателя температуры охлаж­дающей жидкости:
а — общая: 1 — терморезистор; 2 — баллов; 3 — пружина; 4 — выводной зажим; 5 — патрон бумажный; 6 — стрелка; 7 — экран; 8 — магнит подвижной; 9 — кар­кас пластмассовый; 10 — прорезь; 11 — ограничитель; 12 — магнит неподвиж­ный; 13 — выключатель зажигания; Kl, K2, КЗ — катушки; RTK — резистор;
б — электрическая схема;
в — датчик указателя температуры электролита в аккумуляторной батарее; 1 — зажимы выводные; 2 — втулка изолирующая зажимов; 3 — прокладка уплотнительная; 4 — отверстие газоотводящее; 5 — корпус; 6 — цилиндр по­лиэтиленовый; 7 — баллон латунный; 8 — патрон бумажный; 9 — пружина контактная; 10 — чашка латунная; 11 — терморезистор.

Рис. Схемы магнитоэлектрических указателей уровней топлива:
а — для 24-вольтной системы: 1 — реостат датчика; 2 — ползун реостата; 3, 6 — упоры рычага поплавка; 4 — поплавок; 5 — втулка рычага; 7 — контактные пластины; 8 — штеккерные выводы; 9 — токоведущие пластины; 10 — крон­штейн подвески датчика; 11 — основание;
12 — корпус;
б — для 12-вольтной системы.

Рис. Спидометр с электроприводом:
а — указатель 12.3802; б —датчик МЭ307; 1, 30 — корпуса; 2, 29 — статоры; 3 — сердечник; 4 — катуш­ка; 5, 34 — крышки; 6 — штифт; 7 — маслоотражательный диск; 8 —вал маг­нитов; 9 —пружина; 10 — винт; 11, 26 — втулки; 12, 13, 27 —магниты; 14 — картушка; 15 — кожух; 16 — пружина стрелки; 17 — пластина с печатной схе­мой; 18 — стрелка; 19 — мостик для счетного узла; 20 — шкала; 21 — ось стрелки; 22 — магнитный шунт; 23 — магнитный экран; 24 — штеккерный разъ­ем для подключения датчика и провода от источника тока; 25 — соедини­тель; 28, 33 — катушки; 31 — вал магнита; 32 — сердечник катушки;
в — принципиальная схема.

Рис. Сигнализатор пере­грузки колосового и зернового шнеков:
1, 9 — неподвижный и подвижной; 9 — контакты; 2 — втулка; 3 — валик; 4 — прокладка; 5 — рычаг-вилка; 6 — крышка; 7 — пружина; 8 — регули­ровочный винт; 10 — корпус; 11 — провод; 12 — контактный винт

Рис. Электродвигатель с электромагнитным возбуждением:
1 — якорь; 2 — крышка; 3 — винт 4 — траверса; 5, 14 — пластинчатые пружины; 6 — фетровая набивка; 7, 15 — подшипники; 8 — коллектор; 9 — щетка; 10 — щеткодержатель; 11 — корпус; 12 — пакет статора; 13 — обмотка возбуждения; 16 — выходной вал

Рис. Детали моторедуктора очистителя ветрового стекла:
1 — крышка; 2 — помехоподавительный конденсатор; 3 — панель с контактами концевого выключателя; 4 — прокладка; 5 — зубчатое колесо с выходным валом моторедуктора; 6 — промежуточные зубчатые колеса; 7 — корпус редуктора; 8 — термобиметаллический предохранитель; 9 — помехоподавительный дроссель; 10 — якорь; 11 — корпус электродвигателя

Рис. Мотонасос 2002.3730:
1 — электродвигатель; 2 — крепежный винт; 3 — корпус насоса; 4 — крыльчатка

Контрольно – измерительные приборы

Контрольно – измерительные приборы

Предназначены для контроля за работой системы охлаждения, системы смазки, за скоростью, наличием топлива в баке, и за зарядкой аккумуляторной батареи. К таким приборам относятся указатели температуры воды, датчики давления масла, указатели уровня топлива в баке, амперметр, контрольные лампы.

Амперметр. Для контроля за зарядом аккумуляторной батареи и работы генератора применяют ампермерт. Амперметр включен между генератором и аккумуляторной батареей последовательно и показывает силу зарядного или разрядного тока аккумуляторной батареи. При заряде стрелка отклоняется вправо, к знаку «+», а при разряде – влево, к знаку «-».

Амперметр состоит из латунной шины 2, постоянного магнита 3, стрелки 1 с противовесом 5, стального якорька 4. Стрелка закреплена на оси вместе с якорьком. Пока ток через амперметр не проходит, стрелка находится у нулевого деления шкалы, а якорь, под действием искусственного магнита удерживается вдоль него. При прохождении электрического тока по шине 2 вокруг нее образуется магнитное поле, которое воздействует на якорек стрелки и отклоняет ее от нуля. Величина отклонения зависит от силы тока, а сторона отклонения, от направления тока. Амперметр не включен в цепь стартера и звукового сигнала, так как ток на который рассчитан амперметр ниже тока, потребляемого этими приборами. Указатель уровня топлива в баке предназначен для контроля за уровнем топлива в баке. Указатель магнитоэлектрический и состоит из указателя, помещенного на щитке приборов автомобиля, и датчика, установленного на верхней стенке топливного бака. Датчик представляет собой ползунковый реостат 1. Его скользящим контактом управляет поплавок 2 с рычагом, положение которого зависит от уровня топлива в баке. При уменьшении уровня топлива сопротивление включаемое реостатом уменьшается, а при увеличении уровня топлива в баке – увеличивается.

Читать еще:  Классификация кузовов легковых автомобилей

В корпусе указателя находятся две катушки, геометрические оси которых расположены под углом 90 градусов друг к другу, и стрелка 6, укрепленная на общей оси с постоянным магнитом 3.

Сила тока и магнитное поле левой катушки будет зависеть от положения ползунка реостата. Если бак полный, обмотка реостата включена полностью, сила тока в левой катушке 5 небольшая, магнитное поле катушки с обмотками 5 и 8 определяется, главным образом, силой тока, протекающего через обмотку 8. В этом случае результирующее поле катушек повернет магнит со стрелкой на отметку «П» (полный бак). По мере понижения уровня топлива, сила тока в катушке 5 увеличится и результирующее магнитное поле будет перемещать магнит со стрелкой в сторону нулевой отметки и тем больше, чем ниже уровень топлива в баке. Шкала прибора проградуирована в долях емкости бака.

Резисторы 4 и 9 применяют для получения требуемого режима работы прибора (силы тока в обмотках).

Датчик температуры воды . Для того, чтобы двигатель нормально работал, водитель должен следить за температурой охлаждающей жидкости. При необходимости ее нужно корректировать. Контроль за температурой осуществляется датчиком температуры воды, укрепленным в головке цилиндров и указателя температуры воды, на щитке приборов.

Терморезистор 4 изготовлен в виде диска и его проводимость зависит от температуры охлаждающей жидкости. При повышении температуры жидкости проводимость увеличивается, а при понижении – уменьшается.

Электрический ток проходит через контактный винт 1, через зажим 2, пружину и терморезистор на корпус.

В указателе температуры охлаждающей жидкости имеются три катушки, одна из них подключена последовательно с терморезистором, а две другие через резистор подключены на «массу». Сила ток двух последних катушек постоянна, так как сопротивление практически не меняется.

Стрелка указателя закреплена на оси вместе с постоянным магнитом, находящимся под действием результирующего магнитного поля катушек. При изменении температуры жидкости и под действием изменившегося результирующего магнитного поля катушек, магнит со стрелкой отклоняется. Указатель по своему устройству подобен указателю уровня топлива в баке двигателя.

Указатель давления масла.

Принцип действия такой же, как и указателя уровня топлива, но этот указатель отличается от него устройством датчика и градуировкой шкалы. Скользящим контактом реостатного датчика указателя давления масла управляет стальная диафрагма 6, прогибающаяся под действие давления масла в системе смазки. Шкала данного прибора проградуирована в кгс/см2.

Аварийные сигнализаторы предназначены для предупреждения водителей о недопустимом повышении температуры воды в системе охлаждения и изменении давления в смазочной системе двигателя. В каждый из аварийных сигнализаторов входит датчик и сигнальная лампа на щитке приборов.

Датчик сигнализатора аварийного давления масла состоит из корпуса, диафрагмы 3, контактного устройства 5, пружины и изолированного вывода.

Рис. Аварийные сигнализаторы 1 – сигнальная лампа, 2 – корпус, 3 – диафрагма, 4 – пружина, 5 – контактное устройство, 6 – биметаллическая пластина.

При низком давлении в системе смазки или его отсутствии, диафрагма под действием пружины выгибается, контакты замыкаются и загорается лампочка. При повышении давления, происходит обратный процесс, диафрагма прогибается в обратную сторону, контакты размыкаются, сигнальная электрическая лампочка гаснет.

Датчик аварийного перегрева охлаждающей жидкости установлен в верхнем бачке радиатора. Он состоит из латунной гильзы, в которой находятся два контакта 5 (подвижный контакт, закрепленный на биметаллической пластине 6, и соединенный с зажимом снаружи корпуса, и неподвижный контакт, соединенный с массой.) Снаружи биметаллическая пластина 6 соединена с сигнальной лампой на щитке приборов. Контакты датчика находятся в разомкнутом состоянии при нормальной температуре охлаждающей жидкости.

Провода, соединенные с потребителями тока, рассчитаны на определенную величину силы тока, если в результате пробоя изоляции, провод соприкоснется с «массой» до потребителя, произойдет короткое замыкание, вследствие чего изоляция провода может оплавиться и провод накалится, аккумуляторная батарея будет интенсивно разряжаться.

Чтобы защитить провода от токов короткого замыкания и аккумуляторную батарею от разрядки, применяют предохранители. Предохранители могут быть однократного и многократного действия, а также с плавкой вставкой. Предохранители состоят из корпуса с неподвижным контактом и биметаллической пластины с контактом. Оба контакта прижаты друг к другу. При прохождении большой силы тока, биметаллическая пластина выгибается и контакты разъединяются, при охлаждении пластины, она вновь принимает первоначальное положение и контакты замыкаются. Так будет продолжаться до тех пор, пока не будет выключена цепь при помощи выключателя или же не будет устранена неисправность.

Термобиметаллические предохранители могут быть и однократного действия, кнопочного типа. Такой предохранитель состоит из корпуса, вмонтированных в него контактов и биметаллической пластины 7. При слишком высоким нагрузках, пластина выгибается и размыкает цепь, контакты сомкнуться только при нажатии на кнопку.

На различных автомобилях устанавливаются различные предохранители, их может быть несколько различного типа, так, например, на автомобиле ГАЗ -53А установлен биметаллический предохранитель на 15А, предохраняющий от перегрузок контрольно – измерительные приборы, стеклоочистители и звуковой сигнал, другой предохранитель на 20А предохраняет цепь приборов освещения. Есть еще один предохранитель однократного действия на 20А в цепи подогревателя. На автомобиле ЗИЛ -130 установлено четыре термобиметаллических предохранителя.

На автомобиле КамАЗ установлены три предохранителя по 7,5 А, защищающие цепи приборов освещения, управления отопителем, звукового сигнала и четыре предохранителя по 10А защищающие цепи дальнего и ближнего света, сигнала торможения, а также штепсельной розетки переносной лампы, подкапотной лампы и выключателя аккумуляторной батареи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector