Avtonova37.ru

Авто мастер
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сказка про царя и сапожника

Сказка про царя и про сапожника

Краткое содержание:

(пока вроде не запрещёная)

Жили-были грозный царь

И веселый чеботарь.

Грозный царь страною правил.

Чеботарь заплатки ставил.

И жилось чеботарю

Веселее, чем царю.

Царь не ест, не спит спокойно,

У царя пиры да войны,

А сапожник в мастерской

Тянет дратву день-деньской,

Шьет, кроит и ставит латку,

А потом возьмет трехрядку,

Скажет: — Ну-ка, запоем!-

И зальется соловьем.

В пляс пойдут его ребята-

Так, что пол трещит дощатый!

Но прослышал государь,

Как беспечен чеботарь.

Издает приказ он краткий:

«Запрещаем класть заплатки

На башмак и на сапог.

Нарушителей — в острог!»

У царя и власть и сила.

Чеботарь припрятал шило,

Дратву, нож и молоток,

Мастерскую — на замок

И сидит себе на рынке,

Чистит публике ботинки.

До того натрет башмак,

Что блестит он, точно лак.

Царь узнал про эту чистку,

Пишет новую записку:

«С пары чищеных сапог

Троекратный брать налог!»

Чеботарь опять без дела,

Ждать работы надоело,

Взял он в руки два ведра

Да к реке пошел с утра.

Стал он в жаркую погоду

Продавать речную воду:

-Подходи, народ, сюда,

Вот холодная вода!

За копейку выпьешь кружку,

А полкружки за полушку!

Поступил к царю донос:

Воду носит он народу,

А верней, мутит он воду!

Бородою царь потряс

И велел писать приказ:

Пить в жару сырую воду!»

Сел на камень водонос,

Загрустил, повесил нос,

И жена и дети босы.

-Не пойти ли мне в матросы?

Я и ловок, и силен,

И смекалкой наделен.

Входит он в контору флота,

Говорит: — Служить охота,

То есть плавать по морям-

Нынче здесь, а завтра там!

Видят — парень он здоровый,

Рост приличный, двухметровый.

Взяли малого во флот.

Вот однажды царь плывет

На своей на царской яхте,

А моряк стоит на вахте.

Вдруг поднялся ураган.

Смыты с борта капитан,

И помощник, и матросы.

Гонит яхту на утесы.

Так и есть! Раздался треск,

А потом зловещий плеск.

Где пробоина? У носа.

Боцман требует матроса:

-Надо, брат, заплату класть,

Чтобы судну не пропасть!

Говорит матрос: — Положим!

Положить заплату можем,

Но простите: ваша власть

Не велит заплаты класть.

Царь выходит из каюты,

По колено борода,

По колено и вода.

Подзывает он матроса,

Все того же водоноса.

Молит жалобно: — Нырни

Да пробоину заткни!

Награжу тебя чинами,

Сколько ты воды хлебнешь,

Столько чести наживешь.

За глоток воды студеной-

По медали золоченой!

А матрос царю в ответ:

-Воду пить приказа нет.

Не велели вы народу

Пить в жару сырую воду!

Ну да ладно. Я нырну.

Не идти же нам ко дну.

Только вы уж извините-

Все приказы отмените,

Или каждый ваш приказ

Обернется против вас!

Год издания: 1968 г.

Издатель: Художественная литература

Старая несмешная басня, или реалии наших дней

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

читали эту сказку в детстве?

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

читал(а), но непомню

её надо читать госдумцам каждый день

давно уже быль, а не сказка!

Комментарии (23)

Один в один наше государство.

Очень актуально в наше время.

Ну вот кто бы думал, что Маршак тоже пророком станет.

Судя по хронологии его творчества, эта сказка была написана ещё в довоенное время.. выходит, с той поры всё перевернули с ног на голову, — то что раньше хоть и имело место, но саркастически высмеивалось и порицалось, ныне официально является внутренней государственной политикой.

Вставлять палки в колёса любому мало мальски окрепшему бизнесу, душить потребителя налогами, и просто бессмысленно и беспощадно запрещать..

..Вот конец только у басни сильно упрощён, а так — ни дать ни взять — Россия-2019!

Думается Владимир Владимирович не читал. Упустил в детстве! Какую-нибудь сурьезную литературу почитывал! Весь в учениях, не покладая рук. Иной раз так скажет, так киданет своим мыслищем, так озарит своим умищем. Аж с ног сшибает. Вундеркинд, одним словом.

Это вы так пошутили или всерьез так думаете?

Мой же коммент ниже. Видео. Актуально! К месту!

Как хорошо, что есть Путин В. В. Есть кого обвинить в своей никчемности.

Перепост своего же коммента в другой статье.

В России уже больше полувека эпоха дегенератов. После смерти Сталина началось.

Психоанализ назвали бесовской наукой, а основателя психоанализа Зигмунда Фрейда — бесом. (Катасонов) О чем можно говорить?

«Государство (Правительство) заинтересовано максимально раскрыть, заложенный от природы, потенциал каждого человека, и наиболее полно использовать его на благо Общества». Относительно данного утверждения должно происходить все реформирование.

Хотите, что бы было, примерно как в Китае? Если у человека есть интерес к медицине, дайте возможность проявить свои таланты. Он будет самообразовываться, углублять свои знания, стремиться к идеалу. Но, нет! Оне ему строго наоборот поддых, и по шее.

Что Вы лично хотите? Кому типа не всё равно?

Все, что сейчас творится в России, это отражение внутреннего мира Путина (бардак, безответственность, коррупция, халатность (когда воруют прямо из под носа федеральный бюджет), эгоизм, цинизм, безграмотность).

Пока он у власти будет только усугубление ситуации.

Проблема в идиотских реформированиях, в том, что не стремящийся к развитию (туповатый) криминал захватил и разбазарил практически все предприятия. Либерализм — естественная эволюция Общества. Когда криминал во главе ни о какой эволюции не может идти речи. Это ущербное Общество. К чему оно ведет? Когда исчерпаем сырьевые запасы? К конкуренции с сомалийскими пиратами.

Проблема в идиотских реформированиях, в том, что не стремящийся к развитию (туповатый) криминал захватил и разбазарил практически все предприятия. Либерализм — естественная эволюция Общества. Когда криминал во главе ни о какой эволюции не может идти речи. Это ущербное Общество. К чему оно ведет? Когда исчерпаем сырьевые запасы? К конкуренции с сомалийскими пиратами.

И даже при большом желании возразить вам — это трудно сделать. Вроде всё верно у вас. Единственное, что я хотел бы добавить, рывок в экономике можно сделать, наделив криминал во власти дополнительными репрессивными функциями. Чтобы они гнали наш народ на безвозмездный труд под дулами автоматов. Шаг влево, шаг вправо — побег, прыжок на месте — провокация. Всё мы тогда поднимем, увеличим, добьёмся. Только вот в человеческом плане сделаем большой шаг назад. Эволюция не состоится.

И снова идиотизм! Что внедрять, под дулами автоматов, тем более! Смех да и только! Чубайс затмил всех ученых мирового сообщества своей уникальной разработкой! Все на строительство грандиозного, многофункционального сооружения! Лапшаизжопывыдиралка.

Сказка про бедного сапожника

Жил когда-то в каком-то городе бедный сапожник. За всю свою жизнь не скопил он не то что одного рубля, а даже двух медных монеток. Что днем заработает, то вечером с женой и детьми проест.

По духанам он никогда не ходил, а всегда веселый был, на работу отправлялся — песни пел, с работы возвращался — шутки шутил. Так и жил, не зная горя и забот.

А правил тем городом хитрый и злой царь.

Вот однажды решил царь посмотреть, как живут его подданные. Надел он платье и все знаки рыночного устабаши (староста, надзиратель) и, когда наступил вечер, отправился бродить по улицам.

В окна заглядывает, у дверей подслушивает и, сколько ни ходит, ничего особенного не замечает: кто свои барыши за день подсчитывает, кто убытки оплакивает, кто с женой ссорится, кто детей бранит. Только в одном доме услышал он веселый смех и песни.

Удивился царь и решил посмотреть, что это за люди живут там и отчего им так весело и хорошо.

Постучал он. Открыли ему. Пригласили к ужину. Угощенье на столе небогатое, гостей нет, а пир горой идет.

Сидит царь за столом, ест лобио, пьет вино, а от любопытства все у него внутри так и горит: не привык он видеть в своем городе счастливых и довольных людей.

Читать еще:  Уплотнитель передней двери ваз 2110

— Прости меня за вопрос, генацвале (дорогой), — сказал наконец царь, — но очень хочется мне знать, кто ты такой и чем занимаешься, если даже в будний день пьешь и веселишься, словно в праздник.

— Я простой бедный сапожник, господин, — ответил хозяин. — На рынке у меня есть лавочка. Пройдет кто мимо, я — тому сапоги подобью, или чувяки подошью, или ноговицы (вид обуви) залатаю. Днем работаю, а вечером с семьей пирую. Зачем нам праздника ждать? Все дни хороши.

— Ну, а что ты будешь делать, если вдруг закроют лавки?

— О, врагу не пожелаю того, что тогда со мной будет! Голодный останусь, — сказал сапожник. — Но что об этом думать? И какому злому человеку придет в голову закрывать лавки?

Посидел царь у сапожника, попил, поел и ушел.

А наутро разослал он во все концы города своих глашатаев, чтобы объявили они народу его царскую волю. По случаю праздника приказывает царь закрыты все лавки на базаре, чтобы никто не смел работать, когда царь: отдыхает, — ни портной, ни сапожник, ни кузнец, ни брадобрей.

Не понимает народ, что за блажь царю в голову пришла, ходят все без. дела, ругают царя, а нарушить приказ не смеют.

А царь, чуть только стемнело, опять переоделся и опять пошел проведать сапожника. Посмотрим-ка, — думает, — так ли ему весело, как вчера, все ли теперь дни для него хороши!

Приходит, а сапожник, как ни в чем не бывало, сидит с детьми и женой за столом, пьет, ест, веселится.

— Здравствуй, друг, прошу, дорогой мой, к столу, — сказал сапожник, уведя гостя.

— Ты, я вижу, пируешь по-прежнему, — сказал царь. — Где же ты деньги взял? Ведь все лавки закрыты. Или ты нарушил приказ царя?

— А будь он проклят, наш царь, — сказал сапожник. — Из-за него я чуть голодный не остался. У него праздник, а мне лавку закрыли. Что делать? Вышел я на улицу — кому воды принес, кому дров нарубил, кому вещи снести подсобил, вот и заработал немного, вот и у нас праздник. Чем мы хуже царя?

Посидел царь у сапожника, поговорил и ушел. А наутро явился к сапожнику царский слуга и повел беднягу во дворец.

По приказу царя опоясали сапожника тяжелым мечом и.поставили у царских дверей.

— Смотри, — говорят, — ни на шаг отсюда не уходи, а меч свой береги пуще глаз.

Целый день простоял на часах бедный сапожник. Вечером пришел домой расстроенный. Ничего в этот день не заработал. Где теперь денег взять? Как семью накормить?

— Что ты опечалился, дорогой мой? — спрашивает его жена. — Ну что ж, что сегодня мы остались без ужина? Другие по неделям сидят без куска хлеба, и то терпят. Так неужто мы одного дня не выдержим?

Сразу повеселел сапожник от этих слов и, чтобы чем-нибудь занять себя и не думать о еде, взял палку и, напевая, себе под нос песенку, принялся строгать ее. Строгал, строгал и видит — стала палка с одной стороны плоской, — как меч.

Ага, — подумал сапожник, — сейчас я сделаю дело! Не буду я из-за этого глупого царя голодным сидеть!

Обстрогал он палку с обеих сторон, один конец заострил, к другому узорчатую рукоятку приделал, и получился у него самый настоящий меч, только деревянный.

Деревянный меч сапожник вложил в ножны, а железный отнес соседу — меняле. Дал тот ему денег, и накупил сапожник и хлеба, и вина, и сала, и баранины столько, что едва домой унес.

— Получай, жена, — говорит, — да благодари царя за богатый ужин.

А царь тем временем опять переоделся и опять пришел проведать сапожника.

Ну, — думает, — сегодня уж ему не с чего веселиться.

Только ничуть не бывало. Веселее прежнего сапожник, и пир у него богаче прежнего. Усадил сапожник гостя за стол, смеется, рассказывает своему новому другу:

— Понимаешь, — говорит, — сегодня наш глупый царь заставил меня на часах стоять, покои его сторожить. Простоял я целый день, пришел домой, а дома ни денег, ни хлеба. Вот я и подумал: продам-ка я царский меч, а в ножны деревянный вложу. Как царь узнает? А ну-ка, жена, достань мою деревяшку, покажи нашему другу, какой у меня меч.

Принесла жена деревянный меч.

Посмеялись все, поели досыта, попили, и ушел царь.

А наутро снова явился за сапожником царский гонец.

Снова поставили беднягу у царских дверей. Стоит сапожник навытяжку, руки по швам, сбоку деревянный меч.

А царь уселся на своем троне и посмеивается.

Теперь-то, — думает, — он у меня никак не вывернется, И, чтобы проучить сапожника, придумал царь вот что.

Приказал он позвать своего казначея, и, когда пришел тот, начал вдруг царь кричать на него и ногами топать, точно казначей и вправду перед ним провинился.

— Изменник, — кричит, — вор, мошенник! Это ты украл золото из моей казны. Да я велю казнить тебя сейчас же!

Казначей даже рот разинул от удивления.

— Да не умрет твой сын! Опомнись, милостивый царь! Какой злой человек подсказал тебе эти слова?

А царь и слушать ничего не хочет.

— Эй, — кричит, — позвать сюда стражу! Пусть сию минуту отрубят голову этому вору!

Привели к царю сапожника.

Отодвинулся царь на своем троне поглубже под балдахин, корону до самых бровей надвинул, мантией до самых глаз закрылся, чтобы сапожник его не узнал, и говорит:

— Руби этому изменнику голову. Он из моей казны мешок золота украл.

— Милостивый царь, — плачет казначей, — клянусь, невиновен я. Пересчитай сам свою казну…

— И считать не буду, — говорит царь, — и слушать тебя не буду, а казнить — казню. Эй, стражник, руби ему голову!

Ума не приложит сапожник, как из беды выпутаться. За казначея-то он не боится, знает, что его голова уцелеет. Получит казначей деревянной палкой по шее — и все тут. А вот как свою голову спасти?

— Великий, милостивый царь, — стал просить сапожник, — прости и помилуй этого несчастного. Если он и взял что лишнее, так теперь уж, наверное, даже одной золотой монеты не возьмет.

— Нельзя его простить, — отвечает царь. — Пусть все знают, каково царя обманывать. Говорю: руби ему голову, а не то и твоя полетит долой.

Что тут делать? Возвел сапожник глаза к небу и сказал:

— Господи, если не виновен этот человек, сотвори чудо: преврати железо в дерево. Меня от убийства спаси, его — от смерти.

Сказал так — и выхватил меч из ножен. Смотрят все — а меч деревянный. Усмехнулся царь.

— Ну, — говорит, — тебя не перехитришь. И хоть обманул ты меня, а за ум я тебя все-таки хвалю. — Наградил он сапожника золотом и серебром и с миром отпустил домой.

— Иди, — говорит, — и живи, как жил, И зажил сапожник по-прежнему — весело и счастливо. Днем работает, вечером пирует.

Сапожник и царь

Башкирская сказка

В отдаленные от нас времена некий царь, решив узнать, как живет его народ, чем питается и про что ведет разговоры, переоделся в простую одежду и пошел бродить по своей столице. Он заглядывал в каждый дом, а потом оказался на краю города в доме сапожника. У того сапожника была больная жена и трое детей. И жил он так бедно, что беднее некуда. То, что сапожник зарабатывал на улице, прочиняя сапоги прохожих. подбивая им подошвы да каблуки и нашивая заплатки, не хватало даже на еду.

Читать еще:  Фото лада ларгус кросс 7 мест люкс

Тем не менее, сапожник не тужил, жил с шутками да прибаутками, весело и беззаботно.

Удивился царь и говорит сапожнику:

— В доме твоем нет добра и на один сапог, дети ходят в рваной одежде: все, что ты зарабатываешь за день, не хватает даже на пищу, а ты веселишься, будто самый счастливый человек на свете. Что же ты за неунывающая душа?

Сапожник на это отвечает:

— Если бы от моих горестных ахов, охов да сетований в дом мой прибывали хлеб и одежда, я бы вовеки веков не сидел за латанием чьих-то сапог!

Ответ сапожника не понравился царю. “Лукавит! — подумал он о сапожнике. — Наверняка починка сапог такое веселое дело, иначе он не жил бы еще веселее меня”.

На другой день он запретил всякое сапожное дело в городе.

Вечером царь опять отправился к тому сапожнику. Л тот вместе со своими домочадцами знай себе веселится, шутки отпускает направо и налево, с хохоту чуть не давится, ведет себя так, словно страшно доволен своей жизнью.

— Я вижу, ты и сегодня очень весел, — говорит ему царь. — Или радость у тебя какая?

— Какая там радость, — отвечает сапожник, то ли ведая, то ли не ведая. кто перед ним стоит.- А вот заботу царя о нашем брате следует отметить.

— Разве запретить человеку работать — это забота о нем? — удивился царь.- Что вы теперь-то будете есть?

— Что вы! Наверное, царь остановил наше ремесло лишь на день-другой. В городе нашем развелось сапожников — не стало хватать на всех работы. А когда не хватает работы, то и с заработками плохо. Видно, царь об этом в позаботился.

А тот все продолжает допытываться:

— Это ты, что ли, так думаешь, что сапожники возобновят свою работу через день-другой?

— Для этого много ума не надобно — были бы ноги. У каждого имеются ноги, а если есть ноги — имеются сапоги или туфли. Как бы аккуратно их не носить, они все равно ветшают и дырявятся. А кто их починит, кроме сапожника? Пока есть голова — будут шапкошвеи, пока сапоги — сапожники.

Ничего не мог возразить на это царь, так и ушел домой, недовольный собою.

На другой день он издал приказ: пусть все сапожники возобновят свою работу! А того веселого сапожника веел поставить стражником у своих дверей, чтобы не жил с таким настроением, которого лишен сам царь. С утренних до вечерних сумерек торчал сапожник у царских дверей и возвращался домой, едва держась на ногах от усталости. Жена и дети сапожника целый день ждали его, надеясь, что он вернется не с пустыми руками. И он действительно вернулся не с пустыми руками: по дороге продал ювелиру серебряную саблю стражника и на вырученные деньги купил на всю неделю еды для семьи.

Обрадовались домочадцы, веселье, шутки и смех начались в доме сапожника, как обычно. И в это время к ним и вошел царь. Сапожник как раз мастерил саблю из дерева, напевая что-то себе под нос.

— По-моему, ты сегодня еще веселее, чем вчера. — мрачно изрек царь. — На столе у тебя прямо-таки праздничные угощения.

Сапожник дострогал свою саблю, вогнал ее в ножны и сказал, то ли ведая, то ли не ведая, что перед ним находится сам царь:

— Так ведь все эти яства достались мне благодаря заботам царя. Он поставил меня стражником у своих дверей. Сегодня я продал ювелиру серебряную саблю, которую он мне выдал, и накупил детям еду. Оказывается, саблей можно и снести голову, я добыть на пропитание.

Царь не нашелся, что ответить сапожнику и отправился к себе во дворец.Всю ночь не спал он в своей опочивальне, размышлял над тем. как отомстить веселому сапожнику, как опозорить его перед людьми. Но так ничего и не смог придумать. А подсказка пришла сама собой.

Утром к царю явился известный в городе купец. Когда он миновал стражника у дверей, то вдруг обнаружил, что из кармана исчезло сто рублей. Купец пожаловался царю. Разъяренный царь велел привести к себе стражника.

— Я ни в чем не виноват,- отвечал стражник.- Мне велено стоять столбом, когда мимо проходят почтенные граждане города, вот я и стоял так, когда этот господин проходил мимо меня.

— Деньги купца взял ты! — оборвал его царь.- Если сейчас не возвратишь их купцу, я велю снести тебе голову.- И потом приказал привести другого стражника, сменщика первого.

Привели другого стражника, а им оказался тот самый веселый сапожник.

— Сейчас же при мне снеси голову этому вору!- приказал ему царь. Он знал, что у стражника-сапожника сабля деревянная и желал его уличить в этом, а потом казнить его самого.

Сапожник вытащил саблю из ножен, трижды покрутил ею вокруг головы и воскликнул:

— Если этот стражник действительно стащил у купца деньги, мой булатный меч снесет ему голову. Если же нет — он превратится в дерево!- С теми словами он ударил стражника по шее, но голова стражника осталась на плечах.

Сапожник показал саблю царю и купцу:

— Смотрите, булатный меч превратился в деревянный, значит, этот стражник не виноват. Теперь разрешите эту деревянную саблю вновь превратить в булатную.

— Я как ты это сделаешь? — спросил его царь.

— Я вижу, что у этого купца никто денег не крал. Просто он решил опорочить невинного человека… — начал было сапожник, но купец его прервал:

— Ложь! Смотришь в глаза и врешь!

— Не кричите, мой господин,- спокойно сказал ему сапожник. — Сейчас мы все проверим: если вы правы, при ударе эта сабля так и останется деревянной. Если же неправы, она обратится в булатную и снесет вашу голову. Я жду согласия моего царя.

И тут купец свалился перед царем на колени, обхватил руками его ноги и стал молить:

— О, мой царь! Пожалуйста, не позволяй сабле превратиться в булатную!

Растерянный царь долго не знал, что сказать, потом бросил купцу:

— Ладно, пусть будет по-твоему. Но только попросишь прощения у обоих стражников, исполнишь любое их требование!

После этого царь велел выдать стражнику, что стоял на карауле всего два дня. годовое жалование, одел его с ног до головы, выдал еды на целый год и отправил домой. Он хотел взять его к себе главным визирем, но потом передумал, ибо такой умный человек, неровен час, сам сядет вместо него на царский трон, и не стал приглашать его в визири.

Сказка про бедного сапожника — Грузинская сказка

Жил когда-то в каком-то городе бедный сапожник. За всю свою жизнь не скопил он не то что одного рубля, а даже двух медных монеток. Что днем заработает, то вечером с женой и детьми проест.

По духанам он никогда не ходил, а всегда веселый был, на работу отправлялся — песни пел, с работы возвращался — шутки шутил. Так и жил, не зная горя и забот.

А правил тем городом хитрый и злой царь.

Вот однажды решил царь посмотреть, как живут его подданные. Надел он платье и все знаки рыночного устабаши (староста, надзиратель) и, когда наступил вечер, отправился бродить по улицам.

В окна заглядывает, у дверей подслушивает и, сколько ни ходит, ничего особенного не замечает: кто свои барыши за день подсчитывает, кто убытки оплакивает, кто с женой ссорится, кто детей бранит. Только в одном доме услышал он веселый смех и песни.

Читать еще:  Расход приора зимой в городе

Удивился царь и решил посмотреть, что это за люди живут там и отчего им так весело и хорошо.

Постучал он. Открыли ему. Пригласили к ужину. Угощенье на столе небогатое, гостей нет, а пир горой идет.

Сидит царь за столом, ест лобио, пьет вино, а от любопытства все у него внутри так и горит: не привык он видеть в своем городе счастливых и довольных людей.

— Прости меня за вопрос, генацвале (дорогой), — сказал наконец царь, — но очень хочется мне знать, кто ты такой и чем занимаешься, если даже в будний день пьешь и веселишься, словно в праздник.

— Я простой бедный сапожник, господин, — ответил хозяин. — На рынке у меня есть лавочка. Пройдет кто мимо, я — тому сапоги подобью, или чувяки подошью, или ноговицы (вид обуви) залатаю. Днем работаю, а вечером с семьей пирую. Зачем нам праздника ждать? Все дни хороши.

— Ну, а что ты будешь делать, если вдруг закроют лавки?

— О, врагу не пожелаю того, что тогда со мной будет! Голодный останусь, — сказал сапожник. — Но что об этом думать? И какому злому человеку придет в голову закрывать лавки?

Посидел царь у сапожника, попил, поел и ушел.

А наутро разослал он во все концы города своих глашатаев, чтобы объявили они народу его царскую волю. По случаю праздника приказывает царь закрыты все лавки на базаре, чтобы никто не смел работать, когда царь: отдыхает, — ни портной, ни сапожник, ни кузнец, ни брадобрей.

Не понимает народ, что за блажь царю в голову пришла, ходят все без. дела, ругают царя, а нарушить приказ не смеют.

А царь, чуть только стемнело, опять переоделся и опять пошел проведать сапожника. Посмотрим-ка, — думает, — так ли ему весело, как вчера, все ли теперь дни для него хороши!

Приходит, а сапожник, как ни в чем не бывало, сидит с детьми и женой за столом, пьет, ест, веселится.

— Здравствуй, друг, прошу, дорогой мой, к столу, — сказал сапожник, уведя гостя.

— Ты, я вижу, пируешь по-прежнему, — сказал царь. — Где же ты деньги взял? Ведь все лавки закрыты. Или ты нарушил приказ царя?

— А будь он проклят, наш царь, — сказал сапожник. — Из-за него я чуть голодный не остался. У него праздник, а мне лавку закрыли. Что делать? Вышел я на улицу — кому воды принес, кому дров нарубил, кому вещи снести подсобил, вот и заработал немного, вот и у нас праздник. Чем мы хуже царя?

Посидел царь у сапожника, поговорил и ушел. А наутро явился к сапожнику царский слуга и повел беднягу во дворец.

По приказу царя опоясали сапожника тяжелым мечом и.поставили у царских дверей.

— Смотри, — говорят, — ни на шаг отсюда не уходи, а меч свой береги пуще глаз.

Целый день простоял на часах бедный сапожник. Вечером пришел домой расстроенный. Ничего в этот день не заработал. Где теперь денег взять? Как семью накормить?

— Что ты опечалился, дорогой мой? — спрашивает его жена. — Ну что ж, что сегодня мы остались без ужина? Другие по неделям сидят без куска хлеба, и то терпят. Так неужто мы одного дня не выдержим?

Сразу повеселел сапожник от этих слов и, чтобы чем-нибудь занять себя и не думать о еде, взял палку и, напевая, себе под нос песенку, принялся строгать ее. Строгал, строгал и видит — стала палка с одной стороны плоской, — как меч.

Ага, — подумал сапожник, — сейчас я сделаю дело! Не буду я из-за этого глупого царя голодным сидеть!

Обстрогал он палку с обеих сторон, один конец заострил, к другому узорчатую рукоятку приделал, и получился у него самый настоящий меч, только деревянный.

Деревянный меч сапожник вложил в ножны, а железный отнес соседу — меняле. Дал тот ему денег, и накупил сапожник и хлеба, и вина, и сала, и баранины столько, что едва домой унес.

— Получай, жена, — говорит, — да благодари царя за богатый ужин.

А царь тем временем опять переоделся и опять пришел проведать сапожника.

Ну, — думает, — сегодня уж ему не с чего веселиться.

Только ничуть не бывало. Веселее прежнего сапожник, и пир у него богаче прежнего. Усадил сапожник гостя за стол, смеется, рассказывает своему новому другу:

— Понимаешь, — говорит, — сегодня наш глупый царь заставил меня на часах стоять, покои его сторожить. Простоял я целый день, пришел домой, а дома ни денег, ни хлеба. Вот я и подумал: продам-ка я царский меч, а в ножны деревянный вложу. Как царь узнает? А ну-ка, жена, достань мою деревяшку, покажи нашему другу, какой у меня меч.

Принесла жена деревянный меч.

Посмеялись все, поели досыта, попили, и ушел царь.

А наутро снова явился за сапожником царский гонец.

Снова поставили беднягу у царских дверей. Стоит сапожник навытяжку, руки по швам, сбоку деревянный меч.

А царь уселся на своем троне и посмеивается.

Теперь-то, — думает, — он у меня никак не вывернется, И, чтобы проучить сапожника, придумал царь вот что.

Приказал он позвать своего казначея, и, когда пришел тот, начал вдруг царь кричать на него и ногами топать, точно казначей и вправду перед ним провинился.

— Изменник, — кричит, — вор, мошенник! Это ты украл золото из моей казны. Да я велю казнить тебя сейчас же!

Казначей даже рот разинул от удивления.

— Да не умрет твой сын! Опомнись, милостивый царь! Какой злой человек подсказал тебе эти слова?

А царь и слушать ничего не хочет.

— Эй, — кричит, — позвать сюда стражу! Пусть сию минуту отрубят голову этому вору!

Привели к царю сапожника.

Отодвинулся царь на своем троне поглубже под балдахин, корону до самых бровей надвинул, мантией до самых глаз закрылся, чтобы сапожник его не узнал, и говорит:

— Руби этому изменнику голову. Он из моей казны мешок золота украл.

— Милостивый царь, — плачет казначей, — клянусь, невиновен я. Пересчитай сам свою казну…

— И считать не буду, — говорит царь, — и слушать тебя не буду, а казнить — казню. Эй, стражник, руби ему голову!

Ума не приложит сапожник, как из беды выпутаться. За казначея-то он не боится, знает, что его голова уцелеет. Получит казначей деревянной палкой по шее — и все тут. А вот как свою голову спасти?

— Великий, милостивый царь, — стал просить сапожник, — прости и помилуй этого несчастного. Если он и взял что лишнее, так теперь уж, наверное, даже одной золотой монеты не возьмет.

— Нельзя его простить, — отвечает царь. — Пусть все знают, каково царя обманывать. Говорю: руби ему голову, а не то и твоя полетит долой.

Что тут делать? Возвел сапожник глаза к небу и сказал:

— Господи, если не виновен этот человек, сотвори чудо: преврати железо в дерево. Меня от убийства спаси, его — от смерти.

Сказал так — и выхватил меч из ножен. Смотрят все — а меч деревянный. Усмехнулся царь.

— Ну, — говорит, — тебя не перехитришь. И хоть обманул ты меня, а за ум я тебя все-таки хвалю. — Наградил он сапожника золотом и серебром и с миром отпустил домой.

— Иди, — говорит, — и живи, как жил, И зажил сапожник по-прежнему — весело и счастливо. Днем работает, вечером пирует.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector