Avtonova37.ru

Авто мастер
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Размеры шариков в подшипниках таблица

Размеры шариков в подшипниках таблица

ГОСТ 3722-81
(СТ СЭВ 1990-79)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Rolling bearings. Balls.
Specifications

Дата введения 1983-07-01

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17 апреля 1981 г. N 2013

Проверен в 1987 г. Постановлением Госстандарта СССР от 17.12.87 N 4583 срок действия продлен до 01.07.93*
_______________

* Ограничение срока действия снято постановлением Госстандарта России от 27.0792 N 781. (ИУС N 10, 1992 г.). — Примечание «КОДЕКС».

ВЗАМЕН ГОСТ 3722-60

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 1990 г.

Настоящий стандарт распространяется на шарики, применяемые в подшипниках качения, и в виде отдельных деталей.

Термины, обозначения и пояснения к ним приведены в приложении 1.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1990-79.

1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1.1. Размеры и масса шариков должны соответствовать значениям, указанным в табл.1.

1. Размеры номинальных диаметров шариков в миллиметрах, указанные в скобках, не рекомендуются к применению.

2. Размеры номинальных диаметров шариков в дюймах даны для справок.

1.2. Условное обозначение шариков, применяемых в виде отдельных деталей, должно состоять из номинального диаметра в миллиметрах, степени точности и обозначения настоящего стандарта.

Условное обозначение шариков, применяемых в подшипниках качения, дополняется буквой Н, проставляемой перед обозначением номинального диаметра.

Условное обозначение шариков, не сортируемых по диаметру, дополняется буквой Б перед обозначением номинального диаметра.

Примеры условных обозначений шариков, применяемых в виде отдельных деталей, номинальным диаметром 5,8 мм степени точности 10:

Шарик 5,8-10 ГОСТ 3722-81

То же, шариков, применяемых в подшипниках качения, номинальным диаметром 3,969 мм степени точности 5:

Шарик Н 3,969-5 ГОСТ 3722-81

То же, шариков, не сортируемых по диаметру, номинальным диаметром 9,525 мм степени точности 100:

Шарик Б 9,525-100 ГОСТ 3722-81

1.3. По заказу потребителя допускается изготовление шариков размерами, отличающимися от указанных в табл.1, при обеспечении остальных требований настоящего стандарта.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Шарики должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Шарики должны быть изготовлены из стали по ГОСТ 801-78 и ГОСТ 4727-83. По заказу потребителя допускается изготовление шариков из других марок сталей.

2.4. Устанавливается 10 степеней точности шариков, обозначаемых в порядке снижения точности цифрами: 3; 5; 10; 16; 20; 28; 40; 60; 100; 200.

2.5. Отклонение среднего диаметра, разноразмерность шариков по диаметру в партии, непостоянство единичного диаметра, отклонение от сферической формы (без учета волнистости) и шероховатость поверхности не должны превышать значений, указанных в табл.2.

1. Значения шероховатости установлены для шариков 3-й степени точности всех диаметров; для шариков остальных степеней точности при мм.

2. По заказу потребителя допускается изготавливать шарики, применяемые в виде отдельных деталей, с предельными отклонениями, отличающимися от указанных в табл.2.

2.6. Отклонения среднего диаметра шариков всех степеней точности, применяемых в подшипниках качения, приведены в табл.3.

2.7. Шарики не должны иметь трещин, коррозии, а также шлифовочных отжигов в виде пятен вторичной закалки и вторичного отпуска.

Не допускаются забоины, раковины, вмятины и риски, видимые невооруженным глазом с нормальным уровнем зрения при освещении 300 лк с расстояния 0,5 м, а также следы обезуглероживания, выявленные методом холодного травления или дефектоскопии.

2.8. Шарики должны быть размагничены.

2.9. Шарики диаметром от 3 до 45 мм должны выдерживать испытание на разрушающую нагрузку.

Разрушающие нагрузки при испытании шариков должны быть не менее указанных в табл.4 для приведенных в ней диаметров; для шариков с другими номинальными диаметрами разрушающие нагрузки должны быть не менее устанавливаемых в приложении 2.

Разрушающая нагрузка, Н (кгс), не менее

2.10. Шарики диаметром более 45 мм должны выдерживать испытание на сжатие. Испытательная нагрузка при сжатии и изменение диаметра шарика под действием этой нагрузки в зависимости от размера шарика должна соответствовать значениям, указанным в табл.5.

Разность в размерах диаметров, измеренных до и после сжатия, мкм, не более

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Для проверки соответствия шариков требованиям настоящего стандарта следует проводить приемочный контроль.

3.2. При приемочном контроле шарики проверяют на соответствие:

п.2.2 — 0,03% от партии (для шариков диаметром до 45 мм — не менее 5 шт. и не более 10 шт.);

для шариков диаметром свыше 45 мм — не менее 2 шт. и не более 5 шт.;

пп.2.4 и 2.6 — 0,1% от партии, но не менее 5 шт. и не более 50 шт.;

п.2.7 — 0,03% от партии, но не менее 5 шт. и не более 50 шт.;

табл.4 — 3 шт. от партии.

3.3. При несоответствии шариков хотя бы одному требованию настоящего стандарта проводят повторный контроль удвоенного количества шариков, взятых из той же партии, по тем же параметрам.

Результаты повторного контроля распространяются на всю партию.

4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

4.1. Качество термической обработки шариков проверяют по твердости.

4.2. Твердость шариков диаметром от 5 мм и более контролируется по ГОСТ 9013-59 на приборе Роквелла, шкала С, путем вдавливания алмазного конуса в сферическую поверхность. Действительная твердость шариков диаметром от 5 до 15,1 мм определяется с учетом поправки на искажающее влияние кривизны контролируемой поверхности по табл.6.

Примечание. Действительная твердость шариков, номинальные размеры которых не приведены в табл.6, определяется путем интерполяции.

Читать еще:  Электрическая схема ваз 21099 карбюратор высокая панель

4.3. Твердость шариков диаметром менее 5 мм проверяется по виду излома на соответствие эталону.

4.4. Твердость шариков диаметром от 5 до 10 мм проверяется в трех точках, а более 10 мм — в пяти точках.

4.5. Средний диаметр и непостоянство диаметра измеряют при вращении шарика.

Допускается проводить измерение среднего диаметра и непостоянство единичного диаметра шариков степеней точности 3 и 5 всех диаметров и шариков номинальных диаметров мм остальных степеней точности без вращения, но не менее чем в трех произвольных положениях.

4.6. Измерение отклонения от сферичности шариков проводят на приборе, показывающем действительные значения.

При проверке на кругломере измерения следует проводить не менее чем в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Полученные результаты не должны превышать значений, указанных в табл.2.

Допускается контроль сферичности проводить в призме. Полученные результаты измерения не должны быть более указанных в табл.2 настоящего стандарта.

В случае разногласий при определении отклонений от сферичности арбитражным методом является проверка на приборе, показывающем действительные значения.

4.7. Выявление пятен вторичной закалки и вторичного отпуска производят методом холодного травления в растворе азотной кислоты.

После травления на шариках не должно быть четко очерченных пятен вторичной закалки или вторичного отпуска.

4.8. Испытание шариков на разрушение проводят по приведенной на чертеже схеме.

4.9. Испытание шариков на сжатие проводят между стальными подушками твердостью со сферическими углублениями. Сфера углубления очерчивается радиусом, равным диаметра шарика. Время выдержки 30 с. Шарики должны подвергаться сжатию в трех взаимно перпендикулярных направлениях. Испытание на сжатие проводят перед окончательной механической обработкой шариков.

4.10. Шероховатость поверхности шариков контролируется измерением на приборах. Допускается контролировать шероховатость путем сравнения с рабочими образцами.

4.11. Контроль забоин, вмятин и рисок проводят невооруженным глазом при рассеянном свете путем сравнения с образцами.

5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Для защиты от коррозии шарики должны быть подвергнуты консервации и храниться в условиях, соответствующих ГОСТ 9.014-78.

Допускается по требованию потребителя применение способов консервации и условий хранения, не предусмотренных ГОСТ 9.014-78.

5.2. Шарики одной партии, кроме предназначенных для собственного производства после консервации упаковывают в коробки из картона, выстланные парафинированной бумагой или полиэтиленовой пленкой, или коробки из пластмассы, а затем в ящики по ГОСТ 16148-79. Допускается применение других видов транспортной тары, обеспечивающих сохранность внутренней упаковки, не допускающих попадание внутрь капельно-жидкой влаги и не выделяющих коррозионно-активных веществ,

Ящики должны быть выстланы изнутри битумной бумагой по ГОСТ 515-77 или полимерной пленкой по ГОСТ 16272-79, ГОСТ 10354-82 или другими материалами (бумага, пленка и др.), обеспечивающими сохранность шариков.

5.3. Шарики массой более 1,3 кг после консервации завертывают во влагонепроницаемый материал и упаковывают в индивидуальные коробки.

Шарики диаметром до 1,5 мм после консервации упаковывают в пробирки из пластмассы, а затем в коробки. Допускается упаковывать в одну коробку пробирки и в один ящик коробки с шариками одного номинального диаметра, одной степени точности, но с разными отклонениями среднего диаметра шариков.

Шарики диаметром свыше 20 мм допускается упаковывать в ящики без коробок.

Укладка шариков в коробку или пробирку должна быть плотной, чтобы при транспортировании они не перемещались.

5.4. Масса ящика с упакованными шариками не должна превышать 50 кг. Ящики после забивки должны быть ошинованы стальной полоской.

5.7. Укладка коробок в ящик должна быть плотной, исключающей их перемещение при транспортировании.

Пустоты в ящике должны быть заполнены бумагой пли отходами картона.

5.8. В каждый ящик должен быть вложен паспорт, в котором указывают:

наименование или товарный знак предприятия-изготовителя:

условное обозначение шариков;

массу или число шариков;

дату консервации (месяц, год);

штамп технического контроля предприятия-изготовителя.

5.9. Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на ярлык или непосредственно на ящик в соответствии с ГОСТ 14192-77.

Дополнительно следует указывать:

наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

условное обозначение шариков;

число или массу шариков;

манипуляционные знаки: «Осторожно, хрупкое!» «Боится сырости» по ГОСТ 14192-77.

5.10. Шарики следует транспортировать средствами, обеспечивающими их сохранность и защиту от атмосферных осадков. Допускается перевозка шариков в пакетах из ящиков, уложенных по определенной схеме на поддоне или без него, обтянутых металлической лентой или другим материалом, обеспечивающим неизменность формы пакета при транспортировании.

5.11. У потребителя шарики должны храниться на складе только в упаковке предприятия-изготовителя. Помещение склада должно иметь постоянную температуру (20±5) °С и относительную влажность не более 70%.

6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие шариков требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

6.2. Гарантийный срок хранения шариков — 24 месяца с момента изготовления.

Размеры шариков подшипников шариковых

Способы изготовления

Существует несколько способов получения шаров. Процесс не из простых, требует наличия профессионального оборудования. Речь идет и о литье (производство чугунных моделей) и о придании формы нарубленной проволоке, используя пресс. Последнюю рубят из бухты стальной нити, дальше они обтесываются с помощью матриц с двух сторон, пока шарик не станет сферическим и не будет определенных припусков.

Прессование бывает, как горячее, так и холодное. Проволока направляется на пресс с выемкой в основании (диаметром схожей с размерами шара). Одновременно по окантовке изделия образуется обод, в дальнейшем удаляющийся при работе на обдирном станке.

Читать еще:  Где расположен датчик наружной температуры

Дальше шары отправляются на термическую обработку, которая и помогает им получить требуемую твердость. В независимости от способа производства, шарики требуют шлифовки до желаемых параметров (с точностью в десять микрон от требуемой). Изделия иногда дополнительно покрывают слоем нержавейки или они могут быть полностью сделаны из нержавеющей проволоки.

Важно, чтобы форма каждого шара в подшипнике была идеально круглой. Без этого плавное скольжение невозможно, даже 1 микрон на любом из шаров способен помешать функциональности всего механизма.

Каждый этап контролируется: и размеры, и характеристики. Дальше шары отправляются в упаковочный отдел, а оттуда – готовятся к продаже или ждут в сборочной части, чтобы стать элементом полноценного изделия.

Материалы

ГОСТ 3722-81 допускает получение конструктивных подшипниковых элементов из хромоуглеродной стали разновидности ШХ15. Когда покупателю требуется шар с другими характеристиками (в частности, твердости), из других материалов, он выпускается в индивидуальном порядке. Используют ШХ4, 95Х18,12Х18, и др.

Для процесса обязательно применение высококачественной проволоки из стали. Речь идет о хромистой или молибденово-кремниевой стали.

Малоуглеродистая сталь нужна для получения охотничьей дроби или для изделий особого назначения, приветствуется применение тугоплавкой стали: латуни, алюминия, меди, и других полиамидных и полимерных материалов.

Крайне интересны последние исследования, которые позволили получить инновационную синтетическую основу – нитрид кремния. Эта синтетическая керамика являет собой отдельный тип, характеризующейся самоусилением.

Сферы применения

Большая часть готовых шаров отправляется на сборку подшипников разного назначения, но нередко изделия нужны в качестве самостоятельного товара: в них нуждаются стержни обычных шариковых ручек, а еще – дезодоранты.

Шары из стали незаменимы, когда изготавливаются подшипники качения и линейной работы, в дробеструйной технологии, шаровых мельницах, производстве станков, для прочих направлений сельскохозяйственной, автомобильной, военной и прочих промышленностей.

Шарики из подшипников, для изготовления которых идет качественная хромистая сталь, применяются во всех машиностроительных разновидностях и в получении товаров народного потребления. Например, изделия из нержавейки – машиностроение, производство электроники, медицина (клапаны дозирующего оборудования), из молибденово-кремниевой стали – долота для бурения и турбобуры.

Элементы из стали с малым количеством углерода чаще задействуют, создавая боеприпасы с экологически безопасной дробью, пневматические 4.5-калиберные пули шарного типа. Полимеры и керамика – как элементы клапанов высокого давления, способных выдержать сложные условия работы, в разных автомобильных узлах.

Размеры и другие характеристики шариков подшипников

На протяжении столетий человечество использует такие изделия, как шариковые подшипники. В древние времена они имели примитивный вид. В наши же дни эти изделия были усовершенствованы. В большинстве машин, оборудовании и узлах применяют шариковые подшипники.

История возникновения

Подшипник — деталь, которая была изобретена достаточно давно. К эпохе каменного века относятся первые находки, которые можно рассматривать в качестве прототипов современных шариковых подшипников. В то время древний человек уже имел навыки сверления отверстий в камне. Благодаря им и был создан первый подшипник скольжения. В качестве предшественников современного роликового подшипника в древние времена выступали деревянные бревна, которые люди использовали для перемещения тяжелых грузов. Активно они использовались в Древнем Египте, где с их помощью тяжелые камни перемещали на место строительства пирамид.

В 330 году до нашей эры был изобретён первый прототип подшипника качения. Он был придуман Диадом – инженером, жившим во времена древней Греции. Опоры качения в своих изобретениях использовал Леонардо да Винчи. Приближенные к современным образцам подшипники из металла появились в 1785 году. Родиной их изобретения принято считать Англию. Только в конце 19 века началось массовое производство шариковых подшипников. Во многом этому поспособствовало внедрение абразивной обработки.

Если говорить о переломном моменте в истории этих изделий, то таковым является 1853 год. Именно в то время инженер Фридрих Фишер сконструировал первый подшипниковый велосипед. Через некоторое время в 20-е годы XIX века роликовые подшипники получили широкое применение. Несколько десятилетий спустя появились игольчатые и конические подшипники.

Классификация подшипников

В настоящее время под подшипниками принято понимать детали разного диаметра и размера, изготовленные из металла, которые представляют собой составляющие части опоры, обеспечивающие поддержание различных подвижных конструкций. Если говорить об основной функции шарикового подшипника, то она заключается в передаче от движущегося узла на другие элементы конструкции нагрузки с меньшим сопротивлением.

В настоящий момент существует несколько разновидностей этих изделий, различающихся между собой принципами работы. На основании этого критерия их принято подразделять на следующие типы:

  • качения;
  • скольжения;
  • газодинамические;
  • динамические;
  • магнитные.

В машиностроительной отрасли наибольшее распространение получили два типа этих изделий:

Далее мы подробно рассмотрим, какое устройство имеет шариковый подшипник качения.

Говоря о его конструкции необходимо отметить два кольца, выступающие основными элементами. Кроме того, составляющей частью таких изделий являются тело качения и сепаратор. Отметим, что в некоторых подшипников сепаратор отсутствует.

Подшипники качения разного диаметра и размера, которые лишены сепаратора, отличается высокой грузоподъемностью. Однако они имеют невысокие скоростные характеристики. Дорожки для качения в таких изделиях располагаются на торцевой поверхности кольца, а также внутри него. При работе изделий по ним происходит движение тела качения.

Читать еще:  Моторный отсек шевроле нива

Классификация подшипников качения

Подшипники качения можно классифицировать на несколько видов. На основании такого параметра, как вид качения эти изделия разделяются на шариковые и роликовые.

По такому критерию, как воспринимаемые нагрузки эти изделия разделяются на следующие виды:

По такому параметру, как количество рядов качения, эти изделия разделяются на:

Государственный стандарт разделяет эти изделия на 11 типов. Важными характеристиками являются наружный и внутренний диаметр, толщина. Большое значение имеет качество изготовления, поскольку от этого зависит КПД машины, работоспособность и продолжительность срока эксплуатации. На современных машинах в настоящее время чаще всего устанавливаются контактные изделия, а наряду с ними и бесконтактные подшипники разного диаметра и размера.

Основные виды изделий

Шариковые подшипники радиального вида представляют собой деталь, отличающуюся широким спектром применения. Их можно использовать в условиях, в которых применять упорные модификации нет возможности. Эти изделия рассчитаны на радиальную нагрузку. Кроме того, они в состоянии воспринимать и осевые нагрузки небольшой величины. Одной из их особенностей являются хорошие скоростные показатели. Однако перекосов валов они не выдерживают. Помимо этого, они имеют невысокую нагрузочную способность. Если говорить о лидерах по производству этих изделий, то таковыми являются компании из Швеции и Японии.

Упорный шариковый подшипник — эти изделия определенного диаметра, рассчитанные на работу при осевой нагрузке. Радиальную нагрузку этот вид шариковых подшипников не выносит. Для них характерны высокие скоростные качества, однако нагрузоспособность у них довольно низкая.

Подшипник упорного вида однорядный

Одна из их особенностей таких изделий состоит в том, что их можно эксплуатировать при незначительных нагрузках и невысоких оборотах. Государственный стандарт подразделяет эту разновидность изделий на одинарные и двойные.

Радиальные упорные по своему устройству схожи с радиальными. Основное отличие этих изделий состоит в том, что работать они должны одновременно и с осевой, и с радиальной нагрузкой. Если эти условия не будут выполняться, то такие изделия невозможно будет эксплуатировать. При использовании они обеспечивают хорошую скорость.

Необходимо сказать, что эти изделия могут объединяться в дуплексы и триплексы. Это обеспечивает им возможность выдерживать осевую и радиальную нагрузку одновременно. Такая разновидность широко применяется в производстве станков и в сфере автомобилестроения.

Подшипники радиальные двухрядные

В 1907 году был изобретен этот тип изделий. Изобретателем этой разновидности изделия стал Свен Вингквист. Позднее он стал основателем и главой шведской компании SKF. Благодаря его изобретению появилась возможность передавать всю мощность от одной паровой машины к ткацким станкам, расположенным в цехе. В основе созданного инженером изобретения лежал шариковый подшипник. Однако изделие имело определенные отличия. Основное состояло в том, что у него была сферическая поверхность, расположенная на внешнем кольце. Это обеспечивает возможность его функционирования приливов. За счет этого он мог работать при изгибе и перекосе валов.

Сферический шариковый подшипник

Для продукции этого вида характерна высокая степень восприимчивости к радиальным нагрузкам. Кроме того, такой продукт, который мог быть определенного диаметра, в состоянии выдерживать только незначительные осевые нагрузки. Название этих изделий связано с наличием на их внутренней поверхности наружного кольца, имеющего сферическую поверхность. Обработанная по сфере дорожка качения обеспечивает возможность изделию самоустанавливаться. Применять эти изделия можно в узлах, оснащенных нежесткими валами.

Изготовление и цены

Изготовление таких продуктов, как шариковые подшипники представляет собой довольно сложный технологический процесс. Он включает несколько этапов. Самым сложным можно считать изготовление самих шариков.

Первый этап — штамповка заготовок. Для их формирования используется стальная проволока. После этого заготовки проходят обкатку, для того чтобы придать им шарообразную форму и определенный диаметр.

Второй этап — обработка шариков до закалки. Во время этого этапа происходит абразивная обработка шариков. После этого отгалтованные шарики подвергаются термической обработке.

Шлифовка шариков — заключительный этап производства. Эта процедура выполняется на шлифовальном станке. Когда операция завершена, готовые изделия отправляют на промывку. После этого производится их контроль. Далее выполняется сортировка по селекционным группам в зависимости от диаметра с последующей упаковкой.

Потребность в шариковых подшипниках разного диаметра сегодня достаточно высока. У потребителей, которые заинтересованы в их приобретении, конечно же, возникает вопрос, касаемо их стоимости. Необходимо сказать, что цена шариковых подшипников может быть разной. Она варьируется в диапазоне от 19 до 6,5 тысяч рублей. На цену изделия оказывает влияние марка подшипника, диаметр и фирма-изготовитель.

Заключение

Шариковые подшипники — востребованная продукция. Ее использование в машинах и оборудовании обеспечивает высокий КПД его работы. Кроме этого, применение этих изделий определенного диаметра позволяет уменьшить сопротивление и другие нагрузки при работе машин и механизмов. На рынке предлагается большой выбор различных видов шариковых подшипников. У каждого из них имеется свое назначение. Назначение, марка, диаметр и производитель этих изделий также оказывает влияние на цену подобной продукции.

Нужно понимать, что, если вы выбираете продукцию малоизвестной компании необходимого диаметра по низкой цене, то качество у изделий будет невысоким. Если вы хотите эксплуатировать свое оборудование и машины без особых проблем, то при выборе шарикоподшипников определенного диаметра следует отдавать предпочтение в пользу продукции компании, которая давно работает на рынке и имеет хорошую репутацию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector