Avtonova37.ru

Авто мастер
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка зазоров клапанов шайбами

Регулировка клапанов двигателя авто

Для чего нужна регулировка клапанов

У современного автомобиля два клапана на цилиндр (или более). Один из них запускает горючую смесь, а другой выпускает отработавшие газы (они называются впускной и выпускной). А механизм, который приводит в действие эти клапаны и устанавливает порядок их работы, называется газораспределительный или клапанным. После нагрева двигателя, детали расширяются. Следовательно, на холодном моторе между некоторыми его деталями должны быть строго определенные зазоры.

Если клапаны неправильно отрегулированы — это может привести к снижению эффективности работы двигателя и уменьшению ресурса его деталей. Например, при маленьких зазорах клапаны и их седла будут подгорать — снизиться общий ресурс мотора. При больших зазорах, когда клапаны открываются не полностью, мощность двигателя будет заметно падать — услышите отчетливый металлический стук.

Как происходит регулировка

Чтобы проверить и отрегулировать зазор, двигатель должен быть холодным. Тепловой зазор проверяют плоским щупом определенной толщины. Настройка производится поворотом регулировочных винтов коромысел (на автомобилях ВАЗ, кроме -08, -09, «десяток», — головкой регулировочного болта) в требуемую сторону.

Чтобы начать регулировку, установите поршень цилиндра, который собираетесь регулировать, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В этом положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла должны свободно качаться в пределах зазора.

Затем отпускаете контргайку на регулировочном винте или болте. При помощи плоского щупа и регулировочного винта (болта) настройте необходимый зазор, затем затяните контргайку. Будьте внимательны: иногда после затяжки контргайки зазор может измениться, поэтому данную операцию необходимо делать аккуратно. После затяжки снова его проверьте. Зазор станет оптимальным тогда, когда щуп будет проходить в него, преодолевая небольшое усилие. Если он проходит слишком легко или слишком тяжело, отрегулируйте заново.

Потом, поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, нужно отрегулировать зазор в клапанах других цилиндров. Здесь необходимо соблюдать порядок работы цилиндров двигателя Вашего автомобиля (например, 1-3-4-2). Коленвал следует поворачивать ТОЛЬКО по часовой стрелке и ТОЛЬКО за ручку «кривого стартера» (пусковая рукоятка) или же за болт крепления шкива привода генератора. Можно поворачивать коленвал за вывешенное ведущее колесо, но здесь необходимо соблюдать осторожность.

Регулировка на двигателях ВАЗ


Проверка расстояния между рычагами и кулачками распредвала: 1 — щуп; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка регулировочного болта.
В двигателях порядок регулировки клапанов следующий. Проворачиваете коленвал по часовой стрелке так, чтобы метка на звездочке распределительного вала точно совпала с меткой на корпусе подшипников. В это положении зазор регулируется у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра (соответственно, 8-й и 6-й кулачки).

Держите регулировочный болт рычага гаечным ключом, другим ключом ослабьте контргайку. Добейтесь необходимого зазора с помощью регулировочного болта. Затяните контргайку. Щуп должен входит с легким защемлением (не с большим усилием, но и не свободно болтаться).

На автомобилях ВАЗ-2109, -09, -10 и на других машинах с подобными моторами тепловые зазоры мотора регулируют с помощью специальных регулировочных шайб (продаются в авто магазинах). Они бывают толщиной от 3 до 4,5 мм. Толщина зависит от степени износа мотора.

Видео — как отрегулировать клапана своими руками

Блюди зазор!

Блюди зазор!

Регулировка клапанных зазоров

Текст: Михаил Пимус
Фото автора

Купил малокубатурник – позаботься о своевременной регулировке клапанных зазоров!

В процессе работы двигателя трущиеся детали газораспределительного механизма изнашиваются. Вследствие чего изменяются клапанные зазоры. Как в большую, так и в меньшую сторону. Зависимостей две. С одной стороны, клапаны и их сёдла постепенно «прихлопываются» (расклёпываются), глубина посадки клапана увеличивается, следовательно, зазоры уменьшаются. С другой стороны, изнашиваются кулачки распредвалов, плоскости толкателей и торцы клапанов. Это, наоборот, приводит к увеличению клапанных зазоров.

Зажатый клапан вызывает повышенный расход топлива, падение тяги и компрессии, а позже выход двигателя из строя. Клапаны с зазором больше рекомендуемого уменьшают мощность и ухудшают эффективность сгорания топлива. Появляется характерный звон, увеличивается износ клапанного механизма.

Шустрые малокубатурники – случай, требующий особенно тщательного контроля. Как правило, для извлечения хоть какой-то динамики, их двигатели выкручиваются в звон и долгое время эксплуатируются на максимально возможных оборотах. Все детали, в том числе и относящиеся к клапанному механизму, испытывают повышенную нагрузку. Отсюда имеем достаточно жёсткие и весьма оправданные требования регламента.

В нашем примере мы в качестве подопытной единицы будем использовать по-своему легендарный аппарат – Kawasaki Ninja 250 R . Конкретно у «Мини-Ниньзи» регламентный интервал проверки клапанных зазоров 12000 км. Более чем оправданная величина! Как правило (в большей степени у буйных водителей) в данном моторе выпускные клапаны со временем зажимаются, впускные, наоборот, распускаются.

Подготовка

Перед началом работ стоит уяснить для себя пару моментов и решить несколько ментальных дилемм. В случае с маленькой «Ниньзей» и другими малокубатурниками клапанные зазоры следует проверять и при необходимости регулировать строго по регламенту! Может, не километр в километр, но около того. И не слушайте тех, кто пытается диагностировать вам на слух, что всё в порядке. Другой вопрос – стоит ли собственноручно лезть под клапанную крышку с ключами и щупами? Особенно если раньше ничего подобного не делали. Цена ошибки тут высока. Сезон может закончиться молниеносно и перейти в затяжной дорогой ремонт. Подумайте!

Если всё-таки решились, заходите только с позиции опыта, аккуратности и знаний. Для выполнения вам потребуется сервисный мануал с указанием допустимых зазоров и моментов затяжки резьбы на моторе, набор инструментов (желательно иметь отдельный свежий набор для точных работ), набор щупов с минимальным шагом, микрометр, малый динамометрический ключ, лист бумаги и ручка, набор шайб. Шайбы не обязательно покупать целыми коробками, они также продаются поштучно. Это выгодно, но накладно по времени.

Читать еще:  Устройство печки ваз приора

Выполнение

Опустим момент первичного демонтажа. Предположим, что пластик и бензобак у вас уже аккуратно лежат в углу мастерской, антифриз слит, минус от аккумулятора отсоединён, свечи выкручены, две пробки над метками на левой моторной крышке открыты (широченная отвёртка вам в помощь), а клапанная крышка снята (фото 1). Измерения проводятся строго на холодном двигателе!

Первым делом загляните под открытую клапанную крышку. Убедитесь, что на деталях нет загрязнений и повреждений. Работать следует в чистоте! Далее следует выставить на моторе своеобразную точку отсчёта для измерений (ВМТ в первом цилиндре). А именно – аккуратно вращая коленвал против часовой стрелки за шляпку на роторе зажигания сквозь окно в левой крышке двигателя (фото 2), выставите метку «2 T » (справедливо для конкретной модели мотоцикла). Метка вылавливается через верхнее окошко в левой крышке. Риска должна совпасть с небольшим выступом резьбы напротив неё. Чтобы себя подстраховать, имеет смысл каждый раз смотреть на положение распредвалов. Метки на них должны быть направлены в противоположные стороны и располагаться в горизонт с плоскостью двигателя.

Выставив метку «2 T », измеряем щупом зазоры между кулачком и плоскостью толкателя во впускных и выпускных клапанах второго цилиндра и впускных клапанах первого цилиндра (фото 3). Итого шесть замеров. Щупы перед использованием имеет смысл дополнительно проверить при помощи микрометра (фото 4). Результаты измерений аккуратно записываем на соответствующим образом разлинованный листок бумаги (фото 5). Там же сразу отмечаем, в каких клапанах зазор вышел за границу нормы. У Ninja 250 R допустимые зазоры для впускных клапанов 0,15–0,24 мм, для выпускных – 0,22–0,29 мм. Следом проворачиваем коленвал против часовой стрелки на один оборот до метки «2 T ». Метки на каждом из распредвалов должны встать друг к другу и в горизонт с плоскостью двигателя (фото 6). Проводим и записываем ещё два измерения (впуск на первом цилиндре), отмечаем отклонения.

Настаёт момент регулировки зазоров, выпавших из нормы, при помощи замены шайб. В нашем случае это второй выпускной клапан в первом цилиндре. Демонтируем натяжитель цепи, аккуратно откручиваем крышки постелей и достаём оба распредвала (фото 7). Предварительно для подстраховки имеет смысл маркером отметить взаимное положение цепи ГРМ и шетерён распредвала (фото 8). Толщина новой шайбы высчитывается легко. Берём текущий зазор, складываем его с толщиной текущей шайбы и вычитаем из получившейся суммы средний нормальный зазор для клапана (в данном случае 0,255 мм). Получаем толщину новой шайбы в миллиметрах. В нашем случае это 2,766 мм. Толщину устанавливаемой шайбы имеет смысл перепроверить микрометром (фото 9). Шайбу удобнее всего извлекать/устанавливать при помощи магнита (фото 10).

В финале действа бережно возвращаем детали на свои места. Во-первых, строго в соответствии с мануалом динамометрическим ключом притягиваем постели распредвалов (фото 11). Во-вторых, взводим специальным фиксатором натяжитель и вкручиваем его обратно в двигатель (фото 12). Далее следует завершающий контроль. Путём извлечения фиксатора взводим натяжитель, проворачиваем двигатель за коленвал на 360°. Задача убедиться, что цепь натянулась, а также вновь совместить метки на роторе и распредвалах. После снова по той же методике замеряем клапанные зазоры, чтобы убедиться, что всё выполнено правильно и двигатель можно эксплуатировать.

Стучать – нехорошо: регулировка клапанов гайками, зачем и как правильно

Вот были же славные времена, когда каждый второй владелец классических Жигулей умел регулировать клапаны мотора своего автомобиля! И не считалось это чем-то запредельно сложным, и в каждом гаражном кооперативе можно было встретить того, кто мог помочь новичку разобраться со всеми этими толкателями и коромыслами. Потом моторы все чаще оборудовались гидрокомпенсаторами, и традиция регулировки клапанов как-то угасла. А зря! Потому что современные моторы все чаще «гидриков» лишены, и эта процедура вновь актуальна.

Зачем это нужно?

Д ля начала набросаем азы крупными штрихами, чтобы было понятно даже новичкам. И не говорите, что это ни к чему. Еще как «к чему» – простые вещи о конструкции автомобиля нужно знать и новичкам, и блондинкам, и даже брюнеткам. Если они, конечно, не желают быть обманутыми в сервисе или при покупке бэушного авто.

Итак, когда мастера говорят о регулировке клапанов, то речь идет о выставлении оптимального теплового зазора. Звучит сложновато, но вообще-то все просто. Как известно, клапаны в двигателе служат для впуска бензиновоздушной смеси (или просто воздуха) и выпуска отработавших газов. Тепловой зазор – это зазор в механизме открывания/закрывания клапанов, обычно между распредвалом и коромыслом клапана (есть разные конструкции, но суть одна). Зазор сделан с тем расчетом, чтобы при нагреве мотора до рабочей температуры металлические детали привода расширились и прилегли друг к другу плотно.

По мере износа этих самых деталей (распредвала, клапанов, толкателей и т. п.) тепловые зазоры меняются. Если они увеличились, то кулачки распредвала, пока мотор недостаточно прогрет, начинают буквально колотить по коромыслам, ускоряя износ и попутно порождая характерный стук. Логика проста: если вовремя не отрегулировать зазоры, то дело закончится переборкой клапанного механизма, куда более дорогой и сложной.

Читать еще:  Стрелка вольтметра дергается ваз 2107

Способов регулировки клапанов много: шайбами, подбором новых толкателей… А ведь есть еще гидрокомпенсаторы, которые мы упомянули выше – те вообще автоматически регулируют зазор. Со временем мы расскажем и о них, а также подготовим практические статьи по всем видам регулировки, но для начала остановимся на самом простом моторе – K 7 M под капотом Renault Logan , у него тепловые зазоры регулируются специальными гайками.

Почему Логан?

Ну, во-первых, это машина достаточно популярная. Во-вторых, регулировка восьмиклапанного мотора этого Рено практически не отличается от этой же процедуры на нашей «классике» (а ещё, например, на старых «хондовских» моторах серии D и некоторых других агрегатах), поэтому узнав, как отрегулировать клапаны на Логане, можно смело лезть в какую-нибудь «шестёрку» (только не Мазду, ха-ха) и попытаться сделать в её моторе что-нибудь умное, доброе, полезное. Шестнадцатиклапанный мотор Логана нам не подойдёт – он гидрокомпенсаторный.

Симптомы

О смысле процедуры мы уже кратко поговорили, а что насчет симптомов? Косвенными признаками необходимости регулировки может быть целый ряд мелких замечаний к работе двигателя. В первую очередь ухудшается приёмистость, а так как разгоняться хочется всё равно быстро, то мы жмём на любимую правую педальку всё сильнее и сильнее, повышая тем самым расход бензина. А если ко всему прочему добавляется и пробег около ста тысяч километров, то лучше устроить ревизию клапанам до того, как они устроят свистопляску в головке блока.

Есть ещё один признак, почти верный – характерный звук из-под клапанной крышки, похожий на цоканье. На холодном моторе его обычно слышно лучше (увеличенные зазоры на прогретом двигателе частично компенсируются тепловым расширением металла), и не обратить на это цоканье внимание просто невозможно. Кстати, если у вас стоят гидрокомпенсаторы, а этот неповторимый звук явно слышен, то, возможно, пора проверить состояние «гидриков», они тоже не вечные, особенно если замена масла у вас происходит реже, чем парад планет на небесах.

Разумеется, если машина стала безбожно «жрать» бензин, это не значит, что пора лезть в клапанный механизм, ибо причин этого нехорошего явления может быть множество. Но вот если все описанные симптомы есть, слышен стук (а вы его точно услышите), да и пробег уже «взрослый», то регулировка тепловых зазоров поможет мотору с весьма высокой долей вероятности.

Что подготовим для работы?

Даже для одного и того же типа клапанного механизма с регулировочными гайками существует несколько способов настройки. Мы выберем самый простой и, по словам специалиста, точный: будем крутить коленвал, выбирая оптимальное положение распредвала для каждого клапана в отдельности. Проводить операцию мы отправились в компанию «Логан-Шоп СПб», где ремонтом и обслуживанием Логанов и всего прочего, что построено на платформе В0, занимаются практически с момента появления Логанов в России. Тут же мы приобретём и некоторые расходники (точнее, всего один, но об этом позже). Помогать (работать, то есть, пока мы смотрим) будем мастер сервиса Алексей Телешов. Но сначала – о подготовке.

Итак, что нам сегодня понадобится? Как ни странно, но французы со своей необъяснимой тягой к проклятым русскими людьми звёздочкам-торксам в конкретном случае не слишком досадили своими причудами. Правда, на некоторых ранних моторах клапанную крышку без торксов не снять, но нам повезло, «звёздочка» будет нужна только для снятия корпуса воздушного фильтра. Помимо этого ключа нужен будет набор щупов (обязательно иметь 0,10, 0,15, 0,20 и 0,25), плоскогубцы и ключ на 10. Также приготовьте головку с удлинителем: нам нужно будет за гайку крутить шкив коленвала, без удлинителя будет тяжело.

Единственным расходным материалом мы будем считать прокладку клапанной крышки, которую лучше заменить. Оригинальная прокладка тут металлическая, и цена её для Логана чуточку неприлична: 1 650 рублей. Но не стоит вытаскивать из серванта бабушки серебряный подстаканник и бежать в ломбард: есть неплохие аналоги, мы, например, поставили прокладку Sasic , которая ничем не хуже оригинала, но стоит всего 750 рублей. Впрочем, нижняя цена на аналоги начинается вообще с 250 рублей, так что выбор есть. Главное, не стоит покупать резиновые или какие-нибудь картонно-прессованные изделия, лучше найти металлическую деталь.

Если вообще ничего отыскать не удаётся (во что я верю даже меньше, чем в возможность непорочного зачатия), то можно повторно поставить и старую прокладку, хотя особо надеяться на неё уже будет нельзя. И в этом случае ещё нужно будет купить герметик. Можно использовать любой серый герметик, главное – не уксусный. Алексей советует провести простой тест: нанести герметик на любую поверхность и капнуть чуточку масла, после чего потереть герметик. Если он начнёт сворачиваться в катышки, то от его использования лучше отказаться.

Жать – не пережать

Работу начинаем с уже знакомой операции – снятия корпуса воздушного фильтра. Подробно об этом мы уже рассказывали, когда вместе чистили дроссельную заслонку. Коротко напомним последовательность действий. Откручиваем четыре болта (по два спереди и сзади), снимаем патрубок спереди и отсоединяем один снизу корпуса. Не забываем про уплотнительное кольцо, которое должно остаться на корпусе, а не на дроссельной заслонке. Если оно осталось внизу, его лучше снять с заслонки и надеть на корпус фильтра, так будет проще собрать всё обратно.

Читать еще:  Регулировка противотуманных фар приора 2

Теперь нам предстоит освободить крышку клапана. Снимаем патрубок вентиляции. Он резиновый и иногда прикипает к штуцеру на крышке. Если сил много, а времени мало, то его можно порвать, хотя это крайне нежелательно. Проще взять его плоскогубцами в районе штуцера и чуть провернуть, после чего его отсоединить будет уже совсем просто. Затем снимаем разъём с катушки зажигания и начинаем отщёлкивать фиксаторы «косы». Их два, один – позади генератора, второй найти чуть сложнее, он за головкой блока, но и его отыскать можно. Отвёрткой раскрываем фиксаторы и осторожно отодвигаем «косу» от клапанной крышки.

Регулировка клапанов автомобиля в Киеве

Регулировка клапанов — необходимая процедура для автомобилей, двигатели которых не имеют гидрокомпенсаторов. Очень важно своевременно проверять и регулировать тепловые зазоры клапанов двигателя.

Нужна профессиональная регулировка клапанов двигателя в Киеве?

Тогда СТО «АВТОСОЛО» к Вашим услугам! Мы 100% качественно, быстро и по доступной цене выполним регулировку тепловых зазоров клапанов двигателя автомобиля любой марки! Звоните!

Когда необходима регулировка клапанов автомобиля

У каждого двигателя разный регламент проверки и регулировки клапанов, который варьируется от 20 до 100 тысяч км. Также на интервал регулировки клапанов влияют такие факторы как степень износа двигателя, манера езды, качество топлива, а также дополнительное оборудование: например ГБО.

Частые «симптомы» необходимости регулировки клапанов:

  • снижение мощности двигателя;
  • стук в работающем двигателе;
  • повышенный расход топлива;
  • проблемный запуск двигателя;
  • неустойчива работа двигателя.

Что может повлечь за собой игнорирование процедуры регулировки тепловых зазоров клапанов?

Если зазоры слишком велики, то это ведет к снижению мощности ДВС, а слишком маленькое расстояние может привести к прогоранию коллектора или тарелок клапана. Что в свою очередь, влечет за собой более дорогостоящую процедуру по ремонту головки блока цилиндров, поэтому гораздо разумнее своевременно проводить регулировку клапанов на профессиональном сервисе. Например СТО АВТОСОЛО проведет эту процедуру с минимальными затратами Ваших денег и времени.

ЗАБОТИМСЯ О БЕЗОПАСНОСТИ КЛИЕНТОВ

Мы принимаем меры по безопасному обслуживанию!

    Наши мастера работают в средствах защиты. Каждый автомобиль проходит дезинфекцию перед выдачей клиенту.

Что такое тепловой зазор и зачем его регулировать

Тепловым зазором клапана называется расстояние между верхней частью клапана (чаще всего толкателем) и распределительным валом механизма ГРМ. Такой зазор компенсирует расширение металлов при нагреве, и обеспечивает корректную работу механизма газораспределения. Со временем эксплуатации двигателя авто тепловой зазор уменьшается или увеличивается, что приводит к различным неприятным последствиям. Например при увеличенном тепловом зазоре клапанов появляются неприятный шум двигателя во время его работы. Как правило, более серьезные проблемы вытекают при уменьшенном тепловом зазоре. Если зазор слишком мал или отсутствует, при нагретом двигателе клапана не смогут закрываться полностью, образовывая небольшой просвет, из-за которого снижается компрессия в цилиндре, воздушно-топливная смесь перестает сгорать полностью. Часто блок управления двигателем начинает фиксировать ошибку по пропуску зажигания, но это еще не самое страшное. В зазор между клапаном и головкой блока цилиндров попадают раскаленные газы из камеры сгорания, что влечет за собой прогорание фаски тарелки или седла клапана в ГБЦ. В таком случае уже регулировка клапанов не поможет. Поврежденные клапана рано или поздно приведут к ремонту двигателя или ремонту ГБЦ.

Простыми словами о регулировке тепловых зазоров клапанов

Виды регулировки тепловых зазоров клапанов

Из-за различного устройства двигателей, применяют несколько типов регулировки зазоров клапанов:

  • автоматическая настройка зазора с помощью гидрокомпенсаторов, которые за счет давления масла поддерживают заданный производителем тепловой зазор. Такой механизм не нуждается в регулировании, и если он нормально работает, то и тепловой зазор всегда будет в норме.
  • винтовая регулировка тепловых зазоров. Самый удобный и комфортный способ регулировки, с точки зрения обслуживания. Тепловые зазоры клапанов регулируются специальными винтами, для проведения этой процедуры нет необходимости в каких либо деталях и сложных инструментах. Потребуются лишь новые прокладки ГБЦ. Также, как правило, при такой регулировке ГБЦ не нуждается в существенной разборке.
  • регулировка с помощью шайб или толкателей. Сейчас это довольно распространенный и проблематичный вариант регулировки. Отличия шайбы и толкателя в том, что это две отдельные детали, и в первом случае меняется только шайба. А во втором – толкатель с шайбой представляет собой одну деталь, которая меняется целиком. Сложность такого метода регулировки заключается в том, что для установки необходимого зазора старый толкатель снимается, а на его место устанавливается новый, другого размера. Процесс замены толкателя как правило, предусматривает сьем распределительные валы, но не редки случаи, что некоторых размеров толкателей может просто не быть в Украине, и приходится их заказывать из за рубежа, что влечет также большие затраты. Такая настройка клапанов влечет большие расходы, но игнорирование этой процедуры, обязательно повлечет более сложный и дорогостоящий ремонт двигателя.

Интервал регулировки тепловых зазоров клапанов

Интервал регулировки зазоров клапанного механизма отличается для разных производителей автомобилей и систем газораспределения. Но, всё же можно указать усредненные интервалы:

  • Винтовая настройка тепловых зазоров – интервал 10000 — 40000 км.
  • Регулировка тепловых зазоров шайбами или толкателями – 20000 — 100000 км.

Точные указания по периодичности регулировки тепловых зазоров клапанов необходимо уточнять в руководстве по ремонту конкретной модели автомобиля!

Также, необходимо учесть, что для автомобилей, на которых установлено ГБО, интервал обслуживания клапанного механизма рекомендуется сократить вдвое!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector