Avtonova37.ru

Авто мастер
98 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип работы датчика уровня охлаждающей жидкости

Датчик уровня охлаждающей жидкости

Система охлаждения двигателя

Любой водитель, как начинающий, так и опытный, прекрасно знает, что самый важный элемент любого автомобиля – это двигатель. Без двигателя ни один автомобиль не поедет. Так как мотор работает с горючими веществами, он подвержен выделению большого количества теплоты. Тепло, полученное от сгоревшего топлива, пагубно влияет на состояние механизмов двигателя и может привести к их преждевременному выходу из строя.

Для исключения перегрева двигателя, в них применяются замкнутые системы охлаждения, которые представляют собой систему патрубков и каналов. В этой системе перемещается охлаждающая жидкость, которая получает тепло от двигателя и охлаждается в радиаторе. После этого, она возвращается обратно в двигатель, и цикл продолжается на протяжении всей работы установки.

Для избавления от избыточного давления в системе охлаждения предусмотрен расширительный бачок. При увеличении температуры охлаждающей жидкости, давление, газ, полученный в результате избыточного давления, выходит через отверстие в расширительном бачке.

Второе назначение этого бачка заключается в контроле уровня охлаждающей жидкости. Именно в нем и устанавливается датчик уровня охлаждающей жидкости.

Устройство и принцип действия датчика ВАЗ

Датчик устанавливается в расширительном бачке и имеет следующую структуру. В его основе лежит специальный контакт – геркон. На языке электриков, геркон – это контакт, который помещен в герметичную оболочку. Он изготавливается из специального материала, имеющего ярко выраженные ферромагнитные свойства, чаще всего, в роли такого материала применяется пермаллоевая проволока. Также, это устройство имеет специальные пружинные контакты.

При повышении или понижении уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, изменяется магнитное поле, пружинные контакты соприкасаются и замыкают электрическую цепь. При снижении уровня охлаждающей жидкости, напряженность магнитного поля геркона падает и под действием пружин контакты возвращаются в исходное положение. Таким образом, повышение или понижение уровня, замыкает специальные контакты, которые выполняют следующие функции в электрической цепи:

  1. Переключения.
  2. Замыкание.
  3. Размыкание.

Независимо от функции, срабатывает цепь, которая включает специальную лампу на панели приборов. В настоящее время, данная лампа срабатывает при понижении уровня охлаждающей жидкости, то есть, контакты разомкнулись, включилась цепь лампы. А при их соприкосновении, цепь отключается и лампа гаснет.

Как проверить уровень охлаждающей жидкости?

Водители редко надеются на показания датчика. Опытные автолюбители контролируют уровень при помощи визуального осмотра расширительного бачка. Нормальный уровень охлаждающей жидкости при непрогретом моторе должен находиться между отметками «max» и «min». В процессе повышения температуры до номинальных (рабочих) отметок допускается незначительное повышение уровня антифриза.

В процессе движения, если произошла утечка охлаждающей жидкости, водитель может об этом и не узнать. Ведь никто не будет останавливаться через определенные промежутки дороги, и осматривать расширительный бачок. В этом случае, датчик сделает всю работу за водителя.

Если произойдет утечка охлаждающей жидкости или понижение ее уровня, ниже минимальной отметки, датчик сработает и водитель, с помощью специальной лампы, узнает о необходимости остановиться и выяснить причину понижения уровня ОЖ. Таким образом, достигается своевременное оповещение и профилактика перегрева двигателя.

Неисправности, ремонт и замена датчика уровня охлаждающей жидкости

Применение датчика существенно упростило процесс контроля уровня охлаждающей жидкости. Но что делать, если датчик вышел из строя?

К сожалению, данное явление абсолютно непредсказуемо, именно поэтому полагаться на датчик можно, только если он новый. Периодичность замены датчика определяется водителем, исходя из опыта эксплуатации. Важно своевременно проводить эту процедуру, до того, как он выйдет из строя. Этим вы продлите жизнь двигателю и избавите себя от постоянных осмотров расширительного бачка.

Определить неисправность геркона можно только одним способом – лампа не загорается при понижении уровня охлаждающей жидкости. В отличительных случаях может не срабатывать лампа, или неисправность кроется в проводке. Однако, если вы уверены в работоспособности последних двух элементов, то это значит, что геркон пора менять.

Как поменять датчик охлаждающей жидкости

1. Откройте капот и отсоедините клемму аккумулятора.

2. Демонтируйте с наружного разъема датчика штекер с проводами и открутите датчик.

Многие руководства подразумевают слив охлаждающей жидкости. В этой операции нет необходимости, поскольку данное действие никоим образом не влияет на процесс замены элемента. Именно поэтому, сливание ОЖ нецелесообразно и лишь увеличивает время проведения работ.

3. Установите новый датчик и закрутите его крышку крепления. Подключите штекер с проводами к его разъему.

4. Подсоедините клемму аккумулятора.

На этом замена датчика уровня охлаждающей жидкости завершена. Как вы заметили, это совсем не сложная процедура и выполняется без помощи специалистов автосервиса.

Читать еще:  Калина глохнет на холодном двигателе

Поплавковые и герконовые датчики уровня охлаждающей жидкости

Для контроля работы механизмов и систем автомобиля требуются специальные устройства. Одним из основных подобных приборов является датчик уровня жидкости.

Разновидности

Герконовый датчик уровня охлаждающей жидкости – это устройство, которое необходимо для измерения охлаждающей жидкости в расширительном бачке или другой емкости (ПМП-066, ДРУ-1ПМ и прочие). Принципиально контактный датчик представляет собой геркон с сопротивлением до 3300 Ом. Конструкция прибора представляет собой корпус, пластмассовый поплавок и магнитное кольцо. Его еще называют датчик-реле уровня жидкости (RSF).

Фото — поплавковый датчик ДРУ

Также устройство имеет два контакта, которые в зависимости от уровня жидкости замыкаются и размыкаются. Контакты подключены к монитору, выведенному на приборную панель. При нарушении работу системы, сразу же подается сигнал на этот дисплей. В зависимости от типа Вашего автомобиля, это может быть механический циферблат (ВАЗ-2101, МАЗ) или электронный монитор (Форд Фокус, Kia, Opel Passat, Audi, Mercedes, БМВ, Мазда, Вольво).

В быту часто используются электродные датчики уровня жидкости в котле ДУЖЭ, ДУЖ, ДУ-200. Они необходимы для контроля работы котельного оборудования и его настройки. В промышленности необходимы различные индуктивные датчики, которые измеряют уровень электропроводящих жидкостей. Схема их подключения выглядит следующим образом:

Фото — схема подключения индуктивного датчика

Любые датчики омывателя, топлива, охлаждающей жидкости делятся на пороговые и линейные:

  1. Охлаждающий сигнализатор в автомобиле – это зачастую дискретный магнитный двухпозиционный датчик типа KSL-35 или LFL (BMW, Ford, Rio, Опель Астра и Пассат, Приора, Ауди, Киа, Мерседес);
  2. Ультразвуковой датчик уровня предельного давления жидкости в резервуаре – это в большинстве случаев, линейный измеритель (сигнализатор аварийного уровня Siemens и т. д.).

Менее распространены вибрационный и гидростатический датчики. Они в основном нужны для измерения уровня давления жидкости.

Принцип действия и измерения

В основном в автомобиле используются поплавковые датчики уровня жидкости. В момент, когда охлаждающая жидкость находится на нормальном уровне, магнитное кольцо воздействует на геркон (это магнитный переключатель, оснащенный контактами). В этот момент контакты датчика размыкаются, сопротивление находится в пределах 3300 Ом. Когда уровень омывающей жидкости падает, то поплавок вместе с магнитом опускается до уровня геркона, и тот замыкается контакты датчика. В этот момент раздается сигнал на приборной панели, контакты которой замыкаются на массе.

Фото — показания датчика

При этом кондуктометрические датчики и прочие измерительные устройства охлаждающей жидкости опрашиваются блоком управления каждую секунду. В случае неисправности измерителя или во время недостаточного сопротивления, для определения уровня не хватает данных.

Фото — датчик уровня топлива

Диагностика и ремонт

Проверить работоспособность датчика довольно просто. В большинстве случаев, система при его неисправности сразу же оповещает при помощи светового сигнала на приборной панели. Типичные признаки неисправности датчика температуры и уровня охлаждающей жидкости:

  1. Атипичное положение механического указателя или определенные коды при автоматическом контроле автомобиля;
  2. Перебои в работы двигателе на холостом ходу;
  3. Невозможность завести мотор;
  4. При работе горит радиатор;
  5. Громкие, необычные звуки двигателя при работе.

Емкостные датчики уровня жидкости расположены перед выходом на баке с топливом, иногда он стоит на его входе. Если вовремя не заметить неполадок в его работе, то машина начнет потреблять больше топлива, перегреваться, перестанет работать.

Если проблема заключается в том, что геркон стал пропускать топливо — нужно заменить его. Для этого Вы можете купить специальную деталь для датчика уровня жидкости (продается в ОВЕН-Авто или прочих магазинах) либо поменять эту пластину на пластмассовую. С таким аналоговым устройством работа автомобиля станет более тихой и надежной.

  1. Вам понадобятся выпрямительные диоды. Берете ненужные детали и очень осторожно спиливаете с них верхнюю колбу, получается трубчатое соединение;
  2. Далее, нужно тонким сверлом 1,5 мм проделать отверстие в корпусе трубчатого вывода;
  3. Взять проволоку и продеть её в трубочку из фторопласта, толщина которой соответствует диаметру отверстия, в нашем случае – это 1,5 мм;
  4. Один вывод провода нужно запаять, а второй заклеить клеем, чтобы образовалась петля как на фото; Фото — как сделать датчик своими руками
  5. При необходимости можно увеличить размер внутреннего проводника.

После датчики такого типа соединяются со схемой и подключаются к индикатору. Для этого можно использовать стрелочный циферблат или специальный монитор. Такой прибор подойдет для контроля уровня воды насоса или бачка. Можно в емкости установить два и более устройства.

Датчик-гидросигнализатор: основа управления и сигнализации гидросистем

В современных автомобилях, тракторах и другой технике широко используются различные гидравлические системы. Важную роль в работе этих систем играют датчики-гидросигнализаторы — все об этих устройствах, их существующих типах, конструкции и работе, а также о выборе и замене датчиков читайте в статье.

Что такое датчик-гидросигнализатор?

Датчик-гидросигнализатор (датчик-реле, датчик-сигнализатор уровня жидкости) — элемент электронных систем управления, контроля и индикации гидравлических систем транспортных средств; пороговый датчик, подающий сигнал на индикатор или исполнительный элемент (элементы) при достижении жидкостью заранее установленного порогового уровня.

В любом транспортном средстве присутствует несколько гидравлических систем и компонентов: силовые гидросистемы (в грузовых автомобилях, тракторах и различной технике), системы смазки и охлаждения силового агрегата, система питания, омыватели стекол, ГУР и другие. В одних системах уровень жидкости необходимо отслеживать постоянно (как в топливном баке), а в других необходимо лишь получать информацию о наличии или отсутствии жидкости, либо о преодолении жидкостью определенного уровня (его превышения или падения). Первая задача решается датчиками уровня непрерывного действия, а для второй используются датчики гидросигнализаторы (ДГС) или датчики-сигнализаторы уровня жидкости.

ДГС устанавливаются в расширительных бачках, картере двигателя и других элементах гидросистем. При достижении жидкостью определенного уровня происходит срабатывание датчика, он замыкает или размыкает цепь, обеспечивая включение/отключение индикатора на приборной панели (например, индикатора падения уровня масла), либо включение/отключение исполнительных устройств — насосов, приводов и других, обеспечивающих изменение уровня жидкости или изменение режима работы всей гидравлической системы. Именно поэтому ДГС часто называют датчиками-сигнализаторами и датчиками-реле.

На современной автотракторной технике используется большое разнообразие датчиков-гидросигнализаторов — о них следует рассказать подробнее.

Типы и характеристики датчиков-гидросигнализаторов


Датчика-гидросигнализатор с металлическим щупом


Схема поплавкового датчика с подвижным контактом


Схема герконового датчика с магнитным поплавком

Существующие сегодня датчики делятся на несколько типов по физическому принципу работу, рабочей среде (типу жидкости) и ее характеристикам, нормальному положению контактов, способу подключения и электрическим характеристикам.

По физическому принципу работы автомобильные ДГС делятся на две группы:

Датчики кондуктометрического типа предназначены для работы с электропроводящими жидкостями (главным образом — водой и охлаждающими жидкостями). Эти ДГС измеряют электрическое сопротивление между сигнальным и общим (земляным) электродами, и при резком снижении сопротивления подает сигнал на индикатор или исполнительное устройство. Кондуктометрический датчик состоит из металлического щупа (обычно изготавливается из нержавеющей стали) и электронной схемы (в нее входят генератор импульсов и усилитель сигнала). Щуп выполняет функции первого электрода, функции второго электрода возлагаются на саму емкость с жидкостью (если она металлическая) или проложенную по дну или стенкам емкости металлическую полосу. Работает кондуктометрический датчик просто: когда уровень жидкости находится ниже щупа, электрическое сопротивление стремится к бесконечности — на выходе датчика отсутствует сигнал, либо присутствует сигнал о низком уровне жидкости; когда жидкость достигает щупа датчика, сопротивление резко падает (жидкость проводит ток) — на выходе датчика сигнал изменяется на противоположный.

Читать еще:  Подогрев масла зимой в двигателе

Поплавковые датчики могут работать с любыми типам жидкостей — как с проводящими, так и с непроводящими. Основу такого датчика составляет поплавок той или иной конструкции, связанный с контактной группой. Датчик располагается на предельном уровне, который может достигать жидкость при нормальной работе системы, и при достижении жидкостью этого уровня посылает сигнал на индикатор или исполнительное устройство.

Поплавковые датчики бывают двух основных типов:

  • С поплавком, связанным с подвижным контактом контактной группы;
  • С магнитным поплавком и герконом.

ДГС первого типа наиболее просты по конструкции: их основу составляет поплавок в виде пластикового щупа или полого латунного цилиндра, связанного с подвижным контактом контактной группы. При подъеме уровня жидкости поплавок поднимается и в определенный момент происходит замыкание или, напротив, размыкание контактов.

Датчики второго типа имеют чуть более сложную конструкцию: их основу составляет полый стержень с расположенным внутри герконом (магнитным выключателем), вдоль оси которого может двигаться кольцевой поплавок с постоянным магнитом. Изменение уровня жидкости заставляет поплавок двигаться вдоль оси, и при прохождении магнита мимо геркона происходит замыкание или размыкание его контактов.

По типу рабочей среды автомобильные датчики-гидросигнализаторы делятся на четыре основных типа:

  • Для работы в воде;
  • Для работы в антифризах;
  • Для работы в масле;
  • Для работы в топливе (бензине или дизельном топливе).

ДГС для различных сред отличаются используемыми материалами, а поплавковые датчики — еще и размерами поплавков для обеспечения достаточной подъемной силы в средах различной плотности.

По нормальному положению контактов датчики делятся на две группы:

  • С нормально разомкнутыми контактами;
  • С нормально замкнутыми контактами.

Датчики могут иметь различные способы подключения к электросистеме: вынесенные разъемы с ножевыми контактами, интегрированные разъемы с ножевыми контактами и интегрированные разъемы байонетного типа. Обычно автомобильные ДГС имеют четыре контакта: два для питания («плюс» и «минус»), один сигнальный и один калибровочный.

Из основных характеристик датчиков нужно выделить напряжение питания (12 или 24 В), время задержки срабатывания (от мгновенного срабатывания до задержки в несколько секунд), рабочий диапазон температур, ток потребления, крепежная резьба и размер шестигранника под ключ.

Конструкция и особенности автомобильных датчиков-гидросигнализаторов

Все современные автомобильные ДГС имеют принципиально одинаковую конструкцию. Их основу составляет латунный корпус, на наружной части которого расположена резьба и шестигранник под ключ. Внутри корпуса находится чувствительный элемент (щуп-поплавок или стальной щуп), контактная группа и плата с усилительной/генераторной схемой. В верхней части датчика располагается электрический разъем или жгут электрических проводов с разъемом на конце.

Датчик монтируется в бачок или иной элемент гидравлической системы с помощью резьбы через уплотнительное кольцо (прокладку). С помощью разъема датчик подключается к электросистеме автомобиля.

В транспортном средстве может быть до пяти и более датчиков-гидросигнализаторов, которые осуществляют функции контроля уровня топлива, охлаждающей жидкости, масла в двигателе, жидкости в гидравлической системе, жидкости в гудроусилителе руля и т.д.

Как правильно выбора и заменить датчик-гидросигнализатор

Датчики-сигнализаторы уровня жидкости важны для нормального функционирования отдельных систем и транспортного средства в целом. О поломке ДГС свидетельствуют различные признаки — ложные срабатывания индикаторов или исполнительных устройств (включение или отключение насосов и т.д.), либо, напротив, отсутствие сигнала на индикаторе или исполнительных устройствах. Чтобы избежать серьезных неисправностей, датчик следует как можно скорее заменить.

На замену необходимо брать датчики только тех типов и моделей, что рекомендованы автопроизводителем. ДГС должны иметь определенные размеры и электрические характеристики, при монтаже датчика другого типа возможно нарушение работы системы. Замена датчика выполняется согласно инструкции по ремонту транспортного средства. Обычно эта работа сводится к отключению датчика, его выворачиванию с помощью ключа и установке нового датчика. Обязательно следует очистить место установки датчика от загрязнений, а при монтаже использовать уплотнительное кольцо (обычно идет в комплекте). В отдельных случаях может потребоваться слив жидкости из устройства.

После установки некоторые датчики требуют выполнения калибровки, процесс которой описан в соответствующих инструкциях.

При правильном выборе и замене датчика-гидросигнализатора любая связанная с ним система будет нормально функционировать, обеспечивая надежную и безопасную эксплуатацию транспортного средства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×