Avtonova37.ru

Авто мастер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки неисправности кислородного датчика

Лямбда зонд (датчик кислорода) признаки неисправности

В процессе эксплуатации автомобиля возникают различные неисправности в топливной системе. Определить неисправность можно, обращая внимание на поведение машины в дорожных условиях. Но сначала нужно разобраться, какие типы топливных систем бывают, из каких узлов и деталей она состоит.

Виды топливных систем

Существуют дизельные и бензиновые двигатели. Они работают на разном топливе, соответственно, у них разные топливные системы.

У дизельных двигателей топливо из бака через трубки топливоподкачивающим насосом подается на ТНВД (топливный насос высокого давления), затем от ТНВД на форсунки. С форсунок топливо непосредственно поступает в цилиндр через впускной коллектор двигателя.

В бензиновых двигателях такого давления нет — для горения бензина не нужна такая высокая степень сжатия. Топливные системы бензиновых двигателей различаются по типу. Бывает система распределенного впрыска (инжектор), система одноточечного впрыска (моновпрыск) и карбюратор. Карбюраторные двигатели последнее время уже не выпускаются и доживают свои последние дни.

Детали топливной системы

Независимо от типа двигателя, любая топливная система состоит из топливного насоса, топливных трубок и непосредственно устройства, подающего топливо во впускной коллектор. Таким устройством почти всегда является форсунка, в карбюраторных двигателях эту роль выполняет карбюратор.

В современных двигателях применяют датчики, которые влияют на качество горючей смеси и на расход топлива. В составе инжектора и моновпрыска есть регулятор холостого хода и датчик положения дроссельной заслонки. Датчик расхода воздуха присутствует в инжекторах и современных дизельных системах. Кислородный датчик (лямбда-зонд) последние годы ставится практически на все типы двигателей.

Устройство и принцип действия кислородного датчика

Кислородный датчик (лямбда-зонд) находится в выхлопной системе автомобиля. От сложности конструкции могут быть установлены один или два датчика, встречается и большее количество. Если лямбда-зонд предусмотрен один, то он находится на выпускном коллекторе.

Лямбда-зонд представляет собой керамический элемент в металлическом корпусе, на который через провода подается напряжение. Керамика в зависимости от качественного состава газов в выхлопной системе подает сигнал на блок управления. Управление расходом топлива настраивается согласно показаниям датчика.

Читать еще:  Лада веста замена ремня грм видео

Отчего кислородный датчик может выйти из строя

Самое банальное, из-за чего может выйти из строя лямбда-зонд – это механические повреждения. Допустим, машина побывала в ДТП. Нередко в наших российских условиях виновато качество топлива. Ни для кого не секрет, что бензин на заправках в России нередко «бодяжат».

Плохое состояние двигателя влияет на работоспособность датчика. Неисправная поршневая группа выбрасывает моторное масло в выхлопную систему, тем самым забивая керамику у «лямбды».

К перегреву датчика приводит неправильно отрегулированное зажигание. Из-за того же зажигания в глушителе могут появиться хлопки. Сильные хлопки разрушают лямбда-зонд.

Выводит из строя кислородный датчик тосол и тормозная жидкость, которые попадают на керамический изолятор. Это может происходить из-за течи жидкостей в тормозной системе и системе охлаждения.

Основные признаки неисправностей лямбда-зонда

Понять, исправен кислородный датчик или нет, можно по некоторым характерным признакам. Хотя, причина неполадки может быть и другая, для точного определения дефекта нужна профессиональная диагностика.

Неисправный кислородный датчик может быть, если:

  • — автомобиль по дороге передвигается с рывками,
  • — увеличился расход топлива,
  • — машина «тупит», плохо едет и набирает скорость,
  • — мотор работает неустойчиво на холостом ходу,
  • — сразу после остановки заметен характерный треск в районе нахождения «лямбды»,
  • — при внешнем осмотре датчика выясняется, что он нагрелся до раскаленного состояния (покраснел).

Если у датчика оборваны провода, то здесь нет сомнений — в таком состоянии он работать не будет. При наличии внешних повреждений можно сомневаться в работоспособности лямбда-зонд.

Еще контрольная лампа Chek Engine в салоне автомобиля сигнализирует о любых неполадках в электрике двигателя, но точно определить неисправность можно только с помощью компьютерной диагностики.

Читать еще:  Ошибка р0441 калина 8 клапанов

Замена кислородного датчика

Заменить лямбда-зонд на автомобиле очень просто, особенно, если датчик находится на выпускном коллекторе (к нему удобнее добраться). Лучше его менять на хорошо прогретом двигателе, так как холодный металл сжимается, и датчик нередко «прикипает» к коллектору.

Для замены нужно:

  • — заглушить двигатель и выключить зажигание,
  • — отсоединить провода у разъема,
  • — гаечным ключом (иногда требуется торцевой ключ) открутить неисправный датчик,
  • — вкрутить на место новый датчик до упора до упора, но без лишних усилий,
  • — соединить провода на разъеме.

Вот и все, довольно элементарно. Теперь с новым датчиком не будет никаких проблем.

Причины и признаки неисправности лямбда-зонда

Контроль над качеством сгораемого состава топлива осуществляет лямбда-зонд, который расположен в агрессивной среде, но при этом очень хрупок и неустойчив, что приводит его к частым неисправностям. При поломанном лямбда-зонде автомобиль полноценно функционировать не может.

Механизм действия и разновидности лямбда-зонда

Лямбда-зонд постоянно ищет в химсоставе выхлопных газов кислород и определяет его процентное содержание. Если смесь в порядке, то показатель будет равняться 0,1-3%.

Располагается лямбда-зонд в выпускном коллекторе.

Лямбда-зонд или как его еще называют кислородный датчик, может иметь различные модификации.

Так на моделях авто эконом-класса, а также устаревших автомобилях установлены двухканальные лямбда-зонды, определяющие только отклонения в ту или иную сторону показателей содержания кислорода в топливе.

Современные машины бизнес-класса и категории люкс получили в оснащение широкополосные лямбда-зонды, которые определяют отклонения в процентном отношении, что благотворно сказывается на работе мотора. В частности двигатель может стабильно удерживать холостые обороты, экономно расходовать горючее и повышать ресурс авто.

Со стороны электротехники кислородный датчик отзывается на изменение напряжения с центрального блока управления впрыском, который в свою очередь принимает необходимые меры.

Причины неисправности

Сломаться лямбда-зонд может по разным причинам, но неизменно станет хуже работать мотор, так как снижается качество топливной смеси.

Читать еще:  Установка противотуманок тойота королла 120

На функционал лямбда-зонда может повлиять:

— дегерметизированный корпус датчика и как следствие проникновение внутрь воздуха и выхлопа

— повышение температуры в приборе из-за поломки в системе зажигания или непрофессионального тюнинга мотора

— внушительный срок эксплуатации

— блокировка рабочей поверхности прибора продуктами сгорания при некачественном горючем

— нарушения электропроводки и электросоединений

— удар по корпусу датчика с последующей поломкой внутренних элементов.

Этапы выхода из строя лямбда-зонда

Первым делом кислородный датчик прекращает нормально функционировать в повышенных режимах силового агрегата. На этом этапе электротехнические свойства мотора настолько падают, что лямбда-зонду не удается создать нужный сигнал. Холостые обороты дестабилизируются и начинают «плавать» в обширном диапазоне (300-600 об/мин). Внешне это выражается в подергиваниях авто, из-под капота раздаются хлопки, а на панели приборов загорается сигнал о неисправности мотора. Если снизить обороты двигателя, то тревожные симптомы исчезнут, но нужно обязательно обратить на них внимание.

Во вторую очередь кислородный датчик не работает на холодном моторе и заводится лишь при самой высокой температуре, а до этого ведет себя как при неисправной системе впуска или газораспределителя. То есть автомобиль дергается, если остановить подачу горючего, то резко замедляет ход, а мотор начинается греться свыше нормы.

Если автовладелец проигнорирует вышеперечисленные признаки, что лямбда-зонд выйдет из строя полностью. При таком исходе расход горючего взметнется на 10-15%, режим движения нарушится, а также увеличится токсичность выхлопных газов. В современных авто при неисправном кислородном датчике блокируются все действия водителя и авто переходит в аварийный режим.

Практически все автопроизводители заверяют, что отремонтировать кислородный датчик невозможно и спасет только полная замена этого прибора. Поэтому важно своевременно проводить диагностику, при которой выявится неисправный лямбда-зонд ,что спасет автомобиль от более существенной поломки.