Avtonova37.ru

Авто мастер
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Волжский автомобильный завод история

История компании

АВТОВАЗ — История компании

20 июля 1966 года вышло Постановление правительства СССР о строительстве в городе Тольятти завода по выпуску 600 тысяч легковых автомобилей в год. Эта дата считается днем рождения Волжского автомобильного завода.

Создание предприятия-флагмана отечественного автомобилестроения тесно связано с итальянским концерном FIAT, с которым министерство автомобильной промышленности СССР подписало протокол о научно-техническом сотрудничестве.

Появление Волжского автозавода было обусловлено тем, что в то время в СССР производилось менее 150 тысяч легковых машин в год. В связи с этим ощущалась острая необходимость в комфортабельных и доступных автомобилях.

Волжский автозавод был построен в рекордно короткие сроки: в 1967 году началось строительство, а в 1970 году появилась первая продукция — автомобили ВАЗ-2101, которые положили начало широко известной и популярной сегодня марке LADA.

Развитие Общества дало толчок появлению и развитию не только целого ряда отраслей промышленности, но и других предприятий автопрома в России и за ее пределами. Постоянно проводимое Обществом обновление модельного ряда способствовало созданию компаний по производству автокомпонентов, мелкосерийных и специальных автомобилей, организации автосборочных предприятий в России и за рубежом.

1966 – Принято правительственное Постановление о строительстве в городе Тольятти автомобильного завода. Генеральным директором строящегося завода по производству легковых автомобилей назначен В. Н. Поляков;

1970 – Начат выпуск автомобилей ВАЗ-2101;

1977 – Собран первый автомобиль LADA 4×4 (ВАЗ-2121 «Нива»);

1984 – Начат выпуск автомобилей семейства LADA Samara. В истории LADA началась эпоха переднеприводных моделей;

1986 – Правительством СССР принято решение о создании в объединении «АВТОВАЗ» отраслевого научно-технического центра;

1993 – Образовано открытое акционерное общество «АВТОВАЗ»;

1996 – Стартовало серийное производство LADA 110;

2004 – Начато производство автомобилей нового семейства – LADA Kalina;

2007 – Выпуск нового флагмана в линейке автомобилей – LADA Priora;

2008 – Подписано соглашение о стратегическом партнерстве с компанией Renault;

2011 – Начато производства LADA Granta.

2012 – Выпущен первый автомобиль LADA, построенный на платформе Альянса Renault-Nissan – LADA Largus;

2015 – Стартовали продажи автомобиля LADA нового поколения – LADA Vesta;

2016 – Стартовали продажи компактного городского кроссовера LADA XRAY;

2017 – Расширение семейства Vesta: впервые в истории Марки налажен серийный выпуск битопливного автомобиля – LADA Vesta CNG. Стартовали продажи новых автомобилей LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross.

История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна

20 июля 1966 года было подписано правительственное постановление «О строительстве в городе Тольятти автомобильного завода». С тех пор эта дата считается днем рождения АВТОВАЗа.

Предприятие стало одним из крупнейших производителей легковых автомобилей в Европе. За всю историю автозавода в Тольятти было собрано более 29 млн машин 50 различных серийных моделей. Каждая новая модель становилась событием не только в масштабах предприятия, но и всей страны. История АВТОВАЗа – это история отечественного автопрома.

Предлагаем вспомнить, с чего все начиналось 53 года назад, как появлялись знаковые вазовские модели, которые оказали значительное влияние на развитие автозавода и страны.

Рождение автогиганта

Советские граждане могли приобретать автомобили еще в начале 1950-х годов, но тогда выбор был невелик: самым доступным по цене легковым автомобилем являлся «Москвич», самым дорогим – «Победа». Количество выпускаемых «Москвичей» было недостаточным, чтобы покрыть спрос.

Страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В какое-то время на эту роль претендовал даже «Запорожец». Однако многие слои населения автомобиль, относившийся к микролитражному классу, не устраивал. В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять автомобильный бум в стране.

Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов. Выбор пал на итальянский концерн FIAT, легковые автомобили которого были популярны в Европе. В частности, в 1966 году концерн представил свою новую модель FIAT 124, признанную «автомобилем года». Производство именно этой машины и предстояло освоить в СССР.

Решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти было официально принято 20 июля 1966 года. Стройка стала грандиозной – оборудование для нового предприятия изготавливали на 844 машиностроительных заводах СССР, на 900 заводах других стран, в том числе ФРГ, Италии, Великобритании, Франции.

На такую масштабную стройку было выделено шесть лет, однако предприятие было возведено в рекордные сроки – за три с половиной года. Уже в 1970 году с конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».

Первая «копейка» в копилке моделей

Первая модель была создана на платформе FIAT 124, однако можно сказать, что это был уже другой автомобиль. Собранный полностью из местных комплектующих, он имел по сравнению с прототипом более 800 доработок, которые были призваны приспособить автомобиль к местным дорогам и климату. В частности, был усилен кузов, увеличен дорожный просвет. Кроме того, ВАЗ-2101 обзавелся новым, более мощным, карбюраторным двигателем объемом 1,2 л.

ВАЗ-2101, или «копейка», как прозвали этот автомобиль в народе, не только сократил автомобильный дефицит в стране, но перевернул представление советских автолюбителей о легковых машинах. Высокий уровень комфорта, хорошая динамика, легкость управления, экономичность позволили в кратчайшие сроки первому автомобилю Волжского автомобильного завода стать по-настоящему «народным» автомобилем.

ВАЗ-2101 и его модификации выпускались до 1988 года, за это время было выпущено около 4,8 млн «копеек». Но и сегодня, спустя три десятилетия после того как с конвейера сошла последняя «копейка», многие из них в отличном состоянии бегают по дорогам страны и за рубежом. Кстати, с 1971 года автомобили ВАЗ-2101 поставлялись за рубеж. Именно тогда автомобиль получил экспортное имя LADA, в то время как на внутреннем рынке машина известна была как «Жигули» (по названию гор).

Популярная «шестерка»: четыре миллиона авто

Второй самой популярной за всю историю АВТОВАЗа моделью является «шестерка» (ВАЗ-2106). Ее серийное производство началось в 1976 году и продолжалось вплоть до 2006 года. Всего было выпущено более 4 млн «шестерок».

Базой для ВАЗ-2106 стал автомобиль FIAT 124 Speciale 1972 года. «Шестерка» имела сравнительно мощный двигатель объемом 1,6 л и мощностью 75 л. с. и развивала скорость до 152 км/час.

Это был четырехдверная пятиместная модель с четырех- или пятиступенчатой коробкой передач и кузовом типа «седан». В отделке нового автомобиля появились современные детали: пластмассовая окантовка передних фар, радиаторная решетка, подсветка номерного знака. В салонах улучшилась шумоизоляция, передние сиденья снабдили подголовниками, а кресла – рельефностью.

«Нива»: всегда готова к трудностям

В 1977 году на Волжском автозаводе вышел с конвейера первый ВАЗ-2121 «Нива». Эта модель открыла новую эру в истории полноприводных машин. На внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье. «Нива» в любой момент готова к преодолению трудных участков, так как на ней полный привод задействован всегда. Впервые на внедорожнике такого класса были применены «легковые» атрибуты, такие как несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза. Также, в отличие от внедорожников того времени, «Нива» получила высокооборотный двигатель.

Читать еще:  Хруст в левом колесе при движении

Ну и, пожалуй, самый примечательный факт: ВАЗ-2121 «Нива» стал первым полностью оригинальным автомобилем, разработанным на Волжском автозаводе.

«Нива» ВАЗ-2121 является наиболее экспортируемым советским и российским автомобилем. Были времена, когда до 70% «Нив» поставлялось за рубеж. Праворульная модификация «Нивы» даже продавалась в Японии, Великобритании и других странах с левосторонним движением.

Всего с 1977 года было выпущено около 2,5 млн внедорожников ВАЗ-2121. За свой путь «Нива» прошла несколько циклов модернизации, в 2005 году сменила название на LADA 4х4. Самая современная модификация – Urban. Машина получила кондиционер, электропакет, пластиковые бамперы в цвет кузова, металлизированную окраску, литые диски колес, более комфортабельный салон. При этом сохранен постоянный полный привод и раздаточная коробка с понижающей передачей. Обновления продолжаются и в настоящее время. Например, в 2016 году на LADA 4х4 появились газонаполненные амортизаторы и необслуживаемые подшипники передних ступиц.

Новая эпоха: последние модели с советскими корнями

После распада Союза Волжский автозавод оказался в тяжелом состоянии, как и многие предприятия в стране. Но уже к середине 1990-х предприятию удалось наладить собственное производство автомобилей.

Первой моделью АВТОВАЗа в постсоветское время стала «десятка» – ВАЗ-2110. Из-за трудностей переходного периода она вышла с задержкой на три года, лишь в 1995-м. На российском рынке этот автомобиль вполне мог конкурировать с популярными иномарками того времени, такими как Daewoo Nexia, Audi 80 или даже Opel Astra. Почти сразу была выпущена так называемая «одиннадцатая» модель, а еще через несколько лет АВТОВАЗ выпустил ВАЗ-2112. В 2007 году с конвейера выходит Priora ‒ последняя модель АВТОВАЗа с советскими корнями (за исключением LADA 4×4).

В 2008 году, в период экономического кризиса, АВТОВАЗ наладил сотрудничество с компанией Renault. Это послужило стимулом для получения финансовой поддержки от российского правительства и открыло новую страницу в истории развития предприятия. В партнерстве с французским концерном были созданы новые модели LADA: Largus, Granta и Kalina второго поколения.

Новейшая история: время «икс»

Новые времена потребовали новых автомобилей. Объединившемуся с Renault и Nissan АВТОВАЗу нужна была новая платформа, способная конкурировать с европейскими и корейскими популярными моделями. Так появилась Vesta, ставшая основой новейшей истории АВТОВАЗа.

Днем рождения Vesta можно считать 10 июня 2010 года, когда была представлена идея новой платформы АВТОВАЗа, которая должна к 2020 году обеспечить смену модельного ряда. Особенность этой машины не только в конструкции. Появление LADA Vesta значительно повысило имидж марки: по статистике, сегодня каждый третий покупатель LADA Vesta пересаживается на нее с автомобиля другой марки.

Новые модели LADA Vesta и LADA XRAY, которые вышли в 2015 году, стали настоящим прорывом для марки. Используемая Х-графика – это отличительная черта современного АВТОВАЗа. Стиль разработан командой дизайнеров завода во главе с директором по дизайну Стивом Маттином. Главные акценты нового стиля LADA – это четко выраженная Х-графика, объединяющая фары, решетку радиатора и нижние воздухозаборники, подкрепленная двумя индивидуальными хромированными элементами буквы X.

После начала выпуска обеих моделей АВТОВАЗ распространяет новый стиль LADA и на другие существующие и перспективные модели. Формируется более понятный и современный модельный ряд. У каждого потребительского сегмента свои модели: семейство LADA Granta – это бюджетные автомобили, Vesta и XRAY – автомобили подороже, и две узкоспециализированные модели – LADA 4×4 и Largus.

Самой популярной LADA по итогам продаж за первую половину 2019 года стала LADA Granta – своих покупателей нашли почти 64 тыс. автомобилей этого семейства, что на 40% превышает показатели прошлого года. LADA Vesta заняла вторую строчку рейтинга: за полгода продано более 55 тыс. автомобилей.

История не раз доказывала, что выпуск даже самых удачных автомобилей приходит к концу. Когда-то конвейер остановится и для Vesta, как в свое время для популярной «копейки». Но АВТОВАЗ останавливаться не намерен – до 2026 года завод пообещал запустить в серию восемь новых моделей.

События, связанные с этим

«Вечные двигатели» и их создатели. Владимир Климов

История Волжского автозавода

АВТОВАЗ, с момента своего рождения ставший олицетворением всего отечественного автопрома и на протяжении всей своей истории бессменный лидер российского авторынка, отмечает полувековой юбилей.

Днем рождения автогиганта считается 20 июля 1966 года — день подписания постановления правительства СССР «О строительстве в городе Тольятти автомобильного завода». Но, разумеется, началось все несколько раньше. Постановление — это не только старт реализации масштабного проекта, но и финал кропотливой многолетней подготовительной работы — от идеи, осознания ее актуальности, через выбор партнера, модельного ряда, до утверждения оптимальной строительной площадки.

Идейное вдохновление

Откуда взялась идея? Почему партнером стал именно FIAT и случайно ли советский автозавод с итальянскими генами решено было строить в советском городе с итальянским именем? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Но есть любопытные, разрозненные на первый взгляд факты.

В период, когда страна развитого социализма вступила в эпоху дефицита, когда на 200 миллионов населения приходилось чуть больше миллиона автомобилей, а на сбербанковских счетах трудящихся копились несметные тысячи рублей, когда верстались планы на очередную пятилетку, нашу страну в очередной раз посетил большой друг советского народа генеральный секретарь Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. Побывал на московском автозаводе ЗМА (впоследствии АЗЛК) и рассказал первым лицам нашей страны, что есть у них в Италии автоконцерн FIAT, который выпускает современные и доступные для рабочего класса машинки…

Тот самый FIAT, который еще в 1912 году открыл в Москве дочернее предприятие по производству автомобилей и запчастей. И с модели которого FIAT 15 был срисован первый советский автомобиль АМО-Ф-15. Тот самый FIAT, деятельность которого в двадцатые годы была парализована в результате рабочего восстания, поднятого Пальмиро Тольятти… Тот самый концерн, который выпустил культовый FIAT 600, с которого украинцы лепили «горбатого» запорожца. Тот самый бренд, который придумал FIAT 124, завоевавший престижнейший титул «Автомобиль года»…

Пока апологет идеи нового автозавода — первый заместитель председателя, а затем и председатель Совета министров А.Н. Косыгин обдумывал, как преодолеть оппозиционный настрой Н.С. Хрущева, Д.Ф. Устинова и иже с ними, а наш дорогой Леонид Ильич колебался и не знал, кого поддержать, Пальмиро Тольятти отправился в «Артек», где и скоропостижно скончался. Буквально через неделю после смерти великого коммуниста, 28 августа 1964 года, вышел указ Президиума Верховного совета РСФСР о переименовании города Ставрополь Куйбышевской области в город Тольятти.

И в первый же год новой пятилетки только-только переименованному городу было предписано стать автомобильной столицей Советского Союза…

Что во всей этой предыстории автогиганта случайно, а что нет, сейчас установить уже невозможно. По официальным данным, в качестве донора автозавода рассматривались практически все мировые лидеры автомобилестроения того периода. И стройплощадку выбирали в 54 различных регионах. Но АВТОВАЗ родился именно в Тольятти и на технологиях FIAT. Ровно полвека назад.

Читать еще:  Сколько нужно антифриза в приору 16 клапанную

«Перворожец»

В качестве основы для первой модели нового автозавода выбрали одну из лучших машин того времени — «Автомобиль года» FIAT 124. Внешность оставили практически без изменений — только утопили ручки дверей и добавили агрессии клыкам бампера.

Внутри же автомобиль был переработан основательно. Изящный «итальянец» конструктивно не очень-то гармонировал с нашей дорожной действительностью — все надо было усиливать, дорабатывать, адаптировать…

Пока инженеры мудрили с подвеской, меняли задние дисковые тормоза на более износоустойчивые барабанные, рисовали отверстие под «кривой стартер», гуманитарии принялись за поиск имени первенцу. В 1968 году был объявлен всесоюзный конкурс, в котором по рассмотрении более 30 тысяч вариантов огласили лучшие. Среди них особое внимание заслуживают такие имена, как «Директивец», «Перворожец», «Новорожец»…

Впрочем, на этот момент название уже было придумано. Не дожидаясь ни результатов, ни даже самого конкурса, еще в 1967 году директор завода В.Н. Поляков утвердил вариант, предложенный конструктором А.Н. Черным, — «Жигули». А в народе со временем вызрело внеконкурсное имя «копейка».

19 апреля 1970 года с главного конвейера тольяттинского завода сошли первые шесть «копеек» — автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Правда, для экспорта название не годилось: будто бы оно ассоциируется с отнюдь не позитивным персонажем жиголо. А то и вообще с жутко ненормативным венгерским «щикули». Так в начале семидесятых родилось название LADA.

Логотип нарисовал Александр Декаленков. Расшифровывать, что означает ладья, нет смысла, но то, зачем своими очертаниями это судно должно было рисовать букву «В», пояснить стоит: автозавод — Волжский, и «В» — это Волга.

Насколько объективно хорош или плох был первенец АВТОВАЗа? В начале эпохи черного пиара против отечественного автопрома «копейка» выставлялась исключительно как символ беспомощности российского автомобилестроения и мишень для насмешек над всем нашим. Очень старательно обгаживал наши «Жигули» авторитетнейший британский Top Gear… Но вряд ли это можно считать объективной оценкой. В конце концов, некорректно в нынешнем тысячелетии искать сравнительные недостатки у машинки семидесятых годов прошлого века.

Клон «Автомобиля года» с усиленным кузовом, подвеской, более современным (по тем временам) двигателем вряд ли может быть хуже самого автомобиля года. И доказательств тому множество. Самое весомое: в мае 1972 года за выпуск модели ВАЗ-2101 Волжскому автозаводу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий». А самое убедительное — тираж. За все время производства (с 1970 по 1988 год) в мире раскуплено 4,85 миллиона автомобилей ВАЗ-2101 различных модификаций. Не так уж много у мирового автопрома найдется ответных козырей.

В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса.

Классика

Уже через год после более чем успешного дебюта «копейки», которая к тому времени преодолела уже 100-тысячный тираж, с главного конвейера Волжского автозавода сошел опытный образец автомобиля ВАЗ-2102 — практически та же модель, но переодетая в кузов «универсал». Сейчас уже мало кто помнит эту модель и мало кто знает, что в период с 1980 по 1981 год на базе «двойки» было изготовлено 47 электромобилей, получивших в дальнейшем маркировку ВАЗ-2801.

В 1974 году завод вышел на проектную мощность — 660 тысяч автомобилей в год. Конвейер выдавал в сутки 2 230 «Жигулей» со скоростью 1 штука в 22 секунды. В этом же году были освоены праворульные модификации «Жигулей» для европейских поклонников советских машин.

Затем была «тройка», «четверка», культовая «шестерка» — любимица силовиков и тех, кто от них скрывался, и золотая медалистка Лейпцигской ярмарки. А потом как бы случайно в экстерьере бюджетных моделей стали появляться премиальные реплики. ВАЗ-2107 получил прозвище «ХБМ» («Хочу быть мерседесом») за ну очень похожий дизайн решетки радиатора. А ВАЗ-2108 называли «Русский порш». Помимо отдаленных дизайн-намеков дверная ручка «восьмерки» один в один такая же, как у Porsche 924. Легенда гласит, что в период разработки модели в зале была вывешена боковая часть автомобиля, но без ручки. Какой-то безымянный шутник приделал к дверце ручку от Porsche. Ничего лучше придумать не смогли — так и выпустили на конвейер.

«Нива»

Самой знаменитой моделью АВТОВАЗа стала «Нива» ВАЗ-2121, которая сегодня называется LADA 4×4. Создателем культового внедорожника считается Петр Прусов единственный российский конструктор, получивший именную звезду на аллее звезд выдающихся деятелей мирового автопрома во Флинте. Он же и автор названия модели. Кстати, «Нива» — это аббревиатура. «Это четыре имени, — объясняет главный родитель проекта. — У меня две дочери, у главного конструктора Соловьева два сына. Поэтому за первой буквой стоит «Наташа», за второй — «Ирина», за третьей — «Вадим» и за четвертой — «Андрей». Получилась НИВА».

Внешний облик сотворил новосибирский автодизайнер Валерий Сёмушкин в рамках своей дипломной работы. По окончании вуза Валерия пригласили в вазовский центр стиля предприятия, где в конце 90-х Сёмушкин разрабатывал дизайн автомобиля ВАЗ-2123, ставшего впоследствии Chevrolet Niva.

В октябре 1976 года были собраны первые 50 автомобилей ВАЗ-2121 «Нива». Серийное производство началось 5 апреля 1977 года. И уже в декабре 1978 года на международной выставке в Брно автомобиль ВАЗ-2121 был признан лучшим в своем классе и награжден золотой медалью. В октябре 1980 года вазовский внедорожник завоевал золотую медаль Познаньской международной ярмарки, в которой принимали участие более полутора тысяч фирм и предприятий мира.

В 1979 году «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира с географией продаж 110 стран. Единственный отечественный автомобиль, который поставлялся в Японию. С 1980 по 1988 год на АВТОВАЗе производилась модификация «Нивы» с правым рулем для экспорта в Англию, Австралию, Новую Зеландию и Японию. До 1986 года «Нива» была первой по продажам в своем классе на всех рынках, а в 1995 году входила в тройку самых продаваемых автомобилей во Франции.

На сегодняшний день тираж LADA 4х4 преодолел 2-миллионную отметку.

Вчера, сегодня, завтра

За всю историю автозавода в Тольятти было собрано более 28,5 миллиона машин 40 различных серийных моделей. Сегодняшний успех LADA обеспечивают Vesta и XRAY. LADA Vesta входит в топ-5 самых продаваемых моделей в России, а LADA XRAY— в топ-20.

В 2008 году АВТОВАЗ вошел в состав Альянса «Рено-Ниссан» и в настоящее время является крупнейшим предприятием альянса в России и одним из крупнейших автозаводов в мире. Выпускает автомобили по полному циклу, имеет собственный научно-технический центр, позволяющий осуществить процесс создания автомобиля от идеи до подготовки к серийному производству. АВТОВАЗ единственный из 46 заводов альянса, который выпускает по полному циклу автомобили под четырьмя брендами: LADA, Renault, Nissan и Datsun. Сегодня LADA представлена 20 моделями и модификациями в классах В, В+, SUV и LCV.

Читать еще:  Чем залить пороги автомобиля изнутри

Празднование юбилея АВТОВАЗа продлится четыре года. Кульминацией станет 19 апреля 2020 года — 50-летие выпуска первого автомобиля.

Andruha2007 › Блог › История Волжского Автомобильного Завода (ВАЗ)

Полное название: Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ»

Другие названия: Волжский автомобильный завод

Страна: СССР, Россия

Адрес: г. Тольятти, Самарская область

Существование: 1967-наши дни

«ВАЗ» — российский автогигант (крупнейший автомобильный завод России и Европы), специализирующийся на производстве легковых автомобилей марок «Жигули», «Лада» и «Нива». За период 1970 – 2007 годов предприятием выпущено более 23 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать ежегодно свыше 700 000 автомобилей.

«Жигули» задумывались как народный автомобиль, который при сравнительно невысокой цене мог бы заполнить советский дефицитный авто-рынок. Но создатели столкнулись с массой проблем; сразу же пришлось отказаться от мысли о доступности автомобиля для рядового человека — с каждой новой моделью цена на «Жигули» значительно росла.

Самыми популярными стали, кроме первой, шестая девятая модели.

За основу при выпуске малолитражного с пятиместным кузовом «ВАЗ-2101» был взят итальянский FIAT – 124, отлично зарекомендовавший себя на Парижском автосалоне 1966 года. Его выбор, как прототипа нового советского автомобиля, был сделан отчасти потому, что его признали лучшим автомобилем 1966-го года по итогам голосования европейских специалистов.

Как бы там ни было, но 4 мая 1966 года договор с FIAT был подписан.

Переднеприводная «Аутобьянка-Примула» 1964 года также отлично прошла сравнительные испытания в СССР, но глава итальянского концерна В. Валетта настаивал на модели «124», убедив представителей Минавтопрома, что перспективней именно «124»-я машина. Важное преимущество ФИАТ-124 состояло в том, что у машины была классическая компоновка, и все агрегаты находились на привычных для советского автомобилиста местах, также он был достаточно технологичный в производстве, что и решило вопрос в его пользу.

Для массового производства нового автомобиля, получившего маркировку ВАЗ-2101 и прозванного позже «Копейка», в г.Ставрополе-на-Волге (затем — Тольятти) за три с небольшим года был построен завод, рассчитанный на ежегодный выпуск более 600 тысяч легковых автомобилей.

Строительство завода началось в 1967 году. Совет Министров СССР назначил зам. министра автомобильной промышленности Полякова В.Н. генеральным директором строящегося завода, а главным конструктором ВАЗа В.С.Соловьева. Первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомашин в год, вступила в строй в 1970-м. 19 апреля 1970 года первая «копейка» сошла с его конвейера, хотя массовое производство малолитражки началось лишь в сентябре. Всего в том году была собрана 21 тысяча ВАЗ-2101. Автомобиль получил торговое название «Жигули».

В 1972 году АвтоВАЗ запустил в производство более мощную версию «Жигулей» — ВАЗ-2103.

15 апреля 1974 года с главного конвейера АвтоВАЗа сошел миллионный автомобиль модели ВАЗ-2101.

«Копейка» стала родоначальником всей «вазовской» классики.

ВАЗ активно участвует на различных выставках. В мае 1973 года в автосалоне в Нью-Йорке ВАЗ «познакомил с собой» Америку, в 1974 – Англию (тогда же начался выпуск «праворульных» автомобилей). ВАЗ-21011 был удостоен «золотой медали» на международной ярмарке в Лейпциге в сентябре 1975 года.

В 1977 появилась новая полноприводная модель ВАЗ-2121 «Нива».

В январе 1980 г. на Волжском автозаводе появился первенец «второго поколения» заднеприводных автомобилей — ВАЗ 2105. Процесс усовершенствования «Жигулей», а затем в 1980-е годы ее экспортного варианта «Лада» не приостанавливался. За советский период существования был освоен выпуск девяти моделей, среди которых самыми популярными стали, кроме первой, шестая и с ведущими передними колесами девятая модели. Постепенное замещение «шестерки» «десяткой» началось в 1997 году, но вплоть до середины 2000-х годов так и не было осуществено.

21 декабря 1987 года с конвейера сошла первая камская микролитражка ВАЗ Ока-1111.

В начале 90-х новое импортное оборудование для производства прибыло в Тольятти и легло на складе «мертвым грузом» оборудованием (его оплатил СССР накануне своего распада). ВАЗ оказался в «заколдованном круге»: на инсталляцию этого высокопроизводительного оборудования у завода не было денег, так что реально оно не «работало». Но формально оно уже числилось за ВАЗом, и налоговые службы требовали оплаты налога с этих «производственных мощностей».

Поскольку стратегического инвестора найти не удалось, а государство помочь с кредитами отказалось, ВАЗ вынужден был пойти на недоплату налогов государству. В первой половине 1990‑х гг. для инсталляции оборудования и постановки на конвейер автомобиля «ВАЗ 2110», с которым связывались большие надежды, руководство завода пошло на крайне рискованный шаг. В 1995г. завод ежемесячно перечислял в федеральный бюджет менее половины положенных средств. А в первом полугодии 1996 под шумок вышедшей на финишную прямую президентской гонки, ВАЗ перечислил в госбюджет только 4% положенных средств. За счет недоплаты налогов удалось начать серийное производство «десятки». К 1997г. общая сумма налоговой задолженности ВАЗа с учетом пени и штрафов приблизилась к 2 млрд. долл. Контрольный пакет его акций был передан в залог государству. Это вынудило ВАЗ восстановить текущие платежи и после переговоров с правительством, которому было невыгодно банкротство автогиганта, договориться о реструктуризации долга.

После распада Советского Союза АвтоВАЗ вступил в полосу полной перестройки своей деятельности. Кризис оказался затяжным, но к середине 1990-х годов АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать производство. В 1998 году с заводского конвейера сошла новая модель 2111, а автомобили «десятого» семейства начали оснащаться новейшими 16-клапанными двигателями. В 2000 выпущен ВАЗ 2112 хэтчбек.

На заводе осуществляется металлургическое, прессовое производство, сварочное производство, окраска кузовов, производство пластмассовых изделий, сборка на четырех линиях конвейера. Серийно выпускаются: семейство «Lada Classic» («Лада Классик») — седаны с приводом на задние колеса; семейство «Lada Samara II» («Лада Самара II») — седан, трехдверный и пятидверный хэтчбеки с приводом на передние колеса; семейство «Lada 110» («Лада 110») — седан, пятидверные хэтчбек и универсал с приводом на передние колеса; «Lada Niva» («Лада Нива») — полноприводный автомобиль повышенной проходимости; семейство «Lada Kalina» («Лада Калина») — очередное поколение автомобилей, освоенное заводом осенью 2004 года. Кроме того, АвтоВАЗ продолжает выпуск комплектующих и запасных деталей для моделей, снятых с производства или производство которых перенесено в другие города и страны. Предприятие ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на страны СНГ.

«АвтоВАЗ» совместно c «General Motors» и Европейским банком реконструкции и развития принял участие в создании совместного предприятия «GM-AvtoVAZ». Совместное производство началось с выпуска внедорожного автомобиля «Chevrolet Niva».

Первая опытно-промышленная партия автомобилей “Калина” была выпущена в 2004 году.
С конца 2007 года началось производство седана ВАЗ-2170 «Приора». Следом за ним поступили хетчбек и универсал.
Производство классики закончится и её заменит Лада-Гранта.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×