Avtonova37.ru

Авто мастер
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реле электровентилятора системы охлаждения

Вентилятор охлаждения радиатора: надежное охлаждение двигателя в любых ситуациях

В жидкостной системе охлаждения двигателя тепло от теплоносителя отводится в атмосферу с помощью специального теплообменника — радиатора. Но очень часто возникают ситуации, когда радиатор не может эффективно отводить тепло, в этом случае на помощь приходит вентилятор охлаждения радиатора. Об этом важном компоненте системы охлаждения, его устройстве и работе читайте в этой статье.

Назначение вентилятора и его место в системе охлаждения двигателя

Двигатель внутреннего сгорания во время работы выделяет большое количества тепла, которое необходимо отводить, иначе силовой агрегат выйдет из строя. Эту задачу решает жидкостная система охлаждения двигателя — в ней в качестве рабочего тела используется вода или незамерзающая жидкость (антифриз), которая циркулирует в блоке цилиндров и в головке цилиндров. Жидкость отбирает тепло от двигателя, и, соответственно, сама нагревается, и теперь возникает необходимость забрать тепло от нее — эта задача решается с помощью радиатора.

Радиатор системы охлаждения двигателя располагается таким образом, чтобы во время движения автомобиля на него был направлен поток набегающего воздуха — это значительно ускоряет отдачу тепла от радиатора воздуху, а значит, быстрее охлаждает жидкость. Но автомобиль не всегда находится в движении, и в пробках или при длительной стоянке с заведенным двигателем тепло от радиатора отводится значительно хуже. Это чревато перегревом двигателя со всеми вытекающими последствиями. Такая же ситуация может возникнуть и при движении на малых скоростях, особенно знойным днем или в южных регионах.

Перегрев двигателя в подобных ситуациях предотвращает простое, но очень эффективное устройство — вентилятор, расположенный перед радиатором. Этот вентилятор, включаясь при достижении в системе охлаждения критической температуры во время стоянок, создает необходимый поток воздуха через радиатор, обеспечивает нормальный отвод тепла от него в атмосферу.

Вентилятор играет очень важную роль в автомобиле, но при этом имеет крайне простое устройство и принцип работы.

Устройство и виды вентилятора

1 — радиатор;
2 — пробка радиатора;
3 — вентилятор;
4 — электродвигатель вентилятора;
5 — кожух вентилятора;
6 — датчик включения электродвигателя вентилятора;
7 — сливная пробка радиатора;
8 — нижняя опора радиатора.

Конструктивно вентилятор охлаждения радиатора имеет крайне простое устройство. Обычно это узел, объединяющий три элемента:

— Крыльчатка с четырьмя и более лопастями (собственно, вентилятор);
— Привод вентилятора;
— Кожух.

Вентилятор располагается в центре кожуха, и вся эта конструкция монтируется на радиатор. Кожух формирует поток воздуха от вентилятора, препятствуя его рассеиванию. Кожух в работе вентилятора играет большую роль. Дело в том, что радиатор оказывает заметное сопротивление потоку воздуха, и если просто направить на него вентилятор, то некоторая часть воздуха отразится и обойдет радиатор стороной, и необходимое охлаждение не будет достигнуто.

Вращение вентилятора обеспечивает его привод, который может быть одного из трех видов:

— Механический;
— Гидромеханический;
— Электрический.

Механический привод очень прост, вращение вентилятора передается с помощью ременной передачи от коленчатого вала. Однако вентилятор в этом случае вращается всегда, когда заведен двигатель, что в некоторых ситуациях (особенно при запуске и прогреве холодного мотора) оказывает негативное воздействие. Поэтому на современных автомобилях этот способ не применяется.

Несколько более совершенен гидромеханический привод, в котором используется гидравлическая или вязкостная муфта. Гидравлическая муфта передает или отключает крутящий момент от коленчатого вала на вентилятор за счет изменения количества масла. В вязкостной муфте используется силиконовая жидкость, вязкость которой зависит от температуры — благодаря этому изменению температуры муфта включает или отключает привод вентилятора. Оба этих привода сегодня находят малое применение.

Наиболее современным, но в то же время простым и надежным является электрический привод. Вентилятор приводится во вращение простым электрическим двигателем, подключенным к бортовой электросети автомобиля. Благодаря электромеханической (в старых автомобилях) или электронной (в новых авто) системе управления вентилятор с электрическим приводом может включаться и выключаться при изменении температуры охлаждающей жидкости, вращаться с различными скоростями на разных режимах работы двигателя, и т.д.

Читать еще:  Gsm модуль для вебасто своими руками

Сегодня вентиляторы с электрическим приводом получили наибольшее применение, и в будущем вряд ли будут вытеснены другими решениями.

Принцип работы вентилятора

Вентилятор, являясь частью системы охлаждения двигателя, работает совместно с другими компонентами этой системы. Однако вентилятор включен и в другую систему, которая, в простейшем случае, состоит из трех компонентов:

— Двигатель вентилятора охлаждения;
— Датчик температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор;
— Реле включения вентилятора.

Принцип работы такой системы предельно прост: пока температура двигателя низкая, вентилятор не работает, но стоит охлаждающей жидкости достичь критической температуры, как тут же срабатывает датчик температуры, и реле включает вентилятор. При охлаждении мотора реле по команде с датчика снова выключает вентилятор.

Часто вместо одного используют два датчика температуры, установленных на входе и на выходе из радиатора, а момент включения и выключения вентилятора определяется по разности показаний обоих датчиков. А во многих современных автомобилях вентилятор управляется электронным блоком, который отслеживает не только температуру охлаждающей жидкости, но также и скорость вращения коленчатого вала, скорость воздушного потока, открытие дроссельной заслонки и т.д.

Интересно, что для повышения эффективности работы системы охлаждения в автомобиле предусмотрено сразу два вентилятора. Они могут работать как вместе, так и по отдельности, управление вентиляторами осуществляет электронный блок.

Также во многих автомобилях предусмотрена функция свободного выбега вентилятора: вентилятор по сигналу с блока управления включается после остановки двигателя, и работает некоторое время, обеспечивая лучшее охлаждение нагретого мотора при прекращении циркуляции охлаждающей жидкости.

Основные неисправности вентиляторов охлаждения радиатора

Вентилятор, несмотря на свою простоту и надежность, иногда может доставлять проблемы в результате тех или иных неисправностей. Наиболее часто приходится сталкиваться с тремя случаями некорректной работы вентилятора:

— Вентилятор не включается при прогреве двигателя;
— Вентилятор работает постоянно;
— Вентилятор включается слишком рано.

Наиболее опасна первая ситуация, так как это может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя. Обычно это происходит из-за повреждения цепей питания вентилятора и датчиков температуры, но нередко причиной становится и поломка электродвигателя. Чтобы выяснить причину, нужно провести несколько несложных действий:

— Тестером или простым пробником проверить цепь питания вентилятора, в этом случае будет легко выявить повреждение проводки или разъемов;
— Подключить вентилятор напрямую от аккумулятора — если он заработает, то причина в проводке или датчике температуры, если нет, то вышел из строя электродвигатель;
— Отключить и замкнуть провода, идущие на датчик температуры — если вентилятор начнет вращаться, то нужно заменить датчик.

В современных автомобилях с электронным управлением двигателя провести такую проверку не всегда возможно, но компьютер обязательно сообщит об ошибке, выдав ее код.

Постоянно работающий вентилятор может также говорить о выходе из строя датчика температуры, но нередко это случается из-за поломки реле (залипания контактов) или заклинивания термостата. В последнем случае термостат просто не будет пускать охлаждающую жидкость в радиатор (то есть, по большому кругу), поэтому выявить такую неисправность можно по холодному радиатору. Нередко термостат начинает работать при легком ударе по его корпусу, но чаще всего требуется его замена.

Если вентилятор включается слишком рано, то причиной тому опять же является датчик температуры. Хотя далеко не всегда рано включающийся вентилятор служит сигналом о поломке — обычно это не доставляет проблем и не мешает работе двигателя. Поэтому, если мотор нормально выходит на рабочий режим, то можно не беспокоиться.

Что делать, если вентилятор вышел из строя в поездке?

Иногда автовладельцы сталкиваются с выходом из строя вентилятора во время поездки, и не знают, что делать, ведь если продолжить движение, то можно просто-напросто вывести из строя весь двигатель. Но есть несколько простых приемов, которые помогут доехать до автосервиса с неработающим вентилятором.

Сначала нужно провести (по возможности) описанную выше проверку. Если это не помогло, то можно смело садиться в машину и продолжать движение, правда, со скоростью выше 60 км/ч — при такой скорости поток набегающего воздуха будет достаточен для охлаждения мотора. Для большей эффективности можно включить отопитель салона — так некоторая часть тепла будет принудительно отводиться от двигателя. Конечно, в этом случае можно забыть о комфорте в салоне, но целостность двигателя важнее.

Читать еще:  Что такое электронное зажигание на ваз

Если же во время движения мотор перегревается (стрелка температуры на приборной панели достигает красной отметки), то нужно остановиться, заглушить двигатель, открыть капот и просто подождать. Такими короткими перебежками можно добраться до ближайшего автосервиса и решить проблему.

Эксплуатация автомобиля

схема подсоединения вентилятора системы охлаждения через реле

Здраствуйте дорогие форумчане нужна схема подсоединения вентилятора системы охлаждения через реле, желательно цветную, сегодня поменял радиатор,обломило патрубок ,стоял принудительный решил от него избавится и поставить электрический,все поменял залил теперь вот встал вопрос как подсоеденить через реле,проводов штатных не оказалось,пришлось напрямую провода тянуть ,от»-» аккума к датчику,от датчика на»-» к вентелятору, а + напрямую от вентелятора к аккуму. вроде бы цепь получилась,но тут корешь сказал что надо через реле подсоединить потому что датчик может сгореть от скока напруги,а реле легче поменять чем датчик.От сюда вопрос куда мне впихнуть(подключить) реле он в блоке, надо блок снимать,кароче гемор,или оставить все как есть и не парится? Заранее спасибо!! ВАЗ 21053 1991г.в

Твой корешь правильно тебе сказал.на счёт подключения. Схемы у меня под рукой нет но объяснить могу ,это не сложно .Возьми обычное реле 4-х контактное ,оно от света или от сигнала , реле имеет обмотку с двумя клемами управления и две клемы с контактом ,который замыкает цепь вентилятора. Реле купи с ушком — его можно закрепить на крыле и ещё в каком удобном месте,что бы не болталось,и контакты ещё нужны—» мамы» с зажимами под провода. Вскрой аккуратно реле ,что бы разобраться ,какие контакты управления , а какие на замыкание. Там сразу будет видно, если найдёшь старое реле совдеповское годов 70-80-х ,то ещё лучше ,в них контакты толстые и крепкие ,а в современных сейчас экономят.Контакты управления, ( на магн.катушку идут,тоненькие) притягивают и замыкают контакты на вентилятор.Теперь найди надёжный «плюс » и от него кидай провод через контакты ,которые замыкает реле , т.е. плюс идёт на реле и пошёл на вентилятор..Здесь в этом случае возьми провода потолще. Потом от основного плюса проводом меньшей толщины кинь «плюс» на обмотку управления, а «минус» на обмотку управления прокинь через датчик на радиаторе .Т.е. провод с массы кидаешь на датчик , а после датчика на реле .. Есть маленькая хитрость ,основной плюс бери с той точки ,которая если ключ зажигания заберёшь ,будет обесточена .Таким макаром можно подлючать противотуманки и любое силовое оборудование .Удачи !

Реле выравнивает напряжение и убирает большую искру на контактах при переключении,тем самым спасает от сгорания контакты.И всё.На этом его функции заканчиваются. Znob всё правильно сказал.

Ага а еще оно предумано чтобы провода не плавились. Факт. Как работает реле ты тоже незнаеш.

Не знаю.Только в патриоте галогенки с проводкой через отдельную кнопку и 2 реле по схеме(ближний-дальний)сам себе установил и работают несколько месяцев нормально.

Слыш,умник,не лезь ко мне.Изза таких как ТЫ люди не хотят отвечать на вопросы и общаться. А потом такие как ТЫ 3.14здят,что форум здох и все умерли и молчат.Иди нах.

не кипятитесь-приехали ко мне, на неделе люди сказали -купили сигналы надо через реле-мы купили-как присоеденить и реле подают старое. (в магазине дали) на самом деле в монтажном блоке надо перемычечку вынуть и всавить реле-все уже предусмотренно. в общем и релюшка не та . и продавцы не видя всучили что попало. здесь смотреть надо. возможно из той оперы операция

Газель бизнес реле вентилятора охлаждения

Тем кто решил поменять электромуфту вентилятора на электровентилятор, может пригодится (мотор ЗМЗ 405.22).

Читать еще:  Как правильно прокачивать газомаслянные амортизаторы

Под капотом находим реле включения электромуфты и снимаем его совсем, на это место устанавливаем новое реле стартера (любое мощное реле 12В 100А). Из старой колодки реле вытаскиваем два провода 85, 86 и вставляем их в новую колодку на теже места. Далее я поменял блок силовых предохранителей на новый (40А, 60Ах2, 90А). Провод для электровентилятора брал 4 квадрата (идет от предохранителя до реле, от реле до вентилятора и от вентилятора на массу), на вентиляторе провода припаивал и изолировал в термоусадкой. Включение вентилятора происходит при 93°t, а выключение при 90°t. Проблем с включением выключением за два года ни разу не было.Вот и все!

Реле системы управления двигате­лем установлены в моторном отсеке.

Реле системы управления двигателем:

1 – главное реле; 2 – реле электромагнит­ной муфты включения вентилятора сис­темы охлаждения; 3 – реле топливного насоса; 4 – реле стартера

Перед заменой реле отключаем ак­кумуляторную батарею.

Отключайте аккумуляторную батарею только после того, как будет выключено зажигание.

Отсоединяем колодку проводов от главного реле системы управле­ния двигателем.

Головкой «на 10» отворачиваем гай­ку.

Устанавливаем главное реле систе­мы управления двигателем в обрат­ной последовательности.

Реле топливного насоса и электро­магнитной муфты включения вен­тилятора системы охлаждения снимаем аналогично.

К системе управления двигателем относятся три плавких предохра­нителя, расположенных в салоне в верхнем блоке предохранителей. Порядок замены всех предохраните­лей одинаков.

Нажав на фиксатор.

. снимаем крышку блоков предох­ранителей.

Перед заменой предохрани­теля отключите аккумулятор­ную батарею.

Прежде чем установить новый предохранитель взамен перего­ревшего, выясните и устраните причину перегорания.

Не используйте предохраните­ли увеличенного номинала или самодельные – это может при­вести к выходу из строя систе­мы управления двигателем.

Советы для автомобилистов

На автомобилях Газель вентилятор системы охлаждения двигателя должен включаться при достижении температуры охлаждающей жидкости в пределах 98-99 градусов по Цельсию. Пока эта температура не будет достигнута, даже исправный вентилятор будет находиться в отключенном состоянии.

Если, охлаждающая жидкость достигает этой температуры (чаще всего это происходит в городских пробках в летнее время), а вентилятор не включается, то для поиска неисправности водителю придётся проверить предохранитель, защищающий эту электрическую цепь. Он находится в монтажном блоке под капотом автомобиля Газель. Если предохранитель перегорел, то придётся искать короткое замыкание в этой электрической цепи.

А если предохранитель цел, тогда Вам потребуется пара проводов для проверки работоспособности вентилятора, путём подачи напряжения с клемм аккумуляторной батареи (АКБ) на штекерный разъём электродвигателя. Если не знаете, какой контакт разъёма подсоединять на плюс, а какой на минус АКБ, то ничего страшного в этом нет. Неправильная полярность просто приведёт к вращению якоря электродвигателя вентилятора в противоположную сторону, в случаях, когда он исправен.

А если электродвигатель неисправен, то вал якоря не будет вращаться ни в одну из сторон. Тогда придётся проверить состояние щёток коллектора на предмет их предельного износа или зависания. Также причиной отказа электродвигателя вентилятора может стать короткое замыкание в его обмотках.

Обязательно обратите внимание на состояние клемм штекерной колодки электродвигателя вентилятора. Если обнаружите их подгорание, то необходимо снять реле вентилятора, которое стоит рядом с монтажным блоком, найти выходящий из-под колодки реле чёрный провод и проверить в каком состоянии находится его противоположный конец, которой соединяется с массой автомобиля. Бывают случаи, когда краска кузова под контактом массы не зачищена, а это также приводит к отказу включения вентилятора.

Ещё одной причиной отказа вентилятора системы охлаждения может стать неисправность датчика температуры, который подаёт сигнал в ЭБУ, а он в свою очередь управляет замыканием контактов реле вентилятора. Место расположения датчика зависит от того, какой двигатель стоит на Газели. А на Газелях с двигателем УМЗ-4216 применяется другая схема охлаждения радиатора потоком воздуха, так как там стоит вентилятор с электромагнитной муфтой включения, приводимый во вращение со шкива коленвала при помощи ремённой передачи. Но и он к сожалению часто «глючит».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector