Avtonova37.ru

Авто мастер
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сабвуфер на 75 гдн

Активный автомобильный сабвуфер на базе 75ГДН

В данной статье речь пойдет о сабвуфере на основе известного и распространенного динамика 75ГДН.

Динамическая головка

Итак, мне почти даром досталась динамическая головка 75ГДН, правда в не очень хорошем состоянии и в плохом внешнем виде, весь динамик припал порохом, пылезащитный колпачок вырезан из картона, да еще и не очень ровно.

Опыт ремонта динамиков у меня был, так что оставить его в таком состоянии просто не смог, решил сделать небольшой апгрейд.
Итак, я разобрал динамик. Все детали этого процесса расписывать не буду, это делается с помощью растворителя, подручного инструмента, например отвертки, пинцета и прямых рук.

В корзине динамика, для лучшего охлаждения катушки, было сделано 8 отверстий диаметром 8мм. Потом корзина была прошкурена, места где приклеиваются центрирующая шайба и подвес заклеены изолентой и окрашено. Были также поставлены позолоченные зажимы.

Диффузор динамика был почищен от пыли и остатков клея, зашкурен, а также был приклеен новый, плоский полезащитный колпачок (вырезан из картона). После чего, головка была опять собрана. Диффузор динамика был покрыт слоем клея ПВА и также окрашен. Из цветной клейкой пленки была сделана декоративная наклейка на колпачок.

С динамиком закончено, можно браться к изготовлению ящика.

Корпус сабвуфера

Корпус изготовлен из мебельного, ламинируемого ДСП толщиной 16мм. Внутри размещены две перегородки жесткости. Боковые стенки утоплены для улучшения внешнего вида и удобства перетягивания саба. Передняя стенка утолщена, толщиной 32мм, склеенная из двух плит ДСП. Также спереди в ней сделано отверстие, где размещается плата индикаторов, а также сделано углубление для посадки головки. Стенки корпуса соединены между собой шурупами и склеены клеем ПВА, также по всему периметру внутри брус 20х20мм. В боковой стенке сделан дополнительный, отдельный отсек, где расположен усилитель. Чистый объем около 40л.

Внутри саб обклеен поролоном толщиной 10мм, средней плотности. Фазоинвертор лучше настраивать на слух, поскольку ТС-параметры динамиков могут отличаться. Его внутренний диаметр 70мм, длина порта может варьироваться от 18 до 25 см с настройкой на частоту 30-40 Гц.

В принципе ящик вышел достаточно крепким и глухим, хотя возможно стоит сделать чуть толще боковые стенки, например 18мм.
Сверху саб обтянут черным карпетом.

Электроника

Электронная начинка саба — это почти точная копия усилителя из моей статьи «Автомобильный усилитель моноблок». Единственное, что здесь изменено — это печатные платы усилителя мощности и преобразователя и введен индикатор выходной мощности.

Усилитель мощности

Схема усилителя приведена ниже

О работе схемы можно прочитать в статье «Автомобильный усилитель моноблок» или непосредственно в статье автора схемы, в журнале «Радио». Единственное, что изменилось — это печатная плата. Усилитель наладки не требует, все работает с первого включения.

Преобразователь напряжения и стабилизатор

Схема преобразователя напряжения и стабилизатора также осталась без изменений. Единственное, что изменилось — это печатные платы и добавлен еще один стабилизатор напряжения на 15В для питания индикатора выходной мощности. Преобразователь и стабилизатор смонтированы на двух платах размерами 160х85мм и 45х50мм соответственно.

Углубляться в работу схемы также не буду, однако из опыта предыдущей статьи расскажу еще раз о намотке трансформатора, поскольку из-за отсутствия фото возникало много вопросов. Трансформатор намотан на ферритовом кольце размерами 40х25х11. Сначала, напильником скругляются все острые грани кольца и обматываются тряпочной изолентой.

Первичная обмотка намотана 5-ма жилами провода 0.8-0.9мм и содержит 2х6 витков. Сперва мотается первая половина обмотки, она равномерно разбита по всему кольцу.

На концах жилы скручиваются и выходят 4 вывода. Подгибаем эти выводы под отверстия в плате и обматываем первичную обмотку все той же изолентой.

Теперь можно браться за вторичную обмотку, в моем варианте она намотана проводом 1.5мм и содержит 2х16 витков, наматывается таким же образом как и первичная обмотка. В результате получаем еще 4 вывода вторичной обмотки.

Подгибаем под плату и заматываем изолентой. Трансформатор готов, зачищаем выводы и припаиваем на печатную плату.

Также, возможно в схему стоит ввести выходные дроссели на каждое плечо питания, они могут быть намотаны на ферритовых стержнях высотой 2см и диаметром 8мм и содержать 6-8 витков проводом 1.2-1.8мм. Входной дроссель намотан на ферритовом кольце из компьютерного блока питания двумя проводами 1мм и содержит 10 витков, равномерно распределенных на кольце.

Собранная плата стабилизаторов имеет следующий вид:

Блок фильтров

Все та же, 100 раз проверенная мной схема фильтров:

Индикатор выходной мощности

Индикатор выходной мощности собран на микросхеме LM3915 по следующей схеме.

S1 переключает режим работы индикатора, при замкнутом контакте режим «столбец», при разомкнутом — «волна». Подстроечным резистором R5 можно выставить нужный уровень индикатора. Светодиоды в принципе можно использовать любые.

Читать еще:  Регулировка передней двери приора

Конструкция и монтаж

Поскольку места для электроники было отведено не так и много, «впихнуть» ее туда оказалось не так и просто, пришлось мудрствовать. Следовательно, все платы, коннекторы и ручки управления закреплены на пластине из МДФ толщиной 8мм. На внешнюю сторону выведены радиатор, клеммы питания и REM, гнезда входов, а также регуляторы блока фильтров. Внешне эта пластина вместе с радиатором окрашена в черный цвет. Изнутри, в месте, где должны крепиться транзисторы, в пластине было сделано прямоугольное отверстие. По этому отверстию была вырезана дюралюминиевая пластинка, чтобы «нарастить» радиатор до нужного уровня и было удобно крепить транзисторы. Эта пластинка прикручивается к радиатору двумя болтами, между пластинкой и радиатором естественно слой термопласты. Болты специально оставлены подлиннее, поскольку позже на них садится дюралюминиевая пластинка, которая прижимает все транзисторы к радиатору. (На фото первый вариант усилителя, одна ТДА7294 без транзисторов. Схема себя не показала, потому позже был реализован другой УМ)

Плата преобразователя крепится к МДФ пластики с помощью дюралюминиевых уголков, два маленьких непосредственно прикручены к плате и пластине, а два больших удалены от платы и с помощью 2-х растяжек из медного провода не дают плате качаться.

Для платы усилителя мощности сделан пластмассовый уголок, который поддерживает одну ее часть, однако она в основном держится за счет выходных транзисторов и микросхемы, которые сильно прижаты к радиатору дюралюминиевой пластинкой. Между радиатором, микросхемой и всеми выходными транзисторами обязательно должна быть диэлектрическая пластинка ну и конечно термопаста, корпуса транзисторов и микросхемы изолированы от радиатора.

Плата стабилизаторов крепится на два пластмассовых уголка, а плата фильтров держится с помощью дюралюминиевой пластики, к которой прикручены три регулятора.

Проводы от клемм питания к плате ПН максимально толстые, не менее 4-6 кв.мм. Для подсоединения платы индикатора и индикаторов работы сабвуфера использован 8-ми контактный разъем. Также, можно для удобства ввести 2-х контактный разьем для подсоединения динамической головки.

Плата индикатора выходной мощности и индикаторов включения закрепленные в отведенном месте, отверстия для проводов после монтажа заклеиваются пластилином. Индикаторы закрыты затемненной стеклянной пластинкой.

Окончательный результат

Конечным результатом на то время остался довольным. Сабвуфер играл очень мягкий, приятный и глубокий БАС и мог создать совсем неплохое как для 10-ки звуковое давление. Однако играть у меня ему судились не долго, поскольку после покупки авто было запланировано строить другую систему с другим сабом. Данный сабвуфер было продан и поныне он радует нового хозяина.

Сабвуфер на 75ГДН 3-4

С детства занимаюсь радиотехникой. За это время я изготовил огромное количество акустических систем различного назначения.

С развитием компьютерной техники многоканальный звук приобретает все большую популярность. Главным звеном звуковых систем 5. 1 и 7.1, по-моему, является сабвуфер. Но качественный и недорогой «саб» найти сложно. Хочу предложить вам для самостоятельного изготовления свою конструкцию сабвуфера.

Акустическая система относится к классу полосовых резонаторов. Корпус Банд Пасс 6-го порядка класса А, собран из ДСП толщиной 18 мм, внутри каркас из деревянных брусков 20х20 мм. Трубы фазоинверторов внешним диаметром — 75 и 110 мм, изготовлены из куска сантехнической трубы. Длина труб 250 и 190 мм. Внутри корпус оклеен двухслойным ватином. Объём камер примерно 41 и 13,5 литра. Сверху сабвуфер оклеен дермантином.

Динамик отечественный, хорошо зарекомендовавший себя 75ГДН 3-4, 1989 года выпуска. Друг «подогнал» с порваным подвесом, практически по всей его длине. После проклейки динамик был слегка доработан. Удалил старый пылезащитный колпак, поскольку при большой мощности он выдавал очень неприятный и громкий щелчок. Из плотного картона был вырезан новый, и склеен в виде конуса, такого же диаметра, и заклеен на его место клеем БФ. Динамик работает отлично.

Усилитель для сабвуфера выполнен на TDA 7294 по стандартной схеме с небольшими доработками (печатка). Одной из основных особенностей этой микросхемы является применение полевых транзисторов в предварительных и выходных каскадах усиления. К ее достоинствам относятся большая выходная мощность до 100 Вт на нагрузке 4 Ом и много других, этого вполне достаточно для данной конструкции.

Для сателлитов усилители выполнены на двух TDA 1558 (TDA 1555), можно и другие более качественные, просто они были у меня в наличии. Акустическое оформление сателлитов может быть простейшим, в данный момент использую от домашнего кинотеатра фирмы LG, но в дальнейшем планирую изготовить их самостоятельно.

Микросхемы установлены на общем ребристом теплоотводе, общей площадью 1200 см. Вся конструкция усилителя с блоком питания размещена на задней стенке корпуса сабвуфера.

Читать еще:  Переключатель гбо 2 поколения на инжектор

Конструкция корпуса

Схема усилителя для «саба»

Схема усилителя для сателлитов

Блок питания

Ввиду того, что конструкция и монтаж усилителя просты, чертеж печатной платы и некоторые нюансы в разводке проводов и оформлении не привожу, обо всём этом много написано в Интернете. Хочется сказать что, сабвуфер предназначен для компьютера, но с некоторыми доработками может работать как самостоятельная многоканальная акустическая система.

На изготовление ушло около недели. Конструкция, я считаю, удалась — звук превзошел все ожидания. Ложкой дёгтя оказалось небольшое бубнение на частое 200 Гц (моё субъективное мнение), но это легко исправляется снижением частоты среза примерно до 150 — 180 Гц.

Внешний вид того, что получилось

Сообщества › Автозвук › Блог › Возвращение легенды. Сабвуфер на 75ГДН.

Наверное каждый второй имел дело с этими динамиками, такие применялись в советских АС-90 в качестве низкочастотного звена. Вот и ко мне впервые попал в руки НЧ динамик 75ГДН-1-8 87-го года выпуска, на нем уже был заменен подвес и довольно качественно.
Давайте взглянем на старый корпус колонки АС-90,

В общем что тут рассуждать, измеряем реальные параметры динамика: Fs=36,7Гц Qts=0,42, Vas=44литра. Считаем в Bassbox 6 Pro оптимальное оформление. Сабвуфер планируется устанавливаться в ВАЗ 2112, добавляем файл передаточной функции данного автомобиля, получаем вот такой график.

Сборка.
Тут ничего особенного, материал советская ДСП,

Метки: 75гдн, сабвуфер.

Комментарии 81

А подскажи плиз где взять файлик передатки салона для бассбокс 6?! Нигде немогу скачать((

И нигде не найдёшь, самому нужно измерять. Уменя для 10ки и 12ки есть

Не могли бы Вы подробнее рассказать о программе, в которой считали, а конкретнее о «добавляем файл передаточной функции данного автомобиля», где можно взять эти файлы, для каких авто они существуют?

В бассборсе есть кнопка room т.е комната, в нашем случае салон автомобиля. Передаточная функция вычисляется с помощью тестового короба ЗЯ и микрофона. Заменяется АЧХ на открытом пространстве потом в автомобиле, вычилсяется разница в АЧХ. Затем в цифровом виде добавляется в программу бассбокс. Пока что есть ПФ ваз2110 и ВАЗ 2112. Другие машины еще не приходилось измерять. В интернете таких файлов я не нашел.

Не могли бы Вы подробнее рассказать о программе, в которой считали, а конкретнее о «добавляем файл передаточной функции данного автомобиля», где можно взять эти файлы, для каких авто они существуют?

Большое спасибо за информацию!

Тоже приходилось ). Так амфитоновские тоже 45л чис.
Короб взял от эстрадного монитора ноэма из под дина ф450 сверху переходную плиту из троллейбусной фанеры, внутри обшил аккуратно, степлером строительным прошелся избавился от лёгкого неприятного гула. Чистыми получилось около 47л .Раздница вроде не большая а по низам явно лучше)

Работа супер! руки откуда надо растут! А сам динамик херня, любой китаец 10″ получше будет.

Интересно получилось. На видео бы хотя бы послушать))

про чуйку 90 Дб вообще удивил… они тупые как валянки… по звучанию может ты и прав, они не плохи, но не в машину. один такой я уже в ЧВ ушатал((

Отличная работа по воскрешению совдепа. А можно фотки швоф поближе. Хочу рассмотреть, как стягивали швы нитками.

Типа этого, но черными нитками и сильнее стягивал.

А, теперь понял. Стягивал нитками через прострочку? Получается, что сами грани не пришиты, а стянуты через швы.

Да сналача стороны прострачивал по периметру на машинке потом стягивал обычной иголкой. Часа 2 правда ушло если не больше.на перетяжку.

ПВС норм в качестве акустического провода.

а разве у ГДН чуйка 90дб? там вроде максимум 86. откуда ей быть, если подвес сделан из резины толщиной с галошу.

Было действительно такое. Чтобы качнуть более менее пристойное давление на НЧ нужно было нещадно качать эти динамики. В общем бессмысленно ими заниматься их время прошло давно.

I push like.
Sound q 2, work quality 9,5 points!
When this old shit die put in this beautiful box some Focal speaker and sell it to me. )))

слишком горб большой на ачх

Обязательно замерю, установив в машину, это только расчетная.

Конечный результат понравился, но вот по настройке думаю высоковато.
Кстати уменьшить ход диффузора можно увеличением площади сечения порта.

а видео нет?! как звучит сия буфа?!

Нету пока, еще не устанавливался, это я другу собрал. Усилитель подыскиваем подходящий.

классно короб затянул*очень круто)))

А я всеже придерживаюсь мнение что такая низкая частота настроики сделана не зря, скорее всего для того чтобы компенсировать горб и как то выровнять ачх.

Читать еще:  Что лучше ваз 2110 или приора отзывы

Как показывает практика, больше всех рассказывают про «тупые современные насосы» и восхваляют ГДН заясняя о «я его никогда не променяю» те, кто вообще имеет смутное представление о нынешнем рынке автомобильных сабвуферов, а также имеет крайне скудный опыт работы с ними. А зачастую и вовсе никакой)

ГДН это старый, пыльный, стремный посредственный и заросший паутиной вход в огромную кроличью норку под названием «автозвук» )))

у гдн хороший звучек и отлично подходит для дома, но не для машины — только если прям вообще ни разу не наваливать. а то ачх гдн вообще больше под низкоиграющие миды подходит, для саба высоковато играют

Я всегда говорил:
Ставить домашние сабы в авто также глупо как и автомобильные домой. ))

Ну не знаю. Может и глупо, конечно, но важнее, ведь, оформление. Глупо будет бросить в багажник колонку с-90, как и любую другую колонку, рассчитанную и предназначенную для большего объёма, чем салон авто… Не говоря уже об эстрадных колонках. А собрать коробушку под динамик, все же, как-никак разумнее. По поводу второй части поговорки-так же важен подход. Одно дело запитать усилок от акб и бросить в комнате саб. Другое-купить/спаять блок питания, купить/спаять усилитель и найти тот уютный уголок, где саб будет не гудеть, а играть. Либо собрать короб, который позволит такой уголок вообще найти ). Лично я, бывало, колхозил… Питал усь от акб и наваливал низов дома. Правда это были необходимые меры, ибо новые соседушки вели себя плохо) ну да не суть.

Ну в теории и из феррари можно сделать внедорожник и из трактора болид. Вопрос нужно ли?

Как показывает практика, больше всех рассказывают про «тупые современные насосы» и восхваляют ГДН заясняя о «я его никогда не променяю» те, кто вообще имеет смутное представление о нынешнем рынке автомобильных сабвуферов, а также имеет крайне скудный опыт работы с ними. А зачастую и вовсе никакой)

ГДН это старый, пыльный, стремный посредственный и заросший паутиной вход в огромную кроличью норку под названием «автозвук» )))

Ну все когда-то с чего-нибудь начинали)

Ваще не отрицаю))) У меня лежали в багажнике пара s30 распертые держаком от лопаты)))

Не подскажешь что за модель у меня? На вид отличие в магните и сопротивление 6.4Ом.

Для домашки очень красиво! В машине думаю быстро умрёт, я три ушатал — колпаки трескались, купил простой альпайн саб и колбасит и в трое мощнее и живой ))) А для дома их восстановлю и соберу триполосочку…

с какого перепугу у 75ки чуйка в 90?)))

А что удивительного бумажный подвес + 10 «. Программа так постичтала.

у него всегда чуйка была 86, посему и S90 неалё в плане чуйки, усилку демпфактор нужен просто чумовой да и от БП многое зависит

Вот нашел АЧХ 75ки.
В описаниии самих АС «Уровень характеристической чувствительности, дБ, я диапазоне частот 31,5 …2000 Гц, не менее» — это к чувствительности динамики не относится

на заборе тоже много чего написано)))
я как минимул юзал с десяток пар этих девайсов))) и знаю о чем веду речь…что характерно…они выпускались несколькими заводами…и имеют только одну схожую характеристику))) внешний вид))) все остальные параметры пляшут так что мама не горюй
тем более дины уже взрослые, и параметры соответственно будут далеки от паспортных

Такое ощущение, что в паспорте вообще с потолка параметры написаны. Речь идет только о моем экземпляре, я измерил параметры и на их основе вычислил чувстивтельность.

А что удивительного бумажный подвес + 10 «. Программа так постичтала.

я-бы на вашем месте нашел еще один такой и сваял изобарик в ЗЯ но не ФИ
ФИ в исполнении 75ки не откровенно не выдерживает никакой критики

А чем ФИ то не нравится? как раз по параметрам подходит ФИ оформление для него)

добротность и Qts у него не для ФИ
голимый ЗЯ
а изобарик сгладит его АЧХ
но ток усь нужон нормальный

Да наоборот, в ЗЯ от него толку, как от козла молока. Изобарик ничего не изменит, лишь Vas уменьшит вдвое. а оно того стоит?

изобарик сгладит ачх
а по поводу ЗЯ — он музыкальнее
да и я вам уже сказал… нужен будет мощник сильноточный с нормальным оконечным каскадом а не ТДАхи фсякие

С чего вообще начали, и к чему пришли… не понятно. Если вам нравится как звучит ЗЯ, не принимая во внимание параметры динамика, пожалуйста собирайте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector