Avtonova37.ru

Авто мастер
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема переключения передач на оке

2.32 Переключение передач

Переключение передач и положение рычага

Ручная коробка передач

Положения рычага переключения передач показаны на его ручке. Перед включением задней передачи необходимо поднять кольцо под ручкой рычага.

При переключении передач полностью выжмите педаль сцепления и затем плавно ее отпустите. Не рекомендуется вести автомобиль, держа одну руку на рычаге переключения, это повышает износ коробки передач.

При переключении с пятой на четвертую передачу не нажимайте на рычаг в боковом направлении, чтобы случайно не включить вторую передачу, что может вызвать превышение допустимых оборотов двигателя и его повреждение.

Перед включением задней передачи убедитесь, что автомобиль находится в покое и Ваша нога не на педали акселератора. Передвиньте рычаг из нейтрального положения вправо до отказа, а затем включите задний ход.

В приведенной ниже таблице указаны скорости движения, при которых следует включать следующую передачу для максимальной экономии топлива.

Смена передачи

Скорость движения

Переключение передач — автоматическая трансмиссия

У основания рычага селектора имеется циферблат с подсветкой, на котором изображены символы положений диапазонов селектора.

«P» — Стоянка
«R» — Задний ход
«N» — Нейтральное положение

Передачи для движения вперед:

«D» — 1-я — 4-я передачи
«3» — 1-я — 3-я передачи
«2» — 1-я — 2-я передачи
«1» — только 1-я передача

Нельзя устанавливать положение «P», «R», или «N» при движении автомобиля. При повторной установке положения движения это может привести к аварии или повреждению коробки передач.

Положения рычага селектора

Нажатие на педаль акселератора при перестановке рычага селектора может вызвать повышенный износ трансмиссии.

При установке положения движения всегда держите ногу на педали тормоза.
Не следует держать руку на рычаге селектора, поскольку это может вызвать износ трансмиссии.

Рычаг переключения передач

Между установкой рычага в положение движения и разгоном следует делать паузу в несколько секунд, чтобы дать возможность включиться передаче.

В некоторых положениях рычаг селектора блокируется, и для его передвижения необходимо нажать кнопку на ручке рычага. Блокировка имеет место между следующими положениями.

Это положение может быть установлено только при стоящем автомобиле. Рычаг селектора и трансмиссия заблокированы. Может быть произведен запуск двигателя.

Это положение может быть установлено только при стоящем автомобиле. Необходимо нажать кнопку на ручке рычага.

Перед троганием следует подождать несколько секунд, чтобы включилась передача заднего хода.

В этом положении двигатель отсоединен от трансмиссии. Может быть произведен запуск двигателя. Во избежание качения автомобиля по склону следует применять ручной тормоз.
Во избежание перегрева двигателя и трансмиссии следует устанавливать положение «N» при продолжительных остановках автомобиля (например, в автомобильных пробках). При ожидании разрешающего движение сигнала светофора следует устанавливать положение «D».

Это положение применяется при вождении в обычных условиях. Автомобиль трогается с места на первой передаче, и затем происходят автоматические переключения между 2-й, 3-й и 4-й передачами. Момент переключения зависит от положения педали акселератора и скорости движения.

В этом положении 4-я передача заблокирована. Автомобиль трогается с места на первой передаче и затем происходят автоматические переключения между 2-й и 3-й передачами.
Положение 3 рекомендуется при вождении по извилистым дорогам и в плотном городском движении. При перестановке рычага из положения «D» в положение 3 трансмиссия немедленно переключается на 3-ю передачу, что вызывает сильный эффект торможения двигателем. Этого не следует делать при скорости свыше 130 км/час.

Это положение рекомендуется при движении по горным дорогам. При этом лучше используется мощность двигателя и возрастает эффект торможения двигателем. Трансмиссия автоматически переключается между первой и второй передачами. Третья и четвертая передачи заблокированы.

При перестановке рычага из положения «D» или из положения 3 в положение 2 переключение с третьей передачи на вторую происходит только при скорости движения меньшей, чем некоторая заранее заданная скорость, во избежание увеличения оборотов двигателя до недопустимых значений.

Это положение рекомендуется при подъеме на очень крутые склоны и при спуске с них. С одной стороны, обеспечивается эффективное торможение двигателем, с другой стороны, ликвидируются постоянные переключения передач, приводящие к перегреву рабочей жидкости трансмиссии.

Если перевести рычаг из положения «D» в положение 1, то происходит немедленное переключение на 3-ю передачу; далее, по мере того как скорость уменьшится до 70 км/час, произойдет переключение на 2-ю передачу; и далее по мере того как скорость уменьшится до 30 км/час, произойдет переключение на 1-ю передачу. Не следует устанавливать рычаг селектора в это положение при скоростях, превышающих 130 км/час. Ручное переключение также нежелательно на обледенелой дороге. При этом положении рычага селектора не происходит переключения на высшие передачи.

Выжимание педали акселератора до пола («кик-даун»)

При выжимании педали акселератора до пола — в положение «кик-даун» — происходит переключение на низшую передачу, чтобы обеспечить запас мощности, например для обгона. Переключение на следующую передачу происходит только при высоких оборотах двигателя или при отпускании педали акселератора.

Схема работы коробки передач

1. Задняя крышка. 2. Картер коробки передач. 3. Ведущее зубчатое колесо IV передачи. 4. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач. 5. Шарик фиксатора. 8. Сухарь фиксатора. 7. Блокирующее кольцо синхронизатора II и IV передач. 8. Ведущее зубчатое колесо III передачи. 9. Ведущее зубчатое колесо II передачи. 10. Ведущее зубчатое колесо заднего хода. 11. Ведущее зубчатое колесо I передачи. 12. Первичный вал коробки передач. 13. Ведущее зубчатое колесо главной передачи. 14. Маслосборник. 15. Ось сателлитов. 18. Сателлит. 17. Зубчатое колесо полуоси. 18. Коробка дифференциала. 19. Ведущее зубчатое колесо привода спидометра. 20. Ведомое зубчатое колесо привода спидометра. 21. Картер сцепления. 22. Зубчатое колесо главной передачи. 23. Регулировочное кольцо. 24. Зубчатое колесо I передачи. 25. Скользящая муфта включения I, II передач и заднего хода. 26. Зубчатое колесо II передачи. 27. Зубчатое колесо III передачи. 28. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач. 29. Зубчатое колесо IV передачи. 30. Вторичный вал коробки передач. 31. Промежуточное зубчатое колесо заднего хода. 32. Ось промежуточного зубчатого колеса заднего хода. 33. Шток вилки включения заднего хода. 34. Шарик фиксатора штока. 35. Пружина фиксатора. 36. Выключатель фонаря заднего хода. 37. Вилка включения заднего хода. 38. Сухари замкового устройства. 39. Шток вилки включения III и IV передач. 40. Шток вилки включения I и II передач. 41. Пробки фиксаторов. 42. Вилка муфты синхронизатора III и IV передач.

А — выступ блокирующего кольца а, в, с, d — зазоры

Принцип действия механической коробки передач основан на изменении величины передаваемого крутящего момента методом замены пар шестерен, участвующих в передаче крутящего момента с первичного на вторичный вал коробки передач. Различное сочетание числа зубьев ведущего к ведомого зубчатых колес каждой передачи обеспечивает изменение величины передаваемого усилия (крутящего момента), а при включении задней передачи и направление передачи усилия.

От подбора количества передач и величин передаточных чисел зависят эксплуатационные показатели автомобиля, в том числе его динамика и скорость, расход топлива и проходимость.

Передачи переднего хода у коробки передач синхронизированы. Это позволило обеспечить плавный процесс переключения передач и увеличить долговечность работы коробки передач. Плавность переключения передач создает комфорт при вождении автомобиля, снижает утомляемость водителя и благотворно влияет на безопасность движения.

Принцип действия синхронизатора основан на выравнивании частот вращения вторичного вала коробки передач и свободно вращающегося на нем зубчатого колеса постоянного зацепления требуемой передачи.

На схеме работы синхронизатора показана последовательность его действия при включении IV передачи.

При нейтральном положении скользящей муфты 4 сухари 6 находятся в центре пазов ступицы 28 и не действуют на блокирующее кольцо 7. Между выступами А блокирующего кольца и пазами ступицы имеется равномерный боковой зазор в, а между выступами А и сухарями 6 — зазор с (см. «Схема работы синхронизатора», схема 1).

Начало включения IV передачи характеризуется тем. что скользящая муфта, перемещаясь в сторону шестерни 29. увлекает за собой сухари 6. которые упираются в выступы А блокирующего кольца, т. е. зазор с выбирается. При дальнейшем перемещении муфты сухари прижимают блокирующее кольцо к конической поверхности венца синхронизатора зубчатого колеса 29. Под действием сил трения между коническими поверхностями блокирующего кольца и венца синхронизатора и инерции синхронизируемых масс блокирующее кольцо поворачивается относительно ступицы до упора выступов кольца в боковые стенки пазов ступицы, т. е. с одной стороны зазор в выбирается, а с другой увеличивается в два раза и составит зазор d. Вследствие окружного смещения блокирующего кольца на 1/4 шага боковые скосы скользящей муфты 4 упираются в боковые скосы блокирующего кольца 7, и дальнейшее осевое перемещение скользящей муфты прекращается. В следующий момент завершается выравнивание угловых скоростей зубчатого колеса 29 IV передачи и вторичного вала 30. В этот момент прекращается трение фрикционных конусов блокирующего кольца и колеса 29. вследствие чего исчезает сила. прижимающая скошенные поверхности зубьев муфты и кольца. Этим создаются условия для полного включения IV передачи, когда освобожденная муфта легко соединяется с венцом блокирующего кольца, а затем и с венцом синхронизатора. соединяя его со ступицей. При полностью включенной передаче восстанавливаются зазоры между сухарями 6 и выступами А блокирующего кольца 7 и пазами ступицы.

На схеме работы коробки передач цветными линиями показаны направления передачи крутящего момента при включении каждой из передач.

При нейтральном положении рычага переключения передач, работающем двигателе и включенном сцеплении крутящий момент от двигателя передается через сцепление на первичный вал 12 коробки передач. От ведущих зубчатых колес первичного вала крутящий момент передается на одноименные зубчатые колеса вторичного вала, которые, не имея прямой связи с валом 30. будут свободно вращаться на нем. На главную передачу и дифференциал крутящий момент не передается.

При включении I передачи рычаг из нейтрального положения подается влево, до появления сопротивления, и вперед. Скользящая муфта 25 синхронизатора, перемещаясь в сторону зубчатого колеса 24, соединяет венец синхронизатора зубчатого колеса 24 со ступицей синхронизатора, жестко соединенной с вторичным валом. Крутящий момент от зубчатого колеса 24 передается через муфту на ступицу синхронизатора и от нее на вторичный вал. Через зубчатые колеса 13 и 22 главной передачи крутящий момент передается на дифференциал. Коробка 18 дифференциала, вращаясь вместе с осью 15 сателлитов, через зубья сателлитов 16 и зубчатых колес 17 полуосей распределяет крутящий момент по приводам передних колес.

Для включения II передачи рычаг из нейтрального положения подается влево и назад. При этом скользящая муфта 25 соединяет зубчатое колесо 26 второй передачи со ступицей синхронизатора, и крутящий момент от колеса 26 через скользящую муфту 25 передается на ступицу синхронизатора и на вторичный вал.

Третья и четвертая передачи включаются другим синхронизатором, перемещая рычаг вперед или назад из нейтрального положения. При включении III передачи муфта 4 соединяет колесо 27 со ступицей синхронизатора, а при включении IV передачи — колесо 29 со ступицей того же синхронизатора. Крутящий момент через соединенные колесо и ступицу передается на вторичный вал.

Заднюю передачу включают при полностью остановленном автомобиле. При выборе заднего хода рычаг переключения передач перемещается из нейтрального положения вправо до упора с увеличенным сопротивлением и назад. При этом промежуточное зубчатое колесо 31 заднего хода соединяет ведущее зубчатое колесо 10 заднего хода первичного вала с зубчатым венцом скользящей муфты 25 синхронизатора I и II передач За счет промежуточного зубчатого колеса передаваемый на вторичный вал крутящий момент изменяет свое направление. Одновременно с включением задней передачи включается фонарь заднего хода, так как вилка 37 нажимает на шток выключателя 36 фонаря заднего хода и цепь пампы соединяется с источником тока.

Четкое разделение линий III—IV передач и заднего хода достигается пружинным фиксатором 15 (см. гл. 20), который обеспечивает резкое нарастание усилия выбора задней передачи в начале и падение его в конце хода выбора

Смазка деталей коробки передач происходит разбрызгиванием масла зубчатыми венцами зубчатых колес. К игольчатым подшипникам зубчатых колес вторичного вала масло подается из масляной камеры за передним подшипником вторичного вала через маслосборник 14. Уровень масла измеряется линейкой и должен доходить до верхней метки.

Для улавливания из масла частиц имеется магнит, установленный в нижней части коробки передач. Слив масла из картера производится через отверстие, закрываемое пробкой 4 (см. гл. 19).

Привод переключения передач

1. Шток вилки переключения I и II передач. 2. Шток вилки переключения III и IV передач. 3. Блокировочный сухарь замкового устройства. 4. Ось промежуточной шестерни заднего хода. 5. Вторичный вал. 6. Вилка переключения I и II передач. 7. Вилка включения заднего хода. 8. Промежуточная шестерня заднего хода. 9. Вилка переключения III и IV передач. 10. Шток вилки включения заднего хода. 11. Шарик фиксатора штока. 12. Втулка фиксатора. 13. Пружина фиксатора. 14. Выключатель фонаря заднего хода. 15. Фиксатор рычага выбора передач. 16. Ось рычага выбора передач. 17. Картер коробки передач. 18. Картер сцепления. 19. Двуплечий рычаг выбора передач. 20. Рычаг штока выбора передач. 21. Корпус механизма выбора передач. 22. Шток выбора передач. 23. Уплотнитель штока. 24. Корпус шарнира. 25. Защитный чехол шарнира. 26. втулка шарнира. 27. Ось шарнира. 28. Наконечник шарнира. 29. Стяжной хомут тяги привода переключения передач. 30. Резинометаллический шарнир реактивной тяги. 31. Тяга привода переключения передач. 32. Пол кузова. 33. Защитный чехол. 34. Шаровая опора. 35. Опорная шайба. 36. Палец. 37. Втулки. 38. Рычаг переключения передач. 39. Стопорная скоба. 40. Опорная втулка реактивной тяги. 41. Опора реактивной тяги. 42. Корпус рычага переключения передач. 43. Обойма. 44. Пружина. 45. Реактивная тяга. 46. Пружина рычага выбора передач. 47. Опорная чашка пружины. 48. Тарелка фиксатора. 49. Пружина фиксатора. 50. Заглушка пружины. 51. Стопорное кольцо оси вилки заднего хода. 52. Головка штока вилки включения заднего хода. 53. Зубчатое колесо заднего хода вторичного вала. 54. Ведущая шестерня заднего хода первичного вала.

У переднеприводного автомобиля с передним поперечным расположением силового агрегата увеличено расстояние между коробкой передач и местом установки рычага переключения передач. Вследствие этого появились дополнительные детали, связывающие рычаг переключения с коробкой передач. Многозвенность привода усложняет его конструкцию и повышает требования к качеству регулировки привода переключения передач.

Привод переключения передач состоит из рычага 38, шаровой опоры 34, реактивной тяги 45 и тяги 31 рычага привода переключения передач, шарнира (поз. 26, 27, 28), штока 22 выбора передач и механизмов выбора и переключения передач.

Рычаг переключения передач состоит из верхней и нижней частей, сваренных между собой. В нижней части рычага имеется шаровая головка, которая расположена в разъемной шаровой опоре 34. Обе части шаровой опоры обжимают шаровую головку за счет поджимной пружины 44. Опора рычага, расположена в обойме 43, которая запрессована в корпус 42 рычага переключения передач. Опора рычага фиксируется в обойме опорной шайбой 35, на которую отгибаются три усика обоймы 43. Корпус 42 рычага переключения передач приварен к реактивной тяге 45, которая одним концом жестко, при помощи болта, крепится к картеру коробки передач через резинометаллический шарнир 30, а другим — опирается на резиновую опорную втулку 40 реактивной тяги, закрепленной в опоре 41. Крепление шаровой опоры рычага переключения передач не к полу кузова, а на реактивной тяге исключает возможность самовыключения передач при перемещениях силового агрегата на своих опорах при их износе или повреждении. В торце реактивной тяги устанавливается резиновая заглушка для герметизации внутренней полости тяги и гашения возможных ударов тяги о пол кузова.

Рычаг переключения передач соединяется с тягой 31 привода пальцем 36. Палец опирается на пластмассовые втулки 37, установленные в приварной втулке рычага, и стопорится скобой 39. Тяга проходит через паз корпуса под пол кузова. Место выхода тяги уплотняется резиновым защитным чехлом 33. Другой конец тяги при помощи шлиц и стяжного хомута 29 соединяется с наконечником 28 шарнира.

Шарнир, установленный в приводе переключения передач, частично компенсирует угловые перемещения силового агрегата, его вибрации и их влияние на работу механизма переключения передач. Он состоит из корпуса 24 и наконечника 28, шарнирно соединенных между собой осью 27. При этом ось запрессовывается в отверстие наконечника, а концами заходит в пластмассовые втулки 26 шарнира с зазором. Корпус шарнира крепится на штоке выбора передач коническим винтом, а наконечник шарнира — в тяге хомутом 29. Для прочности соединения на наконечнике имеются мелкие шлицы. Шарнир закрывается защитным чехлом 25, который крепится с одной стороны при помощи фланца на наконечнике шарнира, а с другой — на корпусе сальника. Чтобы чехол не повреждался при перемещении штока, на нем выполнены гофры.

Шток 22 выбора передач установлен в картере 18 сцепления на двух опорах, в наружную опору запрессована втулка. На штоке крепятся коническими винтами-с-одной стороны шарнир, а с другой — рычаг 20 штока выбора передач; он ввертывается в резьбовое отверстие штока. В гнездо рычага штока выбора передач заходит сферическая головка двуплечего рычага 19 выбора передач. Этот рычаг закреплен с осью 16 на корпусе механизма выбора передач.

Механизм выбора передач выполнен отдельным узлом и закреплен четырьмя болтами к картеру 18 сцепления. В корпусе 21 механизма ось 16 стопорится болтом. На оси установлен двуплечий рычаг 19, в ступице которого выполнено гнездо под шариковый фиксатор 15. На оси рычага имеется выемка под шарик фиксатора, к которой он поджимается пружиной 49 через тарелку 48. Рычаг выбора передач с обеих сторон распирается пружинами 46, под действием которых он стремится занять положение, при котором шарик фиксатора упирается в нижнюю из двух выемку оси. При этом одно плечо рычага выбора передач устанавливается в положение, обеспечивающее включение III или IV передачи. При выборе I или II передач шарик фиксатора упирается в верхнюю выемку (см. «Выбор передач переднего хода»).

В корпусе механизма выбора передач установлена на оси вилка 7 включение заднего хода, ось которой фиксируется стопорным кольцом 51. Конец вилки заходит в паз промежуточной шестерни заднего хода. В овальное отверстие вилки заднего хода заходит штифт головки 52 штока включения заднего хода.

При осевом перемещении рычага выбора передач до упора шарика фиксатора о верхнюю выемку плечо рычага устанавливается в положение, обеспечивающее включение I или II передачи.

Для включения заднего хода рычаг выбора передач из среднего положения перемещается вдоль оси до выхода шарика фиксатора из выемки (см. «Выбор заднего хода»). При этом плечо рычага выбора передач заходит в паз головки 52 штока включения задней передачи. При перемещении штока усилие через штифт головки передается на вилку 7 включения заднего хода. Поворачиваясь с осью, она перемещает промежуточную шестерню 8 заднего хода, которая входит в зацепление с шестернями заднего хода первичного и вторичного валов.

Механизм переключения передач

Механизм переключения передач осуществляет передачу усилия от рычага переключения передач, через механизм выбора передач, на муфты синхронизаторов и промежуточную шестерню заднего хода. Он состоит из трех штоков, вилок переключения передач, шариковых фиксаторов и замкового устройства.

Штоки расположены в гнездах картера 17 коробки передач и корпуса 21 механизма выбора передач. В нейтральном и во включенном положениях они фиксируются шариковыми фиксаторами 11. Для этой цели в штоках вилок переключения I и II, III и IV предач выполнено по три гнезда под шарики фиксаторов, а в штоке вилки включения заднего хода — два гнезда. Фиксаторы штоков расположены в трех каналах картера коробки передач, в которые запрессованы втулки 12 и установлены шарики 11 с пружинами 13. Фиксаторы закрываются резьбовыми пробками. На штоках переключения передач переднего хода крепятся болтами вилки, охватывающие муфты синхронизаторов. У вилки 6 переключения I и II передач имеется паз, в который заходит плечо рычага выбора передач при включении одной из указанных передач. На штоке 2 переключения III и IV передач дополнительно крепится штифтом головка с пазом для рычага выбора передач. На штоке 10 вилки включения заднего хода крепится штифтом головка 52 с пазом для плеча рычага выбора передач. В головке штока заднего хода имеется штифт, который заходит в овальное отверстие вилки 7 заднего хода.

С противоположной стороны от гнезд под шариковые фиксаторы на штоках выполнены гнезда под сухари 38 (см. гл. 21) замкового устройства. На штоке вилки переключения III и IV передач гнезда выполнены с обеих сторон штока, и в них просверлено отверстие под штифт. Замковое устройство не допускает одновременного включения двух передач. Оно состоит из двух сухарей и штифта. Блокировочные сухари 38 расположены между штоками в отверстиях корпуса механизма выбора передач.

Чтобы происходило полное включение (выключение) передач, надо правильно соединить тягу 31 привода со штоком 22 выбора передач. Для этого:

  • действуя снизу автомобиля, при ослабленном стяжном болте хомута 29 тяги, устанавливают шток выбора передач в нейтральное положение;
  • устанавливают рычаг переключения передач так, чтобы его нижняя часть расположилась перпендикулярно полу кузова;
  • в этом положении затягивают гайку болта стяжного хомута.

Переключение передач когда мотор сзади

Переключение передач когда мотор сзади

Как переключать передачи если мотор за спиной? Ведь ГАЗ 66 не слишком хороший пример для подражания. Решения есть, и весьма простые.

Современная компоновка багги предусматривает расположение силового агрегата (часто от переднеприводных автомобилей) позади водителя, при этом возникает необходимость изменения привода переключения передач, так как шток КПП направлен назад. В теме приведены варианты решения этой проблемы для широко применяемых агрегатов ВАЗ (8,9,10 семейства), ЗАЗ, Москвич-2141.

В материале использованы фотографии наших пользователей.

Вариант для силового агрегата ВАЗ-08, пригоден для многих переднеприводных агрегатов. Схема переключения передач сохраняется.

Одним из участников был реализован вариант переделки КПП силового агрегата ВАЗ-08 путем переноса штока переключения передач на переднюю стенку КПП. Способ требует более сложных слесарных и сварочных работ в среде аргона. Имеет некоторые преимущества. Возможно применение реактивной тяги для более жесткого соединения рычага переключения передач и КПП, Тяга более короткая, что также должно способствовать четкости переключения.

В силовых агрегатах, где используется КПП ЗАЗ, из-за разворота КПП на 180 градусов и для сохранения схемы переключения передач используется другая конструкция.

При этом необходимо перенести точку крепления тяги выбора передачи выше опоры рычага выбора передач (в ЗАЗах она ниже), и повторить конструкцию используемую на переднеприводных ВАЗах.

(Дополнение подсказал Ice_sar)

Вариант 1


Вариант 2

Схема реализованная нашим пользователем Юрием использовались агрегаты М-2141.

Фотография, послужившая образцом:

Устройство переключения передач — крупным планом. В основе его схема импортного агрегата выше, фото любезно предоставлено т. Nitro на форуме, но использованы отечественные запчасти. Шарниры в механизме продольного перемещения — от рулевых тяг классики, вращательного движения — от пневмостоек задней двери космича.

Читать еще:  Накладки на двери гранта лифтбек
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector