Сколько обходится содержание машины в год
Во сколько нам обходится содержание автомобиля?
Приобретая автомобиль, многие смотрят лишь на его стоимость, но не задумываются о том, какие расходы их ждут после покупки в процессе эксплуатации авто. Нужно понимать, что автомобиль – это не только комфорт, но и существенные затраты.
Для примера возьмём автомобиль среднего класса примерной стоимостью порядка миллиона рублей.
Переплата по кредиту
Если машина приобреталась в кредит, то выплаты по кредиту будут основной статьёй расхода. Допустим, был взят займ на сумму полмиллиона рублей, а остальную половину покупатель внёс за свой счёт. Средняя ставка кредита — 15%. Если займ брался на 5 лет, то ежемесячно придётся платить порядка 12 000, в год это обойдётся в 144 000 руб. Общая переплата по кредиту — 213 850, а за весь срок, соответственно, нужно будет заплатить 713 850 рублей.
Страховка и налог
- Если машина взята в кредит, требуется оформить КАСКО, а это примерно 100 000 в год.
- Оформление обязательного страхования ОСАГО обойдётся примерно в 12 000.
- Транспортный налог составит порядка 5 000.
Амортизация
Не стоит забывать об амортизации авто. Ежегодно машина теряет примерно десять процентов своей стоимости. За пять лет потеря будет примерно 40 процентов, т.е. порядка 400 000 рублей, а за год получается примерно 80 000.
Бензин, техосмотры, резина
- Если машину эксплуатировать ежедневно, в неделю будет уходить бак бензина (2 000р.), в год это выходит чуть больше 100 000.
- Если еженедельный пробег машины 500-700 км, то годовой получится 30000-40000 км., а значит придётся пройти два техосмотра, каждый стоимостью по 15 000.
- Замена резины два раза в год по две тысячи рублей, итого получится 4 000.
Хранение машины
Место на охраняемой парковке обойдётся примерно в 5 000 в месяц, значит, 60 000 в год. Купить самый недорогой гараж можно за 100 000-150 000 и выше.
Другие траты
Кроме того, возможны незапланированные расходы в виде штрафов ГИБДД или необходимости ремонта. Например, штраф за превышения скорости – от 500 до 1000 р., проезд на запрещающий знак светофора – 800 – 5000 р., несоблюдение правил парковки, остановки – 500-1000 р., не пристёгнутый ремень безопасности – 1000 р. и так далее.
Какая сумма выходит в итоге
Таким образом, если авто взято в кредит, то оно будет обходится владельцу свыше полумиллиона рублей в год. Если же кредитных обязательств нет, то сумма будет примерно в 2 раза ниже (без необходимости платить взносы банку и покупать КАСКО), но всё равно выйдет немаленькая цифра, в среднем, 250 000 рублей в год. Если возникнет необходимость ремонта, то эта цифра может значительно возрасти. Также если вести речь о более дорогих машинах, то и расходы на них также будут выше.
Можно постараться эти расходы минимизировать, например, ставить машину не в гараже или на паркинге, а во дворе дома. Но в любом случае, владелец должен быть готов к тому, что некоторые расходы будут неизбежными.
Сколько стоит содержание автомобиля в 2020 году. Расчет!
Задумка купить автомобиль для многих кажется выгодным вложением средств. С одной стороны нет необходимости платить за такси и общественный транспорт, более удобно использовать в нужный момент на любые расстояния.
Следует понимать, что затраты на машину это не только стоимость и топлива, а также дополнительные расходы: замена масла, покупка зимней/летней резины, проценты по кредиту, мойка и т.д.
Если у вас есть автомобиль или вы только планируете его покупку, то данная заметка будет полезна. Далее можете посмотреть пример расчета или скачать файл ввести свои цифры.
Начальные условия
Для наглядности рассмотрим вариант приобретения более дорогого автомобиля:
- марка Audi A5 2015 года в базовой комплектации
- кузовом кабриолет
- мощностью двигателя 170 л.с.
- первый вариант стоимостью 1,65 млн. руб.
- такой же автомобиль, но укомплектованную полностью общей ценой в 2,655 млн. руб.
- в месяц планируется проезжать примерно 1 000 км, т.е. за год 12 тыс. км.
Для упрощения расчетов выбран город Москва состоянием на 2018 год с актуальными ценами в соответствующих сервисных центра, мойках, автомагазинах, ТО, финансовых организациях и т.п.
- При чистой покупке потребуется оплатить 1,65 млн. руб. или 2,655 млн. руб. в зависимости от выбранного варианта.
- Таким образом, ежемесячные затраты в расчете на 3 года составляют 46 тыс. руб. и 74 тыс. руб. соответственно.
- В случае приобретения в кредит следует прибавить сумму начисленных процентов за 3 года использования кредита в размере 409 тыс. руб. и 658 тыс. руб. соответственно. В пересчете на месяц расходы составят 11 500 рублей и 18 500 рублей соответственно.
Для расчета ОСАГО и КАСКО выбран молодой человек в возрасте 35 лет, неженатый и без детей, с водительским стажем 5 лет. Стоимость полисов учитывает пол, возраст и другие характеристики водителя и варьируется от 2 до 15 тыс. руб. для ОСАГО. Расчет КАСКО привязан к стоимости автомобиля.
Страховка
При условии приобретения транспортного средства в кредит обязательным условием является оформление КАСКО. Если машину покупать самостоятельно или «с рук», то достаточно оформить ОСАГО, поэтому в зависимости от выбранного варианта следует рассмотреть приведенные в таблице ниже статьи затрат на страховку.
Нормального калькулятора не нашел, поэтому рекомендую данные цифры уточнить в своей страховой.
Кредит
Для сравнения лучше взять выбранные варианты автомобиля в базовой и поной комплектации с одинаковой годовой процентной ставкой 15%. Расчет производится на заем, оформленный на 3 года без учета КАСКО, страховки и прочих издержек, с аннуитетным графиком погашения. Вычисления приведены в таблице.
Цена авто | Размер ежемесячного платежа, руб. | Сумма начисленных процентов, руб. | Полная стоимость с учетом процентов, руб. |
1,650 млн. руб. | 57 198 | 409 121 за три года или 11 500 в месяц | 2 059 120 |
2,655 млн. руб. | 92 036 | 658 312 за три года или 18 500 в месяц | 3 313 312 |
Комплектация и обслуживание
В категорию дополнительной комплектации входит такое оборудование, как центральный компьютер, кондиционер, аудиосистема, парктроник, автосигнализация, навигатор и т.п. Для базового комплекта необходимости замены фильтров, комплектующих, обновления лицензионного ПО, настройка и т.п. не включается, поэтому данную статью практически можно исключить.
Дорогие автомобили с расширенной комплектацией обходятся дороже и требуют на постоянную поддержку надлежащей работы в среднем от 5% стоимости автомобиля.
- За три года сумма составит для каждого варианта соответственно 250 тыс. руб. и 400 тыс. руб.
- В пересчете на месяц 7 и 11 тысяч рублей.
На СТО, как правило, выполняется замена автозапчастей оригинальными аналогами, используется высококачественное масло. Сэкономить можно, но при обращении в проверенные автосервисы.
Для поддержки автомобиля в надлежащем виде рекомендуется в год производить 8 моек кузова и комплексных чисток всего автомобиля. Для Москвы за 1 такую процедуру необходимо заплатить от 150 руб. или 890 руб. соответственно.
В год затраты составят от 4 тыс. руб, а за 3 года минимум 12 000 рублей или 350 руб. в месяц.
Налог
В нашей стране для каждого владельца транспортного средства необходимо уплатить налог, который зависит от объема двигателя автомобиля и года его выпуска. Для нашего варианта Audi A5 2015 года размер годового платежа составит:
ВАЖНО: Расчет производится для Москвы. В зависимости от федеративной области меняется размер налога, что необходимо учитывать.
Бензин
Согласно техническим характеристикам Audi A5, среднее потребление на разной дороге (в городской черте и проселочной) составляет примерно 7 литров на 100 км пробега.
При стоимости бензина 42 руб. за литр марки АИ-95 за месяц автомобиль попросит 70 литров или в денежном эквиваленте – около 3 тыс. руб.
За 3 года данная сумма составит 108 тыс. руб.
Стоянка или гараж
Автомобиль необходимо где-то оставлять. Для этого следует приобрести в собственность или в аренду машиноместо в гараже, на подземной или охраняемой парковке или на открытой стоянке.
Следует рассмотреть вариант аренды, которая составит в месяц за:
- гараж – примерно 7-20 тыс. руб.
- охраняемую или подземную парковку – 5-10 тыс. руб.
- открытую охраняемую стоянку – 2-9 тыс. руб.
Заплатить за аренду парковочного места или гараж придется дороже, чем за открытую стоянку. Это связано с большей степенью безопасности для владельца автомобиля.
Расходы за 3 года составят:
- гараж – примерно от 250 тыс. руб.
- охраняемую или подземную парковку – от 180 тыс. руб.
- открытую охраняемую стоянку – от 72 тыс. руб.
Штрафы
Среди самых распространенных штрафов следует отметить:
Тип штрафа | Размер, тыс. руб. |
Превышение скорости | 0,5 – 5 |
Выезд на встречную полосу | 1 |
Проезд на запрещающий знак светофора, стоп-линию, жест регулировщика | 0,8 – 5 |
Несоблюдение правил парковки, стоянки, остановки | 0,5 – 5 |
Не предоставить пешеходу преимущество движения | 1,5 – 2,5 |
Нарушения с ремнями безопасности | 1 |
Пользование за рулем телефоном | 1,5 |
Учебная езда | 0,5 |
Нарушение правил проезда перекрестка | 1 |
- Цифры могут отличаться из-за изменений в законодательстве, проверяйте актуальность.
Дополнительные расходы
Среди других приобретений необходимо рассмотреть комплект зимней и летней резины, а также аптечку, огнетушитель.
Дополнительные затраты | Стоимость, руб. |
Шины летние, комплект 4 шт. | от 15 000 |
Шины зимние, комплект 4 шт. | от 17 000 |
Аптечка | от 500 |
Огнетушитель | от 500 |
Сравнение с такси
Для примерного расчета затрат на собственный автомобиль следует составить отчетную таблицу согласно всем проведенным расчетам.
Статьи расходов | Audi A5 2015 | |||
Базовая, руб. | Полная, руб. | |||
Свои | В кредит | Свои | В кредит | |
Стоимость автомобиля | 1 650 000 | 2 059 000 | 2 655 000 | 3 313 000 |
Затраты на КАСКО | ОСАГО | |||
Бензин, АИ-95 | 108 000 | |||
Ремонт и ТО | 250 000 | 400 000 | ||
Мойка | 12 000 | |||
Штрафы в среднем | 3000 | |||
Налоги | 23 000 | |||
Комплект шин зима/лето | 32 000 | |||
Одноразовые покупки | 2 000 | |||
Стоянка | 20 000 | |||
Аптечка, огнетушитель | 1 000 | |||
Итого за 3 года | 2 100 000 | 2 510 000 | 2 856 000 | 3 514 000 |
Итого в месяц | 58 000 | 70 000 | 79 000 | 98 000 |
Стоимость поездки на такси, тыс. руб. | от 500 рублей | |||
Количество в месяц | 70 | |||
Итого за такси в месяц, руб. | 35 000 |
ВАЖНО: Настолько огромная стоимость за месяц получается из-за необходимости выплаты кредитных средств за год. В последующий период себестоимость поездки собственным автомобилем существенно снизится.
Итог. Сколько стоит содержание автомобиля в 2020 году.
Приобретение собственной машины требует хорошо взвесить все «за» и «против».
- Как показывает расчет, гораздо дешевле кататься на работу на такси. При этом решаются проблемы с парковкой, налогами, страховкой.
- Если пользоваться общественным транспортом (трамваи, автобусы, метро), то можно еще больше снизить расходы.
- При расчете для более дешевой марки авто, расходы могут быть меньше. Нужно сравнивать.
Если нашли ошибку или неточность в расчетах, то напишите в комментариях, обязательно поправлю.
За три года я потратил на машину 800 тысяч. Это как вообще?
Обслуживание стоит почти как машина
В 2015 году я купил Ситроен Ц-4 за 1 млн рублей.
За это время проехал 60 тысяч километров без серьезных поломок. По моим подсчетам, за три года я потратил на машину около 800 тысяч рублей.
Расскажу, откуда взялась такая сумма, и спрошу у эксперта, где я переплатил за обслуживание автомобиля.
Наша машина во время путешествия по Баварии в 2017 году
Что за автомобиль и кто на нем ездит
Мы с женой живем в Москве. Новый Ситроен Ц-4 купили в апреле 2015 года. Это седан с автоматической коробкой, объемом двигателя 1,6 литра и мощностью 150 лошадиных сил. Расход топлива — 7,6 л на 100 км.
Перед покупкой у нас было 350 000 Р , еще 650 000 Р взяли в автокредит на два года. Машину водим оба: мой водительский стаж — 14 лет, у жены — 9. Примерно половина пробега — это поездки в Курск к родителям и выезды в выходные по области. Один раз мы путешествовали на машине по Европе.
Пока автомобиль был на гарантии, весь ремонт мы делали в официальном сервисе. Максимум, на что хватает моих способностей, — заменить лампочку в фаре. В целом ездим аккуратно, к машине относимся бережно, но мелкие ДТП вроде поцарапанного бампера бывали.
Для удобства все расходы на автомобиль я разделил на четыре больших блока.
Что вы узнаете
Страховки и налог
Каско. Я покупал машину в кредит, и банк требовал обязательно оформить каско. Если с машиной что-то случится, банк в любом случае получит свои деньги. Застраховать автомобиль можно, например, от угона, поджога, падения под лед или столкновения со стеной.
Стоимость полиса каско зависит не только от числа вероятных страховых случаев, но и от других факторов: возраста и стажа водителя, марки машины, года выпуска. Банк, в котором я брал кредит, просил застраховать машину от угона и от ущерба, нанесенного третьими лицами.
Я погасил кредит досрочно, поэтому на каско тратился только в первый год. Полис обошелся мне в 87 045 Р .
Я оплачивал страховку раз в квартал примерно равными долями
ОСАГО. Кроме каско есть еще страхование автогражданской ответственности — ОСАГО. Этот полис надо покупать обязательно и каждый год.
Цена зависит от региона, мощности машины, возраста и стажа водителей, а еще от того, были ли в предыдущем году страховые выплаты по ОСАГО. Всего за три года я заплатил 44 762 Р .
Транспортный налог. Это еще один ежегодный обязательный платеж. Он рассчитывается индивидуально для каждой машины и зависит от региона.
Рассчитать налог для машины можно на сайте налоговой. За свой Ситроен я плачу 5250 Р в год. За три года набежало 15 750 Р .
Налоги и страховки за три года — 147 557 Р
Каско | 87 045 Р |
ОСАГО | 44 762 Р |
Налог | 15 750 Р |
Обслуживание и оборудование
Плановое обслуживание. «Ситроен» дает гарантию на машину на три года либо до 100 тысяч километров пробега. Чтобы страховка действовала, владелец должен периодически обслуживать машину у официальных дилеров. В сервисной книжке указано, что машину нужно пригонять на ТО каждые 20 000 км пробега либо после каждого года эксплуатации — смотря что наступит раньше. Еще в сервисной книжке есть рекомендация менять масло после каждых 10 тысяч километров либо каждые полгода. В итоге я отгонял машину на сервис раз в полгода либо после 10 тысяч километров пробега.
Все расходы по техобслуживанию ложатся на автовладельца. Я обслуживался у официального дилера, материалы покупал там же. Замена масла обходится минимум в 5000 Р . Мастера могут порекомендовать и другую профилактику. При замене масла после 30 тысяч километров в сервисном центре посоветовали поменять в следующий раз передние тормозные диски и колодки. Решил не тратиться на оригинал и заказал аналоги в интернет-магазине. Комплект дисков с колодками стоил 8302 Р , а их установка у официалов — 1960 Р .
Всего за три года я заплатил 61 419 Р за материалы и работу.
Плановое обслуживание за три года — 61 419 Р
Дата ТО | Пробег | Материалы у официалов | Другие материалы | Стоимость работ | Всего |
---|---|---|---|---|---|
Октябрь 2015 | 9615 км | 4706 Р | — | 1522 Р | 6228 Р |
Апрель 2016 | 15 345 км | 8112 Р | — | 5244 Р | 13 356 Р |
Октябрь 2016 | 25 877 км | 4549 Р | — | 1361 Р | 5910 Р |
Апрель 2017 | 35 269 км | 11 425 Р | — | 6720 Р | 18 145 Р |
Август 2017 | 46 805 км | 4129 Р | — | 1045 Р | 5174 Р |
Январь 2018 | 55 302 км | 434 Р | 5360 Р | 6812 Р | 12 606 Р |
Итого | — | 33 355 Р | 5360 Р | 22 704 Р | 61 419 Р |
Разное — оборудование и шиномонтаж. В феврале 2017 года поменял щетки стеклоочистителя — купил их за 1473 Р и поставил сам. А еще покупал зарядное устройство и автомобильное крепление для телефона — 1200 Р , видеорегистратор — 4400 Р .
Каждую зиму приходится тратиться на незамерзайку — 3250 Р . Но главные сезонные расходы — зимняя резина и шиномонтаж. Комплект шипованных шин обошелся в 22 740 Р — его я купил еще в 2015 году. Менять шины приходится дважды в год — осенью и весной. За три года на это потратил около 9 тысяч. Правда, последний раз удалось сэкономить: на «Биглионе» за 600—800 Р можно приобрести скидочный купон и заплатить за шиномонтаж полцены.
Требования к шинам и колесам, приложение к техническому регламенту Таможенного союза
На обслуживание и оборудование за три года — 105 002 Р
Плановое ТО | 61 419 Р |
Новая резина и шиномонтаж | 31 760 Р |
Видеорегистратор | 4400 Р |
Незамерзайка | 3250 Р |
Дворники | 1473 Р |
Зарядка и крепление для телефона | 1200 Р |
Диагностика подвески | 1000 Р |
Щетки для снега | 500 Р |
Мнение эксперта: можно было сэкономить
Алексей мог бы сэкономить минимум 20% от итоговой стоимости обслуживания. Я посмотрел его заказ-наряды и выделил основные пункты.
Лишнее ТО. ТО можно поделить на два вида: назначенные производителем и межсервисные. Назначенные производителем — обязательные, чтобы автомобиль не слетел с гарантии. У «Ситроена» это пять ТО с интервалом в год или 20 тысяч километров (что наступит быстрее) и так называемое нулевое техобслуживание. Кроме обязательных ТО дилер рекомендовал Алексею межсервисное: менять масло, масляный и топливный фильтры каждые 10 тысяч километров. Вдобавок зачем-то сократил срок обслуживания по времени до полугода.
Проходить межсервисное ТО каждые 10 тысяч километров — это правильно, потому что условия эксплуатации машины в России жестче, чем в Европе: ни одно моторное масло не продержится и 15 тысяч километров из-за нелучшего топлива, значительных перепадов температур и городского режима эксплуатации. Но проходить межсервисное ТО в обязательном порядке раз в полгода, даже если за это время не накатал 10 тысяч километров, — это перебор. За полгода при небольшом пробеге с маслом ничего не произойдет.
Судя по заказ-нарядам, одно из ТО Ситроен прошел спустя полгода и 6 тысяч километров. Его можно было сделать позже и избежать лишних трат.
Переплата за обслуживание. Я бы делал межсервисные ТО в неофициальном сервисе, который специализируется на ремонте Пежо и Ситроенов. Работа будет стоить меньше, сделают ее, скорее всего, лучше. Там же поменял бы тормозные колодки и диски — нет никаких причин делать это в официальном сервисе. На гарантию межсервисное обслуживание никак не влияет.
А вот назначенные производителем ТО я все-таки рекомендую делать у официального дилера. Так спокойней: конечно, у неофициалов дешевле и по закону это не должно влиять на гарантию, но дилеры часто отказывают в гарантии и валят вину на сторонний сервис. Если дефект не связан с обслуживанием у неофициалов, придется доказывать свою правоту и, возможно, судиться. В итоге можно вернуть право на гарантию, но потерять при этом много времени и нервов.
Во время работ полезно находиться в ремзоне: так вы будете уверены, что машину действительно обслуживали, а не просто дали ей постоять пару часов. Если мастера отказываются пустить владельца в ремзону, советую искать другого официального дилера. Так можно.
Переплата за запчасти и расходники. В официальный сервис можно и нужно приходить со своими запчастями, чтобы не покупать там же с наценкой. Если говорят, что так нельзя, повышают стоимость нормо-часа на работы или грозятся снять с гарантии, советую обратиться к другому официалу.
Но когда покупаете запчасти самостоятельно, важно купить то, что нужно, и не нарваться на подделку или некачественный товар.
Расходные материалы и запчасти для мотора, коробки передач, системы полного привода и электронные датчики должны быть оригинальными. Агрегат или узел, в котором стоят аналоги, снимут с гарантии.
Моторное масло, масло в гидроусилитель руля, масло в редуктор или муфту полного привода, тормозную жидкость, антифриз можно брать по допускам — требованиям производителей. Понятие «оригинал» в случае с технологическими жидкостями размыто. Единственное исключение — масло для автоматической коробки передач. Его недостаточно брать по допуску — должен быть либо оригинал, либо масло конкретного бренда и марки, прописанное в официальной документации производителя коробки передач.
Колодки и тормозные диски могут быть любыми — это никак не влияет на гарантию. Из этого правила есть исключения, но они не касаются автомобилей компакт-класса.
Я рекомендую обращаться в магазины, которые специализируются на запчастях для конкретных марок или даже моделей авто. Не забудьте попросить у продавца копию сертификата подлинности запчасти или масла. Если отказываются показать документы, лучше в этом месте ничего не покупать. Обязательно возьмите чек или документ об оплате с печатью.
В итоге. Судя по заказ-нарядам, «Ситроен» ведет адекватную ценовую политику в плане работ: в мастерской, которая обслуживает только «французов», попросили бы примерно столько же.
Но запчасти и масло Алексей покупал у дилера примерно на треть дороже. Это небольшая наценка, у дилеров других марок наценка на работы и материалы может составлять и 100% от розничной цены. Но все равно можно было сэкономить. Плюс одно лишнее ТО, переплата за межсервисное обслуживание и замену колодок у официала — можно было сэкономить порядка 15—20 тысяч рублей без потери качества.
Текущие расходы
Бензин. Траты можно прикинуть и задним числом — в центральной базе статистических данных Росстата есть информация о ценах на бензин в разных регионах России по месяцам с 1995 года.
Я считал так: расход топлива у моего Ситроена — 7,6 л на 100 км, в 2016 году машина проехала 18 тысяч километров, средняя цена бензина в то время, если ориентироваться на Росстат, — 37,71 Р за литр. В итоге получается, что за 2016 год я потратил на топливо 51 587 Р . За три года — 176 068 Р .
Средний расход топлива у моего Ситроена — 7,6 л на 100 км
Мойка. Я мою машину примерно раз в месяц — с пылесосом и протиркой всех поверхностей кроме стекол. Причем цены постоянно растут: в 2015 году я платил 640 Р , а в 2017 уже 770 Р . За три года — 21 000 Р .
Штрафы. Может быть, такая статья расходов есть не у каждого водителя, но я периодически превышаю скорость. За три года нарушения обошлись мне в 25 750 Р .
Парковка. Машину я ставлю возле дома бесплатно. Иногда приходится платить за стоянку в центре города или около магазинов. С 2015 года на парковку я потратил всего 1330 Р .
Сколько денег нужно на покупку и содержание личного автомобиля
Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 15 февраля 2019. Время чтения 6 мин.
Стоимость владения рассчитывается для 8 категорий автомобилей: от компактных седанов до больших внедорожников. Машина B-класса потребует от владельца 195 тыс. руб. в год, а внедорожник класса Land Cruiser 200 — 1,17 млн руб. Итоговое значение включает в себя потерю в цене за 3 года и проценты по кредиту. По сравнению с другими странами, расходы на авто в России остаются сравнительно низкими.
Покупая автомобиль, люди редко представляют себе реальную стоимость его эксплуатации. Чаще всего автовладельцы учитывают только затраты на топливо, а самые наблюдательные также включают в этот список цену страховки и транспортный налог. В результате автомобилисты упускают ряд расходов, существенно повышающих общую стоимость эксплуатации.
Чтобы отразить объективную картину, эксперты рассчитывают особый показатель — стоимость владения автомобилем. Она показывает, какую сумму придется потратить среднестатистическому автолюбителю на покупку и обслуживание авто. Компания PwC регулярно публикует отчеты о том, сколько стоит владение автомобилем в России и других странах. Рассмотрим актуальные данные по самым популярным категориям автомобилей.
Формула расчета
Для каждой марки и модели автомобилей стоимость владения будет отличаться. Это происходит как из-за разницы в цене машин, так и из-за различий в расходах на их эксплуатацию. В статистических исследованиях показатели обычно вычисляются не для отдельных моделей, а для целых классов авто.
Аналитики PwC выделяют 8 основных классов автомобилей на российском рынке. В их число входят наиболее популярные и доступные легковушки, а также кроссоверы и внедорожники. В рамках каждой категории эксперты анализируют расходы на покупку и эксплуатацию авто 5 самых популярных моделей.
Рисунок 1. Автомобили, представленные в различных классах
Параметры, определяющие стоимость владения, не зависят от класса машины. Итоговые цифры вычисляются на основании 7 показателей:
- Потеря в цене. Разница между ценой нового и 3-летнего автомобиля.
- Проценты по кредиту. PwC использует самый популярный сценарий: кредит на 3 года с первоначальным взносом 50%.
- Затраты на топливо. Величина пробега зависит от класса авто и берется из открытой статистики.
- Налоги и сборы, в том числе постановка на учет в ГИБДД.
- Страхование ОСАГО и КАСКО.
- Плановые ТО.
- Прочие расходы. Покупка зимних шин и их замена 2 раза в год, мойка 2 раза в месяц.
Проще говоря, показатель учитывает сумму всех текущих затрат на автомобиль в первые 3 года, а также потерю в цене и проценты по кредиту за этот период. Очевидно, что итоговые цифры зависят не только от класса автомобиля, но и от региона.
Стоимость владения в Москве
PwC рассчитывает показатель стоимости владения для Москвы. Причина здесь не только в особом положении города, но и в полезности результатов. С небольшой поправкой итоговые цифры будут актуальны для большинства регионов Европейской части России и Сибири, а более половины автовладельцев проживает именно на этой территории.
Рисунок 2. Расчет показателя для легковых авто
Стоимость владения легковым автомобилем в зависимости от класса отличается более чем в 4 раза. Приведем итоговые цифры (в год) для каждой категории авто:
- Компактные (Volkswagen Polo): 195,6 тыс. руб.
- Гольф (Volkswagen Jetta): 266,9 тыс. руб.
- Средний (Volkswagen Passat): 420,7 тыс. руб.
- Бизнес (Mercedes E-klasse): 865,9 тыс. руб.
Важное уточнение: если прибавить к этим цифрам затраты на парковку, итоговое значение вырастет на 23–100% в зависимости от класса авто. Так как сценарии использования автомобиля сильно различаются даже в пределах Москвы, в расчете базового показателя цена парковочных мест не учитывается.
Стоимость владения внедорожниками и кроссоверами существенно выше. Если легковушка компакт-класса обойдется владельцу в 195 тыс. руб./год, то для паркетника уровня Volkswagen Tiguan этот показатель составит 351 тыс. руб./год. Основную прибавку дает более высокая начальная цена авто, которая повышает затраты на покупку, проценты по кредиту и КАСКО. Приведем итоговую цифру для каждой из 4 категорий:
- Компактные кроссоверы (Volkswagen Tiguan): 351 тыс. руб.
- Среднеразмерные кроссоверы (Nissan X-Trail): 468,4 тыс. руб.
- Полноразмерный внедорожник до 3 млн руб. (Volkswagen Touareg): 697,4 тыс. руб.
- Полноразмерный внедорожник свыше 3 млн руб. (Toyota Land Cruiser 200): 1 177, 2 тыс. руб.
Рисунок 3. Расчет показателя для внедорожников и кроссоверов
На Дальнем Востоке и севере России стоимость владения будет выше, так как бензин в этих регионах стоит дороже, а годовой пробег превышает московские цифры. При этом местные автовладельцы могут сэкономить на КАСКО: в регионах страховка обычно обходится дешевле.
Динамика за предыдущие годы
К сожалению, PwC проводит исследования российского авторынка лишь с 2016 года. Автостат и другие российские агентства никогда не рассчитывали стоимость владения машиной по единой методике. Таким образом, в России нет объективных данных по динамике этого показателя.
Последние отчеты PwC показывают довольно неожиданную картину. В сегменте легковых авто с 2016 по 2017 годы расходы автолюбителей почти не изменились. Главная причина — падение процентных ставок по кредитам и КАСКО. Расходы на топливо выросли, но не перекрыли выгоду от снижения других показателей.
Данные по внедорожникам и кроссоверам оказались не столь радужными. Стоимость владения этими видами авто выросла на 7–10%.
Таблица 1. Изменение показателя с 2016 года
Год | Класс B | Класс C | Компактные кроссоверы | Внедорожники до 3 млн руб. |
2016 | 198,8 | 265,6 | 327,8 | 630 |
2017 | 195,6 | 266,9 | 351 | 697,4 |
Рисунок 4. Изменение показателя в 2016–2017 гг.
Сколько стоит владение авто в других странах
В мире нет единого подхода к расчету стоимости владения машиной. Разные статистические компании вводят собственные правила расчета итоговых показателей, так что сравнивать их между собой было бы некорректно. Чтобы составить сравнительную таблицу, воспользуемся данными 2 организаций, использующих сравнительно близкие методики:
- LeasePlan (Европа);
- Американская автомобильная ассоциация (США).
Таблица 2. Расходы на владение автомобилем в разных странах
Страна | Стоимость владения, тыс. руб./год |
Норвегия | 666,6 |
Финляндия | 574,5 |
США | 558,9 |
Австрия | 490,6 |
Великобритания | 490 |
Германия | 469,6 |
Испания | 435,1 |
Франция | 435 |
Россия | 426,1 |
Польша | 405,8 |
Источники: LeasePlan, AAA
Стоимость владения авто в большинстве стран выше, чем в России. Это связано с более высокими ценами на топливо, страховку и налоги. При этом расходы на авто в Польше оказались ниже, чем в России.
Видео: стоимость владения Ford Focus 3
Автор ролика привел подробный расчет показателя для одной из самых популярных иномарок гольф-класса в России. Приведенную методику удобно использовать для собственных вычислений.